Анкета Н.А. Фатеевой
1. Каковы, на Ваш взгляд, крупнейшие достижения лингвистики последней
трети 20-го века?
Понимание того, что все языковые процессы должны изучаться на уровне
текста. Лингвистика текста - ведущая дисциплина конца 20 века. Важной
мне кажется и мысль о том, что любое изменение формы выражения ведет к
изменению семантической структуры высказывания.
2. Какие из современных направлений лингвистических исследований Вам
кажутся наиболее перспективными?
Когнитивный и концептуальный анализ текста, прежде всего
художественного, а также нарратология и интертекстуальный анализ
(точнее, межтекстовое взаимодействие).
3. Можете ли Вы назвать такие направления современной лингвистики,
которые, напротив, вызывают у Вас полное неприятие?
Статистический анализ в применении к художественному тексту.
4. Над какою научной проблемой Вы в данный момент работаете?
Изучаю живые процессы в поэтическом языке рубежа 20-21 веков.
5. Какие из Ваших исследований/публикаций Вы считаете наиболее удачными?
Монография: Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире
текстов. М., 2000.
6. Кого Вы могли бы назвать своими учителями в науке?
Ю. М. Лотман, В.П. Григорьев, И.П. Смирнов, Е. Фарыно, В. Шмид, А.
Жолковский, Ю.С. Степанов.
7. Как Вы считаете, какие книги должен прочесть каждый лингвист?
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика; Якобсон Р. Работы по поэтике; Лотман
Ю.М. Анализ поэтического текста; Зализняк А.А. Грамматический словарь
русского языка; выпуски "Новое в современной лигвистике".
8. Помогает ли преподавательская деятельность Вашей научной работе?
Преподавательская деятельность очень стимулирует в поиске новых
подходов. При подготовке к занятиям можно самому себе объяснить неясные
вопросы по курсу. Иногда студенты представляют такие примеры анализа
текстов, которые под силу не каждому профессору. Правда, студентов
предварительно надо этому научить.
9. Какие формы общения с коллегами Вам кажутся наилучшими?
Полезнее всего выступления на семинарах или на заседаниях рабочих групп,
когда возможно реальное и плодотворное обсуждение поставленных вопросов.
10. Какова, по Вашему мнению, роль Интернета и электронной почты в
научном общении?
Электронную почту сейчас нечем заменить; Интернет полезен в той мере, в
какой он помогает собрать информацию по интересующему Вас вопросу.
11. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
Читать, заниматься спортом, путешествовать по миру, выращивать растения.
12. Кто Ваш любимый поэт/писатель и сочиняете ли Вы сами?
Поэты: А.С. Пушкин, Б.Л. Пастернак Писатели: И.А. Бунин, В.В. Набоков
Пока не сочиняю, но хотелось бы написать роман.