1. Чтобы заявить рецензию к участию в Конкурсе, пришлите свою работу по адресу Konkurs-arh(собака)yandex.ru с пометкой в теме письма «На Конкурс». Текст лучше всего присылать прикрепленным файлом в формате .doc или .txt, в крайнем случае можно просто в теле письма. Также в письме сообщите о себе краткую информацию:
а.) Имя (имя или ник-нейм, которые будут объявляться ПОСЛЕ окончания Конкурса). б.) Условия анонимности (не против ли вы, чтобы при объявлении победителей Конкурса анонимность с вашей работы была снята). в.) Согласие на обсуждение (согласны ли вы, чтобы работа обсуждалась на форуме? Если нет – в рецензии будет сделана соответствующая пометка, и модераторы возьмут на себя заботу обеспечить соблюдение этого условия). г.) Если работа не попадает на текущий Конкурс, согласны ли вы выставить ее
на следующий? д.) Согласны ли вы на выкладывание работы для ее обсуждения в авторской теме?
========== Работы на Конкурс выставляются АНОНИМНО. То есть работа присылается Координатору Конкурса (Konkurs-arh(собака)yandex.ru) и выкладывается им в соответствующей теме «Конкурс рецензий» сразу же по получении. После подведения итогов Конкурса анонимность снимается, победители объявляются под теми именами, которые они укажут в письме. По особому пожеланию автора анонимность может быть сохранена.
Внимание! На Конкурс могут быть приняты рецензии на нефантастические художественные произведения. Но предпочтение все же отдается фантастическим.
№ 5
В.И. Контровский, "Последний алхимик" Представлено как Фантастическая повесть
Повесть начинается с истории, в которой граф Гай Карнарвон узнаёт легенду о «прОклятом золоте», которое охраняет Дракон. События складываются таким образом, что именно графу выпадает «честь» участвовать в битве с чудовищем, берегущем «это» золото.
В далёком прошлом молодой Дракон посетил Землю пребывающую в «юности и чистоте» и решил здесь немного задержаться. Одна неприятность – злой Маг и Чародей, с которым ужиться невозможно. Соперники вступают в поединок. Один молод и силён, другой стар, но могуществен. Дракон побеждает Мага, но тот в последнем порыве бросает в победителя последнее и очень мощное заклятие. Чародей погибает, но его соперник попадает в «искусную ловушку» - теперь он будет «добывать» и стеречь золото до конца своих дней. «Проклятое
золото» имеет ужасное свойство – попав к людям, оно повергнет этот Мир в хаос и войны. Дракон охраняет его с «благими намерениями» пока есть силы, но усталость и преклонный возраст делают своё дело. Осознавая это, он ждёт своей смерти, но в то же время не желает её.
Многочисленные рыцари, жаждущие богатства, одолевают Дракона многие века, но у него теперь нет той прыти и мощи, что прежде. Именно в этот момент и приходит отряд рыцарей во главе с графом Карнарвоном. Завязывается бой, в котором рыцари обретают сначала преимущество, затем – полный контроль над ситуацией.
Дракон повержен, и, умирая, пытается объяснить рыцарям причину своего поведения. Но язык Дракона рыцарям непонятен. Люди не желают слушать такое, когда дело касается богатства. Результат: граф возвращается с битвы один. Он уже не тот благородный рыцарь без страха и упрёка, что раньше. Блеск жёлтого металла изменил его, и не в лучшую сторону.
В следующей главе мы узнаём про заведующего лабораторией молекулярной физики, Александра Николаевича Свиридова, который читает в вагоне карманный вариант истории про Дракона, «проклятое золото» и Графа Карнарвона. Так называемое «лёгкое чтиво».
Немолодой учёный имеет взрослых, дочь и сына. Также бывшую жену, которая не смогла смириться с тем, что муж – «трудоголик-учёный», поэтому ушла от него в некотором, достаточно далёком, прошлом.
Нельзя сказать, что наш герой неудачник. То, что не сложилось в личной жизни, Александр Николаевич компенсирует работой, где он достаточно успешен.
Есть «временная» женщина, с которой он периодически встречается, без особых вздохов и ахов, так как оба понимают свой «статус», их это устраивает.
А вот в институте совсем другой ритм. Новый заказ известной фармацевтической фирмы, который сулит неплохой заработок, хотя заниматься придётся товаром «с душком» во всех смыслах.
Параллельно с этим «собственная тема», которая не даёт покоя ни днём, ни ночью. Мечта любого Алхимика – философский камень, который превращает ртуть (либо свинец) в золото. Озарения посещают нашего героя периодически, и так шаг за шагом складывается узор. Мечта, обретает очертания. Заказ известной фирмы готов, в Институте триумф.
Заокеанский «спонсор» щедро платит, поэтому хватает и на «параллельную тему». Ещё несколько дней, и получается устройство, напоминающее «голову дракона», оно состоит из множества вогнутых зеркал. Испытания проходят успешно – источник неисчерпаемой энергии готов.
Наконец-то, единственная причина «невозможности философского камня» решена.
Теперь дело за компьютерным гением Васей Зелинским. У него уже создана компьютерная программа, которая, используя полученную энергию, начнёт превращать свинец в золото. К радости компаньонов, первый опыт дал ошеломительный результат – Золото получено.
В финале: ссора талантливого учёного и гениального программиста. Александр Николаевич не поддался на пленящий блеск презренного металла, а вот Вася не выдержал, и вцепился в горло своего компаньона. Результат схватки – гениальный программист лежит на полу с пробитым черепом…
Что будет дальше?
На этот вопрос Автор предлагает ответить читателю.
Повесть делится на две части. Первая часть - Фэнтезийная история, происходящая с графом Карнарвоном. Все последующие за ней события происходят в наши дни. Первая глава, описывающая некую Легенду, исполнена совсем в другом стиле, нежели остальное повествование. К тому же она не является основой сюжета. Тем более подразумевается, что она принадлежит «перу» совсем другого автора, поэтому рассматривать буду только вторую, которая максимально соответствует жанру НФ.
Жанр Автором представлен как «фантастика». Сразу же возникли сомнения с точностью определения жанра - уж очень правдоподобна «материальная часть». Описанный принцип получения «безграничной энергии» не однажды обсуждался совсем не в среде фантастов, а среди вполне реальных учёных. Но это, скорее, повод для личного обмена мнениями с Автором, нежели предмет рецензии.
На мой взгляд, это научная фантастика с элементами семейной драмы.
По ходу повествования ведутся две «линии». С одной стороны неурегулированность личной жизни Главного Героя, его взаимоотношения с бывшей женой, матерью и детьми. Это «фоновая» линия. Она проходит через весь «каркас» произведения, попеременно меня свой знак с «главная» на «неглавная». Но сюжетообразующей является, всё-таки работа в Исследовательском Институте. Здесь и происходят основные события.
Описание личной жизни ГГ исполнено, на мой взгляд, очень хорошо. Общение с матерью. Волнения за сына, с которым не поддерживается контакт. Разговор с взрослой дочерью. Терзания отца за её дальнейшую судьбу. Причины для этого есть - она работает в шоубизнесе, но возраст «критический» - 27 лет, опасность выхода «в тираж».
К институтской части возникли вопросы:
Во-первых, Институт молекулярной химии. Но тема, «терзающая» ГГ, лежит в области теоретической физики. Момент такого увлечения смежной наукой никак не объяснён. Даже очень простенький экскурс в институтскую молодость ГГ, вполне мог бы решить такого рода задачу. Оговорюсь, что это только «зацепка».
Второе – описано движение мысли в сторону изобретения «уплотнителя времени». Сам принцип, на мой взгляд, пропущен. Описание довольно туманно, хотя этот «неловкий момент» можно было обставить упоминаниями неких формул и ссылок на «научные» труды (к примеру, найденные в Интернете). То, что в изобретении главная часть - это фотоумножитель, понятно. Но, учитывая, что такой принцип известен со времён Архимеда, хотелось бы видеть оригинальный метод его использования. Техническую часть изобретения считаю недостаточно
раскрытой. Понимая, что рассматривается не научный труд, а литературное произведение, назову это замечание «шероховатостью».
Третье, образ местного институтского Левши, этакого «Кулибина», на фоне всех остальных персонажей сильно проигрывает в проработанности. Он получился схематичным, да и задача поставленная ГГ перед ним, не совсем «профильная». Ему дан заказ на производство двухсот (!!!) одинаковых зеркал, что достаточно нелогично, всё-таки дело происходив в Санкт-Петербурге, а там находится Объединение ЛОМО и множество профильных производств. Незначительное уточнение, что Левша «каким-то образом» смог справиться с такой «нестандартной,
даже для него, задачей», вполне уместно. С учётом того, что «параллельная тема» ведётся в тайне от руководства.
Небольшая ремарка к «драматической линии». Лаборантка Юля, к которой ГГ питает некоторую симпатию. Попытка Автора описать отношения ГГ с ней, а затем «резкий разрыв», оставил у меня, как читателя, недоумение. Маленькая «ниточка» в повествовании рвётся в произведении как-то очень часто. Возникает подозрение, что Автор часто про эту «сюжетную ниточку» забывает. Потом, спохватившись, «тянет» дальше. Возможно, что тема показалась непосильной или неинтересной, хотя именно здесь ожидались «сильные» моменты. Вопрос
оставляю открытым.
Особо замечу скомканность концовки. Автор очень быстро и легко «расправился» со своими героями. Для людей, которые знают друг друга много лет, развязка выглядит странно. Возможно, что Автор решил несколько оживить динамику повествования, но получилась плохо мотивированная суета. При хорошо обставленной неспешности и обстоятельности всего произведения, финал выбился из общего ритма. В этой части, полагаю, можно доработать и «свести концы».
За исключением указанных моментов, на мой взгляд, повесть получилась очень «ладная» и даже, несколько поэтическая. Вспоминается фраза из фильма «Весна» с Любовью Орловой, где героиня говорит: «…Настоящий учёный может любить! …Должна Любить!». Так и здесь, ГГ любит и страдает, что сразу же его переводит из разряда «героя комикса про учёного», в категорию хорошо проработанного персонажа.
Произведение цельное, сюжет логичен. Вставка «Легенды о рыцарях и Драконе» в начале повести вполне уместна. Она создаёт особый фон связи времён. Некоторая зеркальность событий присутствует в связках Маг-Дракон, Учёный-Программист, и последующая за этим «пиррова победа». Тема ответственности учёного за свои творения, раскрыта удачно и ярко.
Составители рассылки благодарны Crazy_Serg за предоставление оной для Архивов Кубикуса!
Дорогие друзья! Мы всегда рады приветствовать Вас в Архивах Кубикуса, чтобы выслушать Ваше мнение о книгах, авторах и всем, что связанно с Фэнтези и Фантастикой. Приходите и общайтесь!