Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


С 27 МАРТА НАЧАЛАСЬ АКЦИЯ "ЗАКОН для ВСЕХ". Только в течение двух месяцев Вы сможете подключиться к профессиональной системе ЛИГА:ЗАКОН на очень выгодных условиях. Подробнее...
Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Ввозите качественное, чтобы потом не нести потери по вывозу, или Полюбите себя, ведь вы того стоите


Ввозите качественное, чтобы потом не нести потери по вывозу,

или Полюбите себя, ведь вы того стоите

 

Утвержденным 28 апреля 2000 года постановлением Кабинета Министров Украины N 728 определен Порядок вывоза за пределы Украины или уничтожения некачественных и непригодных к употреблению товаров (предметов) гуманитарной помощи. Чтобы меньше пришлось впоследствии вывозить, этим Порядком прежде всего введены некоторые ограничения на ввоз товаров гуманитарной помощи, а именно:

  • на таможенную территорию Украины не допускаются товары гуманитарной помощи, срок годности которых на момент пересечения государственной границы закончился;
  • разрешается ввоз на таможенную территорию Украины пищевых продуктов и других товаров гуманитарной помощи, которые имеют ограниченный срок потребления, только при условии, что на момент пересечения государственной границы срок их годности составляет не менее 1/3 срока, определенного производителем, а для медицинских и ветеринарных препаратов - не менее 6 месяцев;
  • допускаются к ввозу на таможенную территорию Украины одежда, обувь, белье, бывшие у употреблении, только в случае их износа не более 30 процентов. Правда, этот параметр весьма относителен (субъективен), как и метод его определения.

Все виды контроля в пунктах пропуска осуществляют органы, непосредственно занимающиеся санитарным, ветеринарным, фитосанитарным, радиологическим и экологическим контролем товаров гуманитарной помощи. Их вывод по результатам контроля является окончательным.

Копия вывода о неподобающем качестве или непригодности товаров отправляется в комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистрациях. По представлениям вышеуказанных комиссий решение о вывозе за пределы Украины или уничтожении непригодных товаров принимает Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины.

Таким образом, если Комиссия приняла решение о вывозе товаров гуманитарной помощи, донор или ее получатель обязан вывезти их в месячный срок со дня получения такого решения и, кроме того, за свой счет.

Так что ввозите качественное, дешевле будет, да и честнее по отношению к своим соотечественникам.

 

На сегодняшний день постановление еще не опубликовано

Дата подготовки 10.05.2000

 




О некоторых нюансах корректировки валовых расходов в соответствии с п. 5.9 Закона о прибыли при осуществлении бартерных операций


Учитывается ли при корректировке валовых расходов в соответствии с пунктом 5.9 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли) стоимость товаров, полученных по бартерному договору, если в отчетном периоде отгрузки не было? 

 

С. Корнилова считает, что в соответствии с п. 5.9 Закона о прибыли корректировку суммы валовых расходов необходимо производить только по тем закупленным товарам, стоимость которых уже включена в состав валовых расходов, а "согласно пп. 11.2.3 Закона о прибыли для товарообменных (бартерных) операций такое включение происходит только в момент заключительной (балансирующей) операции (или частичных поставок в ее счет). ! ! Поэтому стоимость товарно-материальных ценностей, полученных в рамках бартерного договора, по которому еще не было отгрузки, не должна участвовать в корректировке валовых расходов..."

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 1 мая 2000 г., N 18 (381), с. 118 

Дата подготовки 04.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 


Единый налог: особое мнение о некоторых разъяснениях ГНАУ


Единый налог: особое мнение о некоторых разъяснениях ГНАУ

  

В последнее время появилось много разъяснений специалистов ГНАУ, касающихся отдельных вопросов применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Д-р экон. наук., профессор Юрий Иванов и  канд. экон. наук., доцент Владимир Соколенко рассматривают несколько таких вопросов, анализируя позицию специалистов ГНАУ и предлагая свой взгляд на данную проблему. 

Может ли субъект малого предпринимательства перейти на уплату единого налога, если будет иметь задолженность по заработной плате и отчислениям на заработную плату?*

Полностью не соглашаясь с ответом ГНАУ на данный вопрос, авторы статьи указывают на то, что в ст. 4 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ) четко обусловлено, что  заявление о желании перейти на упрощенную систему налогообложения подается при условии уплаты всех налогов и обязательных платежей за предыдущий период. 

В соответствии со ст. 10 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан", ст. 5 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", а также ст. 2 Закона Украины "О сборе на обязательное социальное страхование" уплата подоходного налога и соответствующих сумм! ! сборов осуществляется одновременно с получением средств на выплату заработной платы. То есть сроки уплаты определяются моментом выплаты заработной платы, но никоим образом не связаны с моментом начисления их в бухгалтерском учете. 

Если для выплаты заработной платы денежные средства со счета в банке уже получены, то возникновение задолженности по уплате в бюджет подоходного налога и сборов, связанных с оплатой труда, практически невозможно. Даже если на счете предприятия недостаточно средств для выплаты заработной платы и полной уплаты подоходного налога и сборов, задолженность все равно не может возникнуть, поскольку при этом зарплата и связанные с ней платежи уплачиваются в пропорциональных суммах. 

Появление задолженности по подоходному налогу и указанным сборам возможно только в трех случаях: 

- "при выплате заработной платы из выручки и неуплате при этом подоходного налога и сборов; 

- пр! ! и выплате заработной платы натуроплатой (или выдаче товарно-материальных ценностей в счет оплаты труда) и неуплате при этом подоходного налога и сборов;

- в ситуации, когда заработная плата наемным работникам не начисляется и не выплачивается, а сбор на обязательное государственное пенсионное страхование "с невыплаченной заработной платы" в Пенсионный фонд не внесен." 

В случае возникновения задолженности по указанным причинам переходить на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности действительно нельзя. Однако жестко связывать задолженность по заработной плате с задолженностью по начисляемым (удерживаемым) налогам и сборам, по мнению авторов, по меньшей мере неправомерно. 

Таким образом, наличие задолженности по выплате заработной платы не должно являться препятствием к переходу на единый налог.

Могут ли пе! ! рейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности пункты обмена иностранной валюты?*

В данном случае сам вопрос сформулирован некорректно и представители ГНАУ в указанном письме весьма справедливо заметили, что пункты обмена иностранной валюты не являются субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами. Таковыми являются банки, другие кредитно-финансовые учреждения, а также предприятия, открывшие эти пункты. А в соответствии со ст. 7 Указа никто из них перейти на единый налог не может.  

Относительно банков и других кредитно-финансовых учреждений ГНАУ однозначно права. Но вот другие юридические лица (предприятия), заключившие агентские соглашения с уполномоченным банком, по мнению авторов, по своему статусу не являются ни банками, ни другими финансово-кредитными и небанковскими финан! ! совыми учреждениями, поэтому они имеют полное право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если соблюдаются все остальные обязательные условия. 

Могут ли перейти на единый налог субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса?**

Отрицательный ответ ГНАУ опровергается авторами статьи, так как в Указе Президента имеется только одно ограничение, связанное с патентованием, а именно: упрощенная система налогообложения не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, применяющих специальные торговые патенты. Для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса существует другой вид патента, поэтому сам по себе факт осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса препятст! ! вием для перехода на единый налог не является, если соблюдены все остальные, предусмотренные Указом, условия. 

Облагаются ли внереализационные доходы субъекта малого предпринимательства единым налогом, поскольку для начисления единого налога согласно Указу учитывается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)?*

В отличие от позиции ГНАУ, Ю. Иванов и В. Соколенко считают, что в ст. 3 Указа объект налогообложения для юридических лиц четко определен - сумма выручки от реализации продукции. А в ст. 1 расшифровано, что следует понимать под термином "выруч! ! ка от реализации продукции", при этом внереализационные доходы под это понятие не попадают. Таким образом, внереализационные доходы субъекта малого предпринимательства обложению единым налогом не подлежат. 

Субъект малого предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению туристических услуг. Доходом предприятия фактически является сумма комиссионного вознаграждения в качестве оплаты за предоставленные услуги. Какая сумма считается выручкой от реализации продукции при переходе такого субъекта на упрощенную систему налогообложения по единому налогу?***

Предприятие осуществляет комиссионную торговлю. Что является выручкой от реализации товаров: денежные средства, поступившие от продажи товара, сданного на комиссию, или только сумма комиссионного вознаграждения?****

На эти оба вопроса представителями ГНАУ дается однозначный ответ: выручкой от реализации продукции (товаров) является в! ! ся сумма, поступившая на расчетный счет предприятия, включая комиссионное вознаграждение. 

Однако, как считают Ю. Иванов и  В. Соколенко, нельзя игнорировать то, что в ст. 1 Указа имеются в виду не просто поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия, а поступления денежных средств "за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг)". 

Проведение же операций, осуществляемых на оснований договоров комиссии, в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ), является предоставлением услуги комиссионером комитенту за вознаграждение. "Комиссионное вознаграждение, на которое имеет право комисс! ! ионер после исполнения поручения комитента в соответствии со ст. 406 ГКУ, является доходом комиссионера. Остальная же сумма, поступившая на расчетный счет (или в кассу) комиссионера (за вычетом комиссионного вознаграждения), как сказано в ст. 408 ГКУ, "за счет комитента", является собственностью комитента, но никак ни доходом комиссионера. Доход по этой сумме будет, но у комитента." Таким образом, обложению единым налогом подлежит только сумма комиссионного вознаграждения. 

Данная норма законодательства учтена и в п. 6 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 "Доход".

Что касается базы обложения единым налогом денежных средств, полученных при осуществлении операций с прим! ! енением договоров поручения, то авторы считают, что согласно гл. 34 ГКУ подход должен быть таким же, как и в случае применения договора комиссии, то есть доходом является вознаграждение поверенного. 

Субъект малого предпринимательства - юридическое лицо перешел на упрощеннную систему налогообложения, учета и отчетности. Учитывается ли полученная сумма предоплаты при уплате единого налога?*****

По мнению Ю. Иванова и В. Соколенко, правильным ответом на данный вопрос был бы следующий: "Суммы предоплаты считаются доходом субъектов малого предпринимательства, перешедших на единый налог, после осуществления операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг)". 

Данное утверждение подкреплено также и соо! ! тветствующей нормой Указа, так как в момент предоплаты еще не произошло реализации продукции (товаров, работ, услуг), и тем, что согласно ПБУ-15 "Доход" сумма предварительной оплаты и сумма аванса в счет оплаты продукции (товаров, работ, услуг) не признаются доходом (выручкой) от реализации. 

Как отразится в учете операция по возврату ранее полученной предоплаты в случае расторжения договора поставки продукции (товаров, работ, услуг)?

Авторы статьи считают, что если предоплата была получена до перехода предприятия на единый налог, то "эта сумма включается в валовые доходы, откорректировать которые после возврата суммы предоплаты не представляется возможным. А уменьшить суммы облагаемого единым налогом дохода также нельзя, поскольку в период работы! ! предприятия по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности эта сумма в доход не включалась". 

Если сумма предоплаты получена после перехода на единый налог, то ее свободно можно отразить в учете (в книге доходов и расходов сторнировать сумму дохода), так как второго момента (реализации), требуемого Указом, не произошло.

Подробнее - в публикации.

____________
Письмо ГНАУ от 30.12.99 г. N 19786/7/15-1317;
** Письмо ГНАУ от 08.12.99 г. 18453/7/15-1317;
*** "Вестник налоговой службы Украины", январь 2000 г., N 4, с. 25;
**** "Вестник налоговой службы Украины", март 2000 г., N 9, с. 40; 
***** "Вестник налоговой службы Украины", январь 2000 г., N 4, с. 25

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 1 мая 2000 г., N 18 (381), с. 76 

Дата подготовки 05.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 


Связанные лица и оффшорные зоны


Связанные лица и оффшорные зоны

 
Расходы, связанные с приобретением товаров для дальнейшей их продажи у связанных лиц

При рассмотрении вопросов, связанных с указанными расходами, следует руководствоваться, как отмечает Г. Коваленко, нормами пунктов 4.5 и 4.8 Порядка составления декларации о прибыли предприятия (далее - Порядок N 124), подпунктов 5.2.1, 7.4.2 и 7.4.4, пунктов 1.20, 1.26 и 11.2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (далее -  Закон о прибыли).

Указанные расходы отражаются в строке 6 приложения "Ж" к декларации

Для заполнения этой строки необходимо четкое понимание значения терминов "связанное лицо" и "обычная цена"

Связанные лица в налоговом учете

"Для целей налогообложения связанными лицами по отношению к конкретному налогоплательщику могут б! ! ыть как юридические, так и физические лица при условии, что они соответствуют одному из признаков, перечисленных в п. 1.26 ст. 1 Закона о прибыли."

Связанные стороны в бухгалтерском учете

Если до 2000 года термин "связанное лицо" применялся только для целей налогообложения, то с 01.01.2000 г. в бухучете (п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Баланс") применяется термин "связанные стороны" - это предприятия, отношения между которыми обусловливают возможность одной стороны контролировать другую или осуществлять существенное воздействие на принятие финансовых и оперативных решений другой стороной. Толкование понятия "контроль" в этом контексте дано в ! ! п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 19 "Объединения предприятий" (далее - ПБО 19). "В бухгалтерском учете некоторые операции, осуществленные между налогоплательщиком и связанными с ним сторонами, должны быть отражены в примечаниях к финансовой отчетности, поскольку такого рода операции могут представлять определенный интерес для пользователей финансовой отчетности."

Обычная цена

"В отличие от термина "связанное лицо" (и его бухгалтерской разновидности "связанной стороны") термин "обычная цена" по-прежнему применяется только для целей налогообложения" в толковании, приведенном в п. 1.20 Закона о прибыли. Проводя аналогию с новым бухгалтерским учетом, Г. Коваленко находит "в определении "обычной цены"... некоторое сходство со "справедливой стоимостью", или, точнее, с тем значением, которое вкладывают в это понятие ст! ! андарты" (п. 4 ПБО 19). 

Далее автор отмечает сложность практического применения обычной цены в связи "с неопределенностью понятия, обозначаемого этим термином... Видимо, поэтому этот вопрос попал в сферу внимания Президента Украины" (ст. 13 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности"). 

"Подробный и достаточно глубокий анализ понятия "обычная цена", причем не только с точки зрения действующего законодательства, но и с точки зрения практического применения, содержится в Методических рекомендациях по проведению документальных проверок правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами налога на прибыль. Можно порекомендовать налогоплательщикам, перед которыми встает необходимость ! ! определения обычных цен, воспользоваться этими рекомендациями, а также обратить внимание на вывод, который сформулирован в них: "...органы государственной налоговой службы на местах в целях налогообложения могут самостоятельно применять обычные цены на продукцию только в случае отсутствия статистических данных".

Автор обращает особое внимание на тот факт, что "применение обычных цен для целей налогообложения ни в коей мере не ограничивает право налогоплательщиков устанавливать договорные цены. Речь идет лишь о том, что, если договорная стоимость товаров, приобретенных у связанного лица, превышает обычную цену таких товаров, в состав валовых расходов можно отнести лишь ту часть их стоимости, которая равна обычной цене". 

Однако "ограничение по включению в валовые расходы для целей налогообложения не может служить основанием для изменения общего порядка отражения аналогичных затрат в бухгалтерском учете.

.! ! *.для целей бухгалтерского учета всю сумму, связанную с приобретением товаров, необходимо включить в состав расходов в общем порядке, установленном соответствующими стандартами бухгалтерского учета. 

Таким образом, первоначальная (она же - учетная, балансовая) стоимость товаров в бухгалтерском учете будет отличаться от их стоимости, включенной в валовые расходы, то есть отраженной в налоговом учете. Эту деталь следует учитывать, применяя механизм учета прироста (уменьшения) балансовой стоимости товаров, предусмотренный п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли и Порядком N 124". 

То есть при проведении аналитического учета товаров необходимо отслеживать "движение товаров, балансовая стоимость которых участвует в пересчете по п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли не полностью или не участвует вообще (если, например, товары получены бесплатно или не имеют необходимого документального подтверждения)". 

Далее на условном числовом примере рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с приобретением у связанных лиц товаров, предназначенных для продажи. 

Расходы, связанные с оплатой товаров в пользу нерезидентов на территории оффшорных зон, для дальнейшей их продажи

При рассмотрении вопросов, связанных с указанными расходами, следует руководствоваться нормами пункта 4.5 Порядка N 124, пункта 18.3 Закона о прибыл! ! и, распоряжением Кабинета Министров Украины от 01.03.2000 г. N 106-р "Перечень оффшорных зон". 

Указанные расходы отражаются в строке 7 приложения "Ж" к декларации

Г. Коваленко обращает внимание на тот факт, что хотя перечни оффшорных зон ранее неоднократно публиковались в официальных изданиях, до недавнего времени они были ориентировочными. И только перечень, утвержденный распоряжением Кабинета Министров от 01.03.2000 г. N 106-р, является официальным документом, обязательным для применения в целях налогообложения. 

"Ограничение по включению в состав валовых расходов влечет за собой целый ряд налогово-бухгал! ! терских проблем. В частности, проблему налогового кредита по НДС. Вопрос относительно суммы, которую налогоплательщик может включить в состав налогового кредита по НДС в рассматриваемой ситуации, можно назвать законодательно неурегулированным. Однако взаимосвязь сумм налогового кредита с валовыми расходами, установленная Законом об НДС, заставляет включить в налоговый кредит, сумму, равную 85 % суммы налоговых обязательств*...

Необходимо также обратить внимание на формулировку п. 18.3 ст. 18 Закона о прибыли: "...расходы налогоплательщиков на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, составляющей 85 процентов от оплаченной стоимости этих товаров (работ, услуг)".

Во-первых, поскольку речь идет конкретн! ! о о стоимости товаров, под ограничение попадает только эта стоимость и не попадают сопутствующие платежи (таможенная пошлина, таможенные сборы и т. д.).

Во-вторых, в валовые расходы включается оплаченная стоимость, то есть, можно предположить, что правило первого события, установленное статьей 11 Закона о прибыли, в данном случае не действует."

В заключение рассмотрен числовой пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с приобретением товаров в оффшорной зоне, причем автор обращает внимание на некоторые из описанных в консультации проблем.

____________
* "По этому поводу существует и другая точка зрения, которая сводится к тому, что Закон о НДС лишь обусловливает возможность включения в налоговый кредит уплаченного (начисленного) НДС, когда приобретаются товары (работы, услуг! ! и), стоимость которых включается в ВР и ОС, и НМД подлежащие амортизации. Но это не значит, что сумма налогового кредита должна быть ограничена 85 %." Подобного мнения придерживается Александр Кирш, автор статьи "Ананасы в шампанском" ("Бухгалтер", март (II) 2000 г., N 6 (90), с. 40).

 

"Вестник бухгалтера и аудитора Украины", апрель 2000 г., N 8 (76), c. 10

Дата подготовки 05.05.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 


Интернет-поддержка ресурса LIGA ONLINE
LuckyLink - спутниковый Интернет
http://www.ll.net.ua





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное