КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 20.02.2017
Открыта регистрация на VII Петербургский Международный Юридический Форум
Форум − уникальная площадка для обсуждения ключевых тенденций в развитии законодательства. Миссия Форума − продвижение идей модернизации права в условиях глобальных изменений.
Организатор − Министерство юстиции при поддержке Президента Российской Федерации.
Форум пройдет 16-20 мая 2017 года в Санкт-Петербурге.
КонсультантПлюс оказывает Форуму информационную поддержку.
Основания привлечения к административной ответственности за употребление алкоголя за рулем
предлагается привести в соответствие с международным законодательством
Согласно приложению к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 года (заключено в г. Женеве 01.05.1971), в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях - в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством.
В настоящее время при установлении факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, определенного наличием абсолютного этилового спирта в крови, административная ответственность не наступает. Такие ситуации возникают при оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме лицам, пострадавшим в ДТП или находящимся в беспомощном состоянии и доставленным в медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
С этой целью МВД России предлагает примечание к статье 12.8 КоАП РФ "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения" дополнить положением, согласно которому ответственность, предусмотренная этой статьей и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ (устанавливающей запрет употребления алкоголя после ДТП или остановки транспортного средства сотрудником полиции), будет наступать в случае
установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется в том числе наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.
В перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением
риск-ориентированного подхода, включен федеральный государственный надзор в сфере труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будет проводиться в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:
решением главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
решением главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875, дополнено новым приложением "Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска".
Определены общие требования к разработке и утверждению
проверочных листов (списков контрольных вопросов)
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в
соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному пре
дпринимателю обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящим постановлением утверждены такие общие требования.
Установлено, что форма проверочного листа должна, в частности, содержать:
указание вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки (далее - перечень вопросов);
соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приостановление выдачи разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автодорогам из-за нарушения сроков согласования маршрута признано незаконным
Верховным Судом РФ признан не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258, согласно которому в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования маршрута уполномоченный орган
приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
Суд установил, что такое приостановление носит не ограниченный точным временным периодом характер, поскольку не содержит указания на его предельный срок, а возобновление оформления специального разрешения зависит от вероятностного события, которое может и не наступить, например, в случае непредставления согласования (неполучения ответа).
Пункт 22 Порядка не содержит указания о том, какие действия заявитель может или должен предпринять в данной ситуации, а также о том, какие действия должен предпринять уполномоченный орган для обеспечения возможности получения заявителем специального разрешения, что, по сути, делает правовое регулирование отношений заявителя и уполномоченного органа неопределенным.
Оспариваемое нормативное положение нарушает права владельцев транспортных средств на получение необходимой государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления ее предоставления, без предусмотренных законом оснований создает препятствия для реализации прав лиц, осуществляющих перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, может освобождать уполномоченный орган от обязанности по предоставлению государственной или муниципальной услуги без принятия
решения об отказе в выдаче специального разрешения.
Арбитражным судом Дальневосточного округа представлен обзор
судебной практики за 4 квартал 2016 года
Обзор включает в себя в числе прочего практику рассмотрения споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; практику разрешения споров, возникающих из договоров строительного подряда, энергоснабжения, аренды и купли-продажи земельных участков; практику рассмотрения процессуальных вопросов.
В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:
использование ненадлежащей проектной документации не устраняет ответственность подрядчика;
не допускается ущемление прав социально значимых категорий потребителей путем ограничения им потребления электроэнергии;
лицензиат обладает исключительным правом на использование земельного участка, предоставленного в целях недропользования, в течение всего срока действия лицензии;
аннулирование после заключения договора купли-продажи кадастровых сведений о земельном участке не является неустранимым препятствием в регистрации права собственности покупателя на этот участок;
течение срока исковой давности по требованию о взыскании с конкурсного управляющего убытков начинается не ранее прекращения производства по делу о банкротстве должника;
с заявлением о возврате исполнительского сбора можно обратиться в пределах трехлетнего срока с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для возврата;
при определении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс доллара США, установленный на день регистрации таможенной декларации.
Для руководителей, главбухов и работников с финансово-хозяйственными
полномочиями ФГУ, ФГУП и казенных предприятий установлен запрет на совместную трудовую деятельность с родственниками
Такие работники и граждане, претендующие на замещение данных должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данный запрет не распространяется на работников, замещающих другие должности в ФГУ или ФГУП, казенных предприятиях, созданных для выполнения задач, стоящих перед федеральными госорганами, а также на граждан, претендующих на такие должности.
Напомним, что в настоящее время действует аналогичный запрет для работников, замещающих должности в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, иных организациях, созданных на основании федеральных законов или для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами, а также для лиц, претендующих на такие должности.
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ
Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ.
В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему.
Зачет таких ошибочно перечисленных сумм возможен в счет погашения задолженности по другим налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 11 июля 2016 года с использованием ОКВЭД 1, в
автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2
ФНС России сообщает также, что в случае если одному коду вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 соответствует несколько кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, в ЕГРЮЛ и ЕГРИП были внесены все коды ОКВЭД 2, соответствующие данному коду ОКВЭД 1.
Если коду основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 соответствует несколько кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП в качестве основного вида экономической деятельности внесен код с наименьшим значением кода по ОКВЭД 2. Остальные коды видов экономической деятельности по ОКВЭД 2 внесены в качестве дополнительных видов деятельности.
Отмечено также, что при необходимости в регистрирующий орган можно представить заявление для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП уточненных сведений о кодах видов экономической деятельности по ОКВЭД 2.
Уточнены перечни документов для открытия банковских счетов, счетов по депозитам, закрытия банковских счетов отдельным категориям лиц
Поправками, в частности:
уточнены перечни документов, представляемых в банк для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему место нахождения за пределами РФ, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность в РФ через отделение, индивидуальному предпринимателю, а также физическому лицу, занимающемуся частной практикой (в том числе
иностранному гражданину), нотариусу и адвокату;
установлен перечень документов, представляемых в банк для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, и имеющей место нахождения за пределами РФ;
предусмотрен перечень документов, представляемых финансовым управляющим для открытия счета гражданина или ИП, признанного несостоятельным (банкротом), а также для распоряжения денежными средствами, размещенными на счетах и во вкладах указанных лиц;
определен перечень документов, представляемых АСВ в кредитную организацию, для открытия счета страховой организации, признанной банкротом, в иностранной валюте;
установлен перечень документов, представляемых в банк для открытия счета по депозиту физическому лицу, занимающемуся частной практикой, а также нотариусу и адвокату;
скорректирован порядок представления в банк карточки с образцами подписей и оттиска печати;
уточнен перечень документов, представляемых для закрытия банковского счета должника в ходе конкурсного производства, в ходе реализации имущества гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, признанного несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим (финансовым управляющим);
уточнено содержание банковских правил, являющихся внутренним документом кредитной организации;
предусмотрены особенности открытия банковских счетов, счетов по депозитам ЮЛ и ИП, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления), иностранным юридическим лицам для совершения операций их обособленными подразделениями (филиалами, представительствами), иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность в РФ через отделения.
Указание вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Кредитные организации должны привести банковские правила в соответствие с утвержденным Указанием в течение 180 дней со дня его вступления в силу.
В ходе инспекционных проверок кредитных организаций (их филиалов) может проводиться осмотр предмета залога и ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя)
Организацию проведения указанного осмотра осуществляет Главная инспекция в порядке и случаях, установленных нормативными и иными актами Банка России.
Прописана процедура оформления полномочий на проведение осмотра предмета залога и (или) ознакомления с деятельностью заемщика (залогодателя) в распоряжении на проведение проверки, и устанавливаются требования к формированию задания на проведение проверки (дополнения к заданию на проведение проверки).
Установлено также, в частности, что проведение внеплановых проверок может осуществляться на основании решений, принимаемых руководителем территориального учреждения Банка России по местонахождению структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), при наличии оснований для проведения тестирования счетно-сортировальных машин, применяемых кредитными организациями при обработке банкнот Банка России, предназначенных для выдачи клиентам.
Росалкогольрегулированием приведен образец заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на
бумажном носителе
Форма журнала, а также порядок его заполнения были утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 N 164.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, на период с 1 по 31 января 2017 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
Увеличен до 40 процентов лимит размещения ФСС РФ страхового резерва в
одной кредитной организации
Страховой резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может размещаться на банковских депозитах в кредитных организациях на определенных Правительством РФ условиях.
В целях повышения интереса к размещениям средств страхового резерва увеличен с 20 до 40 процентов лимит на их размещение в одной кредитной организации.
Кроме того, в частности, определен алгоритм расчета лимита, в пределах которого кредитная организация вправе подавать заявку на размещение средств страхового резерва, а также уточнена процедура отбора и очередность удовлетворения поданных кредитными организациями заявок.
Работы по подтверждению пригодности новой продукции для применения в строительстве в РФ будут выполняться подведомственным Минстрою России федеральным государственным учреждением
Правительством РФ определено, что работы по проверке и подтверждению пригодности новой продукции для применения в строительстве, в том числе по проведению анализа результатов испытаний новой продукции, по подготовке заключения о ее пригодности для применения в строительстве, выполняются подведомственным Минстрою России ФГУ за плату на основании договора с заявителем. Указанные услуги являются необходимыми и обязательными для оказания госуслуги по подтверждению пригодности новой продукции. Размер
платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными, устанавливается Правительством РФ, если это предусмотрено федеральным законом, или федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.
Установлено также, что техническое свидетельство (документ, разрешающий применение в строительстве на территории России новой продукции при условии ее соответствия приведенным в свидетельстве требованиям) подготавливается, в том числе, на основе вышеуказанного заключения.
С 31 марта 2017 года вводятся методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы
Единичные расценки предназначены для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ и в комплексе с другими сметными нормативами используются для определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом в порядке, установленном действующими методическими документами.
Единичные расценки используются непосредственно в локальных сметных расчетах (локальных сметах) для определения сметных прямых затрат.
С 31 марта 2017 года вводятся методические рекомендации по разработке
индексов изменения сметной стоимости строительства
Индексы изменения сметной стоимости строительства предназначены для определения стоимости строительства базисно-индексным методом на стадии разработки проектной документации в уровне цен, соответствующем периоду разработки сметной документации.
Область и порядок применения индексов изменения сметной стоимости устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами.
Облегченный визовый режим с ОАЭ не распространяется на детей граждан России, которые вписаны в паспорта родителей
С 1 февраля 2017 года граждане России могут получить однократную визу для посещения ОАЭ сроком до 30 дней во всех пограничных пунктах этой страны.
При этом Ростуризм сообщает, что все без исключения граждане России, которые хотели бы воспользоваться данным правом, должны иметь отдельный паспорт.
Кроме того, согласно местному законодательству, каждый человек, находящийся в ОАЭ, обязан иметь медицинскую страховку. Ростуризм рекомендует перед поездкой оформить страховой полис, покрывающий весь срок пребывания в ОАЭ.