Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости

  Все выпуски  

МОЭСК и <<Ленэнерго>> получили новый RAB-тариф с 2011 года


     slon.ru
2010-12-31
МОЭСК и «Ленэнерго» получили новый RAB-тариф с 2011 года
МОСКВА (Рейтер) – Власти РФ перевели со следующего года две крупнейшие распределительно-сетевые компании России МОЭСК и «Ленэнерго» на новую тарифную модель, основанную на возврате вложенного капитала, говорится в материалах Федеральной службы по тарифам. Россия постепенно внедряет прогрессивное долгосрочное тарифное регулирование, основанное на доходности на вложенный капитал (RAB – Regulatory Asset Base), на которое Европа перешла еще в 1990-х годах. Эксперты считают, что новая система поднимет инвестиционную привлекательность сетевых компаний в РФ, нуждающихся в более чем $100 миллиардах на обновление инфраструктуры. С начала текущего года на RAB перешла Федеральная сетевая компания и ряд региональных распределительно-сетевых компаний. С 1 июля с новым тарифом должны были начать работу еще 23 сетевые компании, а с января 2011 года – вся государственная электросетевая инфраструктура. Однако чиновники задержали обещанный в середине года перевод части сетевых компаний на RAB, и масштабное введение новой системы было сдвинуто на начало 2011 года. Представитель ФСТ сказал, что не все энергосети смогут перейти на RAB со следующего года, в том числе, входящие в государственный «Холдинг МРСК». Всего, по данным ведомства, с начала 2011 года RAB-тариф будет применяться в 60 регионах. Цены на услуги энергосетей Камчатки, Сахалина, Чукотки, Иркутской и Новосибирской области, Башкирии, Татарстана и Ненецкого округа будут проиндексированы лишь на один год. Десять регионов, где работают компании «Холдинга МРСК», планируется перевести на трехлетнюю индексацию цен. Это сети Якутии, Кемерово. Бурятии, Чечни, Дагестана, Коми, Карелии, Волгоградской, Мурманской области и Архангельской областей. В Калининградском регионе цены на услуги сетевого комплекса власти предлагают установить на три или пять лет. (Анастасия Лырчикова)

2010-12-31
ИТOГИ 2010: Нефть РФ утекает из Европы на восток и НПЗ
Глеб Городянкин МОСКВА (Рейтер) – Мировые цены на нефть в 2010 году к радости российских экспортеров вернулись на предкризисный уровень, но на первый план стала выходить проблема дефицита сырья для поставок в Европу из-за старения фонда месторождений в традиционных регионах добычи и роста переработки внутри страны. Впервые за последние годы государство в лице трубопроводной монополии «Транснефть» получило возможность регулировать экспортные потоки нефти, не вводя санкции и запреты – достаточно лишь «правильно» отрегулировать стоимость транспортировки. Благодаря льготному тарифу поставки российской нефти в страны Азиатско– Тихоокеанского региона и в Китай после запуска первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) за 11 месяцев 2010 года увеличились более чем вдвое до 22,6 миллиона тонн против и могут вырасти еще приблизительно на 6 миллионов тонн в год. Применение для ВСТО низкого сквозного тарифа увеличивает эффективность экспорта на восток для нефтяников, но заставляет «Транснефть» поднимать стоимость прокачки сырья по другим направлениям для компенсации льгот на востоке и обслуживания долговых обязательств монополии. На этом фоне экспорт российского сорта Urals в западном направлении, особенно в Средиземноморье, в 2010 году планомерно сокращался. URALS ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ Экспорт и транзит нефти Urals через черноморские порты с января по декабрь 2010 года снизился на четверть – с 51,4 до 41,3 миллиона тонн. Поставки Urals из украинского порта Одесса были остановлены еще год назад, а другой украинский порт, «Южный», прекратил транзит российского сорта к концу текущего года. Ситуация доходила до того, что потребителям Urals в черноморском бассейне приходилось физически поставлять партии сорта с хранения в Средиземноморье обратно на Черное море через Босфор. Поставки российской нефти в ближнее зарубежье в 2010 году также снизились. Вслед за Украиной, которая перерабатывает нефть Azeri Light на Кременчугском НПЗ, Белоруссия планирует приступить к импорту азербайджанского сырья, заменив им венесуэльскую нефть Santa Barbara. Для поставок Украина и Белоруссия планируют задействовать нефтепроводы Одесса–Броды и «Дружба», изменив направление прокачки нефти, что может ограничить поставки Urals потребителям в Чехии, Словакии и Венгрии. Эти планы, однако, может нарушить отмена с 2011 года пошлин на поставки нефти из России в Белоруссию и рост потребления последней российского сырья, схема распределения которого все больше напоминает Тришкин кафтан. ДОБЫЧА РАСТЕТ И ПАДАЕТ Россия, уже крупнейший нефтедобытчик в мире, планирует увеличить общее производство нефти примерно на один процент в текущем году до более 500 миллионов тонн и сохранить тенденцию до 2020 года, однако для этого сектору понадобится около 8,6 триллиона рублей инвестиций в течение десяти лет. Основной прирост добычи отмечается на новых месторождениях Восточной Сибири и на Ямале, в то время как отдача от старых нефтяных провинций падает. Большинство представителей отрасли сходятся во мнении, что если рост добычи в стране и продолжится, то будет незначительным и за счет месторождений на востоке страны, что с учетом приоритета поставок в Китай и Северо-Восточную Азию снизит предложение российской нефти на западных рынках. Наличие обязательств поставки российской нефти и на западе, и на востоке подтолкнуло власти к мерам административного характера. ПОШЛИНА С ПОДТЕКСТОМ Одна из причин недостатка экспортных ресурсов нефти – рост первичной переработки нефти в России, поддержанный высокорентабельным экспортом мазута. Так, в декабре 2010 года превышение экспортной пошлиной на нефть ставки на мазут составляла $186,9 за тонну против $163,5 за тонну в январе. В результате снижается глубина переработки нефти в России: при общем росте первичной переработки на 5,7 процента, рост производства бензина составил всего 0,4 процента, дизельного топлива – 4,3 процента, тогда как выпуск более выгодного для экспорта мазута увеличился сразу на 9,1 процента или 5,3 миллиона тонн. В 2011 году ситуация изменится: в конце декабря правительство утвердило новую формулу расчета пошлин на нефтепродукты, предполагающую постепенное повышение ставок для темных сортов и снижение – для светлых. Власти заявляли о стремлении таким образом стимулировать рост глубины переработки и модернизацию НПЗ, однако многие аналитики считают, что истинной причиной было желание государства обеспечить дополнительный ресурс нефти для экспорта, чтобы пополнить дефицитный бюджет. ЦЕНЫ НА НЕФТЬ Нефть на мировых рынках в 2010 году продолжила восстановление после кризиса 2008 года, хотя котировки колебались в очень широком диапазоне: разница между максимальной и минимальной котировками датированного эталона в течение года составила около $26 за баррель или 39,2 процента, причем максимальное значение – $93,55 за баррель было 22 декабря. Скидка на партии российской нефти Urals к датированному BFOE в 2010 году составляла в среднем около $1,31 и $1,38 за баррель для рынков Средиземноморья и Северо-Западной Европы соответственно, тогда как в 2009 году дифференциалы были на более выше – минус $0,73 и минус $0,78 за баррель к датированному BFOE. Партии Urals объемом 140 000 тонн с отгрузкой из Новороссийска в течение года продавались со скидкой к 80-тысячным грузам на условиях CIF Аугуста, что, по мнению трейдеров, было связано как с техническими ограничениями приема грузов большего тоннажа, так и с сокращением поставок сорта за пределы региона. (Редактор Александр Ершов)

2010-12-31
ИТОГИ 2010: Авторынок РФ выезжает из кризиса на драндулетах
Глеб Столяров МОСКВА (Рейтер) – Продажи автомобилей в России превзошли в уходящем году самые смелые прогнозы благодаря реинкарнации советского автопрома на бюджетные деньги. Производители не теряют надежды на переход к качественному росту в 2011 году, поскольку отложенный в кризис спрос возвращается на рынок, кредиты становятся всё доступнее, а дилеры, не ожидавшие столь скорого восстановления в 2010 году, лучше подготовятся к 2011-му и восполнят дефицит машин в автосалонах. Автопроизводители и эксперты, предсказывавшие вялый рост авторынка в 2010 году, ошиблись в своих мрачных прогнозах – вместо 1,3–1,65 миллионов машин в РФ по итогам года будет продано около 1,9 миллиона. За 11 месяцев 2010 года автомобильный рынок РФ, по данным «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ), вырос на 28 процентов до 1,706 миллиона, при этом, основываясь на рекордных показателях продаж авто в последние месяцы, АЕБ подняла прогноз на 2010 год до 1,9 миллиона машин, что подразумевает 30-процентное превышение показателя 2009 года. Рынок легковых автомобилей вырастет в этом году на 28,5 процента, общие продажи легковых и легких коммерческих авто прибавят 27–30 процентов, сказал Рейтер директор департамента автопрома Алексей Рахманов. Ни один из опрошенных Рейтер в конце 2009 года экспертов, дилеров и автопроизводителей не угадал с прогнозом рынка на 2010 год. АЕБ в конце прошлого года ждала 2,3-процентного роста рынка до 1,5 миллиона штук и в течение года несколько раз повышала прогноз. Самым оптимистичным автопроизводителем был тогда японский Nissan, прогнозировавший продажи 1,65 миллиона авто, но даже его прогноз оказался далек от итогового результата. Причина неожиданного для участников рынка роста – в первую очередь в госпрограмме поддержки спроса, в один голос утверждают эксперты. «ДРАНДУЛЕТЫ» ВЫРВАЛИСЬ ВПЕРЕД «Если бы не было программы утилизации – роста рынка не было бы, или он был бы гораздо меньше», – полагает аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков. Программа «деньги в обмен на автохлам», запущенная в марте после рекордно плохих продаж в первые месяцы этого года, обеспечила очень высокий спрос на самые дешевые автомобили Lada. За 2010–2011 годы государство потратит на «автохлам» 25 миллиардов рублей, субсидировав скидку при покупке 500 000 российских авто, при этом российские покупатели уже сдали 400 000 единиц автохлама, фактически купив только 260 000 автомобилей со скидкой. О том, что рынок вырос именно за счет программы утилизации, свидетельствуют итоги продаж за ноябрь. Одним из самых быстрорастущих автопроизводителей стал крупнейший российский завод «АвтоВАЗ». Его продажи за 11 месяцев выросли на целых 45 процентов до 467 550 штук, годовой план продаж, составлявший 446 000 штук, был перевыполнен уже по итогам ноября, а самый дешевый в РФ автомобиль Lada-»классика» уже в середине года стал лидером продаж в РФ. Менеджмент автогиганта несколько раз благодарил правительство РФ за финансирование программы утилизации, по которой компания продала в январе–ноябре 194 424 машин, то есть почти 42 процента от общего объема продаж. Главный идеолог программы утилизации Минпромторг заявлял, что почти 80 процентов машин, обменянных на «автохлам» – автомобили «АвтоВАЗа». Без учета продаж по программе «автохлама» в РФ было куплено 1,34 миллиона авто, однако около половины автомобилей, проданных в обмен на скидку за «автохлам», разошлись бы и так, считают эксперты, то есть без господдержки рынок вырос бы примерно на 20 процентов до 1,77 миллиона штук. НЕ ТОЛЬКО ХЛАМ Иностранные автопроизводители и дилеры иномарок, спрос на которые слабо зависит от господдержки, говорят об общем оживлении авторынка к концу 2010 года и считают, что рост продолжится в следующем году. Экономика восстанавливается после кризиса, в связи с чем «изменились ожидания потребителей – они стали более уверенны, они решили покупать», – говорит глава совета директоров автодилерского холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов. «Банковские кредиты снова стали доступны, реализуется отложенный спрос, который накопился за годы кризиса», – продолжает он. Эти же факторы будут влиять на спрос в 2011 году, считают эксперты. «Сейчас доля кредитных продаж доходит до 35–40 процентов, и в 2011 году она может выйти на докризисный уровень, то есть в кредит будет продаваться около половины автомобилей», – полагает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. По данным Хусаенова, сейчас в кредит продается пока 25–20 процентов, до кризиса в сегменте недорогих моделей доля покупок в кредит доходила до 60 процентов. Он также считает, что доля кредитных продаж выйдет на докризисный уровень уже в 2011 году, что поможет оживить рынок. «Следите за ценами на нефть – авторынок с небольшим опозданием повторяет их динамику», – говорит Хусаенов. Итоги автопродаж 2010 года, впрочем, еще очень далеки от докризисных показателей – по сравнению с 2008 годом продажи в РФ упадут на 35 процентов. БЕЗ ОПТИМИЗМА Однако 30-процентный рост рынка в 2010 году не вдохновил опрошенных Рейтер экспертов на слишком оптимистичные прогнозы на 2011 год. «Мы с уверенностью можем сказать, что рост в 2011 году будет, но цифру не называем», – сказала Рейтер представитель Renault Оксана Назарова. Рахманов из Минпромторга также отказался прогнозировать рост рынка на 2010 год. Другие эксперты дают весьма сдержанные прогнозы. Управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» (подразделение корейского автоконцерна Hyundai) Денис Петрунин предположил рост рынка на 14–18 процентов. «У меня нет оснований предполагать больший рост», – сказал он. Петрунин, компания которого запустит в 2011 году производство бюджетной модели Hyundai Solaris на заводе в Санкт-Петербурге, считает, что больше половины автомобилей, которые будут проданы в России на следующий год, будут выпускаться в России. Большинство автопроизводителей, работающих в РФ, запланировали рост рынка в 2011 году на 10–35 процентов до 2,1–2,6 миллиона машин, говорит Груздев из «Автомира», исходя из этих прогнозов они и заказали автомобили для продажи в России. По прогнозу агентства «Автостат», продажи только легковых автомобилей в 2011 могут достичь 2,3 миллиона штук, коммерческих авто – больше 150 000 штук. Целиков объясняет такой оптимизм тем, что в этом году производители не рассчитывали на большой рост продаж и заказали слишком мало машин, что привело к многомесячным очередям у дилеров и дефициту в размере около 100 000 авто. «В 2011 году нас ждет хороший рост продаж, но в 2012–2013 году рынок снова замедлит рост», – считает Целиков. «Я бы спрогнозировал 2,3 миллиона (рост на 20 процентов)», – говорит Груздев. По его мнению, под конец года российские автодилеры столкнутся с проблемой переизбытка поставок, что может сдержать рост цен к концу 2011 года. МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ Эксперты сходятся во мнении, что в 2011 году на рынке значительно вырастет доля автомобилей местного производства за счет роста сборки иномарок. Программа «автохлама» уже поспособствовала росту местного производства в 2010 году: по предварительным данным «АСМ-холдинга», в РФ выпущено 1,19 миллиона легковых машин, то есть производство выросло в годовом исчислении ровно вдвое. Под конец 2010 года правительство РФ все-таки решилось ужесточить правила льготного режима промсборки, который привел в Россию почти все крупнейшие мировые автоконцерны со своими сборочными проектами. Volkswagen, Renault, PSA Peuogeot– Citroen, Hyundai и другие глобальные автогиганты, которые запланировали ввод новых сборочных мощностей в РФ в 2011 году, доработают несколько лет по старым правилам, но для того, чтобы продлить льготный режим еще на 8 лет, им придется задуматься о глубокой локализацией и увеличить инвестиции в Россию. Будет ли новый режим промсборки интересен кому-то еще, кроме «АвтоВАЗа» и «Соллерса» с их иностранными партнерами, об интересе которых чиновники уже знают, станет окончательно ясно в 2011 году. (Редактор Алексей Калмыков)


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное