Мне пришлось доходить до того же самого своим умом, и «Иерархического человека» Валерия Чалидзе я прочитал уже в зрелом возрасте, имея за спиной большой жизненный опыт.
Прочтя Валерия Чалидзе (В. Чалидзе. Иерархический человек: социобиологические заметки. — Benson, VT : Chalidze Publications, 1989. — 220 с.), я был с ним не во всём согласен, поскольку он пытался притянуть за уши факты для обоснования своей теоретической конструкции, которая не учитывала несколько важных факторов. Тем не менее, я считаю, что «Иерархический человек» должен войти в программу обязательного предмета в любом гуманитарном вузе, причём, на первом его курсе. Потому что это база. После чего студент сможет работать над обнаружением несоответствий теории Чалидзе фактам социальной реальности, и тем самым, сформировать достаточно адекватную картину мира.
Справка. Валерий Николаевич Чалидзе. Родился 25 ноября 1938 в Москве. Учился в Московском и Тбилисском университетах. Окончил Тбилисский университет по специальности «физика». Кандидат наук, автор нескольких монографий по математике и математической физике.
Общественный деятель и диссидент. Основатель, вместе с А. Д. Сахаровым и А. Твердохлебовым, в ноябре 1970 года «Комитета прав человека в СССР». Неофициальным печатным органом Комитета стал выпускаемый Чалидзе самиздатский журнал «Общественные проблемы». «Комитет прав человека» оказался первой диссидентской ассоциацией СССР, получившей международный статус. Деятельность Комитета сошла на нет к середине 1970-х годов, после эмиграции Чалидзе в США.
По поводу эмиграции из СССР. В 1972 году выехал по приглашению в США для чтения лекций. Во время пребывания в США был лишён советского гражданства, остался в эмиграции. Жил в США, в штате Вермонт. В 1989 году, после долголетнего запрета на публикации в СССР, статья Чалидзе появилась в партийном журнале «Коммунист», а в 1990 году Валерию Чалидзе было возвращено советское гражданство. Умер 3 января 2018 года. Похоронен в Фэйр Хейвен в штате Вермонт, США.
Конечно же, вам будет лень в буквы, поэтому, ниже я коротко изложу теорию Чалидзе своими словами.
По разным обстоятельствам в мире складываются межэтнические коллективы.
В том случае, если на необитаемом острове окажутся белый европеец, белый американец, белый русский, китаец и молодой негр, то альфа-самцом на необитаемом острое станет, скорей всего, негр.
Аналогично, если вместо негра добавить в коллектив ограниченного пространства кавказца либо хохла. Доминирующее положение в коллективе займёт кавказец или хохол.
Другой пример. На необитаемом острове оказались несколько обычных людей (обывателей) и один уголовник-рецидивист. Доминирующее положение в коллективе займёт уголовник.
Ещё пример. В большую клетку заперли европейца, американца, русского, китайца, негра, кавказца и уголовника. И добавили в коллектив «сидельцев» орангутанга. Доминирующее положение в коллективе займёт орангутанг.
Я сейчас излагаю вещи, в общем-то, очевидные.
Однако нынешняя социология и политология старательно эти факты реальности обходят.
Итак, почему орангутанг выше по иерархии, чем уголовник, негр, кавказец или хохол, и почему все перечисленные выше по иерархии, чем обычные люди?
Ответ: потому, что они обладают не просто физическим превосходством (иногда и не обладают им), а применяют свою силу, не раздумывая.
Чем меньше субъект раздумывает, тем выше он по социальной иерархии.
Именно поэтому во главе США Дональд Трамп, во главе Белоруссии Александр Лукашенко, а во главе Рейхскомиссариата комик Зеленский.
Кто-то станет спорить?
Но тут интересные последствия. В обществе доминирует совсем иная теория, по которой народ выбирает самого достойного из своей среды.
А по теории Чалидзе народом управляет не самый умный, а самый безбашенный член сообщества.