Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


С 27 МАРТА НАЧАЛАСЬ АКЦИЯ "ЗАКОН для ВСЕХ". Во время проведения этой акции Вы можете подключиться к профессиональной правовой системе "ЛИГА:ЗАКОН" любой конфигурации СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО при условии оплаты абонентского обслуживания на полгода. Подробнее...
Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Новая песня о главном, или Изменения в налогообложении: НДС, прибыль, доходы физических лиц и сама система


Новая песня о главном, или

Изменения в налогообложении: НДС, прибыль, доходы физических лиц и сама система

 

2 марта принят Закон Украины N 1523-III, который внес ряд изменений в Декрет о подоходном налоге с граждан, в законы о системе налогообложения, об НДС, о прибыли.

Итак...

О роялти и не роялти

Приведенный в п. 1.11 ст. 1 Закона об НДС перечень терминов, которые понимаются в значении, определенном Законом о прибыли, пополнился еще одним - "роялти". Одновременно внесено уточнение в определение этого термина, приведенное в п. 1.30 ст. 1 Закона о прибыли. Помимо того, что следует понимать под роялти, уточнено, что не считается роялти. Наряду с этим пп. 3.2.7 ст. 3 Закона об НДС, в котором определен перечень операций, не являющихся объектом налогообложения, дополнен операцией типа роялти.

В Крым с НДС

Изменения коснулись пп. 5.1.9 ст. 5 Закона об НДС в части отмены льгот по продаже путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в санаторно-курортных учреждениях, расположенных в Автономной Республике Крым (включая продажу путевок нерезидентам).

Продавая покупные товары...

...предприятия, основанные всеукраинскими общественными организациями инвалидов и отвечающие условиям, определенным в пп. 5.2.1 ст. 5 Закона об НДС, не смогут уже воспользоваться льготой.

Строительство жилья стало менее привлекательным

Изменена редакция пп. 5.1.20 ст. 5 Закона об НДС. Отныне будут льготироваться лишь операции по продаже либо передаче в собственность вновь построенного жилья физическим лицам для использования его в качестве места жительства, тогда как ранее льготировалось выполнение работ (стоимость работ) по строительству жилья независимо от источников финансирования. А в связи с исключением пп. 5.2.2 ст. 5 теперь и для операций по выполнению работ за счет средств инвесторов по строительству жилья для военнослужащих, ветеранов войны и членов их семей, а также для семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, будут действовать льготы лишь в случаях, предусмотренных новой редакцией пп 5.1.20 ст. 5 Закона об НДС.

А использование налоговых векселей - более

Существенно изменен порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с использованием налоговых векселей, механизм погашения и налоговый учет векселя при досрочном его погашении, условия подтверждения обеспеченности векселя (п. 11.5 ст. 11 Закона об НДС).

Приватизации - зеленую улицу

Несколько расширен смысл льготы, приведенной в пп. 5.1.19 ст. 5 5 Закона об НДС. Отныне предусматривается освобождение от налогообложения не только операций по приватизации государственного, но и коммунального имущества, а также операций по безвозмездной приватизации жилого фонда, включая и места общего пользования в многоквартирных домах, а также услуг (работ), получение которых в соответствии с законодательством является обязательным условием приватизации жилья, приусадебных земельных участков и земельных паев.

Возмещение НДС - шаг навстречу

Предусмотрено, что если сумма бюджетных поступлений от НДС соответствующего периода не покрывает сумму налогов, подлежащих возмещению из бюджета, то для этого используются доходы из прочих источников, которые в соответствии с законодательством зачисляются в Государственный бюджет Украины (п. 7.7.5 ст. 7 Закона об НДС).

Критическое положение с критическим импортом

Ввоз товаров критического импорта для отечественного производства снова не льготируется (п. 11.5 ст. 11 Закона об НДС).

Тайная независимость... становится явной

В новой редакции определения корпоративных прав прямо предусмотрено, что возникновение их не зависит от организационно-правовой формы предприятия (п. 1.8 ст. 1 Закона о прибыли).

