Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Konserg.ru

  Все выпуски  

Госзаказ: закон должен быть на шаг впереди


«Петербург сэкономил 1 млрд рублей на конкурсах по капремонту жилья», — с гордостью рапортовали чиновники несколько месяцев назад. Однако радость по поводу подобных сообщений разделяют не все.

В последнее время появляются предложения внести поправки в Федеральный закон о размещении заказов. Идея уже нашла своих сторонников. Законодательство в области проведения конкурсов обсудили участники круглого стола «Госзаказ: гарантия качества или экономия бюджета?». «Когда представители ГУ ЖА хвастаются, что провели аукцион, на котором стартовая цена была снижена на 60%, у меня возникает только один вопрос: закупленные в результате трубы сделаны из картона?» — с удивлением заметил депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель Комиссии по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский. Депутат отметил, что период эйфории от принятия 94-го Федерального закона прошел. Проявились огрехи.

Квалификация важна
Причем не только квалификация исполнителя — об этом отдельный разговор. Грамотным на всех этапах — от составления технического задания до приема работ — должен быть и госзаказчик. Правильно составленное техзадание, по мнению участников круглого стола, позволит, в том числе, решить ситуацию сговора поставщика и заказчика, когда условия подгоняются под одного-единственного исполнителя.

Что касается квалификации подрядной организации, то опасность действующего законодательства по госзаказу, по мнению Александра Ольховского, состоит в следующем: закон позволяет участвовать в конкурсе любому, кто соответствует каким-то формальным признакам. Иногда, по словам депутата, это приводит к откровенно абсурдным ситуациям: «Есть пример, когда конкурс на ремонт боевых кораблей ВМФ России выиграла компания из трех человек — муж, жена и сын. У них была офисная мебель и плавкран малой грузоподъемности».

«Действительно, требования по квалификации фирм-исполнителей в отдельных видах промышленности вводить необходимо, — прокомментировала заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Ирина Соколова, — однако нужно задуматься над тем, где разумно вводить эти требования, а где нет, чтобы сохранить здоровую конкуренцию». С тем, что в строительной отрасли работать по госзаказу должны только опытные исполнители, согласились все участники обсуждения.

Экономить, чтобы переделывать?
Еще один существенный пробел действующего законодательства — возможность демпинга, которым участники аукционов нередко злоупотребляют. Неразумное снижение стартовой цены уже само по себе предвещает падение качества. «Здесь важна не просто цена, а такой показатель, как соотношение цены и качества», — подчеркнул Ольховский. Председатель Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Эльгиз Качаев напомнил, что экономия не всегда дает желаемый эффект: «Зачем экономить на госзаказе, чтобы потом все переделывать?». Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Ольга Ромашова отметила, что по факту сговора на торгах сейчас в городе рассматривается более девяноста дел. Однако работа по ним продвигается медленно.

Заказчик, защищайся!
За недобросовестными исполнителями заказа водится склонность к уменьшению объемов работ, указанных в смете, использованию материалов, не соответствующих требованиям, несоблюдение сроков. Несмотря на это, как заметила Ирина Соколова, основная цель закона — защитить интересы фирм-исполнителей: «Нормы, защищающие заказчика, в законе есть, но они очень разбросаны, не систематизированы. Заказчикам трудно отстаивать свои права, возникает дисбаланс в защите интересов».

Подробнее...


В избранное