Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Росбалт.RU: мнения, факты, комментарии┘


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Мнения, факты, комментарии...
Петербургу грозит потоп
Правые в ЗАКСе Питера: ответный удар
Каспийская нефть ищет новый маршрут

Петербургу грозит потоп
http://www.rosbalt.ru/?sect=news&ct=0&cn=34120

"Без комплекса защитных сооружений дальнейшей перспективы развития нашего города нет"ИА Росбалт. 16:00. Проблемы строительства Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений обсуждались в Петербурге 31 января. На первых общественных слушаниях рассматривались экологические, экономические и социальные вопросы, которые должны быть включены в оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) для проекта Ускоренного завершения строительства КЗС.

Для справки: Вопросы экологической безопасности в связи со строительством КЗС исследовали три российские экспертные комиссии, а также международная комиссия. В результате проведенных работ международная комиссия пришла к заключению, что влияние на качество воды КЗС в течение 10 лет было незначительным.
В то же время представители комиссии подтвердили реальную угрозу затопления Санкт-Петербурга водой из Финского залива и рекомендовали завершить строительство КЗС.

О проблемах, связанных с завершением строительства КЗС Санкт-Петербурга, корреспонденту ИА "Росбалт" рассказал советник председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга Борис Усанов.

Борис Павлович, какова предыстория строительства Комплекса защитных сооружений нашего города?

Идея возникла еще очень давно. Когда в XIX века думали о строительстве защитных сооружений, много было разных вариантов: и траншеи предлагалось копать, и обводные каналы, и масло проливать в Невской Губе, чтобы волна "поскальзывалась" и уходила в сторону... Но пока на пути прогонной волны не будет поставлена преграда, мы не спасем город. Раз других лекарств нет, значит, только преграда.

Я убежден, что без КЗС дальнейшей перспективы развития нашего города нет. Вот мы только что отметили 100-летие этнографического музея. Главный хранитель нам рассказывал, что как только вода поднимается на 1 метр - все. Архивы, музейные запасники, все вещи - просто плавают. В Эрмитаже - та же ситуация.
В Санкт-Петербурге был только один дом, который не был чувствителен к колебаниям воды - это Меньшиковский дворец. Но когда там сделали вход через подвальное помещение и разрушили глиняный замок - и он потек.

В центральной части Санкт-Петербурга нет ни одного дома, который не был бы чувствителен к колебаниям воды. А таких районов у нас семь. Семь районов, где дома стоят, в основном, на деревянных лежнях. И вот в чем горе: нижние лежни, если находятся в постоянной среде, становятся крепче дуба. А когда среда меняется... Даже тогда, когда на улицах воды не видно, когда человек соизмеряет подъем воды с размерами подмостового габарита, это все равно опасно. И это должен понимать каждый житель Санкт-Петербурга. Нужно понимать, что без строительства КЗС все эти наши горести не прекратятся.

Тем не менее, среди профессионалов бытует мнение, что старые здания Санкт-Петербурга необходимо оставить в той среде, в которой они были построены...

Я готов с этим согласиться. Как я уже сказал, дома должны находится в одной среде - или в безводной, или в водной. Но не должно быть изменения этих состояний. Мы прекрасно понимаем, что наводнение с поправкой на то, что у нас очень высоки подземные грунтовые воды, очень опасно. Малейшее колебание чревато тем, что грунтовые воды поднимаются или опускаются очень заметно.

По каким критериям выбиралось место строительства КЗС? Почему, к примеру, не в устье Невы?

Потому что здесь идет сток. Ведь сегодня все пространство до дамбы - это аккумуляционный бассейн. Если закрыть защитные сооружения, то за 24 часа будет 48 см подъема: Нева - это очень бурная река. При строительстве КЗС были учтено все то, что должно было быть учтено.

Вы говорите, что все аспекты были учтены. Но ведь любое вмешательство, любое антропогенное воздействие меняет экологию региона...

Дело в том, что все гидравлические явления с востока на запад мы не меняем. Меняется сумма перетекающей воды через защитные сооружения в обратном направлении. То есть мы, действительно, наблюдаем падение на 15% суммы обратной воды. Но Балтика гораздо загрязненнее за пределами защитных сооружений - с востока на запад, в Восточной части Финского залива. Ну и хорошо! Зачем нам грязная вода? Эта же фантазия, когда говорят, что вот, мол, я на яхте туда поплыл, зачерпнул стакан воды, напился - смотрите, какая чистая вода... Это блеф!

А как же флора и фауна?

Вот чем ценен опыт голландцев, которые живут на земле, которая много ниже уровня Мирового океана. Они первые начали строить дамбы, защитные сооружения. Они смело отсекали какой-то кусок от соленого Северного моря и меняли там структуру. Как только кусок моря в ограде становился пресным, они меняли там все. Они не боялись, что какие-то животные умрут, а какие-то рыбы исчезнут - возникнут другие. То же и здесь.

Означает ли это, что район КЗС ждет исключительно техногенное будущее?

Конечно, вывод на створ Защитных сооружений КАД (Кольцевой автодороги - А.Д.) мощных портовых комплексов - все это, в значительной степени, приписывает район к техногенным зонам. Но у нас ведь в створе Защитных сооружений есть форты, которые остаются зоной отдыха! Там, где надо отдыхать и пользоваться дарами истории, надо строить клубы, создавать пляжи и так далее...

Беседовала Александра Дробот
 
Правые в ЗАКСе Питера: ответный удар
http://www.rosbalt.ru/?sect=news&ct=0&cn=34068

ИА Росбалт. 12:21. События вокруг создания в Санкт-Петербурге регионального отделения объединенной центристской партии продолжают бурно развиваться. Появление в городском Законодательном Собрании прогубернаторского блока фракций, "приватизировавших" название "Единая Россия", подтолкнуло и правые фракции на объединение: в ближайшую среду будет объявлено о создании депутатского блока СПС-"Яблоко", который станет инструментом консолидации всех оппозиционно настроенных к градоначальнику народных избранников в Мариинском дворце.

Как мы и предполагали (см. "Яковлев приватизирует "Единую Россию"?), создание прогубернаторского блока фракций, в первую очередь, связано с начавшейся борьбой за руководство в местном отделении "Единой России". Все сомнения на этот счет развеял сам Владимир Яковлев, сделавший ряд важных заявлений в адрес фракции "Единство. Санкт-Петербург". Выступая в прямом телеэфире, губернатор предложил этой фракции определиться со своим вхождением в новый блок "Единая Россия".

Таким образом, местные "медведи" в городском парламенте попали в весьма щекотливую ситуацию. С одной стороны, процесс слияния "политических тяжеловесов" в России идет полным ходом. С другой стороны, в Санкт-Петербурге - особая ситуация, и фракция "Единство", на протяжении всего своего существования на берегах Невы, постоянно занимала оппозиционное положение по отношению к Смольному и особо этого не скрывала.

Может быть, истоки конфликта следует искать в Москве? Вполне возможно, что в стане "московских петербуржцев" имеются разногласия по поводу процесса построения "Единой России" на родине президента страны. Не исключено, что "прагматики" достаточно четко осознают тот факт, что победить Яковлева в его "вотчине" не так уж и просто, тем более, что петербургский губернатор достаточно прочно держит в своих руках все сферы жизни города и отпускать их не намерен. Пытаться же из Москвы разжать "мертвую хватку" одного из лидеров "Всей России" - вдвойне затруднительно. Поэтому "прагматики" полагают, что ссориться с Владимиром Яковлевым не следует, и необходимо отдать ему контрольный пакет голосов в руководстве регионального отделения "партии власти".

Представители другой группы выходцев с невских берегов еще не отказались от своего участия в политических процессах, происходящих в Санкт-Петербурге, и продолжают претендовать на политическое доминирование в Северной столице. Впрочем, следует отметить, что вторая группа представляет собой менее слаженный коллектив из-за наличия нескольких потенциальных претендентов на губернаторское кресло, но свой "воз" они пока тянут.

Правильность этих предположений подтверждает и начавшаяся в Уставном суде Санкт-Петербурга борьба за полномочия начальника губернаторской Канцелярии, вице-губернатора Юрия Антонова. Вопрос сводится к тому, кто именно должен проводить правовую экспертизу выходящих из стен Смольного нормативно-правовых актов. В соответствии с Уставом города, "осуществление правового обеспечения" относится к функциям Канцелярии.
На деле же роль правового эксперта в администрации города осуществляет Административный комитет, возглавляемый другим вице-губернатором. Очевидно, что в условиях "правового поля" современной России, трактовка норм законодательства может быть различной, и, соответственно, управление этой трактовкой является важным инструментом власти. Следовательно, за контроль над правовым обеспечением имеет смысл бороться.

Формально, "Яблоко" и СПС до сих пор находились в стороне от схватки, но это не означает, что им безразлична эта политическая интрига, тем более, что уже давно объявлено, что "правый фланг" выставит единых кандидатов на предстоящих выборах в городской парламент. В случае успеха Владимира Яковлева в борьбе за "Единую Россию", не исключено, что к коалиции "Яблока" и СПС присоединится движение "Воля Петербурга" Сергея Миронова. Питерское "Единство" же, как самостоятельная политическая сила, в этом случае обречено на исчезновение.

Так или иначе, но пока губернатор Яковлев чувствует свою силу и идет в бой с открытым забралом, нисколько не сомневаясь в результате...

Дмитрий Перевязкин
 
Каспийская нефть ищет новый маршрут
http://www.rosbalt.ru/?sect=news&ct=0&cn=34066

ИА Росбалт. 12:07. В конце января пять прикаспийских стран - Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Иран - договорились о разработке конвенции о правовом статусе Каспия. Решение этой проблемы гарантирует приток инвестиций в проекты добычи, транспортировки и переработки нефти Каспийского шельфа. Но вопрос о том, какие новые маршруты экспорта каспийской нефти могут возникнуть, пока остается открытым.

Эксперты Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования (ЭНИПиПФ) считают, что, в принципе, географическое положение Каспийского региона неблагоприятно для нефтяных компаний. Это связано, в первую очередь, с удаленностью от основных рынков сбыта и необходимостью транзита добываемой нефти через третьи страны. Существует и политический фактор - межнациональные и этнические конфликты на территории государств, где проходят (или могут проходить) маршруты экспорта каспийских энергоресурсов.

Для того, чтобы минимизировать риски, нужно иметь несколько альтернативных вариантов транспортировки каспийской нефти. В докладе президента ЭНИПиПФ Андрея Конопляника эта схема называется "множественность путей доставки". (Журнал "Нефть, газ, строительство" ?4, апрель 2001 г.)
Она важна еще и тем, что исключает возможность доминирования какого-либо одного прикаспийского государства над другими - по крайней мере, в сфере экспорта нефти.

Ряд проектов транспортировки нефти Каспийского региона уже реализован. Это действующие трубопроводы Баку-Новороссийск, Баку-Супса, строящийся трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и свободные мощности "Транснефти". По оценке специалистов ЭНИПиПФ, потенциальная пропускная способность всех экспортных трубопроводов (действующих, строящихся и перспективных) заметно превышает прогнозируемый объем добычи нефти в регионе. Из-за этого строить несколько новых трубопроводов сразу не имеет смысла. Речь может идти об одном-двух проектах, главным из которых является проект создания маршрута Баку-Джейхан (Турция).

Пока эксперты расходятся во мнениях о том, когда нужно начинать строительство этого трубопровода и на какую пропускную способность он должен быть рассчитан. По данным Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования, первая очередь КТК мощностью 28,2 миллиона тонн нефти в год и существующие трубопроводы Баку-Новороссийск и Баку-Супса (при условии их модернизации) в состоянии обеспечить потребности Азербайджана и Казахстана в экспорте нефти на ближайшие пять-семь лет. Строительство же нового трубопровода Баку-Джейхан, заявленная пропускная способность которого составляет 50 миллионов тонн нефти в год, может привести к избытку транспортных мощностей.

Расчеты специалистов ЭНИПиПФ свидетельствуют о том, что к 2005 г. суммарная пропускная способность экспортных трубопроводов (с учетом маршрута Баку-Джейхан) может вдвое превысить объем добычи нефти в Каспийском регионе - 140 миллионов тонн против 70 миллионов тонн. Особенно существенным окажется этот дисбаланс в Азербайджане, где добыча нефти прогнозируется на уровне 32 миллионов тонн - при мощности трубопроводов почти в 90 миллионов тонн.

Если трубопровод Баку-Джейхан пока не строить, к 2005 г. объем добычи каспийской нефти (70 миллионов тонн) будет примерно соответствовать транспортным мощностям (90 миллионов тонн). В то же время, по прогнозам ЭНИПиПФ, нехватка новых маршрутов транспортировки нефти может возникнуть к 2010 г. - тогда при пропускной способности экспортных трубопроводов в 100 миллионов тонн на Каспии будет добываться 130 миллионов тонн нефти в год. В этом случае трубопровод на Джейхан действительно понадобится, но его пропускная способность, вероятно, будет ниже максимальной.

На политическом уровне судьба проекта Баку-Джейхан тоже пока остается открытой. Как сообщило агентство "Медиа-пресс", в конце прошлого года его поддержал госсекретарь США Колин Пауэлл. Во время посещения Астаны Пауэлл заявил, что казахстанская нефть становится "критически важной" для западных рынков, и США выступают за организацию ее экспорта по нескольким маршрутам, а не только через Каспийский трубопроводный консорциум. Одним из вариантов транспортировки Вашингтон считает именно нефтепровод Баку-Джейхан, который, по словам Пауэлла, пройдет "через дружественные США страны".
Однако президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, сказав о принципиальной поддержке проекта Баку-Джейхан, добавил, что нефтяные инвесторы считают более привлекательной транспортировку казахстанской нефти через Иран. США же относятся к перспективе строительства экспортного трубопровода через Иран весьма критически.

При этом в администрации Джорджа Буша не скрывают своей заинтересованности в каспийской нефти. Дело в том, что ни Казахстан, ни Азербайджан, ни Туркмения не входят в OPEC (организация стран-экспортеров нефти). Соответственно, поставки энергоресурсов из этих государств будут меньше зависеть от цен и политики, которые устанавливает картель мировых экспортеров.

Независимо от того, какой именно новый проект экспорта каспийской нефти будет реализован, он должен учитывать сложившуюся конъюнктуру нефтяного рынка. Согласно прогнозам на ближайшие десять-двадцать лет, основными потенциальными потребителями нефти являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Ожидается, что за период 1995-2015 гг. прирост первичного спроса на нефть в Азии составит порядка 750-800 миллионов тонн в год. В Западной Европе этот показатель значительно ниже - 200-250 миллионов тонн в год.

Получается, что основной поток каспийской нефти должен быть направлен в страны АТР. Однако и по старым, и по новым маршрутам энергоресурсы Каспийского региона выводятся на западноевропейский рынок. По мнению А. Конопляника, это может нарушить баланс спроса и предложения и "обвалить" цены. Следовательно, считает А. Конопляник, хотя бы часть казахской или азербайджанской нефти должна быть направлена на рынки, альтернативные западноевропейским (например, в Китай). Другими потенциальными потребителями нефти Каспийского региона являются растущие рынки Восточной Европы и Причерноморья.

Виктория Копылова
 

(c) 2000-2002 Росбалт.RU. При использовании любого материала из рассылки ссылка на ИА "Росбалт" обязательна.


RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное