Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Фонд <<Династия>> признали <<иностранным агентом>>



Фонд «Династия» признали «иностранным агентом»
2015-05-25 20:33 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Министерство включило организации в реестр «иностранных агентов» после проверки, в ходе которой специалисты ведомства обнаружили доказательства, что упомянутые организации имеют «признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». О каких признаках идет речь, не уточняется.

Фонд «Династия» может прекратить работу после того, как организацию признают «иностранным агентом», сообщил 25 мая журналист Александр Невзоров. Основатель фонда Дмитрий Зимин в интервью «Снобу» сообщил, что информация Невзорова «может быть близка к истине».

«Фонд "Династия" оказался единственным фондом в России, который не получает деньги, а дает их. И никогда в жизни я не получал столько благодарственных отзывов, мне никогда не говорили "спасибо" так часто, как сейчас. И вдруг наш фонд оказался якобы иностранным агентом. Конечно, мы им никогда на были и не будем, уж скорее закроемся», — заявил Дмитрий Зимин.

«Иностранным агентом» могут признать некоммерческую организацию, которую спонсируют из-за рубежа, и которая занимается политической деятельностью. В «Династии» говорят, что единственный иностранный источник финансирования — это зарубежные счета Зимина, а единственная политическая деятельность организации — это поддержка фонда «Либеральная миссия» Евгения Ясина, которые посвящены книгоизданию и семинарам по экономике.

Фонд «Династия» основан в 2002 году Дмитрием Зиминым. Организация поддерживает проекты в области образования и науки.



Муфтий Москвы призвал разрешить многоженство для мусульман
2015-05-25 18:58 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Есть очень много условий, которые необходимо соблюсти, и, к сожалению, в современном мире часто встречаются перегибы, когда человек вроде бы хочет создать семью, но к этому не готов», — рассказал муфтий.

В России ежегодно заключают сотни вторых браков, уверен Аляутдинов. «Возможно, десятки, возможно, сотни, но далеко не тысячи. Среди коренного населения России подобных браков единицы. Каждая ситуация индивидуальна», — отметил глава Духовного управления мусульман.

Чаще других во вторые браки вступают люди, которые приезжают в Россию на заработки, оставляя на родине жену и детей. «И та семья, которая находится там (на родине), понимает, что муж их полностью содержит, и дает свое одобрение на то, чтобы он создал в Москве семью», — говорит муфтий.

Обычно вторые браки заключают по требованию одиноких женщин, которые не хотят «вступить в грех», отметил Аляутдинов. «В рамках законов ислама она пытается создать хоть какую-то, но семью», — пояснил муфтий.

Тему многоженства начали широко обсуждать после свадьбы начальника Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуда Гучигова и 17-летней чеченки Хеды-Луизы Гойлабиевой. В конце апреля «Новая газета» сообщала, что Гучигов собирается силой сделать Гойлабиеву второй женой, официально не регистрируя отношения. Однако 16 мая, когда состоялась свадьба полицейского и девушки, в их паспорта поставили штампы о регистрации.

После свадьбы руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов призвал легализовать многоженство. «Хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать», — сказал Даудов.



Итоги дня: 25 мая
2015-05-25 18:32

Новости

Новость дня

Рамзан Кадыров снимется во втором фильме за год вместе с «мировыми звездами первой величины», — сообщает инстаграм президента Чечни. Про режиссера ничего не известно, кроме того, что он «автор знаменитых голливудских фильмов».

Скандал дня

И снова о Кадырове. Жители Чечни ежемесячно платят деньги в Фонд имени Ахмата Кадырова, перечисляя в него от 10 до 50 процентов своего дохода, сообщается в фильме «Семья», который выпустила общественная организация «Открытая Россия». Теперь мы знаем, на чьи деньги снимается фильм с «мировыми звездами первой величины».

Цифра дня 

217 — столько людей казнили боевики «Исламского государства» за последние 10 дней по данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека.

Твит дня

No words to add to this night view. pic.twitter.com/mZUSv9RvVP

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 24 мая 2015

Астронавт МКС Терри Уэйн Вертс снял на видео ночные виды Земли. Его твит собрал больше четырех тысяч репостов. Вертс публикует видео и фотографии почти каждый день.

Глупость дня

Теннисист Михаил Южный самоустранился с первого круга «Ролан Гаррос» — одного из четырех главных теннисных турниров. Южный ударил себя 11 раз ракеткой по голове в наказание за проигрыш первых двух сетов (2:6; 1:6), а затем отказался продолжить игру из-за травмы.

Цитата дня

Владимир Познер, журналист: «Достаточно посмотреть новости на федеральных телеканалах, чтобы убедиться, что они все одинаковые. По-настоящему независимых СМИ у нас не существует. Сегодня в России нет журналистики как профессии».

Обещание дня

Дмитрий Рогозин обещает создать к зиме государственную корпорацию «Роскосмос», которая за 2-3 года решит проблемы космической отрасли в стране. Кстати, вот отличный материал Юлии Дудкиной «Россия в космосе» — про малую часть этих проблем.

Герой дня

Герои сегодняшнего дня и всех прошедших выходных — байкеры, дежурившие возле московской больницы №20. Благодаря их действиям, водитель BMW, сбивший мотоциклиста, признал вину и не смог покинуть больницу.

Погода на завтра

Завтра вторник, в Москве будет жарко и солнечно. Жители города впервые пройдутся по улице Высоцкого (уже официально, но еще без табличек), а те, кто любит Высоцкого, могут отметить день рождение Ленни Кравица — ему исполняется 51 год. Остальные же могут запасаться попкорном и ждать развития истории с дуэлью Хирурга — Чалого: последний вроде слился, но шансы на экшн еще есть.



Кадыров снялся в фильме голливудского режиссера
2015-05-25 18:21 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

В коротком видеоролике показано, как Кадыров бежит с автоматом в руках и стреляет в воздух. Главу республики то ли преследуют, то ли сопровождают камуфлированные джипы с номерами 95 региона (Чечня).

Скоро на экранах ваших телевизоров и в кинотеатрах смотрите фильм "КТО НЕ ПОНЯЛ, ТОТ ПОЙМЁТ" Это остросюжетная картина, в которой после продолжительных переговоров, я согласился на роль главного героя. Отдельные сцены уже сняты. Режиссером является автор знаменитых голливудских фильмов. Также в фильме заняты мировые звезды первой величины Авторы уверены, что картина будет иметь огромный успех #Кадыров #Россия #Чечня #Фильм

Видео опубликовано Аллах Велик!!! (@kadyrov_95)

«Это остросюжетная картина, в которой после продолжительных переговоров, я согласился на роль главного героя», — рассказал глава Чечни. По его словам, в ленте снимались «мировые звезды первой величины», а режиссером выступил «автор знаменитых голливудских фильмов». Кадыров не уточнил имя создателя киноленты.

Пока что режиссер снял несколько сцен фильма. Когда зрители увидят картину, пока неизвестно, по словам Кадырова, фильм «скоро» выйдет на экранах кинотеатров.

Глава Чечни в сентябре 2014 года сыграл главную роль в короткометражном игровом фильме «Волшебный гребень». Вместе с Кадыровым в съемках участвовали актеры чеченских театров, артисты танцевальных ансамблей, а также бойцы СОБР «Терек», которых привлекли как массовку.



Генпрокуратуру попросили закрыть Amnesty International и «Мемориал»
2015-05-25 17:55 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Депутат попросил прокуратуру проверить, угрожают ли организации «основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства». Если это подтвердится, говорит депутат, то Генпрокуратуре следует «принять меры прокурорского реагирования».

«Закон о нежелательных организациях принят. Я посчитал, что, наверно, эти организации стоит проверить, возможно, там есть признаки, по которым они могут быть признаны нежелательными. Пусть генпрокурор решает», — рассказал Золочевский, комментируя запрос в прокуратуру.

Автор закона о «нежелательных» организациях, депутат от «Справедливой России» Александр Тарнавский говорит, что под действие закона подпадают организации, которые работают по заказу спецслужб, действуют из неприязни к России или хотят «скупить Россию по дешевке». По словам Тарнавского, любую организацию можно проверить по новому закону, однако для этого нужно серьезное обоснование. Депутат считает, что в случае с пятью упомянутыми организациями таких оснований нет.

Президент Владимир Путин подписал закон о «нежелательных» организациях в субботу, 23 мая. «Нежелательной» могут признать организацию, которая угрожает «основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства». Если организацию внесут в реестр «нежелательных», то ее региональные отделения закроют, счета заморозят, а руководителей и сотрудников привлекут к ответственности.



Астронавт на МКС снял на видео ночные виды Земли
2015-05-25 17:37 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

На записи видно, как Международная космическая станция проносится над Землей на скорости 17 тысяч километров в час. На видео показано звездное небо и святящиеся города.

No words to add to this night view. pic.twitter.com/mZUSv9RvVP

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 24 мая 2015

Терри Вертс публикует видео и фотографии, сделанные на МКС, практически ежедневно. Однако особое внимание он получил после того, как 24 мая разместил снимок звездного неба и солнца. Эту фотографию ретвитнули более пяти тысяч раз, хотя обычно снимки астронавта собирали несколько сотен ретвитов.

The view of our Galaxy from space. pic.twitter.com/AUUkrz6EgY

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 24 мая 2015

I wish I’d been two minutes quicker with the camera. We were right above this and surrounded by green! #spa... https://t.co/vmRapt3f9B

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 13 мая 2015

Watch for the awesome high altitude purple plume #aurora ray created from red atomic oxygen + blue ionized nitrogen. pic.twitter.com/H5mrOZiCGC

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 24 мая 2015

...and more intense lighting storms near the Ozarks region. Rain sure beats drought, right? #SpaceVine https://t.co/FdVcM100zc

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 23 мая 2015

Night flight coast-to-coast over Saudi Arabia… #SpaceVine https://t.co/nUYZi7yvmD

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 23 мая 2015

…and a flight directly over the west coast of Saudi Arabia. #SpaceVine https://t.co/oQGM5y9V8s

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 23 мая 2015

Терри Вертс находится на МКС с ноября 2014 года. Он собирался вернуться на Землю 13 мая, однако возвращение экспедиции отложили до июня после потери грузового корабля «Прогресс». «Я очень рад остаться», — заявил астронавт, когда узнал, что остается еще на месяц.

Транспортный корабль «Прогресс» неудачно запустили к МКС 28 апреля. После отделения от ракеты-носителя «Союз» прогремел взрыв, после которого «Прогресс» оказался выше заданной орбиты. При этом специалисты с Земли не смогли наладить связь с кораблем. В мае «Прогресс» сгорел в плотных слоях атмосферы.

First visible moonset of the new #Moon. Just a few seconds after sunset, as seen from south of Africa. pic.twitter.com/bQUXlIQEBY

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 18 мая 2015

This reddish brownish layer of our atmosphere is facinating- it's made of O and OH and is only seen in certain areas. pic.twitter.com/i2KV4CWEPk

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 18 мая 2015

Озеро Байкал - самое большое пресноводное озеро в мире. Изумительно красивая часть Сибири. pic.twitter.com/1zNExBrK9x

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 15 мая 2015

Дальний Восток России и северный Китай - среди самых примечательных рельефов Земли pic.twitter.com/Oz3jq4hSU7

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 14 мая 2015

Lots of colors in western #India, here is #Mumbai and #Ahmadabad, with #Delhi in the far distance. pic.twitter.com/y8K2TTT1en

— Terry W. Virts (@AstroTerry) 14 мая 2015



Бизнесмен Зимин прокомментировал закрытие фонда «Династия»
2015-05-25 16:40 dear.editor@snob.ru (Юлия Дудкина)

Новости

«Фонд "Династия" оказался единственным фондом в России, который не получает деньги, а дает их. И никогда в жизни я не получал столько благодарственных отзывов, мне никогда не говорили "спасибо" так часто, как сейчас. И вдруг наш фонд оказался якобы иностранным агентом. Конечно, мы им никогда на были и не будем, уж скорее закроемся», — рассказал Зимин корреспонденту «Сноба» в понедельник, 25 мая.

Дмитрий Зимин говорит, что информация о закрытии фонда, которую распространил журналист Александр Невзоров, «может быть близка к истине». Предприниматель воздержался о более конкретных комментариев и отметил, что не может «однозначно подтвердить» новости о закрытии. «Мы скоро опубликуем на этот счет официальное сообщение», — добавил он.

Журналист Александр Невзоров 25 мая сообщил «Эху Москвы», что Зимин собирается закрыть фонд, который поддерживал проекты в области образования и науки. «Могу с уверенностью сказать, что Зимин закроет фонд "Династия", потому что он оскорблен», — рассказал Невзоров.

Дмитрий Зимин, как рассказал Невзоров, ежегодно направлял со своих счетов по 10 миллионов долларов «в просвещение этой страны». «И его вдруг объявляют нежелательной организацией, иностранным агентом. Ну а как это еще воспринимать. Конечно, он оскорблен», — сказал Невзоров. Он добавил, что не представляет, на каком уровне должны извиниться, чтобы Зимин отказался закрывать «Династию».

Министерство юстиции после проверки фонда «Династия» решило внести его в реестр «иностранных агентов», сообщила газета «Ведомости» 7 мая. Минюст установил, что фонд получает деньги от российских и иностранных организаций, а также занимается политической деятельностью.

В фонде «Династия» говорили, что единственные зарубежные поступления — это иностранные счета Дмитрия Зимина, а единственная политическая деятельность — это поддержка проектов фонда «Либеральная миссия» Евгения Ясина, которые посвязены книгоизданию и семинарам по экономике.

Основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин создал фонд «Династвия» в 2002 году. Организация поддерживает образовательные и научные проекты в России. В 2014-м бюджет фонда составил 352 миллиона рублей, в 2015 году планировалось выделить 435 миллионов.



Единороссы проиграли выборы в самом западном городе России
2015-05-25 15:20 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

12 из 15 мест в городском совете заняли самовыдвиженцы, еще три депутатских кресла поделили представители «Справедливой России», «Патриотов России» и КПРФ, сообщается на сайте «ГАС-выборы». Кандидаты от ЛДПР, как и единороссы, не попали в парламент Балтийска.

Досрочные выборы в городской совет Балтийска прошли в воскресенье, 24 мая. Всего в них участвовали 75 кандидатов, из них 30 шли как самовыдвиженцы, 15 — от «Единой России», 14 — от ЛДПР, 9 — от КПРФ, по трое — от «Патриотов России» и «Справедливой России», а один человек — от «Коммунистов России».

Балтийск — это бывший немецкий город Пиллау. Он находится в 49 километрах от Калининграда на берегу Балтийского моря. Балтийск считается самым западным городом России. В нем живет 33 тысячи человек.



На Таганке появится улица Высоцкого
2015-05-25 15:02 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Официально двум тупикам присвоят имя Высоцкого после того, как правительство Москвы вынесет такое постановление, рассказал вице-мэр города и глава комиссии по наименованию улиц Леонид Печатников.

Верхний и Нижний Таганский тупики после перестройки слились в одну улицу, которая начинается возле Верхней Радищевской улицы и возле нее же заканчивается. Тупики находятся рядом с Театром на Таганке, в котором служил Высоцкий.

Назвать в честь Высоцкого улицу в Москве в апреле 2015 года во время «прямой линии» с Владимиром Путиным предложил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Он посчитал, что в честь Высоцкого можно переименовать Марксистскую улицу на Таганке.

Президент России, комментируя предложение Венедиктова, сказал, что «безусловно, Владимир Семенович всем своим творчеством, конечно, заслужил, чтобы увековечили его имя, память о нем».



Познер заявил о смерти журналистики в России
2015-05-25 14:50 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Я пока еще работаю, хотя, возможно, после этого выступления не буду работать», — сказал в начале речи Владимир Познер.

Любые отношения СМИ и государства должен регулировать закон о СМИ, однако в России этого нет, заявил Познер. По его словам, издания, которых контролирует государство, зависимы от властей, а потому их стоит расценивать как «инструменты влияния и государственной пропаганды».

«Достаточно посмотреть новости на федеральных телеканалах, чтобы убедиться, что они все одинаковые», — подчеркнул журналист.

Подконтрольные государству СМИ, по мнению Познера, занимаются тем, что формируют общественное мнение, которое хочет видеть власть. По словам телеведущего, в годы Советского Союза таких работников СМИ называли «солдатами идеологического фронта».

«Сегодня в России на пальцах одной руки, максимум двух можно посчитать, сколько есть реальных независимых СМИ», — сказал Познер.

Журналист считает, что радио «Эхо Москвы» является «псевдонезависимым», потому что 65 процентов акций издания принадлежат холдингу «Газпром-Медиа». «То есть если бы государство не допускало того, что происходит на "Эхе Москвы", этого бы не было», — сказал Познер.

«В этом смысле по-настоящему независимых СМИ у нас не существует. Сегодня нет журналистики в России как профессии, есть журналисты», — заявил Познер. Он уверен, что, если государство захочет закрыть независимые издания, то сделает это.

Владимир Познер также рассказал о внутренней цензуре на «Первом канале», где выходит его программа. По словам телеведущего, он не может пригласить людей, которые «представляют несомненный интерес». «Я очень хотел пригласить Немцова, много раз просил. Но теперь уже точно не смогу», — добавил Познер.



Александр Невзоров:  Особо опасное мышление. Из истории фриков
2015-05-25 14:48 dear.editor@snob.ru (Александр Невзоров)

Колонки

Макс Борн еще в 1968 году хладнокровно отметил, что «наука разрушает этический фундамент цивилизации». Будем надеяться, что Борн прав и дело именно так и обстоит. Плохо лишь то, что наука разрушает этот негодный фундамент слишком медленно.

Вспомним, что «этика», как, впрочем, и все прочие «красивые» понятия, предназначена для придуманного существа, не имеющего ничего общего с реальным человеком. Когда данный «фундамент» создавался, homo еще ничего не знал о самом себе. И, уж разумеется, не ожидал, что из «венца творения» он будет скоро разжалован в сообразительное, но очень агрессивное животное, навсегда обреченное таскать в себе свойства всей предшествующей ему эволюционной цепочки.

Гуманисты наивно удивляются абсолютной неспособности этики всерьез влиять на поведение человека. Но в этом нет ничего странного. Та этика, что была придумана для правнуков Адама, непригодна для потомков диметродона.

Как мы видим на примерах прошлого, ставка на этот фиктивный «этический фундамент» непременно приводила к очередному конфузу: по самому пустяковому поводу homo снова и снова заваливал планету трупами, насиловал, разрушал и калечил, существенно тормозя развитие своего вида. Затем он делал передышку и вновь предавался любимой забаве. Впрочем, как мы знаем, и само мастерство трупотворения, воплощенное в культе солдафонов и военной героике, тоже является существенной частью «этического фундамента».

По множеству причин его разрушение, подмеченное Борном, идет недопустимо медленно. Особых надежд на скорое и эффективное его уничтожение, разумеется, нет. По всей вероятности, прежде чем наука разгромит эту фальшивку и на смену ей будет создана какая-нибудь новая основа для поведения, более подходящая реальному homo, люди трижды успеют захлебнуться в собственном гное.

Почему?

Прежде всего по причине весьма неспешного развития самой науки. Эта неспешность имеет много причин. В первую очередь это, конечно, весьма ограниченные возможности мозга человека и та «деменция», которую homo унаследовал у прямых предков, миллионы лет являвшихся обычными стайными животными-падальщиками.

Тормозит развитие науки и культура, почти целиком основанная на нарциссическом культе «венца творения».

Еще одной существенной причиной является тот факт, что свободомыслие нигде не преследуется с такой яростью, как в академической среде, а реальные движители науки немедленно получают клеймо «фриков».

Всякому пришедшему в «мир науки» гораздо комфортнее встроиться в марширующие колонны до́центов, выучить их корпоративные кричалки и всю жизнь покорно «считать свои ракушки». Эта серенькая судьба незавидна, но она полностью страхует от самых страшных обвинений — в занятиях «лженаукой» и во «фричестве».

Судьба Галилея и его условного «близнеца» в XX веке Освальда Теодора Эвери — прекрасная иллюстрация к обширной и поучительной истории фриков.

Драма доктора Галилео, как и все, что принадлежит истории, не содержит фактов в серьезном смысле этого слова. Следовательно, мы можем несколько «округлять» имеющуюся условную фактуру, то есть делать то же самое, что стыдливо (и молча) делают все историки.

Конечно, есть некая грань в бесстыдстве интерпретации. Ее всегда приятно переходить, но в данном случае этого, к сожалению, не потребуется. История Галилея, как ее ни поверни, не потеряет своих главных очертаний.

Говоря о XVI и XVII столетиях, мы делаем ошибку, размежевывая науку того времени и церковь. Это неверно. Церковь и наука были одним целым.

В XVII веке официальных ученых, ориентированных на обеспечение богословской картины мира, были тысячи. Каждый из них имел возможность публиковаться и занимать кафедры лучших университетов. Мы можем, конечно, следуя традиции, назвать их «схоластами», но это обозначение будет очень условным.

Отметим, что среди «схоластов» были не только мастера красивого шарлатанства или подтасовщики фактов. Ничего подобного. В большинстве это были абсолютно добросовестные исследователи.

Да, они не сумели преодолеть притяжение «христианской истины» и именно под нее «гнули и рихтовали» естественные науки. Но делали они это вполне искренне и самоотверженно.

Именно официальная наука Ватикана и считалась настоящей ученостью, а такие, как Бруно, Коперник, Галилей и Везалий, имели репутацию «фриков», экзотических прыщиков, вскочивших на благородном носу подлинного знания.

Коперник неслучайно так долго тянул с публикациями своих открытий, понимая, что De Revolutionibus Orbium Coelestium Libri Sex будет квалифицированно осмеян и объявлен лженаукой. Он писал: «Меня пугает мысль о презрении из-за новизны и отличий моей теории» (цит. по M.B. Hall. The Scientific renaissance 1450–1630).

Как выяснилось чуть позже, Коперник оказался прав. Его труд на долгое время стал объектом не академических обсуждений, а лишь насмешек. Над ним глумились многие. От авторов популярных дидактических поэм и энциклопедий (Де Бартаса и Ж. Бодена) до столпов науки (Тихо Браге и Ф. Бэкона).

С церковной же точки зрения никакого особого криминала в работе Коперника не наблюдалось. Папа Лев Х отнесся к ней иронично, но весьма доброжелательно, а кардинальская курия его поддержала. В 1532 году система Коперника была официально представлена на чтениях в Ватиканских садах, причем не кем-то, а личным секретарем папы. Коперниканство вообще воспринималось благодушно, пока ситуацию не обострил скандалист Бруно, объявивший себя его верным адептом.

В XVI–XVII веках научная ревность уже существовала. «Специалисты» умели защищать свои «владения» от любых чужаков. Чтобы получить право голоса в науке, необходимо было примкнуть к соответствующей касте (астрономов, химиков, картографов), разумеется, полностью разделяя ее взгляды по всем ключевым вопросам. Была отработана и тактика нейтрализации диссидентов и пришельцев, нелегально пробравшихся в дисциплину. Она была примитивна, но она работала.

Каста умело использовала тактические преимущества своей «высоты». Она устраивала академический погром новых взглядов, а затем обязательно спускала свою оценку «этажом ниже», к беллетристам, прессе и интеллигенции (в самом широком смысле этих понятий, вполне применительных и к XVII веку). Те, мало понимавшие в сути вопроса, но доверяющие званиям и титулам, охотно начинали травлю, за пару лет превращая практически любого новатора в посмешище. Так повторялось из века в век.

Копернику, разумеется, припомнили то, что по профессии он церковный староста, но в астрономии — дилетант; Галилею рекомендовали почаще глядеть в клистир, а не в телескоп, намекая на его основную профессию.

Периодически возникали отчаянные персонажи, которые пытались ломать хребты и академической касте, и ее подпевалам. Если дело доходило до открытого и упорного противостояния, то в ход шли дрова. Как показал пример Бруно, пяти поленниц хватало, чтобы прекратить любой спор, ставший некомфортным для академиков.

Драма Галилея — это отнюдь не конфликт церкви и знания. (Такое представление сложилось под влиянием пристрастных атеистических брошюр.) Конечно, христианская составляющая в этой истории была, но отнюдь не она была доминантой. Драма Галилея — это преимущественно внутринаучное противостояние; это схватка благородного академизма с дерзким «фриком», зачем-то посягнувшим на здравые и, как тогда казалось, очень перспективные представления о Вселенной.

Присмотримся.

Обвинители и судьи Галилея — исключительно ученые. Пусть вас не вводят в заблуждения их церковно-иерархические титулы. Инициировавший и возглавивший процесс папа Урбан VIII (Маттео Барберини) — известный астроном своего времени, убежденный геоцентрик, последователь Аристотеля и Птолемея. Кстати, именно Урбан VIII с предельной резкостью осудил «охоту за ведьмами» в Германии и первым сократил бюджеты провинциальных консисторий инквизиции. Барберини, до того как стал папой, много лет дружил с Галилеем и даже посвящал ему восхищенные стансы. Друзья подолгу и страстно спорили о «конструкции неба». Более того, та работа Галилея, что стала основным предметом обсуждения на процессе, была сделана по прямому указанию Урбана, предложившего Галилею сравнить системы Птолемея и Коперника в фундаментальном труде.

Как видим, главное действующее лицо процесса, папа Урбан VIII, на роль фанатика-мракобеса категорически не годится.

Второй по значимости (заочный) персонаж — великий инквизитор, кардинал Роберто Беллармино. На его мнение в ходе дознания постоянно ссылались обе стороны. Он был не просто знаменитым ученым, но настоящей звездой академизма. И тоже если и не другом, то приятелем Галилея. Его отношение к коперниканству как к научной гипотезе отнюдь не было «инквизиторски» однозначным. Именно он в свое время пожурил астронома за излишнюю приверженность к занятной, но «лженаучной» идее движения Земли и предложил Галилею изыскать доказательства поубедительнее, чем простые ссылки на Коперника.

Еще в 1616 году Беллармино дал научное заключение, в котором черным по белому было начертано: «Если сказать, что предположение о движении Земли и неподвижности Солнца позволяет представить все явления лучше, чем принятие эксцентриков и эпициклов, то это будет сказано прекрасно и не влечет за собой никакой опасности. Для математика этого вполне достаточно».

(Впрочем, умерший в 1623 году Беллармино присутствовал на процессе 1633 года лишь в виде очень влиятельной тени.)

Прочие фигуранты процесса, как непосредственные, так и заочные, участвовавшие в нем своими трудами или консультациями, сплошь математики, механики и астрономы. Иезуит Горацио Грасси был исследователем природы комет, а Киарамонти — создателем фундаментального труда De tribus stellis quae annuis. Столь же высок был научный авторитет Ф. Бонавентуры, Дж. Полакко (автора Anticopernicus catholicus), В. Магно, Клавия (Христифора Клау), А. Фоскарини и других обвинителей и осторожных защитников.

Никто из этих ученых мужей не стал бы оспаривать шаровидность Земли, длину ее экваториальной окружности или сам факт движения планет. Они прекрасно знали работы Эратосфена Киренского, Аристотеля, Птолемея, Кеплера и легко чертили геоцентрические схемы Тихо Браге. Любой из этих «схоластов» мог математически доказать, что коперниковские (прусские) таблицы местоположения планет имеют ряд существенных изъянов, заметных любому «настоящему» астроному.

«Схоласты» в совершенстве знали современную им физику, следовательно, были убеждены, что тело обладает лишь одним видом движения и уже по этой одной причине Земля не может одновременно вращаться вокруг собственной оси и двигаться вокруг Солнца. Они искренне полагали, что на их стороне не только научные хитросплетения, но и самый обыкновенный здравый смысл: под их ногами ничего не вращалось, а планеты явно кружили вокруг Земли, то отдаляясь, то приближаясь. Коперниковская система, на которой базировались взгляды Галилея, для «схоластов» была ошибкой, уже сданной в архив по причине своей нелепости. А упрямство фанатично преданного ей Галилея — антинаучной выходкой милого, но «спятившего старика», тормозящей развитие естествознания.

Мы все как-то подзабыли, что в качестве существенного аргумента в пользу доказательства вращения Земли Галилей предъявлял наличие на ней… приливов и отливов. При этом он категорически отрицал влияние Луны на эти явления. Ошибочность данного аргумента уже тогда была очевидна.

Галилей, как и любой homo, вообще умел и любил ошибаться. Он делал это сочно и яростно. В научном споре с Орацио Грасси, ученым иезуитом (который был консультантом папской стороны процесса), Галилео утверждал, что кометы — это испарения земли, «нагревающиеся за счет своей исключительной мягкости». Грасси возражал: кометы — это вполне реальные космические тела, имеющие свои орбиты. Галилей весьма едко высмеял иезуита, но, как выяснилось впоследствии, прав был все-таки Орацио.

Повторяем: конечно, в процессе затрагивалась и церковная догматика, но лишь по той причине, что Библия вообще была точкой отсчета того времени, в том числе и для науки. Но если бы сутью процесса был конфликт гелиоцентризма и догматов веры, а обвинители — церковными фанатиками, то Галилея сожгли бы без всяких собеседований, споров и увещеваний.

Главная загадка этого судилища — грубейшее нарушение всех правил и принципов инквизиционного дознания. Установив преступление против основ веры и получив его неопровержимое доказательство в виде признания, Урбан VIII обязан был отправить Галилея на костер. Однако этого не случилось.

Еретик, успевший растиражировать свои взгляды в книге, не был даже заключен хотя бы на год murus largus, то есть так называемым «легким заточением», предполагавшим сухую камеру, без приковывания к стене, полу или потолку. Следует отметить, что сам процесс дознания производился не в подвалах инквизиции, а в одном из римских дворцов. Галилей провел под замком всего несколько дней после третьего (второго?) допроса. Местом его краткого заключения были пятикомнатные дворцовые покои с видом на Ватиканские сады. Галилею был придан слуга и камердинер.

Чуть позже папа устал переубеждать старика, вспылил и предъявил в защиту геоцентрической теории набор щипчиков из пыточного арсенала инквизиции. (Его лишь показали обвиняемому, да и то издали.) Галилею этот довод показался настолько убедительным, что он сразу признал научную правоту своего старого друга Барберини.

После отречения Галилей был направлен «под домашний арест» в поместье Алчетри, где до своей смерти проживал с родственниками, прислугой, с правом принимать гостей и заниматься исследованиями.

Невозможно объяснить и тот факт, что на Галилея так и не было возложено никакой епитимьи, хотя любой нарушитель границы церковных канонов как минимум приговаривался к нашивке на одежду желтых кругов и крестов, оповещавших, что их носитель повинен в «некоторой» ереси.

Как видите, стоило нам присмотреться повнимательнее, отбросив стереотипы, и на наших глазах история Галилея превратилась в тривиальную цеховую склоку астрономов, в состязание гипотез, которое формально выиграл Ватикан, заклеймивший взгляды оппонента «лженаукой».

От того, что происходит сегодня в Кембридже или Миланском университете, «гелиоцентрическая драма» отличается лишь наличием властных возможностей у одной из дискутирующих сторон. Ничем более.

Папа при этом повел себя не как церковный иерарх, а как рыцарь и ученый. Приговор Галилею (с поправкой на жесткость того времени) — это блестящий образчик академической учтивости и благородства.

Если мы поищем аналоги галилеевской истории в «светлых научных столетиях», то обнаружим их без всякого труда. Но ни великодушия, ни жалости к оппоненту мы уже не увидим. Лауреат Сталинской премии профессор Ольга Лепешинская, почтеннейший профессор Фон Гебра, директор Института генетики АН СССР Т. Д. Лысенко, ведущий биохимик Рокфеллеровского института А. Мирский, а также Линнеевский кавалер, глава естественно-исторического отдела Британского музея Р. Оуэн — при возможности «административно» дотянуться до оппонента и уничтожить его проявляли себя гораздо подлее и жестче, чем инквизиторы XVII столетия.

Впрочем, не будем брать «кровавые» хрестоматийные примеры, когда носители самых высоких научных степеней негодяйничали на полную катушку, отправляя несогласных с их гипотезами по тюрьмам, лагерям и психбольницам. Возьмем «мирную» историю Теодора Освальда Эвери (1877–1955), которая в ХХ веке почти «дословно» повторила драму Галилео Галилея.

Эвери задолго до Уотсона и Крика понял роль дезоксирибонуклеиновой кислоты и провозгласил, что именно ДНК и есть тот самый «трансформирующий агент», управляющий белками и их порядком. На свою беду, Эвери не только продекларировал, но и предметно доказал то, что именно ДНК ответственна за хранение и перенос генетической информации. Поставленный им опыт с пневмококковыми бактериями был (и остается) более чем убедительным.

