Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


С 27 МАРТА НАЧАЛАСЬ АКЦИЯ "ЗАКОН для ВСЕХ". Только в течение двух месяцев Вы сможете подключиться к профессиональной системе ЛИГА:ЗАКОН на очень выгодных условиях. Подробнее...
Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




О законности сбора в Инновационный фонд


О законности взимания сбора в Государственный инновационный фонд  

 

Сбор в Государственный инновационный фонд (далее - Фонд) - пишет зав. сектором банковского аудита фирмы "Аудит-центр" М. Стрельников - был введен Законом Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности", причем первоначально Законом было оговорено, что взносы в Фонд относятся на себестоимость продукции, а кроме того, сумма добровольных взносов в Фонд освобождается от налогообложения (п. 3 ст. 24). Ставка же взноса, в соответствии с этим пунктом, была установлена в 1992 году постановлением Кабинета Министров Украины "О создании Государственного инновационного фонда" в размере 1 % объема реализации продукции за вычетом НДС и акцизного сбора. С тех пор не умолкают споры вокруг необходимости уплаты данного сбора. Свою роль в 1995 году сыграло письмо N 33004/475-6362, в котором Нацбанк Украины разъясняет, что отчисления в Фонд не являются обязательными, а упомянутое постановление КМУ носит всего лишь рекомендательный характер. 

В перечень государственных налогов и сборов данный сбор попал только в 1997 году после принятия Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения". Позднее размер отчислений в Фонд был установлен ст. 29 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на! ! 1998 год", со ссылкой "до законодательного урегулирования вопросов уплаты сбора". Такой же размер сбора был определен в ст. 15 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1999 год", но уже без упомянутой ссылки, хотя законодательно вопрос остался неурегулированным.  

Далее М. Стрельников представил ряд доводов в пользу  того, что порядок взимания данного сбора в настоящий момент остается не до конца легитимным, а посему предписания по его уплате не обязательны к исполнению.

Так, например, автор обращает внимание на то, что упомянутое постановление Кабмина устанавливало ставку сбора во исполнение Закона Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности", однако, после того как в 1998 году это! ! т Закон был изложен в новой редакции, из него выпала соответствующая норма, вследствие чего постановление Кабмина в части установления порядка взимания сбора утратило свою силу. 

Исходя из этого М. Стрельников делает вывод, что в настоящий момент в Украине существует законодательно установленный сбор в Фонд, но при этом отсутствуют законодательно утвержденные: объект налогообложения, ставки сбора, механизм взимания и сроки уплаты этого сбора в бюджет. А значит, до окончательного принятия Закона Украины "О сборе в Государственный инновационный фонд" все субъекты предпринимательской деятельности в полном соответствии с требованиями украинского законодательства имеют право не платить в Государственный бюджет сбор в Фонд до законодательного урегулирования данного вопроса.

Таким образом, "каждый налогоплательщик может самостоятельно решить для себя вопрос - платить или не платить сбор" в Государственный инновационный фонд. В заключение статьи сообщается, что, например, в феврале 2000 года "Правекс-банк" решил не платить сбор в Фонд и выиграл дело в Высшем арбитражном суде Украины*

Подробнее - в публикации.

 
"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 8 мая 2000 г., N 19 (382), с. 85 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 15 мая 2000 г., N 20 (383), с. 89

"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", 20-26 апреля 2000 г., N 16 (239), с. 36

"Вестник бухгалтера и аудитора Украины", апрель 2000 г., N 8 (76), c. 14

 

К сведению

* В то же время несколько иная позиция ВАСУ изложена в письме N 01-8/138, а также в пп. 3 п. 1 письма N 01-8/46. Кроме того, о различных нюансах исчисления и уплаты данного сбора можно прочитать в статье Ю. Иванова "Инновационный - 2000" ("Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 3 апреля 2000 г., N 14 (377), с. 81). 

Дата подготовки 05.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"


О правомерности признания незаконными договоров аренды...


