Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вечерние новости Российской империи 10 февраля



Деньги любят счёт.


https://www.youtube.com/watch?v=7Kd0mqWUDno
Музыка. Galactic Warriors-Lost World

О проблеме бедности и проблеме демографии на примере бюджетников.


Росстат РФ сообщает, что почти все российские регионы живут либо бедно, либо очень бедно – около 75% россиян или 109,5 млн человек имеют среднедушевой денежный доход менее 40 тысяч рублей в месяц. Можно продолжать радоваться, что в соседних с нами странах живут ещё хуже, а можно рассчитать уровень доходов граждан, достаточный для расширенного воспроизводства населения (решение демографической проблемы), а затем наметить последовательность мероприятий (план) по переходу из нынешнего состояния в состояние намеченное.
Потому что ничто из ниоткуда не берётся: нужно ставить цель и методично добиваться её достижения.
Если не поставлена цель, то она не достижима. Нужно начинать с целеполагания.

Разные категории населения живут по-разному и имеют различные источники доходов. Статистика не даёт нам детальной картины по многим категориям населения. Но есть категория населения, по которой у нас есть данные: это школьные учительницы. Они – бюджетницы, поэтому мы абсолютно точно знаем, какой у них размер зарплаты, причём, даже в разрезе регионов.

Вместе с тем, от региона к региону условия жизни разные. Где-то тепло, и отопительный сезон очень короткий, где-то наоборот, почти весь год зима. Соответственно этому, для жизни на севере нужно много денег, а чем дальше на юг, тем меньшими деньгами можно обеспечить себе и своим детям сносное существование. Этот фактор учитывается прожиточным минимумом в разрезе регионов.

Прожиточным минимумом в РФ считается минимальный доход на человека, при котором обеспечивается его жизнедеятельность на базовом уровне, достаточный, чтобы оплатить товары и услуги, включая продукты питания, лечение, коммунальные услуги и другие предметы первой необходимости. Данный показатель зависит от величины потребительской корзины, которая пересматривается каждые 5 лет, а также текущего уровня инфляции. Источник

Таким образом, в идеале зарплата бюджетников выплачивается в привязке к размеру прожиточного минимума в данном регионе.

Это, в общем, хорошо, но мало. Потому что выплачиваемой государством зарплаты учителям явно не хватает на содержание их собственных детей. За исключением учителей Москвы и Ямало-Ненецкого автономного округа, у которых с этим хорошо. Чтобы не быть голословным, ниже я привожу выкладки по регионам России за 2018-тый год.

Пояснения.
1. Регионы РФ сгруппированы по федеральным округам в порядке роста средней зарплаты школьной учительницы по федеральному округу. Первая цифра перед названием региона – средняя зарплата.
2. В скобках указан размер прожиточного минимума семьи по этому региону, рассчитанный по формуле 2 (два) человека трудоспособного возраста плюс 3 (трое) детей.
3. Цифра после названия региона и знака «равно» (плюс или минус) показывает, насколько средняя зарплата учительницы покрывает (плюс) или не покрывает (минус) размер прожиточного минимума семьи. Предполагается, что в норме зарплата школьного учителя (мужчины) должна позволять содержать жену в декретном отпуске и троих детей.
4. Кто умеет в математику – проверьте мои вычисления! Если где допустил ошибку, сообщите, и я исправлю.

Северо-Кавказский федеральный округ.

20 958,6 – (18 807,8 + 27 231,6) Республика Дагестан = минус 25 080,8 руб.
21 612,3 – (18 849,6 + 26 769,6) Кабардино-Балкарская Республика = минус 24 006,9 руб.
21 645,7 – (18 882,6 + 28 036,8) Республика Ингушетия = минус 25 273,7 руб.
21 735,2 – (18 264,4 + 26 162,4) Карачаево-Черкесская Республика = минус 22 691,6 руб.
21 943,3 – (18 968,4 + 27 135,9) Республика Северная Осетия (Алания) = минус 24 161 руб.
22 608,9 – (данных нет) Чеченская Республика = данных нет.
24 865,8 – (17 498,8 + 25 231,8) Ставропольский край = минус 17 864,8 руб.

Южный федеральный округ.

23 495,4 – (17 294,2 + 24 552) Республика Калмыкия = минус 18 350,8 руб.
23 914 – (18 535 + 26 343,9) Республика Адыгея = минус 20 964,9 руб.
26 767,2 – (20 224,6 + 28 059,9) Волгоградская область = минус 21 517,3 руб.
26 939,3 – (20 862,6 + 30 713,1) Ростовская область = минус 24 636,4 руб.
27 706,9 – (18 517,4 + 27 970,8) Астраханская область = минус 18 781,3 руб.
29 099,4 – (21 425,8 + 31 297,2) Республика Крым = минус 23 623,6 руб.
30 045,6 – (22 189,2 + 29 502) Краснодарский край = минус 21 645,6 руб.
31 017,7 – (20 926,4 + 29 977,2) г. Севастополь = минус 19 885,9 руб.

Приволжский федеральный округ.

23 478,5 – (18 161 + 25 307,7) Республика Мордовия = минус 19 990,2 руб.
23 530,3 – (18 968,4 + 27 027) Республика Марий Эл = минус 22 465,1 руб.
24 356,5 – (18 484,4 + 26 334) Чувашская Республика (Чувашия) = минус 20 461,9 руб.
24 558,3 – (18 429,4 + 26 037) Саратовская область = минус 19 908,1 руб.
24 789,1 – (19 837,4 + 27 997,2) Кировская область = минус 23 045,5 руб.
26 493,9 – (19 619,6 + 27 419,7) Ульяновская область = минус 20 545,4 руб.
26 525,9 – (17 681,4 + 24 403,5) Пензенская область = минус 15 559 руб.
28 063,9 – (18 178,6 + 26 159,1) Оренбургская область = минус 16 273,8 руб.
28 437,5 – (19 228 + 27 013,8) Удмуртская Республика = минус 17 804,3 руб.
29 998,9 – (19 155,4 + 27 192) Республика Башкортостан = минус 16 348,5 руб.
30 352,6 – (21 406 + 33 851,4) Пермский край = минус 24 904,8 руб.
30 321,2 – (21 025,4 + 28 333,8) Самарская область = минус 19 038 руб.
30 381,2 – (20 438 + 28 924,5) Нижегородская область = минус 18 981,3 руб.
32 349,2 – (17 974 + 24 832,5) Республика Татарстан (Татарстан) = минус 10 457,3 руб.

Сибирский федеральный округ.

23 187,4 – (20 097 + 28 129,2) Алтайский край = минус 25 038,8 руб.
26 491,7 – (20 710,8 + 29 865) Республика Алтай = минус 24 084,1 руб.
28 742,1 – (19 133,4 + 27 314,1) Омская область = минус 17 705,4 руб.
30 724,5 – (21 447,8 + 32 208) Республика Тыва = минус 22 931,3 руб.
31 786,8 – (19 879,2 + 29 205) Кемеровская область = минус 17 297,4 руб.
31 857,9 – (20 871,4 + 31 086) Республика Хакасия = минус 20 099,5 руб.
32 175,4 – (22 849,2 + 32 871,3) Новосибирская область = минус 23 545,1 руб.
36 336 – (22 693 + 33 313,5) Томская область = минус 19 670,5 руб.
36 919,5 – (21 705,2 + 31 158,6) Иркутская область= минус 15 944,3 руб.
40 567,7 – (нет данных) Красноярский край = нет данных.

Уральский федеральный округ.

24 827,4 – (19 956,2 + 29 066,4) Курганская область = минус 24 195,2 руб.
31 907,6 – (21 062,8 + 30 327) Челябинская область = минус 19 482,2 руб.
34 393,1 – (21 854,8 + 31 293,9) Свердловская область = минус 18 755,6 руб.
43 893,8 – (21 854,8 + 31 396,2) Тюменская область (без а/о) = минус 9 357,2 руб.
63 912 – (29 246,8 + 39 758,4) Ханты-Мансийский авт. округ (Югра) = минус 5 093,2 руб.
90 623,2 – (35 314,4 + 49 750,8) Ямало-Ненецкий авт. округ = плюс 5 558 руб.

Северо-Западный федеральный округ.

24 632,5 – (22 057,2 + 29 739,6) Псковская область = минус 27 164,3 руб.
28 259,2 – (19 362,2 + 26 198,7) Новгородская область = минус 17 301,7 руб.
30 983,4 – (20 748,2 + 27 644,1) Калининградская область = минус 17 408,9 руб.
31 520,9 – (22 382,8 + 30 168,6) Вологодская область = минус 21 030,5 руб.
34 413,4 – (24 376 + 32 224,5) Республика Карелия = минус 22 187,1 руб.
38 393,9 – (27 321,8 + 36 847,8) Архангельская область (без а/о) = минус 25 775,7 руб.
42 755,8 – (19 828,6 + 27 769,5) Ленинградская область = минус 4 842,3 руб.
44 759,3 – (27 044,6 + 38 322,9) Республика Коми = минус 20 608,2 руб.
50 662,3 – (28 325 + 41 629,5) Мурманская область = минус 9 292,2 руб.
53 389,4 – (24 173,6 + 31 736,1) г. Санкт-Петербург = минус 2 520,3 руб.
79 396,4 – (40 385,4 + 62 096,1) Ненецкий авт. округ = минус 23 085,1 руб.

Дальневосточный федеральный округ.

32 761 – (20 836,2 + 30 511,8) Республика Бурятия = минус 18 587 руб.
33 575,6 – (21 331,8 + 31 341,3) Забайкальский край = минус 19 097 руб.
36 273 – (25 609 + 37 907,1) Еврейская автономная область = минус 27 243,1 руб.
37 455 – (24 213,2 + 35 372,7) Амурская область = минус 22 130,9 руб.
38 368,7 – (26 147 + 39 441,6) Приморский край = минус 27 219,9 руб.
41 948,2 – (28 285,4 + 41 896,8) Хабаровский край = минус 28 234 руб.
62 264,1 – (34 234,2 + 49 641,9) Республика Саха (Якутия) = минус 21 612 руб.
68 153,9 – (40 319,4 + 61 601,1) Камчатский край = минус 33 766,6 руб.
70 458,9 – (38 427,4 + 57 677,4) Магаданская область = минус 25 645,9 руб.
71 103,8 – (29 935,4 + 44 437,8) Сахалинская область = минус 3 269,4 руб.
93 147,4 – (39 604,4 + 59 977,5) Чукотский автономный округ = минус 6 434,5 руб.

Центральный федеральный округ.

22 808,7 – (21 326 + 29 122,5) Ивановская область = минус 27 639,8 руб.
23 942 – (19 844 + 26 835,6) Брянская область = минус 22 737,6 руб.
23 998,3 – (18 154,4 + 24 367,2) Тамбовская область = минус 18 523,3 руб.
24 056,5 – (19 663,6 + 27 139,2) Орловская область = минус 22 746,3 руб.
24 417,4 – (20 585,4 + 27 795,9) Костромская область = минус 23 963,9 руб.
25 947,5 – (22 723,8 + 30 888) Смоленская область = минус 27 664,3 руб.
25 975,5 – (18 317,2 + 25 221,9) Курская область = минус 17 563,6 руб.
26 773,9 – (21 333,2 + 30 418,8) Тверская область = минус 24 978,1 руб.
27 177,9 – (18 816,6 + 26 254,8) Липецкая область = минус 17 893,5 руб.
27 544,2 – (16 577 + 22 377,3) Воронежская область = минус 11 410,1 руб.
27 820,1 – (19 052 + 25 769,7) Рязанская область = минус 17 001,6 руб.
27 983,3 – (18 398,6 + 24 961,2) Белгородская область = минус 15 376,5 руб.
28 641 – (21 155,2 + 28 924,5) Владимирская область = минус 21 438,7 руб.
29 662,8 – (20 306 + 27 802,5) Ярославская область = минус 18 445,7 руб.
30 372,1 – (20 028,8 + 27 436,2) Тульская область = минус 17 092,9 руб.
32 640 – (20 490,8 + 27 871,8) Калужская область = минус 15 722,6 руб.
54 585,3 – (28 578 + 37 530,9) Московская область = минус 11 523,6 руб.
92 944,4 – (38 906 + 43 227) г. Москва = плюс 10 811 руб.

Итак, что мы видим? За исключением учителей Москвы и Ямало-Ненецкого автономного округа, заработки по всей остальной России не позволяют мужчине-учителю содержать жену в декрете и троих детей. При таких раскладах про ипотеку для молодой семьи и речи быть не может.

Население, разумеется, приспосабливается.

Во-первых, за счёт сокращения числа детей в семье. Вместо трёх – заводят одного, максимум двух детей.

Во-вторых, за счёт того, что в учителя идут, преимущественно женщины, иногда – одинокие.

В-третьих, учителя иногда подрабатывают репетиторством.

Нормально ли такое положение?
Нет, не нормально.
Как это исправить?

Рассмотрим разные возможности, и оценим их эффективность:

1. Налог на бездетных.

Идея тут в том, чтобы забрав часть денег у бездетных, выдать собранные деньги в виде детских пособий.

В принципе, это хорошая мера, стимулирующая эгоистичную часть населения завести хотя бы одного ребёнка. Однако данная мера не может рассматриваться как серьёзный источник денег.

2. Снижение размера прожиточного минимума.

Как можно заметить, разброс этого параметра в разных регионах страны доходит до двух раз. В некоторых случаях разница объясняется климатом и средним размером зарплат по региону. А в некоторых – этим не объясняется. Скорей всего, в этих необъяснимых случаях имеет место монопольное завышение коммунальных тарифов.
Однако даже в том случае, если размер прожиточного минимума в таких регионах снизить, то всё равно проблему это не решит.

3. Повышение зарплат за счёт сокращения численности учителей.

3.1. Есть некоторый резерв для этого, состоящий в том, что есть малочисленные классы. Есть населенные пункты, где содержание школ себя не оправдывает. Такие населённые пункты желательно укрупнять, обеспечив в укрупняемых селах и райцентрах строительство жилья и переезд жителей из малых деревень. Небольшую часть таких деревень можно и оставить, в том числе сохранив и школу, однако нужно преобразовать такие деревни в этнографические. То есть, организовав поток экскурсий, оборудовав музеи и аттракционы, построив мотели и кафе. Тогда деревня сможет хорошо зарабатывать на туристах, и оформить свою школу как частную: часть денег, по нормативу пропорционально числу учащихся, будет давать бюджет, остальное будут оплачивать родители. Кстати говоря, частные школы по тому же принципу можно создавать и в городах.

3.2. Желательно вернуться от 11-летнего образования обратно к 10-летке. Лишний год – это лишние 10 процентов учителей. А кроме того, это лишний год, отнятый у школьников. Девочкам после 10-ти лет в школе лучше сразу выходить замуж и обзаводиться детьми, а юношам после 10-ти лет в школе лучше поступать в ВУЗ, отучившись, получив профессию и стажировку затем также обзаводиться семьей. То есть, между супругами разница в возрасте должна быть около 7-ми лет. А чтобы это реализовать, было бы весьма полезно во всех случаях, когда численность позволяет, делать классы мальчиков и классы девочек. Чтобы половые вопросы не отвлекали от учёбы. Ну и, само собою, армия должна быть контрактной, а предмет «Военное дело» можно включить в школьную программу. Кстати говоря, когда численность детей в населенном пункте позволяет, желательно в одном микрорайоне иметь сразу две школы: одна для «физиков», другая для «лириков». Чтобы программы и методики обучения соответствовали природным задаткам детей.

4. Повышение зарплат за счёт быстрого роста ВВП.

Как можно видеть, то, что предложено ранее, кардинально ситуацию с зарплатами учителей не меняет. Зарплату учителям нужно поднять в 3 (три) раза, чтобы учитель мог содержать жену в декрете и троих детей, плюс выплачивать взносы по ипотечному кредиту.

Троекратное повышение зарплат учителям возможно поэтапно, и только в том случае, если с той же скоростью будет расти ВВП страны.
Потому, что прежде, чем добавить зарплату бюджетникам, надо откуда-то эти деньги добыть.
Ресурс по собираемости налогов почти что исчерпан, повышать сами налоги – значит зарыться в рецессию с головой. Остаётся одно: стимулировать рост ВВП на базе укрепления малого и среднего предпринимательства. Плюс ещё ряд мер, о которых я рассказывал в серии статей под заголовком 12% роста фантастика или достижимая цель?


В избранное