Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


С 27 МАРТА НАЧАЛАСЬ АКЦИЯ "ЗАКОН для ВСЕХ". Только в течение двух месяцев Вы сможете подключиться к профессиональной системе ЛИГА:ЗАКОН на очень выгодных условиях. Подробнее...
Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Монополии - это естественно


Монополии - это естественно

 

Естественные монополии существовали в Украине всегда - такова уж природа отечественной экономики. Хотя разве только отечественной? Такие монополии существуют повсеместно практически во всех странах, начиная с самых экономически развитых и заканчивая последними "банановыми республиками". Действительно, если IBM или Microsoft еще можно как-то расчленить, обеспечив рядовому потребителю право выбора при покупке продукции, которую производят несколько конкурирующих между собой компаний, будь то компьютеры или программное обеспечение, то как быть с предприятиями, снабжающими, например, водой многоквартирные высотные дома? Не подводить же, в самом деле, к каждой квартире еще одну пару труб. Вот так и получается, что в каждом населенном пункте, минимум, а максимум - стране существуют свои естественные монополии. Это могут быть предприятия, которые осуществляют свою деятельность в сферах:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов трубопроводами;
  • транспортировки природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределения;
  • транспортировки других веществ трубопроводным транспортом;
  • передачи и распределения электрической энергии;
  • пользования железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования;
  • управления воздушным движением;
  • связи общего пользования;
  • централизованного водоснабжения и водоотвода;
  • централизованного снабжения тепловой энергией;
  • специализированных услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Кстати, приведенный перечень сфер, где возможна деятельность субъектов естественных монополий, отныне закреплен в Законе Украины "Об естественных монополиях" N 1682-III, который был принят Верховной Радой 20 апреля 2000 года.

До сих пор наличие в нашей стране естественных монополий лишь допускалось действующим украинским антимонопольным законодательством, Воздушным кодексом, Кодексом торгового мореплавания, а также рядом законов, отдельно по каждой отрасли, где возможно наличие таких монополий. Настоящим же Законом впервые дается четкое определение естественных монополий, их субъектов, смежных рынков, а также обуславливается механизм их регулирования государством. Предусмотрено, в частности, что естественные монополии будут регулироваться при помощи специально созданных для этих целей национальных комиссий, которые должны будут осуществлять контролирующую, руководящую и другие возложенные на них функции.

При разработке данного документа явно был учтен опыт экономически продвинутых западных стран, таких, как, например, США - там уже давно существуют комиссии, осуществляющие регулирование естественных монополий. Теоретически суть создания подобных комиссий заключается в том, что в результате проведения открытого конкурса на право их возглавления к руководству естественными монополиями приходят различные группы людей, предлагающие лучшую программу действий, стиль управления и тому подобное. Таким образом, оставляя саму монополию, государство создает в определенной области конкуренцию.

Законом Украины "Об естественных монополиях", увы, никакие конкурсы не предусмотрены - комиссии создаются Президентом Украины, им же назначаются их главы и члены, а наивысшим же достижением в этой области можно считать лишь периодическую ротацию состава комиссий. Таким образом, национальные комиссии регулирования естественных монополий, теряя свое главное предназначение, практически сразу становятся еще одним центральным бюрократическим органом исполнительной власти со специальным статусом. А что касается ротации, так это еще Крылов говорил: "...а вы, друзья, как ни садитесь...".

 

На сегодняшний день Закон не опубликован

Дата подготовки 17.05.2000

 




Аренда и НДС


Предприятие для своих производственных нужд арендует склады. Арендодатель, кроме арендной платы и коммунальных услуг, отдельной строкой в счете выделяет налог на землю. На общую сумму арендной платы, коммунальных услуг и налога на землю он начисляет НДС. В свою очередь предприятие другое собственное помещение сдает в аренду под офис частной фирме. В счете, который предприятие ежемесячно выставляет фирме за аренду, кроме арендной оплаты и коммунальных услуг с НДС, отдельной строкой также выделяется налог на землю, на который НДС не начисляется. Правильно ли это и каким образом предприятие-арендатор должно учитывать суммы НДС в налоговом кредите? 

  

Эксперт-консультант Александр Клунько считает, что первый арендодатель, начисляя НДС на общую сумму платежей за аренду складов, в которые включен и налог на землю, поступает правильно. Второе предприятие, которое! ! сдает в аренду помещение частной фирме под офис и не начисляет НДС на налог на землю, наоборот, поступает не правильно. Основанием для этого являются нормы абзаца первого п. 4.1 ст. 4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС), в соответствии с которыми база обложения этим налогом включает наряду с общеизвестными элементами (стоимостью продажи по свободным и регулируемым ценам и дополнительными средствами) еще и общегосударственные налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством. Перечень общегосударственных налогов и сборов определен в ст. 14 Закона Украины "О системе налогообложения". В него включен и налог на землю Следует обратить внимание на то, что уплата налога на землю именно в местный бюджет не изменяет его общегосударственный статус, и необходимость об! ! ложения его НДС остается. 

Предприятие - арендатор складов имеет право отнести в налоговый кредит всю сумму НДС, выделенную арендодателем в налоговой накладной в том случае, если предприятие-арендатор оформило на себя землеотвод в местных органах власти. Если же такое оформление не осуществлялось, то в налоговый кредит можно отнести только сумму НДС с арендной платы и коммунальных услуг. "В последнем случае суммы налога на землю у предприятия-арендатора не относятся на валовые расходы, а поэтому в соответствии с пп. 7.4.1 ст. 7 Закона об НДС и суммы НДС, которые приходятся именно на размер налога на землю, нельзя учитывать в налоговом кредите. 

По вышеуказанным операциям налоговая накладная оформляется на общих основаниях. Выделение отдельной строкой налога на землю не является нарушением порядка оформления налоговой накладной, поскольку по с! ! воему содержанию налог на землю условно можно приравнять к отдельному наименованию товара (работы, услуги), а согласно действующему порядку в налоговой накладной продавец обязательно должен указать отдельно каждое наименование (ассортимент) товара (работы, услуги)." 

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 8 мая 2000 г., N 19 (382), с. 117 

Дата подготовки 11.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 

 


Интернет-поддержка ресурса LIGA ONLINE
LuckyLink - спутниковый Интернет
http://www.ll.net.ua





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное