Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Заметки о фантастике

  Все выпуски  

Заметки о фантастике



Разработка и поддержка портала Архивы Кубикуса - Wilmark Design


Рассылка New № 2 (No.2/2007)
5
апреля 2007

 

"Не отставай в развитии - читай фантастику!"

Проект "Архивы Кубикуса" представляет

 

Конкурс рецензий за март-апрель 2007 года.

 

Правила

1. Чтобы заявить рецензию к участию в Конкурсе, пришлите свою работу по адресу Konkurs-arh(собака)yandex.ru с пометкой в теме письма «На Конкурс».
Текст лучше всего присылать прикрепленным файлом в формате .doc или .txt, в крайнем случае можно просто в теле письма. Также в письме сообщите о себе краткую информацию:

а.) Имя (имя или ник-нейм, которые будут объявляться ПОСЛЕ окончания Конкурса).
б.) Условия анонимности (не против ли вы, чтобы при объявлении победителей Конкурса анонимность с вашей работы была снята).
в.) Согласие на обсуждение (согласны ли вы, чтобы работа обсуждалась на форуме? Если нет – в рецензии будет сделана соответствующая пометка, и модераторы возьмут на себя заботу обеспечить соблюдение этого условия).
г.) Если работа не попадает на текущий Конкурс, согласны ли вы выставить ее на следующий?
д.) Согласны ли вы на выкладывание работы для ее обсуждения в авторской теме?

==========
Работы на Конкурс выставляются АНОНИМНО. То есть работа присылается Координатору Конкурса (Konkurs-arh(собака)yandex.ru) и выкладывается им в соответствующей теме «Конкурс рецензий» сразу же по получении. После подведения итогов Конкурса анонимность снимается, победители объявляются под теми именами, которые они укажут в письме. По особому пожеланию автора анонимность может быть сохранена.

Внимание! На Конкурс могут быть приняты рецензии на нефантастические художественные произведения. Но предпочтение все же отдается фантастическим.

№ 1

Ностальгия по несбывшемуся

Вадим Шефнер, «Девушка у обрыва или Записки Ковригина»

Может показаться странным написание рецензии на книгу, опубликованную более сорока лет назад, но, тем не менее, книга Вадима Шефнера кажется очень современной и своевременной. Современной не с точки зрения правильно предсказанного направления научно-технического прогресса или направления развития общества. Как раз наоборот – описания Шефнера поражают своей детской непосредственностью и могут вызвать у современного читателя только скептическую, ироничную, а то и циничную улыбку.

Современной, а точнее – остро необходимой в нынешнем обществе, делает его книгу не описание научно-технического прогресса, а человечность. Та чистота, открытость, доброта, которые характеризуют героев Шефнера и их отношения. Может быть, они фантастичны, нереальны; может быть, их не было тогда, когда писались книги, и нет их сейчас, но мечта о них живет в душе любого человека, а их описание становится тем камертоном, по которому можно сверять наши слова и поступки.

Автор - Вадим Сергеевич Шефнер (1915–2001) представляет собой целое явление в русской литературе. Поэт, прозаик, автор философских притч и фантастических повестей, лауреат премии имени Горького и Пушкинской премии в области поэзии, обладатель почетного звания «Палладин фантастики» - к нему в полной мере можно отнести определение «скромный гений», вынесенное им в заглавие одной из своих фантастических, или по определению самого автора «полувероятных» повестей. Автор глубоко лиричных стихотворений и тонкой прозы, в которой фантастическое а то и сказочное тихо и незаметно существует в обычном мире, Шефнер и сам был таким же незаметным, скромным и светлым человеком.

Книга написана в форме записок «доктора Ватсона» XXII века Матвея Ковригина, описывающего жизнь своего близкого друга, гениального изобретателя Андрея Светочева. Этот Ковригин – вполне заурядная личность, можно сказать, типичный обыватель, но обыватель коммунистического XXII века. Интересное сочетание, не правда ли? Все и всех он судит со своей колокольни, оценивает с точки зрения своих способностей думать и чувствовать. Такой нехитрый, но действенный прием позволяет Шефнеру, как и до него Конан-Дойлю показать на фоне заурядного рассказчика историю необыкновенных героев, в данном случае - Андрея Светочева и его невесты Нины. Историю, полную светлой и чистой любви и такого же чистого страдания.

Техническая составляющая повести необычайно смела. Андрей – гениальный ученый, создавший универсальный сверхпрочный материал «аквалит». Этот материал может заменить все, чем пользовалось человечество – от хлопка до стали. Перед читателем развернется история изобретения этого материала, ставшая историей жизни Светочева.

Общество, в котором живут герои, не менее фантастично: исчезла преступность и забылись слова, связанные с криминальным миром, отмирают ругательства, оскорбление человека считается тяжелым преступлением, а самое тяжелое наказание за проступок – приговор к убийству животного в заповеднике.

При этом Шефнер откровенно иронизирует над современными ему представлениями о будущем – об отмене денег, о самореализации личности, о замене неквалифицированного труда трудом роботов. Иронизирует над собой и своими коллегами по литературному цеху. Современный читатель может по достоинству оценить и «настоящую деревянно пластмассовую избу конца XX века», и робота-редактора под названием «ТАНК» - «Тактичный Агрегат Нелицеприятной Критики». Конечно, основные сатирические стрелы направлены на современников Шефнера, но и нам тут найдется, над чем посмеяться.

Но настоящей жемчужиной делает книгу немного наивный, но полный чистого чувства рассказ о любви главных героев. Любви простой и чистой, дающей силы для жизни и забирающей их при утрате любимого человека. Описание этой любви Шефнер дает нам сквозь «фильтр» воспоминаний Ковригина, и это позволяет ему, с одной стороны, избежать некоторой пафосности, с другой – дать читателю простор для сочувствования и сопереживания, предложить домыслить в скупых строчках подлинную остроту человеческих переживаний.

Если Вы хотите хоть на день забыть о необходимости вести ежедневную борьбу за существование, если Вам не нравится принцип «падающего – толкни», если хотите приобщиться к кристальному роднику чувства и мечты, книги Вадима Шефнера – для Вас.

№ 2

Такие и Не Такие - Сугубое ИМХО читателя

Иар Эльтеррус, "Отзвуки серебряного ветра", Книга первая

Авторское вступление обещало многое. "Главным для меня, как автора, было донести основную идею, мою попытку найти выход из тупика, в котором оказался наш мир. Тупика подлости, жестокости и корысти". Что ж, похвальная задача, хотя высказывание и настораживает своей чрезмерной категоричностью.

Книга начинается с пафосного обращения к "не таким", которых за несомненные достоинства и, в частности "неприземленность" веками уничтожают "такие". Запахло подростковым бунтом, выраженным в "возвышенном" стиле. Подобные писания вы массово найдете в любом самиздате (или не самиздате) публикующем творчество подростков-неформалов, или в блогах оных подростков. "Мы не такие, мы возвышенные", а уж слышат они там серебряный ветер, песню звезд, звон солнца или голос Творца – зависит от выбранной тусовки. Как правило, с возрастом это или проходит, или трансформируется во что-либо более рациональное, чем бесконечная жалость к себе, не-такому-как-все-никем-не-признанному.

…у авторов полупорнографических (а то и просто порнографических) рассказов-фанфиков, распространяемых в сети, есть система "рейтингов" и "варнингов" – предупреждений, позволяющих читателю сориентироваться в этом мутном потоке и выловить из него именно ту разновидность порнушки, от которой конкретный читатель ловит кайф. На книге Эльтерруса должно было стоять предупреждение "hurt/comfort". Это такой специфический жанр, в коем принято сначала истязать персонажа физически или морально, а затем – спасать, холить и лелеять. Сходство с порнорассказами только усиливается отсутствием общего сюжета – вся книга представляет собой подборку эпизодов, в коих в первом действии "такие", в большинстве своем жестокие, противные, коварные, подлые и омерзительные, разнообразными способами издеваются над каким-нибудь "не таким" непризнанным гением, а в действии втором с неба валятся (в буквальном смысле) Очень Хорошие Спасители, и, естественно, все становится прекрасно, как сказка о коммунизме. Этот незамысловатый сюжетец повторяется несколько раз подряд, меняется только способ мучений "не такого" – от бюрократических пакостей - до изощренных пыток.

Отдельно стоит рассмотреть образ Очень Хороших Спасителей, фигурирующих в этих сюжетах. Воистину, это воплощенная в тексте мечта неудачника, жаждущего чтобы черти забрали начальника, а еще лучше – весь чертов мир, который беднягу обидел. Спасители-аарн обладают всеми необходимыми для несения кары «всему чертовому миру» качествами. Во-первых, они всемогущи. Во-вторых, всегда появляются в последний момент. В-третьих, их финансовые возможности так же неограниченны, как и возможности прочие. В-четвертых… я уже говорил, что они всемогущи? Тогда следует упомянуть, что они ласковы, милы и добры… правда, эти замечательные качества проявляются только по отношению к "не таким". Всех остальных благостные аарн не ставят ни в грош – запросто вмешиваются в дела стран и планет, диктуя свои условия (естественно, с целью насаждения демокра… тьфу, то есть, добра и справедливости), истребляют целые регионы – опять же, в целях борьбы с "тупостью и корыстью". Для завершения образа следует добавить, что любой "не такой" принятый в орден аарн, может смело нахамить вчерашнему "угнетателю и поработителю". Вроде бы мелковато для могущественных и благостных? Зато для мечты неудачника в самый раз. Очень Правильное Общество аарн, кому-то, возможно, и покажется идеалом – коммунизм, все люди братья (в буквальном смысле), все общее и все общие. Но это только если не пытаться представить жизнь в такой среде – тогда "идеальная" модель превращается в кошмар, в котором человек не владеет даже собственными мыслями и эмоциями – все они доступны всем рядом находящимся согражданам.

Язык книги странен, если не сказать прямо – убог. Текст изобилует словесными изысками вроде "странной паутины волн жизни", "ужасная новость ударила Тину по нервам с такой силой, что она чуть не упала" и "девушка, испещренная кровавыми рубцами", а также множественными повторами неких ключевых слов, своих для каждой сцены, вроде "изломанное тело", "боль", "хриплый клекот" и т. д.

Среди подростков (из которых если не 12, то 10 на дюжину уж точно ощущают себя никем не понятыми и "не такими"), нереализованных взрослых всех мастей, а также любителей "гулять в астрале", "настоящих-эльфов-с-Арды", разнообразных эзотерических "иных" книга просто обязана иметь успех. Ведь в мире книги ничего не надо делать, ничего не надо добиваться: три слова – и сплошное счастье на всю оставшуюся жизнь, и все "враги" по уши в продуктах переработки человеческого организма. Всем прочим, если только они не любители порнушки вышеупомянутого жанра, читать "Отзвуки Серебряного Ветра" решительно не советую.

 

Обсуждение Конкурных работ

 

С уважением,

Координатор конкурса

выпуск - Mariy ,

руководил всем Хранитель ANN (сайт),


Составители рассылки благодарны Crazy_Serg за предоставление оной для Архивов Кубикуса!

Дорогие друзья! Мы всегда рады приветствовать Вас в Архивах Кубикуса, чтобы выслушать Ваше мнение о книгах, авторах и всем, что связанно с Фэнтези и Фантастикой. Приходите и общайтесь!

Каталог Архивов Кубикуса Мегапоиск Ваш профиль Форум Архивов Кубикуса

Проекты, поддерживаемые Wilmark Design:


В избранное