Анкета С.Н. Цейтлин
1. Каковы, на Ваш взгляд, крупнейшие достижения лингвистики последней
трети 20-го века?
Мне кажется - решительный поворот к семантике, особенно заметный
в синтаксисе. Вспоминаю, с каким недоумением и недоверием
лингвистическая общественность воспринимала в 60-70-е годы
революционные работы Г.А.Золотовой, а теперь все к ним уже привыкли, у
Г.А. много учеников, целая школа. И - еще, конечно, развитие
антропоцентрических исследований, психолингвистики как таковой.
2. Какие из современных направлений лингвистических исследований Вам
кажутся наиболее перспективными?
Думаю, что в 21 веке получит самое широкое развитие
онтолингвистика (лингвистика детской речи, first language acquisition).
Можно считать, что у нас в России находится в младенческом состоянии
другая интересная наука - second language acquisition. Быстрое развитие
в современном обществе двуязычия будет стимулировать ее появление и
совершенствование.
3. Можете ли Вы назвать такие направления современной лингвистики,
которые, напротив, вызывают у Вас полное неприятие?
Мне нравится многое в том варианте когнитивной лингвистики,
который развивается в нашей стране, однако думается, что стремительное
увеличение рядов ее сторонников не способствуют прогрессу в данной
области, а скорее размывает ее границы.
4. Над какою научной проблемой Вы в данный момент работаете?
Мне приходится думать сразу над рядом проблем. Из числа основных:
общее и различное в освоении грамматики русского языка как первого и как
второго; онтогенез семантических категорий (т.е. освоение категорий
посессивности, локативности и пр.).
5. Какие из Ваших исследований/публикаций Вы считаете наиболее удачными?
Может быть, раздел в коллективной монографии, входящей в серию
"Проблемы функциональной грамматики" под ред. А.В.Бондарко и С.А.Шубика,
посвященный освоению ребенком категории рода. Книга выйдет в следующем
году.
6. Кого Вы могли бы назвать своими учителями в науке?
Мой непосредственный учитель - А.В.Бондарко, который был моим
научным руководителем по кандидатской диссертации и научным
консультантом по докторской. Кроме того, на меня большое влияние оказали
работы С.Д.Кацнельсона, Г.А.Золотовой, В.Г.Гака.
7. Как Вы считаете, какие книги (имеется в виду научная литература)
должен прочесть каждый лингвист (3-5)?
Книги ученых, названных выше. Кроме того, из современных - недавно
опубликованные учебники И.М.Кобозевой, М.Кронгауза. Нужно читать
Ю.Д.Апресяна.
8. Помогает ли преподавательская деятельность (если Вы преподаете) Вашей
научной работе?
Очень помогает, конечно. Верна смешная поговорка: пока объяснял, и
сам понял. Многое обдумываешь и понимаешь глубже, когда начинаешь
говорить об этом с молодежью. Кроме того, многообразие проблем, которыми
занимаются аспиранты и магистранты, не позволяет замыкаться на
чем-нибудь одном, и это полезно.
9. Какие формы общения с коллегами Вам кажутся наилучшими (конференции,
семинары, рабочие группы и пр.)?
Затрудняюсь ответить - все полезно, а особенно - подготовка
коллективных монографий, объединенных общей идеей.
10. Какова, по Вашему мнению, роль Интернета и электронной почты в
научном общении?
Очень большая, а без электронной почты жизни своей уже не мыслю.
11. Чем Вы любите заниматься в свободное время (т.е. помимо науки)?
У меня так давно его уже не было, что и вспомнить трудно.
Наверное, путешествовать.
12. Кто Ваш любимый поэт/писатель и сочиняете ли Вы сами?
В настоящее время зачитываюсь стихами замечательного поэта Льва
Друскина (сборник "У неба на виду"). Удивительно, что он так мало у нас
известен. Видимо, потому что долго был под запретом.