Комментарий Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5 (статьи 43-52)
Комментарий к пункту 43
В п. 43 Постановления обращается внимание на то, что тот или иной обязательный платеж относится к налогам или сборам исходя из его правовой природы (сути), а не названия. Например, предусмотренный подп. "г" п. 1 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязательный платеж, поименованный как сбор на нужды образовательных учреждений, является налогом, а не сбором по определению (п. 1 ст. 8 НК РФ). Аналогично налогом является такой обязательный платеж как сбор за уборку территорий населенных пунктов (подп. "х" п. 1 ст. 21 Закона).
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату налога, поэтому в случае неуплаты обязательного платежа, являющегося по своей сути сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 122 НК РФ.
Комментарий к пункту 44
Если налоговый агент в момент выплаты дохода не имел возможности удержать налог, то в связи с невозможностью исполнения данной обязанности он не может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ.
Если налоговый агент имел возможность удержать налог, но не удержал, либо удержал налог, но не перечислил его в бюджет, то он подлежит привлечению к ответственности, установленной ст. 123 НК РФ.
Комментарий к пункту 45
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и информационной деятельности" документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Материальным носителем могут быть как бумага, так и магнитные и другие устройства. Независимо от вида материального носителя каждый документ (справка и т.д.), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом, поскольку отвечает признакам документа. Данное обстоятельство необходимо учитывать при применении п. 1 ст. 126 НК РФ.
Комментарий к пункту 46
В соответствии со ст. 133 НК РФ нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. В то же время, статьей 304 БК РФ предусмотрено взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в случае несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление средств, подлежащих перечислению на счета соответствующих бюджетов.
В п. 46 Постановления делается вывод, что в тех случаях, когда речь идет о налоговых правоотношениях, подлежит применению ст. 133 НК РФ, а не ст. 304 БК РФ, поскольку нормы налогового законодательства в этих случаях являются специальными по отношению к нормам бюджетного законодательства. Ст. 304 БК РФ применяется во всех остальных случаях, когда банком допускается несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих перечислению на счета соответствующих бюджетов.
Комментарий к пункту 47
Ст. 134 НК РФ необходимо применять с учетом ст. 76 НК РФ, т.к. именно в ст. 76 НК РФ установлены те обязанности, за неисполнение которых банк может быть привлечен к ответственности. Следовательно, если банк не допустил нарушений ст. 76 НК РФ, он не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 134 НК РФ. В частности, необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Комментарий к пункту 48
В п. 48 комментируемого Постановления разъясняется, что в ст. 137 и 138 НК РФ упоминается не акт налоговой проверки, а акт налогового органа как его решение, непосредственно влияющее на права и обязанности налогоплательщика или налогового агента. Под актом ненормативного характера понимается, в частности, требование, решение, постановление, письмо, телеграмма и другой документ, подписанный уполномоченным лицом – руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся прав и обязанностей конкретного налогоплательщика.
Важно отметить, что налогоплательщик вправе выбирать способ защиты своих прав – либо путем обжалования решения налогового органа, либо путем обжалования требования. Признание неправомерным и недействительным решения налогового органа влечет недействительность требования. Признание требования недействительным, если оно обжаловалось в связи с отсутствием оснований для взыскания, т.е. по существу, также влечет недействительность решения.
Комментарий к пункту 49
На практике налогоплательщики не всегда имеют возможность предъявить иск непосредственно к тому должностному лицу, действия (бездействие) которых нарушили права налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик вправе предъявить иск к соответствующему налоговому органу. При этом суд вправе привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.
Комментарий к пункту 50
В п. 50 НК РФ Пленум ВАС РФ разъясняет, что налоговые споры между налоговыми органами и нотариусами, охранниками и детективами, занимающимися частной практикой, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Однако данный вывод не бесспорен. П. 2 ст. 138 НК РФ прямо устанавливает, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд. При этом в соответствии с п. 2 ст. 11 под индивидуальными предпринимателями в п. 2 ст. 138 НК РФ следует понимать в том числе и частнопрактикующих нотариусов, охранников и детективов. Следует сделать вывод, что частнопрактикующие нотариусы, охранники и детективы вправе обжаловать акты налоговых органов, действия и бездействие их должностных лиц путем подачи искового заявления в арбитражный суд.
При подготовке проекта новой редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ важно учесть, что налоговые споры с участием частнопрактикующих нотариусов, охранников и детективов являются по сути экономическими спорами и должны рассматриваться в специализированных – арбитражных – судах. Субъектный признак в данном случае не имеет значения
Комментарий к пункту 51
В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 5 Федерального закона "О государственной пошлине" налоговые органы, выступающие в качестве истцов по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Налоговые санкции не относятся к обязательным платежам, т.е. данный пункт не предусматривает освобождения налоговых органов от уплаты государственной пошлины по искам о взыскании налоговых санкций. В связи с этим Пленум ВАС РФ сослался на подп. 1 п. 3 ст. 5 Закона, согласно которому от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Необходимо отметить, что подп. 1 п. 3 ст. 5 Закона, безусловно, шире по своему содержанию подп. 5 п. 3 ст. 5, однако в данном случае должна применяться все-таки специальная норма, установленная в подп. 5 п. 3 ст. 5. В связи с этим необходимо внести дополнения в подп. 5 п. 3 ст. 5 Закона и учесть данное обстоятельство при разработке главы Налогового кодекса о государственной пошлине.
Комментарий к пункту 52
В п. 52 НК РФ разъясняется, на основании какой нормы подлежит возврату из бюджета государственная пошлина, уплаченная налогоплательщиком по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.
Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.
Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.
Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.
Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите нам