Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru



Открылся новый LIGA:Бизнес-ЧАТ! Заходите! http://chat.liga.kiev.ua/business
Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Реанимация амортизации


Реанимация амортизации

 

Как известно, амортизационная политика должна быть направлена на повышение финансовой заинтересованности субъектов хозяйствования в осуществлении инвестиций в основной капитал за счет средств собственных амортизационных фондов.

С этой целью 7 марта 2001 г. Президент Украины подписал представленную Кабинетом Министров Концепцию амортизационной политики, суть которой заключается в ограничении государственного регулирования в сфере амортизационной политики и стимулировании инвестиционной инициативы субъектов хозяйствования; отказе от сплошного принудительного начисления амортотчислений по единому методу; праве самостоятельно устанавливать конкретные сроки службы основного капитала в установленных законом пределах; разграничении практики начисления амортизационных отчислений в соответствии с ее экономической и налоговой ролью; предотвращении роста цен путем предоставления возможности относить ускоренную амортизацию не на затраты производства, а на уменьшение налогооблагаемой части прибыли.

Концепция содержит конкретные предложения для достижения вышеперечисленных целей:

  • внедрить начисление амортизации на все основные фонды (кроме земли);
  • закрепить за субъектами хозяйствования права на использование средств собственного амортизационного фонда и запретить любые централизованные амортизационные отчисления;
  • предоставлять налоговые скидки только тем субъектам хозяйствования, которые имеют документальное подтверждение инвестиционного использования средств амортизационного фонда;
  • увеличить количество методов начисления амортизационных отчислений,

и т. д.

Концепция должна лечь в основу проекта закона об амортизации.

 

На сегодняшний день Указ еще не опубликован

Дата подготовки 13.03.2001

 




Платите зарплаты большие и очень большие, или По-белому - II


Платите зарплаты большие и очень большие, или По-белому - II

 

Заголовок данного комментария не случайно по своей форме напоминает название какого-нибудь продолжения к очень удачному (в коммерческом смысле) голливудскому боевику. Ведь не секрет, что последующая часть снятого фильма, как правило, становится лишь менее удачным повторением своего предшественника.

Подобную аналогию без труда можно проследить и в случае с только что изданным постановлением КМУ "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. N 225.

Помните, как все начиналось? Украина, середина девяностых, все еще царящая неразбериха в законодательстве, экономических взаимоотношениях и т. п. В те годы на вопрос "Как в стране принято выплачивать зарплату?" чаще всего звучал ответ "Никак!", реже - "По малу!". Впрочем, кое-где работникам все же платили хорошо (хороший труд должен соответственно и вознаграждаться), однако выплаты эти производились через так называемые "черные кассы" в пресловутых у. е. По ведомостям проводили лишь мизер (для отвода глаз). В те годы такое положение вещей было нормой! Да и мудрено ли, с нашей-то тогдашней налоговой системой! Выплата большой зарплаты "по-белому" с соответствующей уплатой всех налогов и сборов в те годы воспринималась как нонсенс.

Вот и выходило, что, с одной стороны, работодатели старались поменьше платить (официально), с другой - из-за низкого уровня поступлений страдали государственные фонды.

И вот в середине 98 года Кабмин, во исполнение президентского Указа N 506, издал постановление N 1064, которым был установлен некий предел "сборооблагаемой" зарплаты в 1000 грн., все сборы в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха и занятости в расчете на каждого работника должны были начисляться на заработную плату в границах этого предела, все суммы зарплат, превышающие его, считались свободными от "сбороначислений".

Постановление N 1064 тогда для многих предприятий стало веским аргументом для их окончательного решения о переходе на легальный путь оплаты труда. Многих оно заставило задуматься, ведь у теневых зарплат есть свои недостатки. Как бы там ни было, но официальный уровень зарплат в Украине начал потихонечку подниматься, а вместе с ним - и величина поступлений в Фонд соцстраха, занятости и в Пенсионный фонд. Налицо был "коммерческий успех" постановления N 1064.