Об уплате консолидированного налога надо думать уже летом

Крайний срок выбора и уведомления налоговых органов о переходе на уплату консолидированного налога перенесен с 31 декабря на 1 июля (пп. 2.1.3 ст. 1 Закона о прибыли).

Возвращение коэффициента

Механизм начисления амортизации с использованием понижающего коэффициента 0,8, применяемого к нормам амортизации, продлен на 2000 год (п. 22.4 ст. 22 Закона о прибыли).

Судьба материальной помощи

Отныне суммы материальной помощи будут включаться в совокупный налогооблагаемый доход в полном объеме (п. 1 ст. 5 Декрета о подоходном налоге с граждан). И, как следствие этих изменений, материальная помощь в полном объеме будет включаться теперь в объект для начисления пенсионного сбора.

Для системы полгода не делают погоды

Тогда как в предыдущей редакции части пятой ст. 1 Закона о системе налогообложения предусматривалось, что изменения и дополнения в этот Закон, другие законы Украины о налогообложении относительно льгот, ставок налогов и сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года, то в новой редакции Закона эта норма не распространяется на случаи уменьшения ставок налогов, сборов (обязательных платежей) или отмены льгот по налогообложению и других правил, которые приводят к нарушениям правил конкуренции и созданию налоговых преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности или физическим лицам.

Но и это еще не все изменения...

 

"Урядовий кур'╓р", 31.03.2000 г.

Дата подготовки 06.04.2000




И снова подорожали драгоценные металлы


И снова подорожали драгоценные металлы

 

Приказом Министерства финансов Украины от 28.03.2000 г. N 65 установлены новые цены на драгоценные металлы, которые скупаются у населения в изделиях и ломе. Предыдущее повышение, проведенное немногим более четырех месяцев тому назад, не коснулось серебра, а в результате настоящего повышения равномерно, в среднем на 15 %, увеличены цены на все виды драгоценных металлов.

Для сравнения приводим динамику роста цен на наиболее распространенные пробы золота (583) и серебра (875) за последние два года.

Приказ Минфина

Закупочная цена за грамм металла (грн.)

Золото (583)

Серебро (875)

N 54 от 09.03.98

9.21

0.22

N 105 от 04.05.98

10.09

0.26

N 198 от 01.10.98

15.45

0.33

N 228 от 06.11.98

18.31

0.38

N 207 от 09.09.99

18.31

0.53

N 281 от 17.11.99

20.70

0.53

N 65 от 28.03.2000

24.49

0.61

 

Дата подготовки 06.04.2000

 




Если вы еще не легализовали свои доходы - не расстраивайтесь...


Если вы еще не легализовали свои доходы - не расстраивайтесь...

 

...о вас помнят, думают, заботятся. Свидетельством тому является Указ Президента Украины "О мерах по легализации физическими лицами доходов, с которых не уплачены налоги". В частности, Президент поручил Кабинету Министров разработать и представить в месячный срок для внесения на внеочередное рассмотрение Верховной Радой Украины как неотложного проект закона по легализации физическими лицами доходов, с которых не уплачены установленные законодательством налоги. В указанном Законе среди прочего предполагается:

- определить ограниченный период осуществления легализации физическими лицами доходов;

- ввести специальный режим налогообложения легализованных доходов с установлением ставки налога не выше минимальной ставки подоходного налога с граждан;

- предусмотреть освобождение физических лиц, которые легализовали свои доходы, от предусмотренной действующим законодательством ответственности за нарушение налогового законодательства, а также установить, что доходы, легализованные на основании этого Закона, в будущем не будут подлежать конфискации,

и др.

Итак, легализуйтесь! И Закон вам в помощь!

 

"Урядовий кур'╓р", 04.04.2000 г.

Дата подготовки 07.04.2000




Отечественных производителей пива уже не защищаем? Или как?


Отечественных производителей пива уже не защищаем? Или как?

 

С целью обеспечения поступлений средств в государственный бюджет, упорядочения реализации пива солодового и защиты отечественного товаропроизводителя в начале 1997 года Кабинетом Министров было принято постановление "О введении минимальных цен на импортные пиво солодовое и табачные изделия". Эти цены вводились с 1 марта 1997 года для предприятий оптовой и розничной торговли и предприятий-производителей независимо от форм собственности. Таким образом, этим документом были утверждены следующие минимальные цены - оптово-отпускная - 2 грн. и розничная - 3 грн. за литр.

Кроме того, эти цены с учетом производства и конъюнктуры рынка подлежали периодическому пересмотру (до 25 числа последнего месяца каждого квартала) и утверждению Министерством экономики совместно с Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей и торговли, Государственной налоговой администрацией и Государственным комитетом по пищевой промышленности. Однако в течение двух лет цены ни разу не пересматривались, и в начале 1999 года вышеуказанные министерства и ведомства официально "отказались" от предполагаемого их "пересмотра" (постановление КМУ от 18.01.99 г. N 50).

И вот на сегодня еще одна "радость" для отечественного производителя: с 16-го апреля этого года постановлением КМУ от 22.03.2000 г. отменяются действовавшие ранее минимальные цены на пиво солодовое, а вот на табачные изделия пока остаются.

И на том спасибо...

 

"Урядовий кур'╓р", 06.04.2000 г.

Дата подготовки 07.04.2000 

 

 




Неприбыльные организации, время не ждет!


Неприбыльные организации, время не ждет! 

 

"Для неприбыльной организации или учреждения окончание первого квартала имеет особое значение, так как это время, когда определяется необходимость дополнительной уплаты налога на прибыль в соответствии с пп. 7.11.9 ст. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Уплата налога осуществляется до 20 апреля, поэтому считаем данную статью очень своевременной и полезной как для бухгалтеров, уже определивших сумму налога, так и для тех, кто лишь собирается это сделать. 

В консультации приведена классификация освобожденных от налогообложения доходов неприбыльных организаций, даны определения по каждому "из перечисленных доходов с точки зрения терминологии Зак! ! она о прибыли", а условный числовой пример "поможет бухгалтерам неприбыльных организаций избежать возможных ошибок при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль". 

Следует также "обратить внимание на то, что при исчислении суммы превышения, подлежащей налогообложению, не включаются в расчет остатки нераспределенных доходов за предыдущие периоды, так как эти остатки уже были учтены при определении налоговых обязательств в предыдущих отчетных периодах".

Подробнее - в консультации.

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 3 апреля 2000 г., N 14 (377), с. 92 

Дата подготовки 05.04.2000
ИАЦ "ЛИГА"



Предоплата и единый налог : особое мнение


Особое мнение 

 

Предприятие получило предоплату в конце 1998 года и уплатило с этой суммы налог на прибыль. С 01.01.99 г. предприятие является плательщиком единого налога. Услуги, за которые была получена предоплата, предоставлены в I квартале 1999 года. Надо ли начислять единый налог, исходя из суммы предоставленных в I квартале 1999 года услуг?

 

На данный вопрос, который был задан слушателями одного из семинаров, проводимых редакцией раздела "Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации" газеты "Бизнес" совместно с Центром юридического и бухгалтерского сервиса "Аверс", был дан ответ ("Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 6 декабря 1999 г., N 49 (360), с. 121), сводившийся к следующему: "Выполненные услуги относятся ! ! к периоду, когда предприятие еще не было плательщиком единого налога, поэтому на сумму предоставленных услуг оно не должно начислять единый налог, а ему необходимо произвести перерасчет уплаченных сумм по налогу на прибыль за 1998 отчетный год".

Возвращаясь к этой проблеме в рубрике "Особое мнение", независимый эксперт Людмила Бабенко отмечает, что "плательщик единого налога, соблюдая требования ведения Книги учета доходов и расходов, обязан внести в нее запись об услугах, предоставленных в первом квартале 1999 года". В противном случае плательщик единого налога занижает объект обложения единым налогом.

