«Не работайте с м*даками!» – ёмкое правило, сформулированное профессором бизнес-школы Стэндфордского университета Робертом Саттоном. Но что делать, если «не работать» не получается? В своей книге Саттон даёт реальные советы.
Кто такой м*дак? Роберт Саттон просит называть вещи своими именами. М*дак – самое ёмкое определение для человека, который в силу характера портит жизнь окружающим. Однако будьте осторожны в приклеивании ярлыков. Как бы ни чесался язык назвать крепким словцом коллегу, который вам не нравится, посмотрите на него беспристрастно. Может, это временное – у человека просто не задался день? Настоящий м*дак (Саттон называет их «сертифицированными») в своих действиях проявляет завидное постоянство. Объекты его нападок один за другим чувствуют себя недооценёнными, подавленными, униженными, оскорблёнными, выдохшимися и угнетёнными.
По мнению автора книги, м*даки – это люди, которые постоянно душевно ифизически опустошают окружающих, подрывают собственную эффективность, настраивая коллег ируководство против себя, иослабляют свои социальные связи.
Чем занимаются м*даки?
У каждого «сертифицированного» м*дака свои излюблённые приёмы унижения и умаления достоинств своих жертв.Арсенал велик – от прямых личных оскорблений и невинных шуток до подчёркнутого игнорирования человека. Саттон выявил 11 самых распространённых действий м*даков, по которым их видно издалека.
1. Личные оскорбления.
2. Вторжение на «личную территорию» «объекта».
3. Непрошеный физический контакт. Угрозы и запугивания — вербальные и невербальные.
4. «Саркастические шутки» и «дразнилки», используемые для оскорбления.
5. «Испепеляющие» электронные письма.
6. «Статусные пощёчины» с намерением унизить жертву.
7. Публичные попытки дискредитировать или показательные «разжалования».
8. Грубые вмешательства.
9. Лицемерные нападки.
10. Презрительные взгляды.
11. Игнорирование.
Как выжить, если в коллективе есть м*дак?
Легко сказать: не работайте с м*даками. Но как быть, если это от вас не зависит? Если работа в целом нравится или нет возможности перейти в другую компанию, нужно разработать стратегию, которая позволит выжить среди негодяев. Что советует Саттон?
1. Переосмыслите ситуацию и найдите новую перспективу
Самое важное и трудное – изменить внутреннюю психологическую установку по поводу происходящего. Люди, не обвиняющие себя в возникающих трудностях и рассматривающие их как нечто временное, неспособное охватить всё полностью и разрушить остаток их жизни, сохраняют психическое и физическое здоровье и укрепляют свою стойкость.
2. Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему
Оптимизм хорош в меру, поэтому постарайтесь не формировать слишком высоких ожиданий, мечтая, что в один прекрасный день все м*даки раскаются и попросят у вас прощения. Если не ждать слишком многого от морально нечистоплотных коллег, сосредоточиться на хорошем и с оптимизмом смотреть в будущее, то можно перенести самую ужасную ситуацию.
3. Выработайте безразличие и эмоциональную отстранённость
Хорошо гореть работой, когда в коллективе всё хорошо. А вот если главная ваша стратегия – выжить, разговоры о рабочей страсти не вызывают ничего, кроме скептицизма. И не надо себя корить за отсутствие энтузиазма, просто поймите, что вкладывать усилия в работу, которая не отвечает вам взаимностью, – верный путь к саморазрушению и эксплуатации. Инстинкт самосохранения требует противоположной реакции: научиться чувствовать и практиковать безразличие и эмоциональную отстранённость.
4. Стремитесь к маленьким победам
Если нельзя одержать большую победу в войне против негодяев, попробуйте искать маленькие сражения, которые вы можете выиграть. И если маленькие победы одна за другой начнут накапливаться, кто знает, возможно, вы медленно, но верно начнёте менять правила своей организации в лучшую строну – от апологетики агрессивного поведения к золотому правилу «не работайте с м*даками».
А, может… иногда м*даки полезны?
Несмотря на точто м*даки приносят много вреда… от них есть и польза! При всём дискомфорте, который они приносят, многие из них эффективно организовывают рабочий процесс, сочетая методы «кнута» и «пряника», чередуя наказание и унижения с теплотой и признанием от хорошо выполненной работы. Подобная мотивация встречалась у сотрудников Стива Джобса. Стив мотивировал их на совершенство в работе, насколько оно возможно, так как он всегда очень верил в своих людей и экспрессивно выказывал недовольство при неудачах. Самым страшным для людей было подвести его.
Иногда полезно быть таким же
Порой возникают ситуации, когда люди столь бестолковы, некомпетентны (а иногда и тои другое сразу), что единственный способ «достучаться» до них – закатить стратегическую истерику. Так что даже если «концерты» – не ваш профессиональный навык, иногда очень нужно её устроить. Спускать с цепи своего «внутреннего козла» изредка полезно для того, чтобы обрести власть, раздавить противников, стимулировать эффективность и привести в чувство ленивых и бестолковых работников.И да – если нужно «вернуть должок» другому м*даку, это может улучшить физическое самочувствие и хорошо сказаться на психическом здоровье.