Когда-то давно для того чтобы показать программу нужно было ехать к заказчику с дискетами и презентацией, с рекламной листовкой или брошюркой. Нынешнему поколению трудно понять коммуникации доинтернетовской эпохи. Собирались базы данных адресов предприятий, рассылались сотни-тысячи писем, раздавались листовки на выставках. Сейчас что-то упростилось, что-то умерло за ненадобностью. Поездки по швейным предприятиям, разговоры с преподавателями учебных заведений, чаепития с конструкторами – все сократилось до минимума. Мы дано уже практически не общаемся лично с покупателями ни до продажи ни после продажи. С частными пользователя еще сложней – их десятки-сотни тысяч и эпизодическое общение происходит только при первом заказе (а вы не обманываете меня, вы пришлете выкройки, а как заказать) или при возникновении проблем. И то разговор сводится к тому, что дается рекомендация «напишите номер файла-заказа-емайл по электронной почте». Общение проходит больше в соцсетях, дзене. Форумы как способ общения постепенно отмирают, хотя для узких специализированных вопросов им пока равных нет.
Но у такого прогресса есть и обратная сторона – расширение круга общения снижает средний уровень образования. Если общаясь тет-а-тет с каким-нибудь профессором ты представляешь его уровень знания и можешь говорить с ним на его языке, то при попытке общения с 10 тыс подписчиков ты не знаешь кто тебя читает. И заумные слова и теории просто повисают в воздухе, так и не найдя отклика среди читающих. Более того, есть и недовольные тем что им такое чтение кажется скучным (обычно советую отписаться-заблокировать, чтобы человек сам себя не раздражал чтением). Но не смотря на сложности нынешнее положение вещей гораздо лучше того, что было 20-30 лет назад. Жить стало лучше, жить стало веселее.