Есть на севере России такой край - Пермь. А в Перми – дивные реки, соль, богатства земные, а за Пермью – Урал, в общем – котёл Божий. И серьёзными людьми Пермь не оскудевает. Вот, скажем, из пермяцких писателей сейчас все знают, конечно, Алексея Иванова. А я вот другого пермяка Алексея знаю, из Соликамска. А фамилия его – Лукьянов. И зовут его друзья – Кузнец.
Потому что на самом деле – кузнец. На заводе. И сам из себя такой – высокий, крепкий, не руки - ручищи. Захочет – розу скуёт, захочет – тягу какую-нибудь важную или красивую пряжку, а ещё кузнец Лукьянов написал несколько совершенно дивных книг.
В том числе и «Спасителя Петрограда». Вспоминаем дружно: «Спаситель Петрограда от яростного гада, да здравствует Ваня Васильчиков!». Правильно. Корней Чуковский, «Крокодил».
Фантазия Корнея Ивановича немало веселит нас, пока мы маленькие. Но даже этот – самый безудержный и странный из советских сказочников, - даже он бы, наверное, содрогнулся, увидев, как через пол-Европы шагает себе спокойненько в этот самый Петроград главный герой лукьяновской книги – Юрий Марян-Густавович Возницкий.
Кентавр.
Вот именно! Настоящий, созданный «из идеи, огня и лошади», как две капли воды похожий лицом на последнего российского императора Петра Алексеевича.
Стойте! Стойте! Какой Петроград? Какой при этом Пётр Алексеевич? Какие пешеходящие кентавры?
А Крокодил Крокодилович Крокодил, заморский террорист, настоящий крокодил с чемоданчиком из подозрительной кожи?
Тут даже и не очень искушённому читателю станет ясно, что «Спаситель» - это фантастическая повесть. Чрезвычайно фантастическая. Раз там действуют кентавры, и в 1917 году никакой революции не случилось, и Пётр Алексеевич – это сын того самого Алексея, который в нашей «ветке» событий так и остался цесаревичем. А ещё там есть Юрий Шевчук – такой же голосистый и настоящий, как и в нашем грешном мире. И юные хакеры там есть, Масяня с Хрюном, и пронырливый тележурналист, неуловимо напоминающий
всем хорошо памятного А. Невзорова. И последний император, и тайный наследник, и всяческих довольно ещё чудес.
И что ведь любопытно: заварив такую крутую кашу из времён, лиц и детских сказок, Алексей Лукьянов расхлёбывает её на удивление ловко, легко и изящно. Секрет не так уж и хитёр: характеры-то у всех персонажей взяты из жизни, а что у кого-то при этом конский круп да копыта или пупырчатый зелёный хвост – это не так важно. Это – внешнее. А может быть, секрет ещё и в том, что «Спаситель» - книга весёлая, динамичная, но вместе с тем неуловимо серьёзная: главные герои её – люди честные,
верные дружбе, долгу. Не пустое для них слово – честь, вот такие дела. И Родина для них – понятие осязаемое. И как жить по совести – никого они не учат, а просто так сами и живут: себя в обиду не дают и другим, до чужих обид охочим, не позволяют распускать руки.
Такой вот он, «Спаситель Петрограда» - лёгкое вроде чтение, смешное, небывалое, на одном дыхании одолевается, оставляет долгий след.
За эту чудесную историю (изданную в столичной «Амфоре» вместе с прекрасной повестью «Мичман и Валькирия») Алексей Лукьянов получил в прошлом году вторую Пушкинскую премию, что сделало его, конечно, одним из самых известных молодых писателей в России, но ничуть не убавило в Кузнеце ни основательности, ни требовательности к себе.
А поэтому будем ждать новых книг Алексея Лукьянова, а уж о них-то я вам постараюсь рассказать непременно.