Сегодня проблемами организации и
финансирования капитального ремонта домов пока еще занимается Фонд
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Но в
соответствии с Законом № 185-ФЗ в 2012 г. деятельность фонда
прекращается. Что последует за этой датой? Кто должен будет взять на
себя ответственность за состояние жилья в России?
Эти и другие вопросы обсуждались на заседании Комитета
Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и
коммунального хозяйства. Серьезный повод для беспокойства — то, что
норма ФЗ № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» на уровне
муниципальных образований практически не выполняется. Между тем в ст. 16
закона указано, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность
производить капитальный ремонт в соответствии с нормами содержания,
эксплуатации и ремонта жилищного фонда, то есть при передаче жилья в
собственность бывший его владелец должен свои обязательства выполнить.
В настоящее время в Российской Федерации более 1 млн многоквартирных
домов (МКД). На их ремонт государство выделило порядка 240 млн руб. —
эти средства поступили в распоряжение Фонда содействия реформированию
ЖКХ. На сегодняшний день за счет фонда отремонтировано 12% домов и
ликвидировано более 30% аварийного жилья.
Однако нерешенных задач остается много — ведь уже сейчас в России
порядка 40% домов обслуживают частные управляющие компании (УК) либо ТСЖ
и только 30% — ГУП и МУП.
В связи с тем что срок приватизации продлен, можно предположить, что в
скором времени большая часть жилья перейдет в руки собственников. Так
как фонд будет упразднен, власти необходимо разработать новые механизмы
финансирования реформы.
Как рассказал Сергей Сучков, заместитель генерального директора Фонда
содействия реформированию ЖКХ, сейчас государственные деньги
распределяются в следующей пропорции: 60% (порядка 144 млрд руб.)
направляют собственно на ремонт, оставшиеся 40% — на переселение из
аварийных домов. В программу фонда включено 42 862 дома, ремонт уже
проведен в 12 817 из них. В 2010 г. должно быть выделено порядка 50 млрд
руб., в 2011 г. — около 21 млрд руб., что позволит отремонтировать
большую часть домов в рамках программы. Но проблема заключается в том,
что доля объектов, которыми занимается фонд, составляет не более трети
от общего количества МКД в РФ.
«Если капитальный ремонт не проводить, это может привести к быстрому
износу многоквартирных домов. В этом случае невозможно гарантировать
безопасность проживания граждан, а следовательно, не исключен рост
социальной напряженности», — заметил С. Сучков.
В соответствии с поручением Правительства РФ фонд готовит проект
закона, в котором все противоречия должны быть устранены. Вообще,
капитальный ремонт в МКД должен финансироваться из трех основных
источников: первый — федеральные поступления, второй — местные бюджеты,
третий — средства собственников. Основная идея, положенная в основу
законопроекта, — создание региональных фондов, в которые направят
стартовые средства из государственного бюджета. В свою очередь
региональные фонды будут рассматривать заявки на финансирование лиц,
осуществляющих управление многоквартирными домами.
Сложнее обстоит дело с внебюджетным финансированием. Модернизация ЖКХ
невозможна без привлечения значительных объемов негосударственных
средств. Однако реальных проверенных схем пока еще не предложено. Между
тем существует международный опыт. Анализируя его, Сергей Сиваев,
директор направления фонда «Институт экономики города», выделил два
основных кита, на которых базируется финансирование ремонта МКД в других
странах: во-первых, это накопительные схемы, во-вторых, кредитование.
При этом государство не остается в стороне, в его ведении — повышение
энергоэффективности.
Одним из примеров успешной модернизации жилья, по мнению С. Сиваева,
может служить опыт Эстонии, где широко используется кредитование.
Стоимость капитального ремонта в этой стране — порядка 400 евро за 1 кв.
м. При этом 30% затрат окупаются за счет энергоэффективности и
сокращения потребления ресурсов. В Эстонии банки охотно финансируют
владельцев жилья в лице местных товариществ собственников.
О том, что подобная модель приживется в России, говорить пока не
приходится, ведь для банков большое значение имеет стабильность ТСЖ как
клиента.