«Петербург сэкономил 1 млрд рублей
на конкурсах по капремонту жилья», — с гордостью рапортовали чиновники
несколько месяцев назад. Однако радость по поводу подобных сообщений
разделяют не все.
В последнее время появляются предложения внести поправки в
Федеральный закон о размещении заказов. Идея уже нашла своих
сторонников. Законодательство в области проведения конкурсов обсудили
участники круглого стола «Госзаказ: гарантия качества или экономия
бюджета?». «Когда представители ГУ ЖА хвастаются, что провели аукцион,
на котором стартовая цена была снижена на 60%, у меня возникает только
один вопрос: закупленные в результате трубы сделаны из картона?» — с
удивлением заметил депутат Законодательного собрания Петербурга,
председатель Комиссии по промышленности, экономике и собственности
Александр Ольховский. Депутат отметил, что период эйфории от принятия
94-го Федерального закона прошел. Проявились огрехи.
Квалификация важна
Причем не только квалификация исполнителя — об этом отдельный разговор.
Грамотным на всех этапах — от составления технического задания до приема
работ — должен быть и госзаказчик. Правильно составленное техзадание,
по мнению участников круглого стола, позволит, в том числе, решить
ситуацию сговора поставщика и заказчика, когда условия подгоняются под
одного-единственного исполнителя.
Что касается квалификации подрядной организации, то опасность
действующего законодательства по госзаказу, по мнению Александра
Ольховского, состоит в следующем: закон позволяет участвовать в конкурсе
любому, кто соответствует каким-то формальным признакам. Иногда, по
словам депутата, это приводит к откровенно абсурдным ситуациям: «Есть
пример, когда конкурс на ремонт боевых кораблей ВМФ России выиграла
компания из трех человек — муж, жена и сын. У них была офисная мебель и
плавкран малой грузоподъемности».
«Действительно, требования по квалификации фирм-исполнителей в
отдельных видах промышленности вводить необходимо, — прокомментировала
заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Ирина
Соколова, — однако нужно задуматься над тем, где разумно вводить эти
требования, а где нет, чтобы сохранить здоровую конкуренцию». С тем, что
в строительной отрасли работать по госзаказу должны только опытные
исполнители, согласились все участники обсуждения.
Экономить, чтобы переделывать?
Еще один существенный пробел действующего законодательства — возможность
демпинга, которым участники аукционов нередко злоупотребляют.
Неразумное снижение стартовой цены уже само по себе предвещает падение
качества. «Здесь важна не просто цена, а такой показатель, как
соотношение цены и качества», — подчеркнул Ольховский. Председатель
Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Эльгиз Качаев напомнил,
что экономия не всегда дает желаемый эффект: «Зачем экономить на
госзаказе, чтобы потом все переделывать?». Заместитель председателя
Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли
Санкт-Петербурга Ольга Ромашова отметила, что по факту сговора на торгах
сейчас в городе рассматривается более девяноста дел. Однако работа по
ним продвигается медленно.
Заказчик, защищайся!
За недобросовестными исполнителями заказа водится склонность к
уменьшению объемов работ, указанных в смете, использованию материалов,
не соответствующих требованиям, несоблюдение сроков. Несмотря на это,
как заметила Ирина Соколова, основная цель закона — защитить интересы
фирм-исполнителей: «Нормы, защищающие заказчика, в законе есть, но они
очень разбросаны, не систематизированы. Заказчикам трудно отстаивать
свои права, возникает дисбаланс в защите интересов».