Эвери экстрагировал ДНК из штамма пневмококковых бактерий, которые имели капсулы вокруг клеток и посему назывались «гладкими». Эвери ввел эту ДНК в те клетки пневмококков, что не имели капсул. Существенное количество потомков обычных бактерий превратились в гладкие.

Что в результате случилось с Эвери? Его унизили всеми способами, растерзали и выкинули из науки. Кто это сделал? Попы-мракобесы? Нет.

Это сделал авторитетнейший и милейший Альфред Мирский, ведущий биохимик Рокфеллеровского института, устроивший травлю с «улюлюканьем», загонщиками и «стрелками на номерах». Он лишний раз подтвердил, что является прекрасным организатором научного процесса, мобилизовав для травли безответного Эвери практически всех генетиков и биохимиков Англии и Америки. Мнение о том, что «Эвери в науке не место» стало общераспространенным, а его имя — нарицательным для обозначения «фрика». К издевательствам было аккуратно добавлено прямое административное давление, благо Эвери был работником Рокфеллеровского института.

Теодор Освальд, сделавший одно из самых важных за всю историю науки открытий, не был ни бойцом, ни трибуном. Он вообще не отличался храбростью и умением за себя постоять. Сломленный травлей, он отрекся от своего открытия, признав его ложным, и в связи с «утратой научного авторитета» покинул академический мир, уволился и полностью прекратил все исследования. Он прожил еще несколько лет, не прикасаясь ни к какой литературе, ни с кем не контактируя и ничем не интересуясь. Его домочадцы знали, что любой разговор о генах, кислотах и белках вызывает у Теодора Эвери безмолвные слезы и долгое оцепенение.

До сих пор неизвестно, узнал ли вообще Эвери о том, что его открытие было безоговорочно подтверждено, а сам он номинирован на Нобелевскую премию. К нему пытался пробиться Эрвин Чаргафф, но Эвери отказался общаться, а вскоре умер.

Существуют десятки примеров такого рода. Каждый связан с открытиями в важнейших вопросах познания. И каждый из них есть свидетельство отчаянной дерзости тех, кто не побоялся обвинений в лженауке, клейма «фрика» и презрения до́центской массы.

Конечно, всегда есть риск оказаться реальным дураком и, шагнув через все «сплошные», остаться посмешищем. Но это уже как «карта ляжет».



Гору Монблан сняли для самой большой панорамы в мире
2015-05-25 14:17 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Команда фотографов работала на Монблане с 24 октября по 2 ноября 2014 года, когда температура воздуха колебалась от минус 10 до плюс 5 градусов, сообщает 500PX. В общей сложности Бленьини и его помощники провели на высоте 3500 метров около 35 часов. Еще два месяца ушло на обработку 46 терабайт информации.

Получившуюся панораму опубликовали на сайте проекта. Приближая и удаляя изображение, можно увидеть поднимающихся альпинистов, ледяные пещеры, дома, которые стоят на Монблане, а возле одной из вершин — башенный кран.

Одной из самых крупных панорам, снятых в последние годы, считалась 320-гигапиксельная панорама центра Лондона, которую создали в 2013 году из 49 тысяч снимков. На ней можно найти Биг Бен, Вестминстерский дворец или электростанцию с обложки Pink Floyd.



Основатель Wikimart ушел с поста гендиректора компании
2015-05-25 13:55 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«У каждого предпринимателя наступает момент, когда основатель должен отойти от оперативного управления, и передать выполнение текущих задач в руки профессионального менеджера», — рассказал Максим Фалдин о причинах ухода.

Новым гендиректором компании стал Андрей Кленин, который в прошлом работал операционным директором в интернет-магазине «Юлмарт». Также Кленин работал в РАО ЕЭС, и МТС.

Основатель Wikimart Максим Фалдин в апреле 2015 года дал интервью Ксении Собчак, в котором рассказал о «серых» телефонах в его магазине, убыточности онлайн-ритейла и успехах китайской Alibaba.



В первый день ЕГЭ хакеры пытались украсть задания экзамена
2015-05-25 13:21 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«Видимо, пытались найти оригинальные контрольно-измерительные материалы (КИМ) из открытого банка заданий. Там реальных КИМ нет, поэтому не получилось», — рассказал глава Рособрнадзора. Утечки материалов ЕГЭ не произошло, подчеркнул Сергей Кравцов.

В понедельник, 25 мая, стартовала основная пора ЕГЭ: в этот день школьники сдают литературу и географию. Экзамен по литературе сдают около 50 тысяч человек, по географии — около 30 тысяч.

В 2015 году ЕГЭ будут сдавать около 700 тысяч школьников и 15 тысяч выпускников прошлых лет. Основная пора экзаменов с учетом резервных дней продлится до 26 июня.



Назначены похороны командира луганской бригады «Призрак»
2015-05-25 12:56 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

«27 мая мы похороним наших погибших товарищей. Время будет объявлено дополнительно», — рассказал боец ЛНР в интервью «ЛуганскИнформЦентру».

В тот де день похоронят еще четырех человек, которые погибли во время нападения на Мозгового. Это пресс-секретарь бригады Анна Семелюк и трое телохранителях командира Андрей Ряжский, Алексей Калашин и Александр Юрьев.

На Мозгового напали, когда он ехал на внедорожнике по трассе между Луганском и Перевальском. Машина подорвалась на минах, после чего ее обстреляли из пулеметов. Кроме Мозгового, его охранников и пресс-секретаря погибли двое мирных жителей супруги Яков и Анастасия Тракий.

В прокуратуре Луганской народной республике говорят, что Мозгового убили украинские диверсанты. Ответственность за ликвидацию командира бригады «Призрак» на себя взяли бойцы партизанского отряда «Тени».



«Открытая Россия» рассказала об обложенных данью чеченцах
2015-05-25 12:33 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

По 10 процентов доходов в фонд переводят работники бюджетных организаций, по 30 процентов — сотрудники частных компаний, по 50 процентов — предприниматели. Жители Чечни сообщили об этом авторам фильма при выключенных видеокамерах.

В фильме «Семья» также рассказывается об отношениях президента России Владимира Путина и Рамзана Кадырова, которого глава государства якобы называет «сыном». В ленте говорится о силовых структурах Чечни, о похищениях, пытках и злоупотреблениях чеченских властей, а также тратах Кадырова: на приглашения зарубежных знаменитостей, строительство, дорогие подарки.

В основе фильма лежат интервью с политиками, журналистами, правозащитниками, а также местными жителями.

16 апреля 2015 года полицейские Москвы обыскали офис «Открытой России» и изъяли компьютеры. В МВД заявили, что общественная организация могла изготовить листовки экстремистского содержания. Идеолог «Открытой России» Михаил Ходорковский связал обыски с подготовкой фильма о Кадырове.



Вадим Рутковский:  На тебе как на войне: 7 основных призов 68 Каннского фестиваля
2015-05-25 12:15 dear.editor@snob.ru (Вадим Рутковский)

Культура

Всем привет!

Для начала список тех, кто получил награды; с блиц-комментариями.

1. «Золотая пальмовая ветвь» — «Дипану» Жака Одиара

Кадр из фильма «Дипан»
Кадр из фильма «Дипан»

Жюри братьев Коэнов преподнесло сюрприз, даже непонятно, приятный или нет. Мне фильм-победитель очень нравится, но золото ему как-то не к лицу. Я был почти уверен, что список обладателей «Пальмы» пополнит итальянец Паоло Соррентино. Его напыщенный, избыточный, поблескивающий жирным рекламный глянцем стиль раздражает меня на уровне физиологии; в гипертитулованной «Великой красоте» я вижу не красоту, а ужимки. Однако вынужден признать: новейшая «Молодость» — значительное кино. Главные герои — глубокие старики, проводящие последние дни в спа-отеле у подножия швейцарских Альп. Отошедшего от дел дирижера и композитора играет Майкл Кейн, до сих пор не унимающегося режиссера — Харви Кейтель. Сменив язык с итальянского на английский и актерский состав — на международный (несколько лет назад Соррентино уже работал вне Италии — в США, с Шоном Пенном, над рок-роуд-муви This Must Be The Place), Соррентино избавился от суетливости, карикатуры и надутых щек; в фильме, не утратившем фирменного гротеска (вполне, по-моему, коэновского), появилась стать, меланхоличное достоинство. Не могу не сказать и о мистическом совпадении. В программе «Каннская классика» прошла мировая премьера фильма-завещания Мануэла де Оливейры «Визит, или Воспоминания и признания», снятого еще в 1981 году и положенного в сейф. Так вот, герой Харви Кейтеля, ближе к финалу галлюцинирующий словно режиссер Гвидо Ансельми из «8 1/2», тоже работает над кинозавещанием, вдруг становится удивительно похож на Оливейру, да еще и напутствует группу дословно так: Remember, fiction is our passion, что очень напоминает звучащую в «Визите» фразу: «Вымысел — подлинная реальность кинематографа».

Однако же Коэны, которые, говорят, стоя хлопали Соррентино на премьере, оставили «Молодость» вообще без наград, предпочтя социальную драму, разыгранную на пограничной с триллером территории. «Дипан» попал в конкурс прямиком с монтажного стола: без «барабана» финальных титров, и название до последнего момента фигурировало в официальных сообщениях как временное (теперь-то, поди, таким и останется на века). Я коротко сообщал о фильме в предыдущем письме. Сила Жака Одиара — в том же, в чем и слабость: он великолепный рассказчик парадоксальных историй, не оставляющий «белых пятен»; от его фильмов не оторваться (хотя «Пророк», чуть было не получивший «Пальму» в 2009-м, меня не зацепил), но пересматривать их не хочется. «Дипан» — почти притча о тотальной войне и самоидентичности. Заглавный герой — боец «Тигров освобождения Тамил-Илама» — бежит из Шри-Ланки в Париж. Все, начиная с паспорта и заканчивая семьей, подделка. Фейком оказывается и мирная жизнь, которую Дипан пытается вести в парижском пригороде, устроившись консьержем в один из социальных домов: французские банльё бредят битвами, кровь всегда кровь. Одиар максимально далек от назойливо гуманистического кино о проблемах эмиграции и ассимиляции, хотя тема столкновения культур для фильма важна. Но важнее другое: война снаружи и внутри. Вольная ассоциация, которую рождает «Дипан», — это «отсидевшийся в штабе» Данила Багров и больные тексты «Агаты Кристи»: «Окончен бой, зачах огонь, и не осталось ничего, а мы живем, а нам с тобою повезло назло». У фильма, кстати, грандиозный саундтрек — использующая этнические мотивы музыка Николаса Джаара, электронная симфония большого пригорода, набитого до поры невидимыми пороховыми бочками.

2. Гран-при — «Сыну Шаула» Ласло Немеша

Кадр из фильма «Сын Шаула»
Кадр из фильма «Сын Шаула»

Подробности — во втором каннском письме: концлагерный шокер был показан на старте фестиваля, но не был забыт, получив в итоге второй по значению приз. Как минимум профессионализм молодого режиссера бесспорен.

3. Приз за режиссуру — Хоу Сяосеню, автору «Убийцы»

Кадр из фильма «Убийцы»
Кадр из фильма «Убийцы»

Тайваньский мастер Хоу — неторопливый созерцатель, оттого фильма в жанре «уся» (это, говоря очень грубо, китайское фэнтези с боевыми искусствами, где в центре повествования — гений единоборств, благородный разбойник или даже убийца, но с чистым сердцем) от него ждали с некоторой опаской. Хоу себе не изменил: его убийца — красавица Йинянг — слишком добра, чтобы убивать. В фильме о дворцовых интригах и чертовски сложных отношениях «ни мира, ни войны» между императорским двором IX века и непокорной провинцией Вейбо, количество смертей и доля экшна сведены к минимуму. Шаткий, часто кровоточащий паритет между империей и провинцией рифмуется с балансом человечности и большой политики: их взаимное сосуществование почти невозможно. Эта тема красиво вписывает «Убийцу» в конкурс 68-го Канна: хрупкость, уязвимость людских тел и душ (в том числе и перед вторжением жестко стуктурированного, держащегося на иерархии социума) — один из ключевых мотивов фестиваля. Каждый кадр (а Хоу играет и с цветом, и с форматом) каллиграфически выстроен. Только не понимаю, отчего выглядят они такой отталкивающей размазанной «цифрой», будто Хоу не хватило то ли времени, то ли денег на цветокоррекцию?

4. Приз жюри — «Лобстеру» Йоргоса Лантимоса

Кадр из фильма «Лобстер»
Кадр из фильма «Лобстер»

Хорошо, что хоть так отметили. Подробнее — здесь.

5. Приз за сценарий — «Хронику» Мишеля Франко

Кадр из фильма «Хроника»
Кадр из фильма «Хроника»

Если бы не приз, обошел бы «Хроника» молчанием — чего лишний раз сквернословить. Забавно, что отметили его в той же секции, что и «Левиафана» год назад: для меня и Звягинцев, и Франко — режиссеры одного порядка. Не слишком талантливые, но деятельные и удачно имитирующие фестивальный формат везунчики; Звягинцев немного поинтереснее — у него хотя бы есть первоклассный оператор, мастер визуальных аттракционов Михаил Кричман, а фильм Франко опытнейший Ив Капе (работавший с Брюно Дюмоном, Лео Караксом и нынешним конкурсантом Гийомом Никлу, чья «Долина любви», парный бенефис Юппер и Депардье, глубоко маразматична, но идеально укладывается в контекст) снимает нарочито безыскусно. Взлет этого мексиканского постановщика проходил на моих глазах: в 2009-м в «Двухнедельнике режиссеров» показали «Даниэля и Анну» (заглавных героев неизвестные похищали и заставляли сниматься в порно), в 2012-м в «Особом взгляде» победил «После Лусии» (натужная история гневливого отца и подвергающейся школьному насилию дочери). В каждом было нечто, выводящее зрителя из зоны комфорта. В «Хронике» это смерть и предшествующие ей телесные метаморфозы: герой Тима Рота медбрат Давид сам становится хроником, приобретая зависимость от ухода за пациентами в терминальных состояниях. Он заимствует их жизни, истории, увлечения, будучи сам человеком без свойств. Сценарий механически расчетлив: можно предсказать, что герой, каждый день по работе смывающий дерьмо и гной, в частной жизни окажется патологически брезглив — в спортзале он потребует полотенце в целлофане, до прикосновения рук тренера. Да, в финале — дальше спойлер — Давида, совершающего очередную снятую утомительно длинным планом пробежку, сбивает грузовик. И это приз за сценарий? Драматургу, который тупо не знает, что сделать с героем, и бросает его под колеса? Стыд и позор.

6. Приз за мужскую роль — Венсану Линдону

Кадр из фильма «Закон рынка»
Кадр из фильма «Закон рынка»
Венсан Линдон

«Закон рынка» (в англоязычном мире у фильма более претенциозное название «Цена человека») — очередной проект давно сложившегося творческого тандема: режиссера Стефана Бризе и актера Венсана Линдона. Незамысловатое подражание братьям Дарденн — несколько безрадостных эпизодов из жизни 50-летнего Тьерри, сначала — безработного, потом — охранника в супермаркете, из последних сил пытающегося не стать винтиком бездушного капиталистического механизма. В лице Линдона жюри воздало честь всем скучным актерам, достоверно изображающим скучных людей.

7. Призы за женские роли — Руни Маре и Эммануэль Берко

Руни Маре
Кадр из фильма «Кэрол»
Эммануэль Берко
Кадр из фильма «Мой король»

Тут, похоже, все наоборот. Комментировать награждение Руни Мары, сыгравшей любовницу заглавной героини в «Кэрол», я не могу, потому что фильма пока не видел, но вот приз Берко за роль в «Моем короле» — это приз фонтанирующей женской сексуальности. Берко далека от модельных стандартов красоты, но задумываться, отчего герой Венсана Касселя при встрече с ней теряет голову, не приходится: попробуй не потерять.



Суд запретил пять песен «Коррозии металла» и «Коловрата»
2015-05-25 11:32 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Песни «Коловрата» и «Коррозии металла», которые возбуждают «ненависть и вражду», в социальной сети «ВКонтакте» нашли сотрудники МВД по Амурской области. Полицейские передали собранные материалы прокурору Благовещенска, а тот обратился в суд.

Названия песен не сообщаются, но известен их хронометраж: в среднем от двух до четырех минут.

Лингвисты, которых привлекли к судебному процессу, посчитали, что песни призывают к насилию и нетерпимости по отношению к людям «неевропеоидной расы» и к свержению действующей власти, а также оправдывают убийства высокопоставленных чиновников. Лингвистическую экспертизу провел Дальневосточный центр судебной экспертизы Минюста.

Суд посчитал, что песни содержат информацию, которую запрещено распространять по закону «О противодействии экстремистской деятельности».

В федеральный список экстремистских материалов пока не внесли песни «Коррозии металла» и «Коловрата». В прошлые годы в список включили три композиции «Коррозии», последнюю — в январе 2015 года.



Катерина Мурашова:  Куда поедут наши внуки
2015-05-25 11:11 dear.editor@snob.ru (Катерина Мурашова)

Дети

Вот-вот лето наступит — время отпусков, детских и студенческих каникул, а также всяческих путешествий. Предлагаю сегодня об этом поговорить. Но не о том, кто куда и почему поедет и кто в каких замечательных местах побывал (и другим того же советует), хотя это, конечно, тоже интересно.

По роду своей деятельности я часто задаю вопросы детям и подросткам, молодым и не очень молодым людям. И вот забавный аспект: «Путешествовать, конечно!» — звучит в ответ на самые разные вопросы. «Что ты любишь?» «Что ты будешь делать, когда вырастешь?» «Чего вам не хватает в вашей сегодняшней жизни?» «Что кажется вам самым интересным времяпрепровождением?» — и еще много всяких других вопросов замыкаются у меня в кабинете на этот короткий ответ.

Я и сама много путешествовала, хотя членам нашего клуба мои достижения в этой области, конечно, покажутся весьма скромными.

И вот что я (эволюционист по способу думания) предлагаю сегодня обсудить: куда и каким образом будут путешествовать наши дети или внуки, те самые, которые сегодня приходят ко мне на прием и уверенно заявляют: «Когда я вырасту, я буду много путешествовать!»

Как это будет выглядеть конкретно?

Сегодня в интернете можно найти миллионы отчетов миллионов отпускников-путешественников на всех возможных языках. Подозреваю, что больше всего их на немецком и японском. Но мы с китайцами, думаю, тоже не очень отстаем. В девяти из десяти этих отчетов мы встретим фразу: я (мы) люблю посещать такие места, где нет туристов. А откуда же таковые возьмутся, если огромная, как океанская приливная волна (и с каждым годом нарастающая, а с каждым десятилетием увеличивающаяся в разы), толпа людей движется туда-сюда по миру?

И внутри этой волны, в этом странном призрачном туристическом мире уже сформировалось все свое: жилье, еда, язык, транспорт, развлечения, обслуживающий персонал и т. д. Вспоминая советские времена и термины, я бы даже сказала, что за послевоенное время сформировалась такая особенная, единая мировая общность: туристы.

Будучи носителями кошельков (теперь — кредитных карт), они вполне приспособили под себя мир. У них есть специальные отели в любой точке планеты, где им создают те удобства, к которым они привыкли (вне зависимости от того, как живут люди вокруг). У них есть своя еда — то есть они, конечно, не против попробовать и местную кухню, но все-таки почти в любом туристическом месте можно найти завалящий гамбургер и европейский завтрак. Под их нужды преобразуют среду — от пляжей до достопримечательностей. Многие исторические развалины попросту отстроены заново (от Кносского дворца до замков в Белоруссии) — на радость вездесущим людям с фотоаппаратами. Для того чтобы сфотографировать (и сразу — в твиттер или инстаграм!) какую-нибудь значительную природную достопримечательность, сегодня нужно как следует извернуться, иначе в кадр попадают не только толпы туристов, которых привозят сюда автобусами, но и ограждения, поставленные для их безопасности, фонарики, чтоб им было светло, ларьки с сувенирами, чтобы им было что купить на память о посещении данной достопримечательности, а также непременные закусочные и туалеты — для комплексности получаемого удовольствия.

Я люблю водопады и по возможности хожу и даже езжу на них поглазеть. И вот однажды на Телецком озере мы с подругой на моторке поплыли смотреть очередной водопад. С туризмом там все в порядке, водопад известный, описан на всех сайтах. Моторки приплывали чередой, причалить оказалось проблемой. Заворожено смотрели на стену падающей воды. Потом подруга отправилась фотографировать и фотографироваться, а я приткнулась у какого-то лотка с сувенирами и от нечего делать разговорилась с девушкой, продающей «чай на алтайских травах». Она что-то рассказала мне о себе, а я вспомнила другой водопад, в индийском заповеднике, и рассказала нечто на эту тему. «О, Индия! — воскликнула девушка, мечтательно закатив глаза. — Как это прекрасно! Как бы я хотела побывать в том месте, о котором вы рассказываете!» — «Ну… да», — с ноткой неуверенности в голосе согласилась я, купила у нее чай на травах и быстро отошла. Дело в том, что для туриста окрестности водопада в Индии выглядели точно так же, как и на Телецком озере: местный проводник, чай на травах, местные сласти, лотки с сувенирами, даже полосатые зверьки с пушистыми хвостами все те же — бурундуки в тайге и пальмовые белки в Индии. Я представила мою алтайскую собеседницу посещающей индийский водопад. Тут же в памяти всплыла сцена из «Незнайки на луне» — вместе с другими нищими коротышками землянин Пончик весь день крутил колесо карусели, на котором катались местные богачи, а по выходным покупал за десять сантиков билет, и сам с понтом крутился на этой же карусели.

«Хочу посмотреть, как другие люди живут» — тоже очень частое заявление туристов. Там, где люди действительно живут как-то по-особенному (без гамбургеров, ватерклозетов и пляжных зонтиков), туристов пока нет. Когда они там появляются, местная жизнь делится на две части: собственно жизнь и ее показательный суррогат для туристов. Я давно не хожу на Невский проспект, там практически ничего нет для меня. Хорошо, что Питер большой и в нем всегда можно укрыться. Я видела, как укрываются венецианцы — у них места много меньше, и как я их понимаю!

По всему миру для желающих «посмотреть, как» выстроены подробно-укромные или величественные декорации — от специальных этнографических деревень до дворцов и замков, о которых я уже упоминала. В этих декорациях на потребу общности «турист» разыгрываются специальные, иногда потрясающие своим масштабом спектакли, разумеется, не имеющие никакого отношения к реальной жизни.

Наша планета небезгранична. У меня ощущение, что уже сейчас «туристическая волна» фактически колеблется в своих границах, как вода в ванне, в которую садится корпулентная дама. Как же будет выглядеть туризм еще через тридцать-пятьдесят лет? Потребность явно базовая, вшитая, видимо, в генотип вида (мы, хомо сапиенс, не совсем оседлые, из нашей истории это очевидно). Как будут путешествовать наши дети, внуки? Сидя дома перед компьютером, в формате 15D? Или все-таки — космическая экспансия, свободный поиск на новом витке спирали?



Байкер Хирург вызвал на дуэль главу парламента Севастополя
2015-05-25 10:50 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Новости

Залдостанов вызвал Чалого на дуэль в минувшую субботу, 23 мая. К зданию парламента Севастополя приехали несколько байкеров, которые заявили, что их лидер Хирург вызвал Чалого «на дуэль на любой информационной площадке», чтобы ответить «на всю его ложь и некомпетенцию».

Байкеры потребовали, чтобы спикер Заксобрания встретился с ними, однако Алексей Чалый не появился, поскольку не работал в тот день.

Хирург вызвал спикера парламента на словесную дуэль на следующий день после того, как «Ночных волков» временно лишили земельного участка в 277 гектаров в районе горы Гасфорта.

Власти Севастополя 12 мая выделили байкерам на 10 лет участок земли возле водохранилища, попросив за аренду минимальную плату: 0,1 процента от 1,4 миллиарда рублей. Байкеры решили построить в Севастополе спортивно-патриотический центр экстремальных видов спорта.

Против аренды «уникального объекта в 2,7 тысячи квадратных метров» выступили депутаты Законодательного собрания Севастополя, в том числе Алексей Чалый. В итоге 22 мая губернатор региона Сергей Меняйло временно отменил постановление правительства о выделении земли до того, как «Ночные волки» не предоставят детальную концепцию будущего центра.



Илья Клишин: Законы кремлевской роботехники
2015-05-25 10:33 dear.editor@snob.ru (Илья Клишин)

Политика

На днях в соцсетях разошлась фотография с презентации рекламного агентства «Ашманов и партнеры». На слайде с заголовком «Современные инструменты информационных войн» перечисляются семь методик — от ботов и троллей до «ложной идеологии». По самому фрагменту презентации понятно: речь идет о российской оппозиции, но примечательна сама психология компании, специализирующейся на интернет-услугах, в том числе и для российской власти.

Это донкихотство в худшем изводе. Прокремлевские информационные рыцари не только так видят медиапространство, но и реально взаимодействуют с ним соответствующе. Называть ветряные мельницы великаном — чудачество; превентивно сжигать их — опасное расстройство.

Боты, тролли, отмывка вбросов, ангажированные СМИ и проч., перечисленные на слайде, — все это действительно существует; существует как ответ на воображаемый заговор в сети. Все это части построенной за последние три года сложной системы информационного манипулирования.

Примечательна и дальнейшая судьба этого документа. В течение нескольких дней его обсуждали интеллектуалы в сети, от Екатерины Шульман до Василия Гатова, и пришли к единодушному выводу: одна из придворных компаний, возможно, сама того не понимая, перечислила собственный инструментарий в том виде, как его сейчас понимают в администрации президента.

Консенсус о масштабной подпольной системе фабрикации общественного мнения, — что-то новое для нашей публичной дискуссии. Еще год-два назад такие разговоры часто называли горячечным бредом и паранойей. Даже медиааналитики отказывались верить в то, что действительно каждый день сотни людей строчат в интернет «что надо» за умеренную плату. И вот хотя бы в экспертном сообществе появилось это единодушие, и пока непонятно, нивелирует ли это эффективность империи ботов.

И если в дискуссии на этот счет можно поставить точку, хотя бы промежуточную, самое время вспомнить все, что мы знаем вообще о так называемых кремлевских ботах.

1. После парламентских выборов 2011 года в России прошли массовые митинги за честные выборы. В Москве они были организованы при помощи фейсбука, в остальных городах — «ВКонтакте». Основные онлайн-медиа активно освещали сами протесты и подготовку к ним.

2. Волна недовольства застала кремлевскую администрацию врасплох. Она не смогла полноценно ответить на самоорганизацию протестов в интернете и социальных сетях. Страницы подготовки к митингам в фейсбуке тогда атаковали спешно закупленные боты, то есть поддельные аккаунты, с индийскими, пакистанскими и бенгальскими именами (это распространенная услуга на мировом черном рынке социальных медиа: живые люди в странах третьего мира продают доступ к своим аккаунтам за один-два доллара).

3. 27 декабря 2011 года, через три дня после масштабной акции на проспекте Сахарова, был снят со своего поста первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, который курировал внутреннюю политику. На его место был назначен Вячеслав Володин.

4. 12 февраля 2012 года 31-летний Тимур Прокопенко (до этого лидер МГЕР и пресс-секретарь спикера Думы) сложил недавно полученный мандат «Единой России» и занял пост заместителя начальника управления по внутренней политике по вопросам молодежной и информационной политики. По данным нескольких источников в АП, именно перед командой Прокопенко Володин весной 2012 года ставит задачу взять интернет под контроль.

5. Для разработки стратегии действий Прокопенко привлекает нескольких экспертов. Достоверно известно о его сотрудничестве с политологом и философом Дмитрием Бадовским. Позже в «слитой» хакерами переписке будет виден предоставляемый им анализ.

6. В течение первых месяцев протестов твиттер почти безраздельно контролируется протестующими. Они выводят в русскоязычный топ оскорбительные для Путина и Медведева хэштеги, а также используют микроблоги для координации действий в режиме реального времени во время «народных гуляний» после столкновений 6 мая 2012 года.

7. Весной-летом 2012 года начинается выведение анти-хештегов. Первый масштабный контент-анализ в сентябре 2012 года — исследование семи тысяч сообщений с меткой #ТухлыйМарш (речь шла об очередном протестном шествии) — показал, что примерно четверть твитов, 24 процента, появилась в рекламных аккаунтах и у роботов. Более половины твитов выводили живые люди, так или иначе связанные с «Единой Россией»: в основном региональные активисты, а такжепрофсоюзные активисты, муниципальные депутаты, сотрудники аппарата партии и «звезды» (от Сергея Минаева до Тины Канделаки). Органично была написана лишь одна пятая сообщений — прежде всего, людьми, которые возмущались этим хештегом. И только один процент воспринял его как подлинное отражение общественного мнения.

8. Позже журналист газеты «Коммерсантъ» Илья Барабанов, также занимавшийся расследованием этой темы, рассказыал мне, что для рассылки подобных заданий, в том числе по этим хештегам (так называемые «темники», то есть смысловые задачи), была создана закрытая платформа, в которую невозможно попасть из внешнего интернета.

9. Для автоматического продвижения (при помощи скриптов и роботов) использовалась в том числе наработка прокремлевского блогера и бизнесмена Кирилла Ромашова, создателя сайта twite.ru (биржи платных сообщений в твиттере). Еще в сентябре 2011 года ему удалось впервые вывести в топы мировых хештегов метку #Chekhova2012 — шутку о выдвижении Анфисы Чеховой в президенты.

10. Твиттер постоянно совершенствует алгоритмы обработки хештегов, поэтому лобовое использование роботов оказалось неэффективным уже в 2012 году (контент-анализ выявил только 24 процента таких твитов), а дальше их доля продолжала снижаться.

11. Однако использование живых людей, географически разбросанных по территории России, позволяет до сих пор обманывать принципы твиттера. Представитель компании в России Алексей Шелестенко в частной беседе со мной признавал, что в Калифорнии это понимают, но по сути ничего не могут с этим сделать: действует принцип «не пойман — не вор».

12. В силу ограниченности ресурса бывших «молодежек» с 2013 года к работе по «темникам» привлекают и подрядчиков — это работающие в сером пространстве сомнительные пиар-компании и рекламные агентства (зачастую созданные также бывшими «нашистами»), которые в свою очередь нанимают десятки и сотни платных блогеров для круглосуточной офисной работы. Об этом говорили мне на условиях анонимности источники на рекламном рынке. В качестве косвенного признака собеседники указывают на публичные подряды на оказание пиар-услуг в интернете для министерств и ведомств.

13. Весной 2012 года «Новая» расследовала дополнительный «бизнес» Евгения Пригожина, главного кремлевского повара, — подготовку бот-атак на политических оппонентов Кремля. Имя Пригожина будет наиболее часто всплывать при перечислении возможных создателей бот-центров. В частности, официальным учредителем и директором организации, которая в Петербурге находилась в районе Ольгино, является отставной полковник милиции Михаил Быстров, а финансируется она по линии холдинга «Конкорд», который возглавляет все тот же Пригожин.

14. В сентябре 2013 года корреспонденту питерской «Новой газеты» Александре Гармажаповой удается попасть в один из таких центров на окраине Петербурга, в Ольгино. После разоблачения «гнездо троллей» переехало в новый четырехэтажный офис, а само слово «Ольгино» (и образованный от него эпитет «ольгинский») стало нарицательным.

15. В своем докладе о России в 2013 году неправильственная организация Freedom House отметила уже как факт использование правительством платных комментаторов для манипулирования общественным мнением.

16. В конце 2013 года на закрытом совещании в администрации президента, как утверждают источники, такие методы работы в соцсетях были признаны успешными. Было принято решение распространить подобную работу и на западные страны.

17. В мае 2014 года редакция британской газеты The Guardian предупредила своих читателей о том, что в комментариях к материалам на сайте ведется «скоординированная прокремлевская кампания». С похожими предупреждениями выступили Huffington Post и другие влиятельные западные издания.

18. В июне 2014 года американский сайт Buzzfeed опубликовал документацию предполагаемых подрядчиков Кремля, пытающихся начать работу в США, с отчетами о тестовой работе.

19. В марте 2015 года питерская «Новая газета» и газета «Мой район» опубликовали список из порядка 500 ботов, а также раскрыли «темник» по убийству Немцова.

20. В апреле 2015 года AFP поговорило с Людмилой Савчук, бывшим кремлевским ботом, которая рассказала об условиях работы в офисных центрах пропаганды. Месяцем ранее с тремя бывшими пропагандистами встретилась русская служба «Радио Свобода».

21. По актуальным данным американского медиааналитика Александра Лоуренса, только в русскоязычном твиттере насчитывается порядка 20 тысяч ботов. Количество таких аккаунтов в фейбсуке и «ВКонтакте» до сих пор не определено.

Автор — шеф-редактор сайта телеканала «Дождь»



В избранное