ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЙ БОРИС НАТАНОВИЧ! ВАМ, НАВЕРНОЕ,
НАДОЕЛИ ВСЯЧЕСКИЕ ИЗЪЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ, ПОЭТОМУ НЕ БУДУ ДОЛГО
ГОВОРИТЬ, ПРОСТО СКАЖУ, ЧТО СОБРАННАЯ МНОЙ БИБЛИОТЕКА СОЧИНЕНИЙ АБС
СТОИТ НА САМОМ ВИДНОМ И УДОБНОМ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТЕ, РЯДОМ СО
СТАНИСЛАВОМ ЛЕМОМ И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ, ЧЬИ КНИГИ СДЕЛАЛИ МЕНЯ
МНОЙ. ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗАДАТЬ ВОПРОС: У НАС С ВАМИ НЕСКОЛЬКО РАЗНЫЕ, НО В
ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ СХОЖИЕ СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ЭНЕРГИИ. Я ХУДОЖНИК, УЧИЛСЯ НА ЖИВОПИСЦА, РАБОТАЮ
ДИЗАЙНЕРОМ-ПРОЕКТИРОВЩИКОМ, - ЖИЗНЬ ЗАСТАВИЛА, ХОТЯ РАБОТА МНЕ ИСКРЕННЕ
НРАВИТСЯ. В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ПО НОЧАМ, ЗАНИМАЮСЬ ЖИВОПИСЬЮ, ИМЕННО ДЛЯ
СЕБЯ, РАБОТЫ ПОКАЗЫВАЮ ТОЛЬКО ДРУЗЬЯМ И УЧИТЕЛЮ, С КОТОРЫМ НЕ ПОТЕРЯЛ
СВЯЗЬ ДО СИХ ПОР. МНОГИЕ НАСТАИВАЮТ, ЧТОБЫ Я ВЫСТАВЛЯЛСЯ, А Я НЕ
ОЧЕНЬ-ТО ХОЧУ, ХОТЬ И ЗНАЮ, ЧТО РАБОТЫ У МЕНЯ НЕПЛОХИЕ, Я ЧЕЛОВЕК
САМОДОСТАТОЧНЫЙ, МНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОЧЕТСЯ
(МОГУТ И ЗАПЛЕВАТЬ). ТАК ВОТ - КАК У ВАС ПРОХОДИЛ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ОТ
НАПИСАНИЯ КНИГИ "ДЛЯ СЕБЯ" ДО ПИСАНИЯ КНИГИ С УВЕРЕННОСТЬЮ, ЧТО ЕЕ
НУЖНО ПУБЛИКОВАТЬ? И МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО-НИБУДЬ ПОСОВЕТОВАТЬ МНЕ? СТОИТ ЛИ
ЭТА СУЕТА ТОГО?
АНДРЕЙ < grigomen@mail.ru> МАГНИТОГОРСК, Россия -
06/13/01 21:18:19 MSK
Ничего не могу посоветовать художнику - не знаю вашей специфики. Что
касается литературы, то мы всегда исповедовали принцип: писатель не
тот, кто пишет; писатель тот, кого читают. Отсюда вывод: писание в
стол - занятие не для профессионала, а для любителя. Разумеется, все
начинают как любители. Сама мысль о том, чтобы опубликоваться,
представляется поначалу чрезмерно дерзкой, дерзкой до неприличия. Но -
аппетит приходит во время еды. Исписав гору бумаги, получив одобрение
читателей, мнение которых ты уважаешь, становишься дерзким, а мысли о
публикации - делаются привычными. И в конце концов, понимаешь: не боги
горшки обжигают; чем черт не шутит; кто не рискует, тот не
выигрывает... и т.д. И несешь рукопись в редакцию. И вот тут-то и
начинается самое страшное.
Уважаемый Борис Натанович! Отвечая на один из вопросов, Вы
сказали, что тема музыки Вам совершенно чужда. Однако в фильме
"Сталкер" герой Кайдановского произносит потрясающий монолог о музыке.
Кто был автором монолога - Вы, Аркадий Натанович,
Тарковский?
Я специально полез в сборник сценариев и нашел это место. По-моему,
ничего особенного, а уж тем более, потрясающего Сталкер там не говорит.
И сочинить это мог кто угодно - в том числе и человек, к музыке вполне
равнодушный, но при этом знающий понаслышке, что "музыка - это хорошо".
Наверное, Вы имеете в виду реальный (а не литературный) монолог. Я его
не помню совсем. Полагаю, однако, что Кайдановский, как великий актер,
мог вдохнуть жизнь и пламень в этот, довольно заурядный текст. В кино
(и в театре) так случается, и не редко.
Уважаемый Мастер! Как бы Вы оценили тот уникальный,
неоднократно опробованный лечебный эффект, который оказывают Ваши
произведения во время похмелья, апатии и повышенного
самомнения?
Игорь < egorok@yandex.ru> Минеральные Воды, Россия -
06/13/01 21:18:45 MSK
Не знаю. Не замечал. Впрочем, мне и в голову не приходило никогда
читать АБС с похмелья.
Уважаемый Борис Натанович!!! Мне очень хотелось бы
узнать: 1. Вы сами писали эпиграфы к каждой главе "Дьявол среди
людей", а если нет, то где можно отыскать эти произведения или хотя бы
ссылки, если это возможно...
Арсёнов Дмитрий Константинович < ss-man@mail.ru> Самара, Россия -
06/13/01 21:19:11 MSK
Советую вам посмотреть "ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комментарии к серии книг "Миры
братьев Стругацких" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", том 1. В этом Приложении подробно
рассмотрено происхождение интересующих Вас эпиграфов (если они,
разумеется, не являются авторской выдумкой, - а такие в повести тоже
есть).
2. Случалось ли Вам бывать в Самаре, приблизительно в
1984-85-86 годах?..
Арсёнов Дмитрий Константинович < ss-man@mail.ru> Самара, Россия -
06/13/01 21:19:34 MSK
Нет, в Самаре я не был никогда. Даже проездом.
Уважаемый Борис Натанович! Рад Вам сообщить, что в
литературную программу школы, где я учился, внесли многие Ваши
произведения!!! А как Вы относитесь к тому, что "Трудно быть богом"
теперь будут проходить в 5-м классе, не рано ли?? Вот меня, например,
Булгаков в школе совсем не привлекал (также, впрочем, как "Война и
мир"), но сейчас я их читаю просто запоем. Не боитесь ли вызвать у
школьников антипатию в связи с насильствованием прочтения ваших
книг?
Шагеев Макс < 00800@mail.ru> Казань, Россия - 06/13/01 21:19:43
MSK
Откровенно говоря, боюсь. Нет лучшего способа уничтожить книгу в
глазах молодого читателя, как если включить ее в школьную программу.
Впрочем, насколько я знаю, дело обстоит все-таки не так плохо: книги
АБС включают обычно только в списки рекомендательного чтения, а это -
совсем другое дело.
Борис Натанович, мы попросту: Считаете ли Вы свои произведения
фантастикой?
Алексей <
Green-8@inbox.ru> Стрежевой,
Россия - 06/13/01 21:20:12 MSK
Гм. Вот странный вопрос! Если "Трудно быть богом" или, скажем,
"Обитаемый остров" не фантастика, то что же тогда фантастика?
И почему творчество Вознесенского изучают в школе, а Ваше с
Аркадием Натановичем нет?
Алексей <
Green-8@inbox.ru> Стрежевой,
Россия - 06/13/01 21:20:42 MSK
Не знаю. Может быть, у Андрея Андреевича больше врагов в Академии
Педагогических наук?
В любом комментарии к "Улитке на склоне" объяснено имя одного
из двух главных героев - Кандида, что это отсылка к Вольтеру, к его
жанру "роман странствий", что Ваш Кандид странствует по Лесу, как
вольтеровский Кандид - по Европе 18 века. А вот каких-либо комментариев
относительно имени другого главного героя - Переца (или Перца? как
правильно склонять?) я не встречал никогда и нигде. Могли бы Вы
что-нибудь прояснить?
Копатель имён Стругацк, Россия - 06/13/01
21:20:57 MSK
Вообще-то Перец это не имя, а фамилия. Причем фамилия "значимая".
Авторы как бы смутно намекают на то, что такие люди, как он, являются
той самой острой приправой к нашей жизни, которая делает существование
общества не таким пресным. ("Перчику ему в жизнь, перчику!.." -
говаривал один из эпизодических героев классики).
Вот прочитал в записках Л.Чуковской крайне нелицеприятное
высказывание Анны Ахматовой об А.Грине (точнее, о его литературном
языке). Я же Грина люблю с детства, и уже, видимо, навсегда. Обидно,
конечно, но даже зная про "любопытство сгубило кошку", не могу не
спросить Вас, Борис Натанович: а как Вы относитесь (-лись?) к этому
удивительному писателю? Неужели это только для меня А.Грин и АБС
стоят в одном (первом!) ряду?
Борис Варшавский < varsh.home@verizon.net> Dover, New
Hampshire, USA - 06/13/01 21:21:06 MSK
Я, разумеется, пережил период увлечения Грином. Вместе с моими
друзьями-школьниками. Но, в отличие от них, довольно быстро к нему
охладел. Со студенческих времен я его не перечитывал, и, знаете ли,
как-то не тянет. Помню, Геннадий Гор сказал однажды, что Стругацкие -
это Грин нового времени (или что-то в этом роде). Я вынужден был
согласиться с ним: действительно, и Грин, и АБС создавали свои
"специальные" миры каждый, и погружали в эти миры своих героев с их
проблемами. Однако, сходство это мне отнюдь не польстило - Грина я к
этому времени уже разлюбил: слишком уж далек он был от той реальности,
которая меня "цепляла" за сердце.
Уважаемый Борис Натанович! Меня всегда интересовал один вопрос
о главных героях из "Хромой судьбы" и "Второго нашествия": они как-то
очень странно одиноки, они одиноки по-настоящему, глубоко, что ли.
Чем-то похожи эти два старика... Я напрасно переживаю за них или есть
что-то общее, поделенное пополам между ними?
Rustam < shimoza@chat.ru> Актобе, Казахстан - 06/13/01
21:21:36 MSK
Вы правы, наверное. Что-то общее у них есть. Хотя авторы и думать не
думали об этом. Аполлон создавался как герой скорее комический и
сатирический - мещанин, обыватель, филистер. А Феликс Сорокин был у нас
задуман как фигура трагическая, неординарная... Я понимаю, откуда их
сходство! Оба они - жертвы своего времени. Только Аполлон уже
смирился - не осталось у него ничего, кроме его марочушечек, а Феликс
еще барахтается - у него есть Синяя папка, последняя линия его обороны.
Но на самом деле, их обоих уже расплющил век-волкодав... Спасибо за
точное наблюдение!
Здравствуйте! :) Не поверите, но готовлюсь к завтрашнему
семинару по Вашим произведениям, вот Вас уже и в университетах
проходят. Готовлю анализ "Града Обреченного". Перелистываю, думаю о
том, как передать то откровение, тот прорыв сознания, который нахлынул
на меня после прочтения этой книги и все отчетливей понимаю, что
мудрости научить невозможно, к ней надо идти самому, через пустыню,
через слезы, через... Становится то обидно, что кто-то не удосужился
прочитать это произведение, то радостно, от того, что радость открытия
у него еще впереди. И все-таки вопрос. "Град" - это по моему мнению
лучшее, но многие со мной не соглашаются. Я ошибаюсь или его не
дооценивют?
То(с)Я < ximera@mail.ru> Санкт-Петербург, Россия -
06/13/01 21:21:46 MSK
АБС тоже очень любили "Град" и гордились им. Сильный роман. Мне жаль
тех читателей, которым он не нравится.