Кроме того, в Порядке ведения Книги учета доходов и расходов не предусмотрено "никаких положений, которые бы относились к переходному периоду от общей к упрощенной системе ! ! налогообложения". Нет также никаких официальных разъяснений относительно такого перехода для субъектов малого предпринимательства.

Поэтому может случиться так, что в будущем "налоговый инспектор, точно следуя положениям Порядка... может доначислить сумму единого налога (а также финансовые санкции, пеню и привлечь к административной ответственности в виде штрафа).

Таким образом, в данной ситуации у плательщика единого налога есть два варианта выбора:

1) не платить единый налог в размере 6 процентов от суммы предоставленных услуг в I квартале 1999 года. При этом постоянно поддерживать боевой дух и убеждать всех в своей правоте. Все может сложиться наилучшим образом. В случае возникновения неприятностей при проверках плательщик имеет право доказывать свою правоту во всех инстанциях, ссылаясь на то, что налоги с указанной суммы были уже уплач! ! ены;

2) обезопасить себя от штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках и от сопутствующих проверкам нервотрепок, уплатив сумму единого налога в соответствии с требованиями Порядка...".

Что касается мнения редактора раздела "Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации" газеты "Бизнес", то на основании соответствующих норм Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" он приходит к следующему выводу: "так как... по данной операции уже был уплачен налог, то повторный объект для налогообложения здесь отсутствует".

Аргументы в пользу этого утверждения таковы: "требование уплатить теперь уже единый налог по предоставленным услугам,

- во-первых, создает прецедент "двойного налогообложения", по одной и той же сделке,

- во-вторых, никак не увязывается с основной целью Указа, который был введен "в целях реализации государственной политики по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства, эффективного использования его возможностей в развитии национальной экономики"...".

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 27 марта 2000 г., N 13 (376), с. 128 

Дата подготовки 30.03.2000
ИАЦ "ЛИГА"



За счет кого можно возместить недоимку, обнаруженную после закрытия предприятия?


Малое частное предприятие было закрыто в октябре 1995 года без единого долга по налогам согласно Закону. В марте 1997 года налоговая милиция по архивным документам банка обнаружила сумму неуплаченного НДС и налога на прибыль.

На кого должен быть оформлен акт документальной проверки: на МЧП, которое уже не существует, или на директора бывшего МЧП как физическое лицо? Неуплаченный налог должен быть исчислен как для предприятия или как для физического лица, якобы присвоившего доход? Можно ли возместить такую недоимку за счет ликвидированного предприятия или его учредителей?

 

Согласно ст. 4 Закона Украины "О системе налогообложения" плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законами Украины возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи. В ст. 26 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, а прекращается с момента ликвидации или реорганизации (ст. 37 ГК Украины).

"Исходя из этого, - отмечает независимый эксперт Сергей Лапий, - выявленная в ходе проверки недоимка по НДС и налогу на прибыль предприятия, которое ликвидировано, не может быть возмещена этим предприятием. Более того, такая недоимка не подлежит взысканию с учредителя или собственника предприятия, так как в соответствии со ст. 32 ГК Украины эти лица не несут ответственности по обязательствам предприятия." Это же подтверждается и нормой ст. 7 Закона Украины "О собственности"

"Однако, исходя из материалов проверки, при наличии оснований, свидетельствующих об умышленной неуплате налогов со стороны должностных лиц МЧП, может возникнуть вопрос об их привлечении к административной или уголовной ответственности. В частности, последняя предусмотрена ст. 148-2 УК Украины..." 

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 27 марта 2000 г., N 13 (376), с. 125 

Дата подготовки 30.03.2000
ИАЦ "ЛИГА"



Особенности перехода филиалов, имевших отрицательное значение объекта налогообложения, на уплату консолидированного налога на прибыль


Филиалы банковского учреждения, которые имели отрицательное значение объекта налогообложения за II полугодие 1999 года, начиная с 1 января 2000 года перешли на уплату консолидированного налога на прибыль. Будут ли правомерными действия банка относительно учета отрицательного значения объекта налогообложения в последующих налоговых периодах при уплате консолидированного налога на прибыль?

 

Независимый эксперт  Инна Сидорская отмечает, что на данный момент этот вопрос "четко не урегулирован нормами Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Из-за отсутствия прямой нормы в указанном Законе, которая бы позволяла применять нормы ст. 6 относительно отрицательного значения объекта налогообложения, полученного до перехода на консолидирова! ! нную уплату налога на прибыль, ГНА Украины категорически отрицает возможность такого учета"*.

Однако Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности придерживается иного мнения, о чем свидетельствует письмо от 27.12.99 г. N 06-10/911.

В письме сделан следующий вывод: "если до перехода на консолидированную уплату налога на прибыль по результатам хозяйственной деятельности обособленные подразделения имели отрицательное значение объекта налогообложения, то такое отрицательное значение должно быть учтено при определении налоговых обязательств, поскольку с изменением порядка уплаты налога на прибыль не могут изменяться общие правила определения объекта налогообложения".

____________
* Примером отражения позиции ГНАУ может служить ! !
консультация
, подготовленная при содействии начальника Главного управления прямых налогов ГНА Украины Анатолия Фурмана ("В╕сник податково╖ служби Укра╖ни", жовтень 1999 р., N 38, с. 11).

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 3 апреля 2000 г., N 14 (377), с. 124 

Дата подготовки 05.04.2000
ИАЦ "ЛИГА"



Пенсионные <ужасы> накануне отчета


Пенсионные "ужасы" накануне отчета

 

Виталий Шеломков комментирует изменения, внесенные накануне сдачи отчета за I кв. 2000 г. в Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - Закон), а также в форму и порядок представления отчетности в ПФ. 

Что касается концептуальной сути изменений, то автор отмечает следующее: 

"1) для государственных служащих введены дифференцированные ставки сбора в ПФ из суммы их зарплаты; 

2) сроки квартальной отчетности в ПФ перенесены с 8-го числа месяца, следующего за отчетным, на 10-е ! ! число; сроки годовой отчетности изменены не были; 

3) помимо квартальной введена еще и месячная форма отчетности, касающаяся информации о расчетах плательщика с ПФ; срок представления этого месячного отчета - до 10-го числа следующего за отчетным месяца; 

4) существенно изменилась форма ежеквартальной отчетности 4-ПФ (объем самой формы увеличился почти в 3 раза, хотя реальный объем представляемой в этой форме информации вырос несущественно)". 

Далее внесенные изменения рассмотрены более подробно.

Законом Украины от 17.02.2000 г. N 1461-III введены дифференцированные ставки сбора в ПФ, "удерживаемого из заработной платы физических лиц, имеющих статус государственных служащих или работающих на должностях, работа на которых зачисляется в трудовой стаж, дающий право на получение пенсии в соотв! ! етствии с Законами Украины... "О государственной службе", ..."О прокуратуре" и др.". 

"Внесенными изменениями государство дает понять, что государственные служащие, получающие "государственную пенсию", должны эту самую пенсию заработать собственным трудом путем недополучения части зарплаты с направлением ее в доходы ПФ. Что касается изменений сроков отчетности, а также введения дополнительного ежемесячного отчета, то тут добавить особо нечего. В связи с увеличением объема отчетности ПФ милостиво "накинул" 2 лишних дня для составления отчетов (и ежемесячная, и ежеквартальная отчетность представляются теперь до 10 числа следующего месяца)."

В форме ежемесячного отчета в ПФ просто приводится информация! ! о расчетах с ПФ за предыдущий месяц, и ее заполнение не должно вызвать затруднений. 

А что касается формы N 4-ПФ, то в новом ее варианте "и сборы по тарифу, и сборы из зарплаты 1-2 %, и пени, и штрафы и все "прочие радости", связанные с ПФ", разнесены "по отдельным разделам с последующим выведением итогов по расчетам плательщиков с ПФ". Хотя и она "в действительности не так уж страшна".

"Так, разделы I и II новой формы 4-ПФ посвящены расчетам с ПФ по тарифу (имеется в виду 32 % начислений на зарплату сотрудников. Причем разд. I содержит информацию об исчислении объекта для начисления сбора в ПФ по тарифу, а разд. II - собственно расчет сбора по тарифу...

Раздел III новой формы 4-ПФ аналогично раскрывает информацию по сбору в ПФ из зарплаты по ставкам 1-2 %... Аналогично заполняется и разд. IV формы 4-ПФ, касающийся удержаний из заработной платы государственных служащих по ставкам 1-5 %...

Раздел V формы 4-ПФ суммирует вышеприведенную информацию, выводя итоговое сальдо расчетов плательщика с ПФ. Раздел VI раскрывает информацию о расчетах с ПФ по пене.

Достаточно интересен разд. VII формы 4-ПФ", и особенно "строка 43 этого раздела, в которой указывается сумма уплаченного единого налога. Это, вероятно, следует считать первым шагом в признании того очевидного факта, что плательщик единого налога уплачивает взносы в ПФ, в связи с чем рабо! ! тники этого плательщика имеют право на получение пенсии". 

Подробнее - в публикации.

 

"Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов", 3 апреля 2000 г., N 14 (224), с. 11 
 

К сведению

Этому же вопросу посвящена целая полоса в газете "Бизнес" (3 апреля 2000 г., N 14 (377), с. 66). Например, в статье "От двух до семи", квинтэссенция которой выражена в подзаголовке "Количество страниц в новой форме отчетности по пенсионному сбору увеличилось от двух до семи. Вряд ли это увеличит поступления в Пенсионный фонд, а вот работы бухгалтеру прибавит втрое", автор освещает основные моменты:
Что сдавать?
Почему произошли изменения?
Что изменилось?
А как сделать лучше?

Говоря о явных недостатках измененной формы N 4-ПФ! ! , автор отмечает ее увеличившийся объем, "что неизбежно влечет за собой дополнительные неоправданные трудозатраты бухгалтера и потерю времени. Проблема усугубляется тем, что для заполнения формы бухгалтерам придется вести дополнительный аналитический учет отчислений по ставке 1 % и 2 %. Кроме прочего, это потребует внесения изменений в бухгалтерские программы. Хотя зачем Пенсионному фонду все эти данные, остается загадкой".

В рубрике "Плохие новости" помещена статья "Донатуралились!". В ней идет речь о нововведении - ежемесячном отчете в Пенсионный фонд Украины по форме N 5-ПФ, который призван контролировать полноту отчислений в ПФ "с зарплаты, выплаченной в виде выручки от реализации или в натуральной форме".

"Первый раз отчетность по форме N 5-ПФ предприятия должны будут сдавать до 10 мая по данным за апрель." 

"Как пояснили ! ! в ПФУ, неуплату пенсионного сбора в этих случаях Пенсионный фонд сейчас может выявить только по истечении квартала. А если нарушение было сделано больше двух месяцев назад и не повторялось, то даже наказать нарушителей путем наложения административного штрафа Пенсионный фонд уже не может" (см. ст. 38 Кодекс Украины  об административных правонарушениях).

*******

Некоторые особенности заполнения форм отчетности в Пенсионный фонд за I квартал 2000 года рассмотрены также в консультации бухгалтера-эксперта фирмы "Баланс-Клуб" О. Папиновой "Готовимся к отчету в Пенсионный фонд" ("Баланс", 4 апреля 2000 г., N 14 (295), с. 26).

Дата подготовки 05.04.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 



Инновационный - 2000


Инновационный - 2000 

 

...Ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью. 

И. Тургенев, "Му-му" 

В статье докт. экон. наук, профессора ХГЭУ Юрия Иванова проанализированы изменения в исчислении и уплате сбора в Государственный инновационный фонд Украины, внесенные Законом "О Государственном бюджете Украины на 2000 год". Поскольку отдельные статьи Закона вступили в силу "задним числом" - с 1 января 2000 г., то уплачивать сбор в Государственный инновационный фонд Украины по новым правилам (ст. 11) следует с 01.01! ! .2000 г.

Плательщики

Изменения, прежде всего, связаны с определением субъектов налогообложения (ст. 11 Закона о бюджете).

1) "круг плательщиков инновационного сбора теперь ограничен плательщиками налога на прибыль" (ст. 2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"), следовательно, к числу плательщиков инновационного сбора не относятся физические лица - субъекты предпринимательской деятельности. 

"Вместе с тем Законом о бюджете не ставится знак равенства между плательщиками инновационного сбора и плательщиками налога на прибыль: из числа последних уплачивают сбор в Государственный инновационный фонд только субъекты предпринимательской деятельности. То есть обособленные структурные подразд! ! еления юридических лиц, как и ранее, плательщиками инновационного сбора не являются."

Следует отметить, что предприятия железнодорожного транспорта имеют определенную специфику относительно сбора в Государственный инновационный фонд (пп. 2.1.4 ст. 2 Закона о прибыли).

2) "прямо предусмотрено исключение из числа плательщиков сбора предприятий, учрежденных всеукраинскими общественными организациями инвалидов", которые соответствуют требованиям, изложенным в п. 7.12 ст. 7 Закона о прибыли.

Следует отметить некоторую сложность, возникающую в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса (пп. 7.12.1 ст. 7 Закона о прибыли). Автор полага! ! ет, что они "также освобождены от инновационного сбора, хотя, зная ГНАУ, можно ожидать и разъяснений более жесткого характера".

3) 3акон о бюджете прямо освобождает от уплаты инновационного сбора бюджетные организации и учреждення.

4) "впервые в законодательных актах, связанных с исчислением сумм сбора в Государственный инновационный фонд, появилось упоминание об альтернативных способах налогообложения" - о едином налоге и фиксированном сельхозналоге.

"Неурегулированным в Законе о бюджете остался вопрос о том, являются ли плательщиками инновационного сбора субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие ее с приобретением спецпатента" (п. 1 ст. 7-1 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности"). "Такое противоречие может послужить поводом для неоднозначных выводов... (тем более, что в прошлом такие прецеденты имели место...)."

5) "по-прежнему в Законе о бюджете не упоминаются льготы, предоставленные специальными актами законодательства в отдельных случаях в связи со стимулированием развития отдельных отраслей или территорий":

- ст. 3 Закона Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине";

- ст. 9 Закона Украины "О специальной экономической зон! ! е "Яворив"

- п. 3 ст. 2 Закона Украины "О специальном режиме инвестиционной деятельности в Закарпатской области";

- п. 7 ст. 9 Закона Украины "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области";

- п. 3 ст. 11 Указа Президента Украины "О специальной экономической зоне "Николаев";

- п. 4 ст. 14 Указа Президента Украины "О специальной экономической зоне "Интерпорт Ковель";

- п. 7 ст. 9 Закона Украины "О специальной экономической зоне "! ! Славутич";

- совместный приказ Национального агентства Украины по реконструкции и развитию и Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.97 г. N 44/461;

- ст. 2 Закона Украины "Об экономическом эксперименте по стабилизации работы предприятий легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области";

- п. "в" ст. 13 Закона Украины "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области".

еще один специфический момент. ...до сих пор действует постановление КМУ N 77, п. 2 которого учреждениям пенитенциарной сис! ! темы вместо уплаты сбора в Государственный инновационный фонд разрешено осуществлять отчисления в специальный фонд внебюджетных средств в размере 2 процентов от объема реализации продукции (работ, услуг)." Согласно утверждению Высшего арбитражного суда Украины (п. 1.3 письма от 29.01.99 г. N 01-8/46) "до принятия Верховной Радой Украины законов об инновационной деятельности и о сборе в инновационный фонд сохраняется существующий размер и порядок отчисления сбора в этот Фонд".

Ставка сбора

Что касается ставки сбора в Государственный инновационный фонд, то она сохранена на прежнем уровне - один процент от объекта налогообложения.

"Вместе с тем в Законе о бюджете не содержится никаких указаний относительно каких-либо иных уровней ставок", хотя в ст. 3 Закона Украины "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины" установлена льгота в размере 50 % от ставки сбора для участников экономического эксперимента - предприятий горно-металлургического комплекса согласно перечню, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 01.10.9! ! 9 г. N 1820. 

Объект налогообложения

"...плательщики сбора уплачивают в Государственный инновационный фонд сбор в размере 1 процента от "объема реализации продукции (работ, услуг), уменьшенного на сумму налога на добавленную стоимость и акцизного сбора"." Однако "с применением этой нормы в 2000 году возникают определенные проблемы".

Ныне определение объема реализации отсутствует - ранее "для определения объекта налогообложения по сбору в Государственный инновационный фонд традиционно использовался показатель выручки от продукции (товаров, работ, услуг)" - п. 3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия), однако он "уже не может применяться начиная с 01.01.2000 г., поскольку приказ Минфина Ук! ! раины от 18.08.95 г. N 139 "Об утверждении объема и форм бухгалтерского отчета предприятия и Инструкции о порядке их заполнения" признан утратившим силу".

В национальных стандартах бухгалтерского учета отсутствует определение термина "объем реализации", однако в ПБУ-3 "Отчет о финансовых результатах" (п. 13 и п. 18) содержится определение дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В п. 6 ПБУ-15 "Доход" приведен перечень особенностей признания и оценки дохода, в том числе и дохода от реализации продукции (работ, услуг).

"Вместе с тем вопрос об особенностях применения национа! ! льных стандартов бухгалтерского учета для исчисления объекта налогообложения в Государственный инновационный фонд требует дополнительных разъяснений со стороны ГНАУ." Объем реализации продукции (работ, услуг) применяется в качестве объекта налогообложения по инновационному сбору для плательщиков, осуществляющих производственную деятельность.

В зависимости от вида деятельности СПД Законом о бюджете установлены и "другие объекты налогообложения:

- объем реализации продукции собственного производства за вычетом НДС и акцизного сбора - для плательщиков сбора, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, но которые не являются плательщиками фиксированного сельхозналога...;

- сумма торговой или сбытовой наценки (надбавки) за реализованные товары - в торговой, посреднической и снабженческо-сбытовой деятельности...;

- валовой доход - для организаций и учреждений банковской и страховой сфер деятельности, но в 2000 году для целей исчисления инновационного сбора валовой доход исчисляется за вычетом установленных законодательством отчислений в обязательные резервы, что является принципиально новым! ! моментом".

в заключение - еще о двух вещах, которые так и не были урегулированы Законом о бюджете.

По-прежнему, законодательно не установлена обязательность предоставления деклараций или расчетов по этому виду сбора в органы государственной налоговой службы. Это означает, что финансовые санкции за неуплату сбора или за занижение объекта налогообложения применены быть не могут.

Так же, как и ранее, законодательно не установлены сроки уплаты сбора. Введены они были не Законом, а совместным письмом Минфина Украины, Минэкономики Украины и Комитета по научно-техническому прогрессу при КМУ от 21.02.92 г. N 12-02, 57-86/37, 1-8/76, а затем повторены приказом Министерства по делам науки и технологий от 01.10.98 г. N 258."

Подробнее - в публикации.
 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультац! ! ии", 3 апреля 2000 г., N 14 (377), с. 81 

Дата подготовки 05.04.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Интернет-поддержка ресурса LIGA ONLINE
LuckyLink - спутниковый Интернет
http://www.ll.net.ua





http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное