Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Заметки о фантастике

  Все выпуски  

Заметки о фантастике



Разработка и поддержка портала Архивы Кубикуса - Wilmark Design


Рассылка New4 (No.4/2007)
6 апреля 2007

"Не отставай в развитии - читай фантастику!"

Проект "Архивы Кубикуса" представляет

 

Конкурс рецензий за март-апрель 2007 года.

 

Правила

1. Чтобы заявить рецензию к участию в Конкурсе, пришлите свою работу по адресу Konkurs-arh(собака)yandex.ru с пометкой в теме письма «На Конкурс».
Текст лучше всего присылать прикрепленным файлом в формате .doc или .txt, в крайнем случае можно просто в теле письма. Также в письме сообщите о себе краткую информацию:

а.) Имя (имя или ник-нейм, которые будут объявляться ПОСЛЕ окончания Конкурса).
б.) Условия анонимности (не против ли вы, чтобы при объявлении победителей Конкурса анонимность с вашей работы была снята).
в.) Согласие на обсуждение (согласны ли вы, чтобы работа обсуждалась на форуме? Если нет – в рецензии будет сделана соответствующая пометка, и модераторы возьмут на себя заботу обеспечить соблюдение этого условия).
г.) Если работа не попадает на текущий Конкурс, согласны ли вы выставить ее на следующий?
д.) Согласны ли вы на выкладывание работы для ее обсуждения в авторской теме?

==========
Работы на Конкурс выставляются АНОНИМНО. То есть работа присылается Координатору Конкурса (Konkurs-arh(собака)yandex.ru) и выкладывается им в соответствующей теме «Конкурс рецензий» сразу же по получении. После подведения итогов Конкурса анонимность снимается, победители объявляются под теми именами, которые они укажут в письме. По особому пожеланию автора анонимность может быть сохранена.

Внимание! На Конкурс могут быть приняты рецензии на нефантастические художественные произведения. Но предпочтение все же отдается фантастическим.

№ 4

ВЕТЕР С НЕБА ДУЛ…
(О книге Иара Эльтерруса «Отзвуки Серебряного Ветра. Мы – были!»)

Сказать, что книга И. Эльтерруса «Мы – были!» является спорной, значит преуменьшить. У книги есть и активные поклонники, и не менее активные критики, причем и те, и другие в своих спорах применяют практически весь спектр способов «воздействия на оппонента», доступных в виртуальной дискуссии – от корректных аргументированных высказываний до площадной брани. Скажу сразу – я принадлежу к тем читателям, которые Эльтерруса критикуют. Так что нижеследующий отзыв, как нетрудно догадаться, будет отнюдь не хвалебным. Но, надеюсь, и безосновательной критикой он не окажется.

* * *

Основная линия сюжета воображение не слишком потрясает – некая организация спасает немногочисленных «хороших» людей, отбирая их из огромного множества «плохих». После этого людей «хороших» превращают в «очень хороших», и всем «очень хорошим», которым раньше жилось плохо и грустно, становится жить хорошо и весело.

Как ни странно, именно полярный разброс мнений и представляется поначалу наиболее удивительным. Если расценивать книгу как поклеп и чернуху – так видали мы книги и более отвратительного и мрачного содержания, и немало. Если, следуя призыву автора, попытаться воспринять книгу как повествование об утопическом «мире, в котором хочется жить», то вновь приходится признать, что среди книг подобной направленности немало гораздо более талантливых произведений.

Так в чем же дело? По всей видимости, дело в том, что «утопия» и «чернуха» являются частями одного и того же произведения. То есть автор не ограничивает свою задачу только лишь умозрительным конструированием «идеального мира», но и, кажется, берет на себя более сложную задачу – он словно пытается проверить конструкцию на прочность, сталкивая мир идеальный со всей неприглядностью мира далеко не идеального, а «идеальных» людей – с самыми, в понимании автора, обычными. И, по всей видимости, именно здесь и кроется главная причина спора.

* * *

Для начала давайте остановимся на одном важном моменте. Подавляющая часть современной беллетристики – и фантастики это касается едва ли не в первую очередь – являет собой типичное «развлекалово», разовые книги, которые читать второй раз не то, чтобы не хочется или не можется, а просто-напросто незачем. Можно считать, что это нормально; можно бить в колокола и кричать, что книга перестала быть Книгой – но факт остается фактом: массовое одноразовое чтиво и пишется, и читается. Впрочем, ничего страшного в этом нет: развлекать читателя занятие ничуть не хуже многих других (однако оговоримся – как и в других занятиях, тут не должно быть халтуры и подхода по принципу «и так сойдет»).

На этом фоне книга, автор которой говорит, что ставит перед собой несколько более значительную задачу, нежели развлечь читателя, заведомо должна вызывать определенный интерес – не так уж часто среди массовой литературы встречаются книги, которые заставляют задуматься о чем-то большем, нежели просто похождения героев.

Однако, можно ли сказать, что книга «Мы – были!» является чем-то большим, чем просто развлекательным чтивом? Честно говоря, я в этом сильно сомневаюсь. Дело в том, что книги, которые, по мнению автора, должны заставить читателя крепко задуматься, встрепенуться, не могут и не должны быть столь назойливо поучающими, столь черно-белыми.

Проще говоря: считаю ли я, что автор выдал желаемое за действительное?
Ответ – да.
Впрочем, все становится на свои места, если допустить, что книга Иара Эльтерруса в ее, так сказать, «мировоззренческой ипостаси» – это не более чем «подгон под ответ».

Автор постулирует заранее – мир есть зло, и в юдоли земной ждет нас лишь страдание, и живем мы во грехе. Этих самых грехов может быть великое множество, но объединены они одной общей чертой – насилием. Насилием духовным и физическим, насилием в широком диапазоне – от «обычного» принуждения до чудовищных по своей жестокости пыток – словом, насилием любым и всяким. И в «его» мире без насилия – в буквальном смысле никуда.

Интересно, что автор не исповедует вполне привычную, и даже в каком-то смысле набившую оскомину «ересь» о том, что чем более развита цивилизация, тем меньше она склонна к насилию. Нет: в книге «Мы – были!» ближнего своего (а также, по возможности, и дальнего, дотянуться б только) не преминут утопить в крови жители как самых продвинутых, так и весьма архаичных обществ. При этом склонность к насилию не зависит и от видовой принадлежности индивида – драконы, арахны и гварды в основной своей массе оказываются ничуть не меньшими сволочами, чем «человек разумный», да и перворожденные эльфы предаются кровавым забавам с истинно первобытной жестокостью.

Так что же делать с грехами?
Ответ автора прост – их надо выжигать каленым железом.
Тут я, как человек, взгляды которого в некоторых вопросах близки к максималистским, хотел бы согласиться, но…
Вот тут-то и влезает это самое «но».

Оно, это «но», заключается в том, что любое зло у Эльтерруса абсолютно. Нету маленьких проступков, нету незначительных прегрешений, на которые можно закрыть глаза или взглянуть сквозь пальцы. Нет – любое зло превращается во Зло (или даже ЗЛО), и оно, это Зло, гипертрофированно раздуто, оно абсурдно и чудовищно, оно «стоглаво, стозевно и лаяй». И, как нетрудно догадаться, наказывается оно соответственно.

Если максимально упростить концепцию «воздаяния», которое применяет Орден Аарн, то в ее основе очень часто лежит старое, но отнюдь не доброе правило: вырубить всех ростом выше тележной чеки. Правда, Орден мыслит прогрессивно, и в своих творческих изысканиях идет дальше – даже если враг, фигурально выражаясь, ростом не вышел, и до тележной чеки не дотягивает, ему «пойдут навстречу», и все равно вырубят. Словом, выглядит это так, словно мелких воришек удостаивают как минимум Нюрнбергского процесса, после которого показательно расстреливают термоядерными ракетами.

Многие читатели клянут автора последними словами – и клянут вполне заслуженно – именно за подчеркнутую, нарочитую «чернушность» в описании повседневной жизни «нормальных» людей (а также прочих разумных). Но дело тут несколько в другом – при той игре на контрастах, которую автор делает своим основным оружием, никаким иным «обычный» мир в его, автора, исполнении, быть просто НЕ МОЖЕТ. Он, этот мир, и сделан именно таким нарочно – для того, чтобы показать разницу между мирами Аарн и всеми прочими державами галактики. Подход, надо сказать, довольно примитивный – подобное «черно-белое» противопоставление может быть оправданным, например, во время войны, когда пропаганда должна изображать врага исчадием ада, но во всех иных случаях не мешало бы помнить, что кроме черного и белого, есть много других цветов, а также бесчисленное множество оттенков. Не говоря уж о том, что и сами черный и белый цвета имеют немало градаций.

Но самое скверное заключается в том, что автор сам становится заложником собственной модели – он просто-напросто ВЫНУЖДЕН делать окружающий мир грязным и страшным, доводя эту жестокость до абсурда, чудовищно сгущая краски, потому что ему нужен фон, на котором плоские и невзрачные Аарн выглядели бы светлыми и красивыми.

Подход кажется абсурдным, но только на первый взгляд. Использование именно такого подхода есть лишь следствие – следствие того, что автор не приложил хоть сколько-нибудь значительных усилий для проработки придуманных им Аарн, ибо практически любой представитель Ордена выглядит намного более блеклым, чем самый отъявленный злодей. Лучше всего эта тусклость и невнятность Аарн проявляется в удивительно плоских и примитивных описаниях «аарнских достижений». Именно при описании достижений Ордена, а также при описании процедуры инициации, в ходе которой Аарн потенциальные становятся Аарн всамделишными, автор должен был максимально использовать свою фантазию и поразить читателя красотой и притягательностью Прекрасного Нового Мира… ну то есть миров Ордена Аарн. Однако он не только не смог создать ничего действительно яркого и впечатляющего, но даже не попытался найти какие-либо нетрадиционные, новые ходы и формы. В упомянутых описаниях превалируют эпитеты «чудесный», «восхитительный», «потрясающий» и их многочисленные синонимы (благо русский язык велик и могуч), да еще и в превосходной степени. Но эти слова вряд ли способны тронуть сердце и разум читателя – все эти эпитеты давно затерты рекламой, превозносящей несуществующие достоинства крайне посредственных товаров, и обещающей «восхитительный» вкус новой жевательной резинки и «превосходные» качества туалетной бумаги. Результат закономерен – описаниями ХОРОШЕГО «в исполнении автора» просто-напросто не проникаешься.

К сожалению, автор лишь еще раз подтвердил то, что давно уже известно – писать о хорошем гораздо сложнее, чем о плохом.

* * *

Довольно неприятное ощущение испытываешь, когда становится ясно: люди идеального общества (аарн), по большому счету, мало чем отличаются в лучшую сторону от всех остальных людей (полупрезрительно именуемых «пашу»). Читатель, который поверит в уверения автора – «аарн лучше других!» – рискует остаться разочарованным. По логике вещей, многие поступки, считающиеся в той или иной степени нормой среди пашу, просто не могут не быть табуированы для аарн – точно так же современный человек не может обратиться к каннибализму сразу, едва немного проголодается. Но ведь человек (вернее, разумное существо, ибо среди аарн, как уже говорилось, есть не только люди), вышедший на новую ступень развития, просто не может вести себя совершенно так же, как ведут себя те, кто стоит ступенькой ниже – и поэтому удивительно, что аарн так тупо и прямолинейно отвечают ударом на удар.

Ярче всего, конечно, это несоответствие декларируемого и реального видно на примере массовых убийств, которые устраивают аарн. Я не говорю о кровопролитии, которое устраивают сами аарн – здесь автор использует довольно интересный (хотя и не новый) ход, оговаривая необходимость психологической реабилитации аарн после убийства. В целом этот вариант можно принять, хотя и остается немало вопросов – ведь все-таки психика человека устроена чрезвычайно сложно (тем более психика человека «продвинутого», каким является аарн), и алгоритм действий «убил – форматнул психику» тут вряд ли может являться полноценным способом избавления от последствий. Но вот другой пример – действия аарн на Мооване – намного более серьезен.

Во время конфликта на Мооване, где сотрудниками госбезопасности была убита одна из членов Ордена, аарн, по сути, перекладывают свою работу на плечи пашу, заставляя их убить ВСЕХ людей, имеющих хоть какое-то отношение к госбезопасности. Такое поведение как минимум недостойно звания существ, стоящих на новой ступени развития – просто потому, что заставлять человека совершать преступление под угрозой смерти считается подлостью даже у пашу. Вместо того чтобы наказать виновных – а всеведущим аарн, как нетрудно догадаться, это было по силам – они предпочли уничтожение всех, кто попадется под руку, причем попадется под руку даже не им самим, а невменяемым от ужаса исполнителям. Насколько эта импульсивная акция раскрутила спираль инферно, которого так боятся аарн, даже трудно представить.

* * *

Несколько раз автор пытается обострить конфликт, создавая ситуации, в которых пытается объяснить политику Ордена – например, когда описывает спор о том, могут ли аарн забирать лучших людей со всех остальных миров, не обрекают ли они этим пашу на новые круги мучений, не лишают ли их возможности стать чище и лучше. Впрочем, спором это назвать трудно – потому как автор заведомо и полностью стоит на стороне Ордена, а, следовательно, исход спора предрешен даже раньше, чем его участники сказали свои первые фразы. Проще говоря, автора не интересует истина, которая должна была родиться в этом споре – с него вполне достаточно той, извините за выражение, «недоношенной» истины, которую он сам, без помощи персонажей, произвел на свет еще до спора. Но вот, извините за каламбур, истинна ли эта истина? Не такой уж это простой вопрос, как может показаться на первый взгляд…

* * *

К сожалению, никак не получается обойти один в высшей степени специфический вопрос, которому автор книги уделяет немало внимания. По тому, как строчки стали полниться эвфемизмами и оговорками, читатель данной рецензии может догадаться, что вопрос этот имеет самое непосредственное отношение к интимной жизни. И будет прав.

Оговорюсь – мне вовсе не доставляет удовольствия рассуждать на эту тему, и хорошо, что читатели данной рецензии сейчас не видят, как я краснею и бледнею, однако тема «ниже пояса» для книги является одной из сквозных, и обойти ее, увы, никак нельзя.

Практически любое физическое насилие, переживаемое/совершаемое персонажами книги, сопровождается насилием сексуальным, и в то же время любые радости, которые выпадают на долю героев, также практически в обязательном порядке сопровождаются плотскими удовольствиями. Предвижу несогласие со стороны поклонников творчества И. Эльтерруса, однако не могу не сказать: на этом вопросе автор концентрирует излишне большое внимание. Это не оправдано ни художественно (ибо автор, как и в случае с достижениями Аарн, не может «сделать это красиво»), ни сюжетно. Ярче всего это проявляется в вопросе однополой любви. Например, для женщин-аарн близость с другими женщинами (не только из числа членов Ордена) есть нечто само собой разумеющееся. Однако вопросов, касающихся подобных «вольностей» среди мужчин, автор избегает – даже бойцы-аарн отнюдь не спешат крепить боевое братство «лицом в затылок» (чем, к слову, активно занимаются женщины). Это значит, что женщин-аарн автор склоняет к однополой любви по одной-единственной причине: ему это нравится. Нравится ли это самим героиням? А кто их знает, этих аарн…

* * *

Каков же вывод? Вывод неутешителен. Если автор стремился показать всю грязь и мерзость мира, в котором мы живем, то его труд пропал втуне. Ибо каждый здравомыслящий человек и без книги «Мы – были!» знает, что живем мы и в самом деле далеко не в лучшем из миров. Если же автор хотел показать чудесный мир, к которому нужно стремиться, то и тут, по моему мнению, его постигла неудача – ибо показанный им мир этот не столь уж и притягателен.

Не будет преувеличением сказать, что по уровню своего литературного мастерства автор стоит заметно выше многих ныне издающихся авторов (хотя и до настоящих вершин ему далеко). Однако от этого становится лишь грустнее – ибо непонятно, зачем растрачивать силы и время на книги, от которых становится лишь сквернее на душе? Конечно, метод «от противного» порой оказывается лучше и действеннее прямых увещеваний – однако в данном случае злоупотребляющий брутальностью автор рискует так и остаться на Темной Стороне… А там, на Темной Стороне, столь милого его сердцу Серебряного Ветра не слышно.

И все же есть тут и ложечка меда. Полемика вокруг книг Эльтерруса натолкнула меня на несколько неожиданную, но, не скрою, приятную мысль. А именно – если столь большое количество читателей не приемлет «чернухи» в книгах автора, если на защиту «традиционных ценностей» встает столько молодежи, которую многие привыкли считать «потерянным поколением» – значит, наше общество еще не настолько прогнило, как это принято считать.

А это, согласитесь, не может не радовать.

Обсуждение Конкурных работ

 

С уважением,

Координатор конкурса

выпуск - Mariy ,

руководил всем Хранитель ANN (сайт),


Составители рассылки благодарны Crazy_Serg за предоставление оной для Архивов Кубикуса!

Дорогие друзья! Мы всегда рады приветствовать Вас в Архивах Кубикуса, чтобы выслушать Ваше мнение о книгах, авторах и всем, что связанно с Фэнтези и Фантастикой. Приходите и общайтесь!

Каталог Архивов Кубикуса Мегапоиск Ваш профиль Форум Архивов Кубикуса

Проекты, поддерживаемые Wilmark Design:


В избранное