На сем╕нар╕ нам розпов╕ли, що податков╕ ╕нспекц╕╖ оголошують незаконними договори оренди прим╕щень (нерухомого майна), за якими орендодавцями виступають державн╕ п╕дпри╓мства, установи та орган╕зац╕╖. Стосу╓ться це тих, хто не переуклав до 01.01.2000 р. згадан╕ договори з в╕дпов╕дними органами Фонду державного майна Укра╖ни. В╕дпов╕дно, у цьому випадку використання орендарями юридично╖ адреси в орендованих прим╕щеннях вважа╓ться незаконним (оренда прим╕щень у р╕зних НД╤, ЖЕК╕в тощо). Як насл╕док, податк╕вц╕ попереджують орендар╕в про застосування до них п. 33 Положення про державну ре╓страц╕ю суб'╓кт╕в п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕, затвердженого постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 25.05.98 р. N 740. Йдеться про скасування державно╖ ре╓страц╕╖ суб'╓кта п╕дпри╓мництва, що за сво╖ми насл╕дками прир╕вню╓ться до його л╕кв╕дац╕╖.

Наск╕льки все це в╕дпов╕да╓ чинному законодавству? 

 

Зг╕дно з╕ ст. 32 Закону Укра╖ни "Про власн╕сть" державна власн╕сть под╕ля╓ться на загальнодержавну ╕ комунальну. Розпоряджання загальнодержавною власн╕стю зд╕йсню╓ Фонд державного майна Укра╖ни (дал╕ - ФДМУ), а  комунальною - м╕сцев╕ органи влади (ради народних депутат╕в в╕дпов╕дних р╕вн╕в). Кр╕м того, у Закон╕ Укра╖ни "Про оренду державного та комунального майна" (дал╕ - Закон про оренду) розпод╕ляються об'╓кти оренди, що знаходяться у державн╕й та комунальн╕й власност╕. В╕дпов╕дно до ст. 5  Закону про оренду розр╕зняються й орендодавц╕. Для нерухомого майна державно╖ власност╕ - це, насамперед, ФДМ! ! У або держп╕дпри╓мства з дозволу ФДМУ. Для нерухомого майна комунально╖ власност╕ - органи м╕сцевого самоврядування (уповноважен╕ ними органи) або комунальн╕ п╕дпри╓мства з дозволу останн╕х. 

Таким чином,  на п╕дстав╕ ст. 5 Закону про оренду юрист Серг╕й Т╓ньков робить висновок, що орендодавцями нерухомого майна (прим╕щення для юридично╖ адреси) тепер д╕йсно не можуть виступати р╕зн╕ держ╕нститути, держп╕дпри╓мства, ЖЕКи тощо, якщо вони не отримали на це спец╕ального дозволу в╕д зазначених вище суб'╓кт╕в в╕дпов╕дних вид╕в державно╖ власност╕. До реч╕, державн╕ орган╕зац╕╖ та установи взагал╕ не можуть бути орендодавцями, оск╕льки вони нав╕ть не згадуються у ст. 5 Закону про оренду

 Договори оренди, що були оформлен╕ неналежним чином, на п╕дстав╕ ст. 48 Цив╕льного кодексу Укра╖ни та п. 9.1 Роз'яснень Вищого арб╕тражного суду Укра╖ни N 02-5/111 можуть бути визнан╕ нед╕йсними, але, як стверджу╓ Серг╕й Т╓ньков, т╕льки у судовому порядку. Для цього податков╕ органи повинн╕ подати в╕дпов╕дний позов до арб╕тражного суду. Однак, на думку С. Т╓нькова, под╕бн╕ права податк╕вц╕в, враховуючи п. 11 ст. 10 Закону Укра╖ни "Про державну податкову службу в Укра╖н╕", ╓ досить сп╕рними, оск╕льки в даному випадку нема╓ стягнення в доход держави. Вищий арб╕тражний суд Укра╖ни у п. 1.6 Роз'яснення в╕д 17.08.98 р.  N 01-8/314 поки не визна╓ за податк╕вцями права на позови також ╕ про скасування державно╖ ре╓страц╕╖ суб'! ! ╓кт╕в п╕дпри╓мництва.  

Проте С. Т╓ньков зазнача╓, що так╕ позови  "можуть подати до суду й ╕нш╕ органи, наприклад м╕сцев╕ в╕дд╕лення ФДМУ або м╕сцев╕ органи влади. У цьому випадку ц╕лком можливе задоволення таких позов╕в, тобто визнання договор╕в оренди нед╕йсними. Що ж стосу╓ться юридичних адрес, наданих за такими договорами, ╕ подальших в╕дносин з податковими органами, то судова практика за такими спорами поки що в╕дсутня. А у чинному законодавств╕ нема╓ належно╖ ч╕ткост╕ ╕ ясност╕." 

 

"Все про бухгалтерський обл╕к", 5 травня 2000 р., N 41 (466), с. 30 

Дата п╕дготовки 06.05.2000
╤АЦ "Л╤ГА"


Торговая наценка и круглосуточный режим работы


Предприятие по продаже продовольственных товаров переходит на круглосуточный режим работы. Имеет ли оно право устанавливать дополнительные наценки к продажной цене товаров в ночное время суток с 23.00 до 5.00? Если установление дополнительной наценки не противоречит законодательству, как правильно организовать такую продажу и отразить операции по продаже товаров с дополнительной наценкой в учете?

 

В Законе Украины "О ценах и ценообразовании" определено, что все предприятия и организации независимо от формы собственности, осуществляющие торговую деятельность, могут устанавливать свободные цены на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, в отношении  которых осуществляется государственное регулирование цен. 

Бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб" С. Гл! ! адкая отмечает, что "торговая наценка является составной частью стоимости товара и определяется субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно, что не противоречит действующему законодательству. 

Основанием для установления дополнительной торговой наценки, действующей в ночное время работы предприятия, является расчет наценки, в котором будут учтены дополнительные затраты, а также приказ руководителя торгового предприятия.

В приказе необходимо указать:

- наименование групп товаров (весь ассортимент), к которым применяются дополнительные наценки;

- размер установленной дополнительной наценки;

- время суток, в течение которого действует установленная дополнительная наценка;

- ответственного работника предприятия, на которого возлагаются обязанности по исполнению настоящего приказа;

- другие указания". 

Во избежание "каких-либо! ! претензий покупателей или контролирующих органов, желательно один экземпляр такого приказа, заверенный подписью руководителя предприятия, иметь "под рукой" непосредственно на торговой точке (например, у кассира-операциониста или у старшего продавца)". 

О применении дополнительной наценки необходимо уведомлять покупателей посредством объявлений, расположенных "на видных и доступных местах в помещении торгового предприятия". Это же объявление желательно разместить в витрине торгового предприятия или рядом со сведениями о режиме работы предприятия. 

Поскольку "дополнительная наценка действует только в определенное время суток, нет необходимости в: 

- проведении дооценки товаров. Ценники на товары не переписываются, указанные в них цены, оформленные в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обозначения розничных цен на товары народн! ! ого потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания, действуют с учетом дополнительной наценки; 

- перепрограммировании цен на товары, поскольку технические возможности всех моделей кассовых аппаратов, внесенных в Государственный реестр ЭККА и компьютерных систем и разрешенных для применения в сфере торговли, позволяют выполнять операции продажи с отражением в кассовом чеке и занесением в память ЭККА дополнительной торговой наценки.

При использовании определенных функциональных клавиш ЭККА в кассовом чеке дополнительная наценка может отражаться одним из следующих способов:

- путем прибавления процентной дополнительной наценки к общей сумме произведенной покупки. Этот способ применяется в том случае, если установлена одинаковая дополнительная наценка на весь ассортимент предоставленного для продажи товара;

- путем прибавления процентной дополнительной наценки к последней сумме покупки. Этот способ применяется в том случае, если дополнительная наценка установлена на отдельные виды товара и такой товар отражен в кассовом чеке последним;

- путем прибавления процентной дополнительной наценки к промежуточной сумме покупки. Этот способ применяется в том случае, если дополнительная наценка установлена на отдельные виды товара и одно или несколько наименований такого товара указаны в кассовом чеке среди других товаров, продаваемых без дополнительной наценки. Кроме того, этот способ применяется, когда на разные группы (виды) товара установлена разная дополнительная наценка. Например, на колбасные изделия - 3 %, на алкогольные напитки и табачные изделия - 9 % и т. д.".

"Следует иметь в виду, - подчеркивает С. Гладкая, - что в кассовом чеке указываются время каждой произведенной покупки. Если же дополнительная торговая наценка будет! ! применяться в "неурочное" время, то такая операция продажи будет расцениваться как нарушение условий договора между покупателем и продавцом (торговым предприятием). Согласно Закону Украины "О защите прав потребителей" за такое нарушение предусмотрены штрафные санкции в размере 100 % всей стоимости покупки."

В консультации в табличной форме представлен пример отражения дополнительной торговой наценки в бухгалтерском и налоговом учете.

 

"Баланс", 9 мая 2000 г., N 19 (300), с. 25 

Дата подготовки 11.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Сфера применения корпоративной платежной карточки


Предприятие имеет корпоративную банковскую платежную карточку. Какие операции можно осуществлять с применением такой карточки?

 

Бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб" А. Шафранова отмечает, что согласно п. 4.6 Положения о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением "доверенные лица клиентов - юридических лиц могут: 

1) осуществлять на территории Украины безналичные расчеты в национальной валюте, связанные с:

- уставной и хозяйственной деятельностью;

- затратами представительского характера;

- затратами на командировки в пределах Украины;

2) получать на территории Украины в кассе банка, банкомате, пункте обмена валют наличность в национальной валюте для ! ! осуществления расчетов, связанных с:

- производственными и хозяйственными нуждами;

- оплатой затрат на командировки в пределах Украины;

3) осуществлять за пределами Украины безналичные расчеты в иностранной валюте, связанные с:

- затратами на командировки;

- затратами представительского характера;

4) получать за пределами Украины в кассе банка, банкомате, пункте обмена валют наличность в иностранной валюте для оплаты затрат на командировки". 

В этом же документе (п. 4.7) предусмотрены случаи, когда не допускается применение корпоративных платежных карточек: для выплаты заработной платы и других выплат социального характера, а также оплаты в иностранной валюте договоров (контрактов), которые осуществляются от имени резидентов. 

 

"Баланс", 9 мая 2000 г., N 19 (300), с. 27 

Дата подготовки 11.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Овердрафт и платежная карточка


Допускается ли наличие овердрафта при расчетах платежной карточкой?

 

Бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб" А. Шафранова отмечает, что "овердрафт предполагает наличие отрицательного остатка на счете клиента в течение определенного времени. Поэтому при заключении с банком договора на открытие картсчета необходимо предусмотреть условия его обслуживания, которое может производиться по дебетной или кредитной схеме. 

По дебетной схеме расчеты осуществляются в пределах собственных средств клиента, находящихся на его картсчете. Однако, согласно п. 4.5 Положения о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, допускается наличие овердрафта... Условия овердрафта определяются при открытии картсчета и указываются в договоре.

По кред! ! итной схеме расчеты за операции с платежной карточкой осуществляются в кредит, в пределах затратного лимита, предоставленного банком. Размер этого лимита, порядок его погашения также должны быть оговорены в договоре". 

 

"Баланс", 9 мая 2000 г., N 19 (300), с. 28 

Дата подготовки 11.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Интернет-поддержка ресурса LIGA ONLINE
LuckyLink - спутниковый Интернет
http://www.ll.net.ua





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное