Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: В Ташкенте прошел Седьмой Фестиваль видео-арта
2008-04-05 12:41 Наталия Хон (Ташкент)

В ташкентском музее кино 1 апреля прошел Седьмой Фестиваль видео-арта. Художественным руководителем и организатором сего события является режиссер Олег Карпов. На вопрос «Что же такое видео-арт?» он ответил «второй заповедью» видео-арта: «Это кино, вспомнившее, что оно когда-то было искусством».


Видео-арт обязан своим появлением изобретению в 1963 году первой мобильной видеокамеры и связан с именем американского режиссера Нам Джун Пайка. Интерес к этому жанру в Узбекистане появился в 2004-м году благодаря фестивалю в Казахстане, на который были приглашены и наши молодые режиссеры, а также программе «Сакральные места Центральной Азии». А в апреле 2007 года состоялся первый фестиваль видео-арта, названный «попыткой». С тех пор прошло еще шесть подобных мероприятий.

На Седьмой фестиваль было представлено четырнадцать работ, которые вызвали у публики эмоциональные дебаты и столкновения: «Великолепная десятка» и «25-й кадр» Дмитрия Донского, «Мастер и Маргарита» Аркадия Кабулова, «День грома» и «Янтра пестрых гор» Андрея Кудряшова, «БеZБашни» Виктора Павлова, дипломная работа Дильбека Тураева «Неаполитанский залив», «Сон Терминатора» Дмитрия Ахунбабаева, «Похитители» Умиды Ахмедовой и Олега Карпова, «Loneliness» Георгия Саркисова, «Судьба» Шавката Шарипова, «Lepper Lord» Ивана Маслова, «Mare Nostrum» Алексея Улько, «Contemporary art» Александра Барковского.

Особо жаркие споры возникли вокруг видео-работ Ивана Маслова «Lepper Lord» и Виктора Павлова «БеZБашни». Первое видео рассказало о социал-националистической идее Адольфа Гитлера и представлении его личности как героя, имеющего связь с магическими силами. Автор утверждает, что и сам имеет отношение к арийским корням, в нем, мол, течет и славянская кровь, и узбекская. Однако, думается, что художник очень сильно заблуждается, поскольку если бы Гитлер дошел до Средней Азии, он бы не спросил его предков, зороастрийцы они или нет. Он не понимает, что идея об избранности и чистоте расы нужна была фашистскому лидеру лишь для того, чтобы завоевать мир.

Согласно последней, десятой, заповеди видео-арта – «Хотите спорить, спорьте фильмами» – сразу после этого Маслова был прокручен ролик Дмитрия Донского «25-й кадр», посвященный жертвам фашизма.

Стоит отметить, что если у того же Ивана Маслова был все-таки видео-арт, то последняя часть термина, обозначающего данный жанр, полностью отсутствовала в фильме «БеZБашни». Это была съемка домашнего видео. Ребята хотели показать мир таким, каков он есть и каким его видит молодежь. А это, по мнению автора, - мир порнографии, безумных поступков, людей с лишенным чувством юмора, тупости и неприметности. В принципе, работа могла бы получиться, если бы авторы немного потрудились. Ведь любое искусство предполагает мастерство, а там, где его нет, есть дилетантство.

Интересной показалась работа дебютанта фестиваля Георгия Саркисова - «Loneliness». Избитая тема одиночества предстала перед зрителями в оригинальном видении автора и затронула каждого присутствующего в зале. Вспомнилась фраза писателя Сигизмунда Кржижановского о том, что «между Я и Мы – большие ямы».

Андрей Кудряшов представил слайд-шоу из очень интересных фотоснимков. Но все-таки надо делать некоторое различие между показом фотографий в установленной временной последовательности и видео-артом. Хотя момент спорный, как утверждает Олег Карпов.

Что касается видео Александра Барковского «Contemporary art» (современное искусство), в нем автор стебается над недетерминированными смыслами в видео-арте, на протяжении всего ролика задавая вопрос «В чем концепция вашего видео?». На самом деле в современном искусстве много мусора, творчества, которое не подводит к какому-либо эстетическому обобщению. Уж слишком часто мы сталкиваемся с эгоистичностью авторов, понимающих только себя в своем сомнительном искусстве, и не заботящихся о том, поймут ли их другие.

Профессиональный интерес вызвала работа Олега Карпова и Умиды Ахмедовой «Похитители» - как хорошее документальное видео.

Что же касается фестиваля в целом, то многие из работ были «сырыми», некоторые не входили в формат жанра «видео-арт», как, например, «Неаполитанский залив» - художественный короткометражный фильм Дильбека Тураева, достаточно заштампованный, но представляющий интерес как ученическая работа.

В заключение хотелось бы заметить, что фестиваль неплохо разбить на два или три дня, поскольку большой объем программы трудно охватить в один вечер. А также пожелать некоторым участникам: «Создавайте смелый и искренний ВИДЕО-АРТ. Шутки шутками, а никому из вас, наверное, не хотелось бы впоследствии прослыть слюнявым дилетантом».

Кыргызстан: На крупнейшем в столице рынке произошел пожар
2008-04-05 13:53 ИА Фергана.Ру

Как сообщает РИА Новости, на крупнейшем бишкекском вещевом рынке «Джунхай-Дордой» в здании оптового торгового центра произошел крупный пожар.

Пожар начался около девяти часов утра в субботу. Пламя быстро распространилось по этажам, охватив пламенем около 600 квадратных метров площади здания.

На тушении пожара было задействовано более десяти пожарных машин. По данным спасателей, пока за медпомощью обратились два человека: с ожогами госпитализирован гражданин Китая, пострадал также один из пожарных. Другими сведениями о пострадавших спасатели пока не располагают.

Пожар на бишкекском рынке. Фото с сайта Diesel.elcat.kg
Пожар на бишкекском рынке. Фото с сайта Diesel.elcat.kg


В избранное