Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам: спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.
Есть вещи, без которых самореализация человека невозможна. Если эти базовые потребности не удовлетворены, мы ощущаем пустоту и незавершенность. Мы можем попытаться заполнить эту пустоту влечением к срочности или став благодушными, удовлетворяться лишь частичной реализацией своих помыслов.
Суть этих потребностей можно выразить так: «жить, любить, учиться и оставить след». Потребность жить есть наша физическая потребность в таких вещах, как еда, одежда, жилье, экономическое благополучие, здоровье.
Потребность любить есть наша социальная потребность одерживать отношения с другими людьми, быть членом общества, любить и быть любимыми. Потребность учиться есть интеллектуальная потребность нашего ума в развитии и росте. А потребность оставить след — это наша духовная потребность ощущать смысл жизни, свое предназначение и свой вклад в общее наследие человечества.
Качественная жизнь — это и крепкое здоровье, и экономическая безопасность, и хорошие отношения с окружающими, и непрерывное личностное и профессиональное развитие, и глубокое чувство предназначения, личного вклада и внутренней гармонии.
Если любая из этих потребностей остается неудовлетворенной, то она становится черной дырой, которая поглощает всю вашу энергию и внимание.
Император Китая сидел на помосте под навесом и читал книгу.
Внизу мастер-колёсник ремонтировал его карету. Император отложил книгу и стал наблюдать за действиями старого мастера, а потом спросил его:
— Почему ты такой старый и сам ремонтируешь карету? Неужели у тебя нет помощника?
Мастер ответил:
— Твоя правда, государь. Ремеслу-то я научил своих сыновей, а вот искусство своё передать им не могу. А здесь работа ответственная, требуется особое искусство.
Император
сказал:
— Что-то ты мудрёно рассуждаешь! Поясни-ка попроще свою мысль.
Старый мастер сказал:
— Могу я тебя спросить, что ты читаешь? И жив ли человек, который написал эту книгу?
Император начал сердиться. Старик, видя это, сказал:
— Не сердись, пожалуйста, я сейчас поясню свою мысль. Видишь ли, мои сыновья делают хорошие колёса, но они не достигли совершенства в этом деле. Я достиг его, но как им передать мой опыт? Истина посередине…
Если сделать колесо
крепким, то оно будет тяжелым и некрасивым. Если постараться сделать его изящным, то оно будет ненадёжным. Где та грань, та мера, которой я руководствуюсь? Она внутри меня, я постиг её. Это и есть искусство, но как его передать? В твоей карете колёса должны быть изящными и крепкими одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их.
Так и трактат, который ты читаешь. Человек, написавший его много веков назад, достиг высокого понимания, но передать это понимание нет никакой возможности.