Однако, как не раз уже было подмечено, "верить в наше время нельзя никому". Эту истину еще раз 12 мая 2000 года подтвердил ВАСУ, вынеся решение по делу N 3/16-5/32, после чего постановление N 1064 частично было признано недействительным, а зарплаты в части превышения 1000 грн. вновь стали подлежать обложению 4-процентным сбором на обязательное социальное страхование. Причина - отсутствие у Кабмина соответствующих полномочий.

Данное решение ВАСУ внесло уйму сомнений относительно правомерности дальнейшего (и, кстати сказать, минувшего) применения постановления N 1064. Хотя засомневаться в нем основания появились еще в конце сентября 1998 года, когда был принят Закон Украины "О ставке сбора на обязательное социальное страхование".

В общем, те, кто поверил Кабмину и его постановлению N 1064, теперь глубоко в этом раскаиваются и до сих пор, наверное, думают о том, как погасить свою задолженность перед соцстрахом, всю сразу или частями, с учетом штрафных санкций или нет, и вообще за какой период ее погашать. Те же, кто еще только собирался перейти на легальную оплату труда, теперь это сделают еще не скоро.

И вот теперь Кабмин предпринял вторую попытку и издал вышеупомянутое постановление N 225. И все вроде бы теперь (с 1 марта 2001 года) становится на свои места. И с полномочиями на этот раз у Кабмина все в порядке, и легитимность "порога" восстановлена, правда, на уровне 1600 грн., а все равно неспокойно как-то. И дело не в том, что обсуждаемый порог согласно постановлению должен ежегодно пересматриваться, а скорее в прогнозируемости последующих шагов власти. А то ведь мало ли что еще всплывет через год-другой...

P.S. А ведь можно было бы в свое время сделать все гораздо проще - внести поправки в соответствующие Законы - и все... так ведь нет.

 

Дата подготовки 14.03.2000

 

 




В первом случае вас накажут, а во втором - скорее всего, тоже


Наше предприятие весь 2000 год работало по упрощенной системе, уплачивая 10 %-ный единый налог. В связи с этим предприятие (с 01.01.2000 г.) было снято с регистрации в качестве плательщика НДС. К сожалению, мы забыли вовремя подать заявление в ГНИ о продлении нашего "единоналожного" статуса на 2001 год и недавно налоговики сообщили нам, что с 1 января наше предприятие должно работать по общей системе. Должны ли мы снова регистрироваться в качестве плательщика НДС?

 
Аудитор Борис Мельник отмечает, что "здесь возможны две ситуации - в зависимости от того, осуществляете ли вы торговлю за наличные" или нет, однако "в первом случае вас накажут, а во втором - скорее всего, тоже". 

1. При торговле за наличные на таможенной территории Украины, независимо от объемов продажи, предприятие является плательщиком НДС (п. 2.3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"; далее - Закон). 

Регистрационное заявление должно быть представлено в орган госналогслужбы не позднее чем за 10 календарных дней до начала осуществления предпринимательской деятельности по торговле за наличные, а ГНИ в течение 10 рабочих дней обязана предоставить заявителю свидетельство о регистрации в качестве плательщика НДС  (п. 9.4 Закона). 

"Поскольку вы не подали заявление до 21.12.2000 г., вам следует сделать это немедленно. А пока - до получения свидетельства - торговлю за наличные необходимо приостановить. Такое приостановление не освободит вас, конечно, от ответственности за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика НДС... но, возможно, уменьшит эти санкции" (ст. 15 Указа Президента Украины "О некоторых изменениях в налогообложении"

2. В случае если торговля осуществляется не за наличные, то плательщиком НДС является лицо, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) которого в течение какого-либо периода из последних двенадцати календарных месяцев превышал 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан (п. 2.1 Закона). 

Регистрационное заявление должно быть представлено в орган госналогслужбы не позднее 20-го календарного дня, следующего за последним днем указанного двенадцатимесячного периода (п. 9.4 Закона). 

"Таким образом, все зависит от того, превышает ли объем ваших налогооблагаемых операций 3600 необлагаемых минимумов. Если превышает - вы должны зарегистрироваться в качестве плательщика. Если нет - регистрироваться не нужно."

Б. Мельник оговаривает еще один момент: если предприятие предоставляет услуги, связанные с транзитом пассажиров или грузов через таможенную территорию Украины, оно в любом случае является плательщиком НДС. 

 

"Бухгалтер", март (I) 2001 г., N 7 (115), с. 90 (www.buhgalter.kharkov.com)

Дата подготовки 11.03.2001
ИАЦ "ЛИГА"

 

 


Нюансы использования "нормативных" расходов "единоналожником"


Частный предприниматель работает по единому налогу и является плательщиком НДС. Как плательщик единого налога он ведет книгу учета доходов и расходов по ф. N 10, а как плательщик НДС - книги учета приобретения и продажи. 

Имеет ли он право учитывать в ф. N 10 и в отчете за соответствующий квартал свои расходы по норме 25 % от оборота (то есть без учета приходных документов), а записи в книгу приобретений (для учета налогового кредита по НДС) делать только на основании имеющихся приходных документов (накладных и налоговых накладных)? 

И как в этом случае заполнять декларацию по НДС?

 

Алла Погребняк считает, что частный предприниматель - плательщик единого налога (далее - ЧПЕН) имеет право применять нормы расходов, которые учитываются при налогообложении доходов гражда! ! н, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, и других доходов. (Автор считает, что подобные действия по аналогии с обычным частным предпринимателем логично разрешить ЧПЕНу, для налогообложения которого этот фактор никакого значения не имеет). 

Свою позицию автор подкрепляет ссылкой на письмо ГНА в Харьковской области от 19.05.2000 г. N 7543/10/31-005, где проскальзывает мысль о том, что ЧПЕН как и обычный частный предприниматель может либо учитывать документально подтвержденные расходы, либо определять их по нормам в процентах к валовому доходу.

При заполнении ф. N 10 ЧПЕН должен руководствоваться Порядком ведения Книги учета доходов и расходов граждан - субъектов предпринимательской деятельно! ! сти (с особенностями ее ведения для сферы торговли) ф. N 10. При этом Порядком выдачи свидетельства об уплате единого налога (далее - Порядок N 599) установлено, что обязательному заполнению подлежат только четыре графы книги: 1 "Период учета", 3 "Расходы на производство продукции", 6 "Сумма выручки (дохода)" и 7 "Чистый доход". 

В то же время А. Погребняк отмечает, что Порядок N 599 не требует, чтобы данные, заносимые в ф. N 10, подтверждались документально (хотя юридические лица - "единоналожники" обязаны вести аналогичную книгу на основании первичных документов) и не регулирует вопроса о том, как заполняется графа 3 "Расходы" ф. N 10. Так что, если ЧПЕН при составлении отчета о доходах и расходах твердо избирает для себя метод определения расходов по нормам, ! ! то, по мнению автора, нет особых препятствий для распространения этого же метода и на порядок определения суммы, которая ежедневно заносится в ф. N 10. "То есть туда позволительно вписывать, например, 25 % от каждодневного дохода при торговле. Любопытствующим это можно объяснить желанием обеспечить сопоставимость цифр в книге и в отчете. Впрочем, точно так же ничто не мешает проставлять в ф. N 10 прочерк (или нуль), а в отчете ЧПЕНа за квартал по строке 02 "Расходы" - соответствующий процент от дохода." 

Относительно приходных документов автор утверждает, что граждане-предприниматели не несут ответственности за неоприходование товаров, поскольку порядок их оприходования для физлиц-предпринимателей (не обязанных вести бухучет) не определен ни одним нормативным документом. Такого же мнения придерживается и ГНАУ (письмо от 14.05.99 г. N 6990/7/23-3117).

Кроме того, А. Погребняк утверждает, что выручка и расходы ЧПЕНа в книге учета доходов и расходов отражаются только в суммарном выражении - без количественных показателей и наименований. "Ведь показатель чистого дохода нужен главным образом для налоговой статистики - чтобы определить, нет ли превышения границы в 500 тыс. грн. ...и ГНАУ... признает, что размер чистого дохода ЧПЕНа не влияет на объект налогообложения."

Отдельно автор обращает внимание на то, что право частного предпринимателя на использование норм расходов при заполнении отчетности не ставится в зависимость от того, является ли он плательщиком НДС. Порядок учета доходов и расходов с налоговым учетом по НДС никак не увязан. 

Говоря об учете НДС, автор указывает на тот факт, что в соответствии с пп. 7.2.8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ведение книги учета приобретения товаров (работ, услуг) плательщиками НДС является обязательным, а согласно п. 3.4 Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость данные, приведенные в декларации, должны соответствовать данным бухгалтерского учета плательщика и книг налогового учета. Неведение же книги учета приобретения, как считает А. Погребняк, чревато приостановлением у плательщика НДС операций на счетах в банках - "как за отсутствие учета объектов налогообложения". 

Ссылаясь на  пп. 7.2.3 и пп. 7.4.5 Закона об НДС, автор утверждает, что для учета налогового кредита достаточно налоговой накладной. При этом автор советует не забывать о некоторых случаях, указанных в п. 19 Порядка заполнения налоговой накладной, когда накладная не выписывается. При этом основанием для увеличения налогового кредита служит товарный чек (другой расчетный или платежный документ). 

Налоговую накладную, по мнению автора, можно учитывать не только при заполнении книги учета приобретения (если в ней имеются сведения, подтверждающие оплату ЧПЕНом товара поставщику), но и при заполнении ф. N 10 и составлении отчета о доходах ЧПЕНа. Причем, как подчеркивает автор, налоговые накладные ЧПЕН, при желани! ! и, может использовать только для налогового учета по НДС. 

Отдельно автор отмечает, что при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, и при заполнении книги и декларации по НДС ЧПЕН обязан принимать во внимание требование пп. 7.4.1 Закона об НДС, согласно которому в налоговый кредит включается не весь НДС, подтвержденный налоговыми накладными, чеками или ГТД, а только по товарам (работам, услугам), стоимость которых относиться на валовые затраты, либо по основным фондам или нематериальным активам, подлежащим амортизации на основании ст. 5 и ст. 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"

"Естественно, что в такой ситуации не должно иметь значения, заполнена ли у ЧПЕНа ф. N 10, и если заполнена, то как именно: по нормам или по документам. По нашему мнению, НДС - налог, так сказать, автономный и от учета единого налога не зависящий." 

Подробнее - в публикации.

 

"Бухгалтер", февраль (II) 2001 г., N 5 (113), с. 34 (www.buhgalter.kharkov.com)

Дата подготовки 22.02.2001
ИАЦ "ЛИГА"


Мы едем, едем, едем...


Мы едем, едем, едем...

...мы едем за границу. По крайней мере, хотим, мечтаем съездить, а потом - вернуться. Домой, в Украину. А вот как осуществить и первое, и второе, прихватив к тому же для компании любимого ребенка; как приблизить свою мечту, если вдруг (чур-чур!) отказали в оформлении выездных документов; да и вообще какие документы нужны для поездки, и как оплатить их оформление, и как скоро можно получить на руки вожделенные книжечки и бумаги - обо всем этом можно узнать из подборки консультаций, подготовленных В. Шатровой. 

Какими законодательными актами регулируются права граждан Украины в случае выезда из Украины и въезда в Украину? 

Какие документы дают право гражданину Украины на выезд из Украины и въезд в Украину?

Каков порядок оформления документов для выезда граждан Украины за границу? 

Что нужно для проезда ребенка за границу?

Как оплачиваются услуги по оформлению документов на выезд?

Каковы сроки и порядок рассмотрения заявлений об оформлении паспорта гражданина Украины для выезда за границу и проездного документа ребенка?

Каковы основания применения временных ограничений права выезда граждан Украины за границу?

Каков порядок разрешения споров?

 

"Праця ╕ зарплата", март 2001 г., N 9 (253), с. 22-23

Дата подготовки 12.03.2001
ИАЦ "ЛИГА"







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное