Прогнозирование будущих процессов – увлекательное занятие. Его можно применять попросту для развлечения, но большинство потребителей предпочитает планировать свои желания, как бы предсказывая самому себе, что делать надо уже сейчас, а чего стоит подождать еще пару лет. Прогноз – это часть натуры человека.
Можно фантазировать с помощью экстраполяции технологий, наращивая в своем воображении новые возможности устройства используемого для чтения, исходя из уже существующих возможностей электроники, которые по каким-то причинам не используются в области чтения. Так обычно происходит и во всех других сегментах.
Есть несколько вариантов прогнозирования без учета каких-то вероятных реальностей:
Любительский – основан на чувствах, потребительском опыте, информационной и социальной среде. Знания ограничены опытом, а чувства оторваны от финансовых возможностей. Постоянный интерес к информации определенного типа заставляет пробуждать больше фантазии, потому что таким образом воспринимается спрос через желания. Большинство людей готово «о желанной продукции» заявить сразу – «хочу» и «купил бы», в то время как нечто сомнительное не вызывает никакого интереса, кроме внешнего вида. Таким образом, не пробуждается прогнозирование, необходимо физически видеть объект вожделения, а не представлять и только тогда додумывать его свойства, а не наоборот, зная свойства придумать конструкцию продукта. Многое из сказанного – дело наживное и зависит от вовлеченности. Тем не менее, по прошествии времени продукция становится доступнее и тем самым привлекательнее. Кое-что обязательно сбывается.
Профессиональный – основан на знаниях рынка, потребительских нишах, сегментации, владение обсуждаемым предметом, знанием технологий и так далее. Есть возможность сопоставить разработки и возможности производства с прогнозированием спроса и маркетингом продукции. Профессионал попросту понимает – «что, где, когда и на каких условиях» можно продать, чтобы уделить внимание заблаговременной разработке, так как «волшебной палочки» попросту не существует.
Гибридный – совмещает в себе любительский и профессиональный подход, чаще используется при рекламировании продукции в настоящем времени, чтобы подменить уровень собственных возможностей с тем, что в принципе возможно, даже само по себе. Фантазия может бить ключом и будет казаться, что именно этот производитель в состоянии сделать нечто подобное.
Можно в перечисление вариантов вставить и четвёртый пункт – «Расширенный», когда панорама рынка находится в большем приоритете, чем отдельно каждый из пунктов – технологии, разработки, производство и продажи. Этот вариант предполагает предсказание «течения воды», то есть «прогнозирование трендов» для всего рынка.
Рынок постоянно меняется. Его нельзя рассматривать только как – «было хорошо, сделали еще лучше». Очень часто рынок меняется за счёт отслеживания состояния. Таким образом, возникают новые ниши в пустом пространстве, который до этого момента не рассматривался вовсе, но самом деле новый продукт создается из существующих технологий с учетом того, «чего быть не должно» для успеха продукции – высокой цены, операционной системы, излишков памяти и так далее.
В конце прошлого века существовали такие категории продуктов, как:
Компьютер (условно от $1500) – довольно громоздкое, настольное и дорогое создание, умеющее работать с локальной сетью. Ещё слабо представляющее, что можно делать за рамками офиса, за рамками отдельно взятого компьютера. Уже существовали домашние пользователи пытающие использовать внешнее сетевое пространство. Эту попытку можно представить как колоссальную разницу между SMS и общением в Facebook. Компьютер продавал программное обеспечение физически, через коробки в магазинах и у дилеров, что делало распространение программ делом хлопотным, длительным, узкоцелевым и со слабой поддержкой, так как распространить обновления можно было только через дополнительные затраты на производство новых коробок. Очень небольшая часть разработчиков могла себе позволить продажу и обновление программ через модем, обычно это делали так называемые стартапы, впоследствии становясь крупными игроками на рынке.
Ноутбук (условно от $2000) – вариант компьютера по высокой цене, с небольшим временем автономной работы, что продолжается и до сих пор, больших габаритов и с приличным весом. Отличался от «настольного» только компактностью рабочего места, что пока еще не давало преимущества в мобильности. Выгода была очевидна за счет моноблочной конструкции, хотя качество экрана сильно страдало в сравнении с отдельно стоящим и громоздким монитором. Стоимость дополнительных аксессуаров еще сильнее увеличивало начальную стоимость ноутбука, но, например, позволяло увеличить продолжительность автономной работы за счет покупки съемных аккумуляторов.
Планшет (условно от $2500) – еще один вариант компьютера, по идеологии близкой к ноутбуку, но без клавиатуры и с операционной системой настольного компьютера. Было предположение, что щелкать стилусом по экранной клавиатуре занятие не современное, поэтому производители считали, что планшет должен распознавать рукописный ввод. Microsoft выпускала версию Windows Tablet PC Edition, уверяя потребителей, что эта задача решена. В реальности никто не мог написать от руки хотя бы страницу текста, поэтому этот метод использовался для ввода одного слова или почти осмысленного предложения. Планшет не мог выйти в сеть без проводов, не использовался для работы и существовал как дорогая игрушка непонятно для каких целей, скорее всего для наслаждения современной технологией и повышением статуса владельца. Это было попросту интересно.
Ручной компьютер (условно от $500) – почти народный компьютер для мобильного развлечения, так как им могли владеть те, кто компьютера дома еще не имел, но был знаком с ним на работе. У данного типа компьютера было ограниченное число возможностей и дополнительных программ. Позже, когда ручной компьютер получил средства коммуникации, его так и звали – «коммуникатор», хотя он попросту стал первым «смартфоном» в истории, но еще никому не пришло в голову, что гаджет вероятно «поумнел» каким-то образом.
Уже в начале этого века стало понятно, что существует огромная брешь между возможностями и ценой, если всю продукцию выстроить в единую линейку. Появилась новая категория – «нетбук». Что-то среднее между ручным компьютером «по размеру» и почти ноутбуком «по возможностям». Каждое из этих определений нужно взять в кавычки, чтобы не особо обольщаться от сравнения. Название «нетбук» это был маркетинговый компромисс, чтобы не говорить потребителям, что это «сверхбюджетный ноутбук».
Ручной компьютер в 80% времени эксплуатации использовался исключительно для чтения. Положив это свойство на линейку цен и возможностей, стало понятно, чего не хватает и развитие получили специализированные устройства для чтения. Учитывались недостатки и превращались в достоинства – время автономной работы, размер экрана, цена и конечно – специализация.
Категория «смартфонов» подтолкнула Apple на разработку первого планшета с мобильной операционной системой. Apple iPad появился фактически через 10 лет, как Tablet PC уже вымерли настолько, что об их существовании (когда-либо) потребители попросту забыли. iPad стал для рынка первым откровением, как и дешевые нетбуки, в существовании которых сейчас нет никакого смысла.
В этом рассказе есть ключевое и очень длинное понятие, которое нужно переварить и усвоить:
«Устаревший продукт перестает существовать в том виде, в котором он был известен, и появляется на свет в новой реинкарнации, с совершенно новыми свойствами за счет отрицания, что не всегда отрезает свойства, чаще указывает на их бессмысленность».
В современном представлении:
Компьютер – нечто абстрактное, скорее всего, стоит на столе потребителя в виде отдельной коробочки или моноблока с экраном. Размер устройства зависит от представления пользователя о возможном обслуживании, модернизации, о мощности, о быстродействии и графической подсистемы. Операционная система уже переходит в разряд чего-то совершенно бесплатного, что поставляется с компьютером и также легко обновляется до следующей версии без оплаты.
Ноутбук – легкий мобильный компьютер с экраном от 12 до 15 дюймов и средствами коммуникации, от стандартных локальных сетей до выхода в Интернет по сетям 3G и 4G. Данный тип компьютера – мобильная рабочая станция и компактное место для отдыха. Все реже используются съемные батареи, так как ноутбуки стремятся стать легче и тоньше.
Планшет – настольная операционная система является сдерживающим фактором для развития, поэтому используется только мобильная, принципиально иная операционная система. Планшет психологически должен быть дешевле ноутбука, без встроенной клавиатуры, что не лишает возможности её подключения. Пользователи уже не знают, что такое совсем плохой экран и стремятся к планшетам с длительным временем автономной работы, хотя бы в рамках светлого времени суток.
Смартфон – нечто без кнопок, больше похожее на маленький планшет, чем наоборот, когда планшет похож на большой смартфон. Потребители хотят больше возможностей за рамками голосовой коммуникации. Операторы сотовой связи начали корректировать тарифы, чтобы учесть сокращение голосовых звонков в пользу текстовых сообщений и расширяют поток Интернет траффика.
Отказавшись от кнопок, «производители не поняли главное, что им придется соревноваться в области программного обеспечения», так как через какое-то время потребители перестали понимать, чем отличается конструкция различных производителей, так как это всегда просто сенсорная панель. Пока потребители не очень точно воспринимают качество конструкций до тех пор, пока не встретят более послушные сенсорные дисплеи, более естественный цвет экрана и так далее. Производители, понимая этот пробел, сокращают стоимость смартфонов и делают рынок кнопочных аппаратов как бы бессмысленным, хотя это не так, просто все забыли, что дизайн продукта – это очень важно. Если сейчас вспомнить легендарный Palm Treo Pro или Palm Centro, то многое станет понятно, не говоря уже о потрясающих воображение кнопочных моделях Virtu.
Окунувшись в историю развития компьютерного рынка, имеет смысл рассмотреть отдельный сегмент – электронные книги. Они не появились из пустоты, это уже понятно, а были явным ответом на спрос. Читалки меняли конструкцию, вес, размер, тип экрана и остановились на неком усреднении, который рынок воспринимает, как ценное, а использует «оптимальное» понятие. Сейчас можно смело сказать, чего добились устройства. Можно попытаться понять вероятное развитие рынка, основываясь на том, что есть и в принципе может быть (хотя сейчас либо не используется, либо находится в извращенном состоянии).
Усреднённое представление о мобильных устройствах, исходя из того, что для чтения используется три массовые платформы (учитывается сегмент А-брендов, первой десятки спроса, так как их продолжительность жизни и инновации имеют положительную тенденцию):
Планшет – популярный формфактор 10 дюймов, средняя цена от 24900 до 46900 рублей, сенсорный цветной экран, возможна защита от пыли и влаги, встроенные и сторонние приложения, которые можно купить или установить бесплатно из единого центра, без дополнительных кнопок управления, с большим размером встроенной памяти или с поддержкой карт памяти, высокая производительность, поддержка сетевых соединений, автономная работа от 4 до 10 часов.
Смартфон – популярный формфактор от 4,5 до 5,5 дюймов, средняя цена от 19900 до 40900 рублей. В большинстве свойств смартфоны схожи с планшетами, кроме средней производительности, более активного использования фото и видеосъемки и автономной работы от 6 до 12 часов.
Специализированные устройства для чтения – популярный формфактор 6 дюймов, средняя цена от 4900 до 9900 рублей. В зависимости от стоимости используется сенсорный экран и подсветка. Экран всегда черно-белый и бумагоподобный, (как бы) присущее свойство только для специализированных устройств. Наличие операционной системы Android никак не продает дополнительные программы и не увеличивает продажи книг, это чисто психологическое преимущество и позволяет разрабатывать побочный продукт – программы для платформы Android. Автономная работа от 20 до 80 часов.
Далее характерные особенности отечественного рынка.
Можно добавить, что специализированное устройство должно иметь дополнительные кнопки управления, но это не так. Можно сказать, что для покупки книг должно использоваться встроенное сетевое оборудование, но это не так. Пользователи чаще переписывают контент с помощью карт памяти и кабеля USB. Можно сказать, что устройства обладают высокой производительностью, но сравнивая с другими категориями, имеют наиболее низкий показатель.
Осмысливая эти данные не нужно забывать, что напрямую категории сравнивать сложно, даже по цене. Всегда найдется более дешевый смартфон или планшет даже среди известных брендов. Например, бюджетный планшет Samsung с экраном 7 дюймов можно купить в 2 раза дешевле, чем «приличное» устройство для чтения. Можно говорить, что читать с бумагоподобного экрана лучше, но надо признать, что эта мотивация уже не работает, так как развитие E-Ink экранов остановилось на стыке между Pearl и Carta. В характеристиках преимущество есть, а визуально уже не различимо. И так далее.
Можно поразмышлять о том, что специализированное устройство для чтения в будущем будет иметь цветной экран. Но это уже есть! Среди бумагоподобных экранов нет спроса, а планшеты просто прекрасны в этом смысле. Можно придумать, что устройства будут похожи на планшеты, но это уже есть, и никакого преимущества в этом нет, так как должен быть параметр «нулевое отвлечение» и только так продаются книги – чем меньше отвлекаются на игры, социальные сети и прочее, тем больше покупают и читают книги. Планшеты в этом смысле проигрывают, но они уже есть. По этой схеме можно фантазировать бесконечно, приписывая свойства других категорий специализированным устройствам. Это бессмысленно, потому что не учитывается качество! Не просто должен быть цветной и бумагоподобный экран, а такой, чтобы это было в явном виде – лучше цвет, лучше контраст! Не просто быть как планшет, а чтобы тонкий, легкий, с длительным временем работы, с экраном 10 дюймов и даже не важно – будет это черно-белый экран или цветной, важна простота и цена! Как планшет читалку можно сделать, но как в 2 раза дешевле? Как привлечь сторонних разработчиков, чтобы создавать в избытке программы для устройства с низкой производительностью? Легко ли представить «специализированный iPad или Galaxy Tab» с бумагоподобным экраном по цене от 4900 до 9900 рублей? Легко! Но возможно ли? Amazon это может, одним движением руки устроить массовое обновление всех своих нынешних потребителей на новую платформу… но будет ли делать? Возможно, но только тогда, когда популярный формфактор перестанет продаваться. А пока, проще оказалось в «дешевый» Paperwhite вставить экран «дорогого» Voyage. То есть, пока не время думать о другом формфакторе.
Можно представить устройство с двумя экранами. А цена?
Можно представить гибкое устройство с мощным процессором. А зачем? Гибкий экран появится в то время, когда он будет готов покорить массовый рынок. Пока цена высока. Пока технология производства такова. Мощный процессор можно поставить уже сейчас, но быстрей листать устройство не будет, достаточно добиться скорости работы Kindle на существующих мощностях. Зачем потребителю платить за то, что и так есть, что дешевле конкурентов? Сплошные вопросы.
В результате складывается необходимость промежуточной реформы электронных книг: выпуск недорогих устройств приличного качества с годовой подпиской на книги и в рассрочку.
То есть, современное представление должно звучать так: «устройство на год за 1190 рублей в месяц с бесплатными книгами»… реально – с годовой подпиской на книги (прочитанных в среднем окажется не более 20, что примерно 4000 рублей и заложены в цене устройства). Через год можно устройство выкинуть, не жалко! И купить новое… конкуренция будет заключена в сервисе, кто лучше заманит к себе клиентов для готового решения. (Опять только Amazon?).
А какой будет экран через год? Фантазировать можно, но будет ли лучше?
Возможно… нет. Думаете, будет лучше? Всё уже есть… У тех же планшетов наметилась такая же проблема спроса и мы опять на границе трансформации рынка.
###Послесловие
Категория и категоричность. Знания и рассуждения. Может – будет, а может – нет. Как всегда на будущее глаза откроет…
Статья появилась на свет не благодаря философствованию на тему, а после лекции одного профессионала, который рисовал наше будущее, но слишком яркими красками… мне пришлось зажмуриться, чтобы не ослепнуть. В ушах все равно звенело – цвет, яркость, контраст, спрос, уважение, бренд…
Тьфу!
Обычно, когда происходит кризис в компании, приглашают на руководящую должность нового человека, который видит, что компания перестала планировать реальное будущее и не пользуется существующими условиями, в которых и так можно вполне прилично существовать.
А если говорить обо всем рынке? То мы и находимся сейчас в пограничном состоянии, и рынку требуется свой «кризисный менеджер».