Так уж случилось, что в пейзажной фотографии я люблю три вещи:
- широкий угол
- квадратный формат кадрирования
- преимущественно длинные выдержки
Хочу предложить свой метод создания фотографий, который будет включать все три параметра.
По сути это панорама, состоящая из двух кадров, но не надо пугаться, никакие PTGuiи другие программы для сшивки нам не понадобятся, всё делается в редакторе Photoshop довольно простым способом. Так вот, панорама состоит из пары снимков – низ и верх, которые делаются с разными настройками экспозиции, так как небо в большинстве случаев намного светлее земли.
Наш набор:
- фотоаппарат, главное чтобы имелись ручные настройки
- широкоугольный объектив, для кропа это от 10 до 20 мм – делает снимок глубже, на коротком конце появляются приятные перспективные искажения
- штатив, устойчивый, можно без специальной панорамной головы
- нейтрально-серые фильтры, они пригодятся при съёмке в светлое время суток чтобы увеличить выдержку
- поляризационный фильтр, сам его использую редко, но для притемнения неба днём и частичного уменьшения бликов на воде он может пригодиться
Вот и всё, выходим на место съёмки. Начнём с водоёмов – это может быть море, озеро, река… все места где есть подход к воде.
Съёмка.
Теперь по порядку, нижний кадр:
Тут-то нам и пригодятся длинные выдержки, а при съёмке после заката вопрос об их использовании даже не встаёт. Выбираем передний план – это зависит от ваших предпочтений, в данном случае мне понравились несколько камней в воде в полуметре от берега. Ставим штатив на самое короткое положение,направляем камеру на передний план – при этом следим чтобы все нужные детали не были обрезаны, оставляем «намёк» на горизонт – как на снимке для примера. По поводу экспозиции – многие хорошие фотографы, такие как Pr3t3nd3r (http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=59848) неоднократно писали о съёмке моря на длинных выдержках, поэтому не буду повторяться, рассчитывая что вы всё читали - ничего сложного тут нет. Выставляем настройки с учётом освещённости наших главных объектов – в данный момент неизбежный пересвет на небе наc не волнует. Щёлк! Постояли-подождали, и вот наш снимок готов!
Не убираем штатив, готовимся ко второму, верхнему кадру:
Учитывая склонность большинства широкоугольников искажать вертикальные линии, крутим камеру до тех пор, пока горизонт не будет по центру – тогда не придётся ничего править в редакторе. Ставим настройки для неба – тут можно уменьшить выдержку в сравнении с предыдущим кадром и приоткрыть диафрагму – тогда станет меньше шумов, или оставить прежние настройки, понизив значение ISO, надев дополнительный нейтрально-серый фильтр или закрыв диафрагму – для компенсации разницы в освещённости – тогда можно получить эффект размытых плывущих облаков. В данном случае небо было пустым, поэтому я применил первый способ. Нажали – сняли – готово, теперь идём домой.
Дома.
На первый взгляд у нас получилось два абсолютно неудачных кадра – скучный нижний и дилетантский верхний, никому их не показываем - торопясь открываем Photoshop…
Стыкуем их примерно таким образом – по линии горизонта. Дальше – дело простое – у нас есть маски слоя, ластики, градиенты, а на финальной стадии инструменты «осветление», «затемнение» и «заплатка». Из-за размытия от длинной выдержки, совместить воду на нижнем кадре с водой на верхнем нам не составит труда. Часто вытаскиваю из Raw-файла по несколько изображений чтобы убрать пересвет на нижнем кадре и осветлить воду на верхнем, тем самым упрощая себе дальнейшую сшивку.
После недолгих манипуляций у меня получился такой снимок.
Итак что мы имеем:
- квадратный формат, при этом без потери мегапикселей при обрезании, и даже с выигрышем – с моей 10Мп камеры изображения получаются по 13-14Мп
- расширенный динамический диапазон, т.е. без провалов в свет и тень, при этом не используя нейтрально-серые градиентные фильтры, которые при всей своей полезности не являются лучшим и универсальным средством
- больший, в сравнении с одним кадром, угол обзора, что даёт более глубокую перспективу
- возможность создания различных эффектов для неба и земли, к примеру нижний кадр делаем на длинной выдержке, превращая воду в туман, а для верхнего ставим выдержку покороче – это даёт нам возможность поймать в кадр подвижный объект - птичку, самолёт, корабль и т.п.
- возможность совмещения передних планов с фонами от других снимков, сам я не сторонник подобного, но получиться может весьма интересно
В дальнейшем, привыкнув к этой методике, можно снимать не только водоёмы на длинной выдержке, но и любые пейзажи с явно выделенным передним планом. Придётся затрачивать чуть больше времени на сшивку, но оно по-прежнему не идёт в сравнение с тем временем и усилиями, которые уходят на сшивку полноценных панорам, особенно широкоугольных.
В заключение несколько работ сделанных этим способом:
Мы решили внести разнообразие в статическую жизнь сообщества небольшим видео о съемках в нашей прекрасной студии на Китай-городе (ну и похвастаться отличной студией, конечно).
Backstage со съемок Harper's Bazaar. Здесь можно разглядеть: дорогущие генераторы Profoto седьмой серии на колесиках, Profoto giant reflector с диффузором, киношный эпплбокс вместо стула, кольцевую вспышку и пару маковских мониторов. Сложно разглядеть: Hasselblad с задником, Profoto twin head и чучела диких животных (зебра) в натуральную величину. Продюсер: Дуся Максимова Фотограф: Simon Procter Ассистент: Юра Болденко Стилист: Наталья Алавердян Студия: Photoplay/Китай-город
Благодаря Саймону мы узнали, что уважающий себя фотограф должен снимать с двумя мониторами: один держать рядом с собой на стойке с колесиками, а за другой усадить ассистента.
Снимаете ли вы backstage? Как много мониторов вы используете во время съемки? И главный вопрос - как перевести на русский слово backstage?
2009-09-21 10:28