1. Чтобы заявить рецензию к участию в Конкурсе, пришлите свою работу по адресу Konkurs-arh(собака)yandex.ru с пометкой в теме письма «На Конкурс». Текст лучше всего присылать прикрепленным файлом в формате .doc или .txt, в крайнем случае можно просто в теле письма. Также в письме сообщите о себе краткую информацию:
а.) Имя (имя или ник-нейм, которые будут объявляться ПОСЛЕ окончания Конкурса). б.) Условия анонимности (не против ли вы, чтобы при объявлении победителей Конкурса анонимность с вашей работы была снята). в.) Согласие на обсуждение (согласны ли вы, чтобы работа обсуждалась на форуме? Если нет – в рецензии будет сделана соответствующая пометка, и модераторы возьмут на себя заботу обеспечить соблюдение этого условия). г.) Если работа не попадает на текущий Конкурс, согласны ли вы выставить ее
на следующий? д.) Согласны ли вы на выкладывание работы для ее обсуждения в авторской теме?
========== Работы на Конкурс выставляются АНОНИМНО. То есть работа присылается Координатору Конкурса (Konkurs-arh(собака)yandex.ru) и выкладывается им в соответствующей теме «Конкурс рецензий» сразу же по получении. После подведения итогов Конкурса анонимность снимается, победители объявляются под теми именами, которые они укажут в письме. По особому пожеланию автора анонимность может быть сохранена.
Внимание! На Конкурс могут быть приняты рецензии на нефантастические художественные произведения. Но предпочтение все же отдается фантастическим.
№ 3
О некоторых вопросах, на которые почему-то ответов до сих пор не найдено
Юлия Сергачева, «Кровь драконов», Москва, «Армада», 2006
Среди лукавых, малодушных, Шальных, балованных детей, Злодеев и смешных и скучных, Тупых, привязчивых судей, Среди кокеток богомольных, Среди холопьев добровольных, Среди вседневных, модных сцен, Учтивых, ласковых измен, Среди холодных приговоров Жестокосердой суеты, Среди досадной пустоты Расчетов душ и разговоров, В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья.
А.С.Пушкин
Иногда, в сердцах швырнув очередное издание «Армады» на пол и вспомнив эти строчки, я думаю: если среди бесконечных «серых пустошей» этого издательства встречаются такие книги – оно уже себя оправдало.
Роман Ю.Сергачевой «Кровь драконов» вышел в серии «Фантастический боевик». Философская притча в стиле фэнтези была заявлена как боевик, и, соответственно, могла потерять на этом своего читателя (я, например, эту серию вообще игнорирую). Просто повезло обратить внимание. По насыщенности поставленными вопросами и поднятыми в нём проблемами роман далеко выходит за рамки фантастической литературы и приближается к некоему панорамному панно, стремящемуся охватить все стороны бытия. Тут и история (не альтернативная,
а созданного мира), и философия, и элементы – мизерные – боевика, и детективная линия, неожиданно завершающаяся как «очередное раскрытое дело».
Пусть не смущает читателей некоторая мозаичность повествования. Кому-то оно напомнит паззл, который постепенно складывается в цельную картинку, мне же больше по душе аналогия с разноцветным плетением – каждая цветная нить-судьба идёт то самостоятельно, то сплетаясь с другими, образуя чудный узор, иногда теряясь в общей массе, иногда нанизывая на себя бусины случайных встреч и разговоров. И над всем этим плетением мерцает едва уловимое сияние - крылья драконов.
На мой взгляд, ощущение мозаичности создаётся, в основном, от неправильного оформления текста – как некоторые стихи просто требуют, чтобы их написали лесенкой, так и роман Сергачёвой требует оформления разными шрифтами, чуть увеличенного размера страниц и хорошей бумаги.
Книга включает в себя основное повествование, рассказ о Других дорогах, других днях, и «Сказки про Дракона», являющиеся, по сути, самостоятельными произведениями, иногда весьма отдалённо перекликающимися с основным текстом. Причём, сами по себе это не сказки - изумительно красивые притчи. Даже если читать только их – книга уже оправдывает потраченное на нее время. Вот как раз эти сказки и должны быть оформлены как эпиграфы – в таком случае повествование получает смысловое деление, а вместе с ним – глубину
и дополнительную связь между разными пластами романа, а сами сказки не покажутся вставными кусками, разбивающими действие, потому что взгляд и мысль, скользя по странице, успеет среагировать сразу на изменение стиля и ритма.
Язык и стиль книги – это, конечно, не язык «Дозоров», тянущий читателя за собой против воли. Он красив, но слегка тяжеловат. Или, если хотите, несовременно художественен и убедителен и недостаточно динамичен. Так ведь и проблемы, поднятые в произведении, несравнимы с теми же «Дозорами» и требуют вдумчивости и сосредоточенности. Вполне возможно, что книгу придётся читать в несколько приёмов – прерываясь для осмысления… или отдыха. Но этот язык безупречен с точки зрения соответствия поставленному замыслу.
К тому же большая часть повествования идёт от первого лица – а главному герою нельзя отказать в хорошем образовании и умении литературно излагать свои мысли и действия. Очень большой плюс – в книге нет присущих «женской» фантастике недостатков. Ни соплей, ни любовных линий, ни длительных самокопаний, ни утомительных выяснений отношений, ссор и примирений на десять глав с продолжениями. Ничего, что позволило бы назвать книгу «дамским романом». Хотя в книге есть трогательная история о выборе девушки Иленны между
гением и посредственностью - «Драконы тут вообще не при чём». Очень светлая и жизнеутверждающая история о счастливой семье на пять с половиной страниц. Вопросы смысла жизни и общества не всегда требуют введения длинной лирической линии. Недостаток же динамики происходит от попытки нарисовать масштабное историческое полотно. В общем, книга – явно не любовный роман в личине фэнтези. Чернухи и эротики в нём тоже нет – исключительно выдержанная и сбалансированная вещь, потому что если автору есть о чём рассказать
и о чём побеседовать с читателем, то никаких дополнительных способов привлечения интереса не требуется.
Основная тема книги извечна, но не так уж часто рассматривается – талант для человека или человек для таланта. Только в данном случае не талант – гениальность. Гениальность получает материальное видимое воплощение – охраняющего дракона – аллегория приобретает черты личности и вступает в мир людей зримой и материальной силой. В случае опасности дракон защитит гения и сохранит его для себя и для общества. Гений же тоже виден всем – ему не приходится пробиваться и доказывать свою гениальность, ведь рядом –
дракон – её видимое воплощение.
Перечислять все темы многопланового романа сложно, остановлюсь лишь на некоторых. Каждый может вычленить одну тему или уловить сразу несколько параллельных, тех, которые ему ближе и понятнее.
Вот цитата с наобум открытой страницы – в связи с изменившимися настроениями детей забирают из Гнезда, и потрясенный Наставник говорит:
« -Они погубят их…(…) Если кто и способен придушить новорожденного дракона, так это самые близкие к будущему всаднику люди. Любовью, заботами, или упрёками и ненавистью они уничтожат их…(…) Какое счастье, что твои родители, Кир, никогда не объявлялись… -Гм, - слегка опешил я. – У нас с вами разные представления о счастье…»
В десяти строчках – трагедия Наставника и трагедия брошенного ребёнка, и проблема наилучшей для развития гениальности обстановки, вопрос обучения и педагогики, родительской любви и боязни жить рядом с гением…
Вот талантливый врач, доктор Марим. Он прекрасный врач, его любят и ценят, но у него НЕТ дракона. Он не гениален. Он просто хороший врач. Что чувствует человек, если знает, что выше некоторой планки ему не подняться? Что он – не гений, просто очень хороший профессионал?
История маленькой больной девочки, которую нищие родители продали в публичный дом, пока прислугой, и которая оказалась гениальной певицей. Девочку заметили, вернее, заметили её дракона, и отвезли в Гнездо – интернат для гениальных детей. Она выросла, влюбилась и... не знает, как поступить с нерождённым ещё ребёнком. Потому, что с ним не сможет реализоваться её гениальность. Стоит ли дракон такой цены? Как ни странно, но к мысли, что нет, не стоит, склоняется скорее её друг детства – он, видимо, острее переживал
своё сиротство. Или это ему только так кажется?
Сыщик Робьяр. Он уверен, что дракона у него нет. Он просто работяга. А дракон есть. Сыщик ведёт расследование по параллельной теме – теме, которая практически и не пересекается с основной сюжетной линией, но связана с ней извечной темой: «Гений и злодейство – две вещи несовместны?».
«Робьяр наклоняет голову, сцепляя пальцы на затылке, и, щурясь, вглядывается в бумаги перед собой. И не видит, как над ним, в шевелящемся, плотном дыму, молча раскрывает мощные крылья невероятная фигура, сотканная из выдумки, бреда, теорий, закреплённая фактами и логикой, оживлённая желанием и яростью, вдохновлённая надеждой. …А, может, и нет этой фигуры вовсе. И просто танцуют на стенах подвижные тени.»
Согласитесь - не менее важный вопрос: а если человек не хочет видеть своего дракона? Если он не верит в него? Не хочет верить?
Бывший художник – у него был дракон. Есть легенда о том, куда этот дракон делся – и есть правда. И правда чище и лучше легенды. Так тоже бывает.
Кусочки судеб, словно капли крови, иногда в двух-трёх словах – история всей личности. Тень дракона за каждым словом.
Мир книги – мир предапокалиптический и постапокалиптический одновременно – автору удалось почти осязаемо передать как «предчувствие гражданской войны», так и долгую историю создания и агонии мира. Он передан в основном глазами юноши Кира – гениального музыканта и композитора. Поскольку гениальность его проявляется в музыке, а в остальном он совсем даже обычный человек, то и некоторая его недогадливость и наивность, естественно, простительна и обоснованна и не вызывает ощущения искусственного приёма. К тому
же он молод, как молоды почти все персонажи книги. Гений в этом мире может раскрыться уже в семь лет и творить до глубокой старости.
Нарастание напряжения в городе передано глазами Кира и поражает пугающей достоверностью. Слухи, сплетни, недобрые взгляды нарисованы то крупными выпуклыми мазками, то едва заметными штрихами. И изменение настроений, и постепенно проявляющаяся тревога ощущаются почти физически. Город и мир обретают бытиё, и страх, терзающий жителей мира, вползает в сознание.
Книга состоит из двух частей и интермедии между ними, раскрывающей историю возникновения и становления мира. Сама по себе интермедия – готовое художественное произведение, с потрясающей силой и достоверностью рисующее погружение в глубины веков.
И вопросы поднимает неожиданные – ну, например, а что получится, если собрать всех самых-самых лучших и талантливых и вывезти из удушающего их мира в новую светлую даль, строить Город Солнца? Получится, судя по книге, обычный «жестокий мир», и ничуть не лучше того, что был. Иногда и хуже. Увы, история наших земных Утопий полностью подтверждает этот тезис книги. А почему так получается? И на этот вопрос есть попытка ответа и обобщения.
После интермедии следует вторая часть. А потом книга заканчивается. Несколько неожиданно. В мир врывается техника и мир исчезает. Вернее, миры расходятся. Концовка – слабое место любой книги. Здесь она тоже весьма и весьма спорная – потому как непонятно куда в итоге придёт мир: то ли в некую новую реальность, то ли вернётся к старому – откуда вышел? И есть ли для него место в этой новой реальности? Финал ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Например, об ответственности за тех, кого приручили. О том,
может ли один человек решить судьбу целого мира, и кем он должен быть для этого? Да, Кира убеждают, что если миры не развести – они просто рухнут в хаос, но он – не политик, и не может знать, не дают ли ему ложную информацию рвущиеся к власти. Да, ему помогает Дракон, но какова его цель? Впрочем, может быть так и надо? Может смысл – показать, как создают героев и манипулируют ими? Как политики рвутся к власти, а наивные и чистые душой верят хорошо рассказанным ими сказкам?
Закономерно также, что финал книги поднимает больше проблем, чем завершает сюжетных линий.
Редкая книга, которую можно читать всем, от десяти до девяноста. Но понравится она скорее всего, находящимся в творческом поиске и ещё не нашедшим ответы на… вопросы, которые почему-то постоянно возникают в процессе развития личности. Или желающим вспомнить, как они сами натыкались на схожие проблемы и пытались их решить. И почему-то думают, что уже решили. Или тем, кто отказался от своего дракона ради денег и постоянно, каждую секунду, помнит о том, что мог бы написать шедевр, сделать открытие, но… партнёры
не поймут срыва сроков запланированных поставок. Тем, кто не отказался, снискал славу – и вдруг понял, что всю жизнь прожил только для своего дракона и теперь с завистью смотрит на менее успешных сверстников, которые почему-то счастливы в своей посредственности и ничуть не жалеют ни об отсутствии гениальности, ни об отсутствии славы. Тем, кто дракона за собой ощущает, и тем, кто не ощущает – чтобы правильно построить свои с ним отношения или смириться с его отсутствием, и осознать, что в выборе пути «драконы…
вообще не при чём».
Составители рассылки благодарны Crazy_Serg за предоставление оной для Архивов Кубикуса!
Дорогие друзья! Мы всегда рады приветствовать Вас в Архивах Кубикуса, чтобы выслушать Ваше мнение о книгах, авторах и всем, что связанно с Фэнтези и Фантастикой. Приходите и общайтесь!