Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Комментарии. Выпуск от 05.12.2007


КонсультантПлюс

Новые документы для бухгалтера. Комментарии

Выпуск от 05.12.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы


Содержание обзора


1. В 2007 г. с 1 сентября максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 23 400 руб.

2. Исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - как признавать расходы на их приобретение после 1 января 2008 г.?

3. Минфин России разъяснил порядок применения пониженных ставок по ЕСН сельскохозяйственными товаропроизводителями

3.1. Может ли организация с неполным производственным циклом признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем?

3.2. Как применять пониженные ставки по ЕСН?


Комментарии


1. В 2007 г. с 1 сентября максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 23 400 руб.


Название документа:

Федеральный закон от 23.11.2007 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"


Комментарий:

Как уже известно, весной этого года Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 22.03.2007 N 4-П признал не соответствующими Конституции РФ положения законодательства, ограничивающие предельный размер пособия по беременности и родам фиксированной суммой, поскольку этим нарушаются права женщин, средний заработок которых превышает предельный размер пособия. В шестимесячный срок с момента провозглашения Постановления (т.е. до 23 сентября 2007 г.) законодателю было предписано внести изменения, которые бы обеспечили большую пропорциональность между суммами, перечисляемыми в ФСС России с зарплат женщин, и максимальным размером предоставляемого им пособия по беременности и родам.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 183-ФЗ максимальный размер пособия на 2008 - 2010 гг. был повышен до 23 400 руб. Теперь же рассматриваемым Законом такое повышение произведено и на 2007 г. на период с 1 сентября (ч. 1.1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ).

В наших обзорах мы не раз уже обращались к вопросу о максимальном размере пособия по беременности и родам в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П. Последним поводом к этому было одно из писем ФСС России, в котором давались рекомендации по расчету пособий в преддверии принятия того Закона, о котором идет речь сегодня (см. выпуск обзора от 29.08.2007).

Напомним, что относительно предельного размера пособия по беременности и родам есть иная точка зрения, согласно которой, несмотря на принятые законы, повышающие предельный размер до 23 400 руб., работодатель вправе с 23 сентября 2007 г. выплачивать пособие в размере 100 процентов среднего заработка и требовать возмещения этого пособия от ФСС России. Ведь при принятии и Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ, увеличивающего размер пособия в 2008 г., и рассматриваемого Федерального закона от 23.11.2007 N 266-ФЗ, повышающего этот размер с 1 сентября 2007 г., правовая позиция Конституционного Суда РФ фактически не была учтена.

Оба данных Закона увеличивают размер пособия на семь с лишним тысяч рублей. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 22.03.2007 N 4-П потребовал от законодателя не увеличить максимальный размер пособия, а установить большую пропорциональность между суммами, уплачиваемыми в ФСС России с зарплаты женщины, и максимальным размером пособия. Этого сделано не было. В результате женщины со средним заработком, превышающим 23 400 руб., по-прежнему не смогут получать пособие больше данной фиксированной суммы.

В ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ указывается, что юридическая сила Постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Следовательно, как пп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ, в котором говорится об увеличении размера пособия с 1 января 2008 г., так и положения Федерального закона от 23.11.2007 N 266-ФЗ, увеличивающие этот размер с 1 сентября 2007 г., Конституции РФ не соответствуют. Поэтому работодатель вправе в такой ситуации выплачивать с 23 сентября 2007 г. пособие в размере, не превышающем 100 процентов среднего заработка.

Отдельно необходимо сказать о следующем. Рассматриваемый Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 28.11.2007 (п. 1 ст. 2 Закона). В то же время положения, увеличивающие предельный размер пособия в 2007 г. до 23 400 руб., распространяются на правоотношения, возникшие с 01.09.2007 (п. 2 ст. 2 Закона). Однако в той части, в которой предельный размер пособия ограничивается суммой в 23 400 руб., данные поправки (с 23 сентября) не улучшают положение работников, а наоборот, ухудшают его. Ведь с 23 сентября, согласно упомянутому Постановлению Конституционного Суда РФ, положения законодательства, устанавливающие максимальный размер пособия по беременности и родам в фиксированной сумме, утратили силу.

Ранее в других своих постановлениях Конституционный Суд РФ уже обращался к вопросу об обратной силе законов, ухудшающих положение граждан. В Постановлении от 24.10.1996 N 17-П говорится, что по смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. В Постановлении от 24.05.2001 N 8-П также указывается, что придание обратной силы закону, ухудшающему права граждан, несовместимо с требованиями Конституции РФ. В полной мере эти выводы применимы и к рассматриваемому случаю. Упустив время для своевременного принятия соответствующих поправок в закон о бюджете ФСС России на 2007 г., утвердив эти поправки только сейчас, законодатель на период с 23 сентября по 28 ноября 2007 г. ухудшил положение граждан, поскольку в это время в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П норма о предельном размере пособия, ограниченного фиксированной суммой, уже не действует и пособие может выплачиваться в размере 100 процентов среднего заработка. Поэтому на указанный период (23 сентября - 28 ноября 2007 г.) изменения, вновь ограничивающие размер пособия фиксированной суммой, распространяться не могут. Но на период с 1 по 22 сентября 2007 г. вносимые изменения, наоборот, положение граждан улучшают и потому могут применяться.


Применение документа (выводы):

В 2007 г. работодатели могут:

- выплачивать пособие по беременности и родам в максимальном размере - 23 400 руб. За период с 1 сентября 2007 г. в соответствии с разъяснениями ФСС России (Письмо от 07.08.2007 N 02-13/07-7134) можно произвести перерасчет пособий, выплаченных ранее;

- за период с 1 по 22 сентября выплачивать пособие по беременности и родам в размере, не превышающем 23 400 руб., за период с 23 сентября по 27 ноября - в размере 100 процентов среднего заработка, с 28 ноября - в размере не более 23 400 руб., основываясь на том, что поправки, устанавливающие новый предельный размер пособия, обратной силы иметь не могут. Однако это влечет за собой споры с ФСС России, органы которого откажутся возместить пособие;

- за период с 1 по 22 сентября выплачивать пособие по беременности и родам в размере, не превышающем 23 400 руб., а с 23 сентября - в размере 100 процентов среднего заработка, основываясь на том, что внесенные изменения не соответствуют Конституции РФ. Однако в этом случае органы ФСС России в возмещении пособия откажут и свою точку зрения придется отстаивать в судебном порядке.



2. Исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - как признавать расходы на их приобретение после 1 января 2008 г.?


Название документа:

Письмо Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/2/211


Комментарий:

Одно из самых заметных изменений в налоговое законодательство, вступающих в силу 1 января 2008 г., - увеличение с 10 тыс. до 20 тыс. руб. первоначальной стоимости имущества (основных средств и нематериальных активов), признаваемого амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ). Следовательно, в 2008 г. и далее по приобретенному имуществу со стоимостью 20 тыс. руб. и менее не будет начисляться амортизация и затраты на его приобретение будут учитываться единовременно.

Однако в ст. 264 НК РФ как один из видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией, названы затраты по приобретению исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 тыс. руб. (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). Внеся поправки в ст. 256 Кодекса, о данной норме законодатель забыл, и никаких изменений в этот подпункт не вносилось.

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство говорит о том, что, несмотря на увеличение с 1 января 2008 г. первоначальной стоимости, при которой нематериальные активы признаются амортизируемым имуществом, порядок включения в состав прочих расходов затрат, связанных с приобретением исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 тыс. руб., остался прежним.

К сожалению, из этих разъяснений не до конца понятно, как именно, по мнению Минфина России, следует признавать с 2008 г. расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ, если их стоимость составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Поэтому необходимо отметить следующее. В любом случае при создании (или приобретении) данных исключительных прав после 1 января 2008 г. амортизация по ним не начисляется: согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются основные средства и нематериальные активы с первоначальной стоимостью свыше 20 тыс. руб. И даже если формально затраты не могут признаваться прочими расходами согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, организация все равно может учесть их в качестве прочих, но уже на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (как иные расходы, связанные с производством и реализацией).


Применение документа (выводы):

После 1 января 2008 г. при приобретении исключительных прав на программы для ЭВМ расходы признаются:

- при стоимости исключительных прав до 10 тыс. руб. как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ;

- при стоимости исключительных прав от 10 тыс. до 20 тыс. руб. как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

- при стоимости исключительных прав свыше 20 тыс. руб. по нематериальному активу начисляется амортизация.


3. Минфин России разъяснил порядок применения пониженных ставок по ЕСН сельскохозяйственными товаропроизводителями


Название документа:

Письмо Минфина России от 15.10.2007 N 03-04-06-02/200


Комментарий:

Организация, которая занимается производством и первичной переработкой сельхозпродукции (но не осуществляет последующую промышленную переработку), обратилась в Минфин России за следующими разъяснениями: является ли она сельскохозяйственным товаропроизводителем, а если да, то в каком порядке применяются пониженные ставки по ЕСН? Позиция финансового ведомства по этим вопросам такова.


3.1. Может ли организация с неполным производственным

циклом признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем?


Прежде всего, Минфин России вновь подтвердил: с 1 января 2007 г. в целях ЕСН нужно использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведенное в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Согласно этому определению к рассматриваемой категории относятся организации и предприниматели, которые производят, осуществляют первичную и последующую (промышленную) переработку, а также реализуют сельхозпродукцию при условии, что в общем доходе доля от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов в течение календарного года. По мнению финансового ведомства, из этих положений не следует, что сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть только лица, осуществляющие полный производственный цикл. Значит, организация, которая занимается отдельными видами деятельности (например, только производством и реализацией или только переработкой (первичной или последующей) и реализацией), также может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем. Таким образом, в этой части Минфин России поддерживает налогоплательщиков.


3.2. Как применять пониженные ставки по ЕСН?


Теперь что касается порядка применения пониженных ставок по ЕСН. Как считает финансовое ведомство, соответствие налогоплательщика критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя надо определять каждый месяц года. Причем, пока такое соответствие не будет достигнуто (то есть доля от реализации сельхозпродукции не достигнет 70 процентов в общем доходе), ЕСН следует рассчитывать по общим ставкам, установленным абз. 1 п. 1 ст. 241 НК РФ. А право на применение пониженных ставок по налогу возникает только после подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Представляется, что подобный подход не учитывает особенности производства сельхозпродукции, при котором выручку от реализации организация начинает получать только во второй половине календарного года. Если следовать рекомендациям Минфина России, то налогоплательщик, фактически являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, будет в течение года сначала переплачивать налог, а потом иметь право на его зачет. Однако организация может быть не заинтересована в таком способе расчетов с бюджетом. В этом случае она может руководствоваться следующими аргументами. Глава 24 НК РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих пониженные ставки по ЕСН, ежемесячно подтверждать свой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей. Главное, чтобы такой статус был подтвержден по итогам налогового периода (календарного года), в течение которого организация уплачивала налог по пониженным ставкам. Поэтому, если по итогам предыдущего налогового периода доля от реализации сельхозпродукции составила не менее 70 процентов общего дохода, с начала текущего налогового периода организация может применять пониженные ставки по ЕСН (разумеется, если по итогам года выручка окажется меньше, то налог придется доплатить). Заметим, что такой же принцип отнесения налогоплательщиков к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей (по итогам предыдущего налогового периода) используется в целях ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). А с 01.01.2008 при признании организации сельскохозяйственным товаропроизводителем надо будет руководствоваться положениями именно этой главы (ст. 241 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ). Наконец, ранее сам Минфин России, отвечая на вопрос, по результатам какого периода организация может быть отнесена к сельскохозяйственным товаропроизводителям, разъяснял: показатель соответствующей доли (не менее 70 процентов) определяется по данным предшествующего календарного года (например, данные за 2006 г. для показателей 2007 г.). По этому поводу см. Письмо от 28.03.2007 N 03-03-06/1/180.


Применение документа (выводы):

1. Организация с неполным производственным циклом, соблюдающая критерий по выручке, может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем.

2. При расчете ЕСН налогоплательщик, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем:

1) должен применять общие ставки до тех пор, пока выручка от реализации сельхозпродукции не достигнет 70 процентов общего дохода, как рекомендует Минфин России;

2) может применять пониженные ставки по налогу с начала налогового периода (если соответствующий критерий соблюдался по итогам предыдущего года), однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.





Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное