Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru



Открылся новый LIGA:Бизнес-ЧАТ! Заходите! http://chat.liga.kiev.ua/business
Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




На то они и "единоналожники"...


На то они и "единоналожники"...

 

На то они и "единоналожники", чтобы, единожды заплатив, не морочить уже себе голову. Но... Не тут-то было. В нашей стране в понятие "единый", очевидно, вкладывается свой особый смысл. Поэтому и решил ПФУ обложить "единоналожников" еще и пенсионным сбором (письмо от 11.10.2000 г. N 06/5419), и обложил бы, если бы не Госпредпринимательства, вступивший в этот спор (письмо от 11.01.2001 г. N 2-222/71). Итак, в отличие от ПФУ Комитет считает, что субъекты предпринимательской деятельности - физические лица, уплачивающие единый налог, освобождаются от обязанности начисления, отчисления и перечисления сбора на обязательное государственное пенсионное страхование как с собственных доходов предпринимателя и членов его семьи, так и с заработной платы наемных работников, а вот субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица,! ! уплачивающие единый налог, освобождаются от уплаты сбора в Пенсионный фонд, но обязаны удерживать такой сбор с наемных работников. Однако, как заметила в своем комментарии Елена Настина (и мы не можем с нею не согласиться), "скорее всего, неприятности у "упрощенцев" закончатся лишь с принятием закона об упрощенной системе налогообложения". И, может быть, тогда единый налог действительно станет единым. Хотелось бы верить...

 

Дата подготовки 06.02.2001

 

 

 

 

 

 




ЭККА много - торговое место одно... и что из этого следует?


ЭККА много - торговое место одно... и что из этого следует?

 

Не долго радовались крупные предприятия, торгующие алкоголем и имеющие разветвленную сеть филиалов, возможности получать копии лицензии, причем за весьма скромную плату. Эта возможность ранее предоставлялась им в соответствии со ст. 14 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".

3 февраля этого года был опубликован в газете "Урядовий кур'╓р" и вступил в силу Закон от 11.01.2001 г. ╧ 2209-III "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственного регулирования производства и торговли спиртом этиловым, коньячным, плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями", в соответствии с которым деятельность по производству алкоголя и табака, а также по торговле ими выведена из-под действия Закона о лицензировании, в связи с чем и была утрачена столь "ценная" возможность получения копий лицензий для филиалов.

Кроме того, теперь лицензии на торговлю алкоголем и табаком будут выдавать местные органы власти, а "радующим" на этот раз предпринимателей нововведением является то, что лицензия будет выдаваться на торговое место, которое отныне определено как место реализации товаров в одном торговом помещении по месту его фактического расположения, оборудованное электронными контрольно-кассовыми аппаратами (независимо от их количества).

 

"Урядовий кур'╓р", 03.02.2001 г.

Дата подготовки 06.02.2001

 




Срок исковой давности в отношениях между резидентами и нерезидентами


Согласно ст. 71 Гражданского кодекса Украины срок исковой давности между юридическими лицами (физическими лицами) Украины составляет 3 года. 

Каким документом определяется срок исковой давности резидента и нерезидента? Если заем предоставлен нерезидентом резиденту на 4 года, то когда наступает истечение срока исковой давности: через 3 года по истечении 4 лет займа, или раньше?

 

Елена Еременко соглашается с тем, что согласно ст. 71 Гражданского кодекса Украины (ГКУ) срок исковой давности действительно составляет 3 года, однако тут же оговаривается, что отношения между резидентами и нерезидентами обычно регулируются ст. 5692 ГКУ, в соответствии с которой исковая давность определяется по закону страны, законодательство которой применяется для определения прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений. Свои слова автор подкрепляет положениями ст. 6 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", где предусмотрено, что права и обязанности сторон внешнеэкономических договоров определяются правом страны, выбранной сторонами при заключении договора либо в результате последующего согласования. 

Таким образом, возможны три варианта: 

1) Если стороны в договоре займа оговорили, что их права и обязанности определяются правом Украины.

Вопросы исковой давности будут регулироваться главой 5 ГКУ. Начало общего 3-годичного срока исковой давности начинается со дня, следующего за последним днем указанного 4-летнего срока, и истекает согласно ст. 87 Гражданского процессуального кодекса Украины в соответствующие месяц и число последнего года срока. 

2) Если стороны подчинили свои правоотношения праву другого государства.

 Применяются нормы права об исковой давности соответствующего государства. 

3) Если стороны не согласовали право, которое подлежит применению к заключенному ими внешнеэкономическому договору.

В данном случае согласно соответствующим положениям главы 32 ГКУ и Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" применению подлежит право страны, где учреждена, имеет свое место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся заимодателем по данному договору. Следовательно, исковая давность подлежит регулированию правом страны нерезидента. 

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 29 января 2001 г., N 5 (420), с. 119 

Дата подготовки 30.01.2001
ИАЦ "ЛИГА"


Гуманно - но не для всех


Гуманно - но не для всех 

Комментарий к изменениям в Законе об РРО

 

Станислав Погребняк сообщает о том, что 17.01.2001 г. официально был опубликован Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон). 

Внесенные в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон об РРО) изменения (которые действуют с 01.01.2001 г.), автор условно разделяет на две группы: первые касаются лиц, работающих по упрощенным системам налогообложения, учета и отчетности; вторые - имеют значение для всех суб! ! ъектов предпринимательской деятельности. 

I. Изменения для "упрощенцев"

1. Самое принципиальное.

Право не использовать РРО, расчетные книжки и КУРО* получили следующие категории: 

- частные предприниматели - плательщики фиксированного подоходного налога; 

- частные предприниматели - плательщики единого налога (ЧПЕНы);

- юридические и физические лица, использующие специальный торговый патент; 

- юридические и физические лица, которые приобрели льготный торговый патент и не являются плательщиками НДС;

- физлица, торгующие продуктовыми или промышленными товарами за наличные на рынках, уплачивающие ! ! рыночный сбор.

При этом, как особо подчеркивает автор, условием неиспользования РРО будет продажа неподакцизных товаров и услуг, а также ведение книги учета доходов и расходов в порядке, определенном Кабинетом Министров (последнее условие не касается плательщиков фиксированного налога). 

2. Для плательщиков-"упрощенцев" установлен щадящий режим проверок. 

Плановые проверки таких лиц будут проводиться не чаще одного раза в год, и согласно ст. 16 Закона об РРО проверять в этом случае должны только прошлый год. Внеплановые проверки проводятся на основании постановления следователя, органа дознания и решения суда. Причем, по мнению автора, в ст. 16 Закона об РРО вполне может иметься в виду ограничение не только тематических, но и общих проверок. 

3. От учета товарных запасов освободили лиц, доходы которых согласно законодательству облагаются налогами по правилам, не предусматривающим ведение учета приобретенных или проданных товаров.

Как отмечает С. Погребняк, "такое послабление касается только двух категорий": плательщиков фиксированного налога, которые согласно ст. 14 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" освобождаются от ведения обязательного учета доходов и расходов, и физлиц, получивших специальный патент, которые согласно п. 5 ст. 7-1 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" освобождены от обязанности вести учет доходов и расходов в отношении данной деятельности.

II. Изменения, имеющие значение для всех

1. Понятие "оперативной проверки" вновь заменено на традиционные термины "плановая проверка" и "внеплановая проверка"**. "При этом для лиц, не являющихся "упрощенцами", такие проверки проводятся в порядке, предусмотренном законодательством Украины (ч. 4 ст. 16 Закона об РРО)." 

2.  Изменен порядок у! ! чета товаров. 

С. Погребняк указывает на то, что согласно новой редакции Закона об РРО субъекты предпринимательской деятельности в качестве правил учета товаров должны будут использовать П(С)БО (автор считает, что речь идет о П(С)БО 9 "Запасы"). "Указанная отсылка к П(С)БО существенно повышает значимость нового бухучета товарных запасов, ведь теперь за его нарушение будут штрафовать по Закону об РРО." 

Кроме того, автор утверждает, что в соответствии с новым Законом об РРО частным предпринимателям учет товарных запасов нужно будет вести согласно&n! ! bsp;Порядку ведения Книги учета доходов и расходов граждан - субъектов предпринимательской деятельности (с особенностями ее ведения для сферы торговли) ф. N 10. При этом С. Погребняк оговаривает, что данное утверждение не касается частных предпринимателей плательщиков единого налога.

3. На субъекта предпринимательской деятельности возложена обязанность выдавать покупателю по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий переход права собственности, с целью выполнения требований Закона Украины "О защите прав потребителей". Причем в п. 15 ст. 3 Закона об РРО говорится, что нарушение этой нормы не влечет администрат! ! ивной или финансовой ответственности, предусмотренной законодательством о налогообложении.

Автор обращаем внимание на то, что данная обязанность (п. 15 ст. 3 Закона об РРО) "вполне мирно уживается с п. 2 ст. 3 Закона об РРО, согласно которому субъект предпринимательской деятельности обязан выдать лицу расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции". Причем за нарушение этой обязанности  в п. 1 ст. 17 Закона об РРО установлен штраф в размере 5-кратной стоимости проданных товаров. 

С. Погребняк советует ""упрощенцам" запомнить слова "по требованию покупателя". И в спорных ситуациях "по поводу невыдачи необходимого документа - утверждать, что это произошло потому, что покупатель такого документа не требовал". 

4. Ответственность за нарушения норм Закона об РРО в целом стала менее жесткой: за многие нарушения снижены финсанкции в три-пять раз (см. кодифицированную ст. 17 Закона об РРО). Однако усилена ответственность за торговлю неоприходованными товарами (ст. 20 и ст. 21! ! Закона об РРО). 

5.  Не использовать РРО, расчетные книжки и КУРО, а принимать наличность по приходным ордерам в кассу предприятия по-прежнему могут только производители, торгующие продукцией собственного производства. Поэтому, по мнению автора, все торговые предприятия, предприятия общепита, предприятия, продающие свои работы и услуги, должны с 01.01.2001 г. забыть о приходных ордерах: им нужно приобретать РРО, переходить на безналичные расчеты или предлагать покупателям платить через приходные кассы банка (сбербанка). 

 

"Бухгалтер", январь (III) 2001 г., N 3 (111), с. 12 (www.buhgalter.kharkov.com)
 

К сведению

* На самом деле в Законе об РРО идет речь о предоставлении права отдельным категориям не использовать РРО и РК. Что же касается КУРО, т! ! о, напротив, действующая в настоящее время редакция Перечня отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций прямо предусматривает необходимость использования этими категориями КУРО. А подтверждением законности этого утверждения может послужить норма п. 5 ст. 3 Закона об РРО.

** Термин "оперативная проверка" все же фигурирует в ч. 2 ст. 15 Закона об РРО и, к сожалению, по-прежнему не имеет четкого определения. Тем не! ! менее, следует обратить внимание, что оперативные проверки могут осуществлять только НБУ и ГНАУ, и только с целью контроля за порядком проведения операций купли-продажи иностранной валюты.   

*******

Изменения к Закону об РРО прокомментированы также:
Алексеем Романовым - "РРО: немного полегчало" ("Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов", 29 января 2001 г., N 5 (267), с. 12);
Кириллом Сивовласом - "Неприятные мелочи" ("Компаньон", 5-9 февраля 2001 г., N 5 (209), с. 17 (www.maximum.com.ua));
Николаем Дроботенко - "НЕ НАДО ПРО ВЕРОК!" ("Бизнес", 5 февраля 2001 г., N 6 (421), с. 42 (www.business.kiev.ua)).

Дата подготовки 05.02.2001
ИАЦ "ЛИГА"







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное