В Гражданский кодекс РФ внесены уточнения, направленные на реализацию обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках присоединения к Всемирной торговой организации
В частности, предусмотрено, что ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы или искусства либо на объекты смежных прав устанавливаются в определенных особых случаях при условии, что такие ограничения не противоречат обычному использованию произведений либо объектов смежных прав и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей. Ограничения исключительных прав на товарные знаки устанавливаются в отдельных случаях при условии, что такие ограничения учитывают законные
интересы правообладателей и третьих лиц.
Установлено, что предоставление принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, относящегося к технологии полупроводников, допускается исключительно для его некоммерческого использования в государственных, общественных и иных публичных интересах или для изменения положения, которое признано нарушающим требования антимонопольного законодательства РФ.
Обеспечивается предоставление охраны обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают установленным требованиям.
Ужесточаются лицензионные требования на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных
и фонограмм
Установлено, что основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, когда такая деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) будет являться, в том числе, аннулирование лицензии, выданной ранее на осуществление
такой деятельности.
Кроме того, в перечень лицензионных требований и условий включено требование об осуществлении указанной деятельности с использованием производственного оборудования, принадлежащего лицензиату на праве собственности. Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
На 2011 - 2013 годы установлены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг
Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья на 2011 год установлен в размере 81,2 рубля в месяц, на 2012 год - 88,3 рубля в месяц, на 2013 год - 96 рублей в месяц. Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в 2011 году составит 5,6 рублей, в 2012 году - 6,1 рубль, в 2013 году - 6,6 рублей. Также утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных
услуг по субъектам РФ. Утвержденные федеральные стандарты вступают в силу с 1 января 2011 года.
Уточнен порядок раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг
Соответствующие многочисленные изменения внесены в Федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах", "Об инвестиционных фондах" и некоторые другие законодательные акты.
Более подробно регламентирован состав информации, включаемой эмитентом ценных бумаг в состав ежеквартального отчета. Установлен подробный перечень сведений (состоящий из пятидесяти пунктов), подлежащих раскрытию или предоставлению в форме сообщений о существенных фактах; в него включены сведения, касающиеся, в частности, созыва и проведения общих собраний акционеров, проведения заседаний совета директоров и некоторых его решений, судебных исков, предъявленных к эмитенту, эмиссии ценных бумаг, совершения эмитентом
крупных сделок и т.д.
Установлена обязанность эмитента при регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, предоставлять информацию также и в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности. Установлены также условия предоставления информации о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и порядок освобождения эмитентов с небольшим количеством акционеров и выпускаемых ценных бумаг от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление
информации о ценных бумагах.
Введен термин "контролирующее лицо", под которым понимается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов либо обладающее некоторыми другими возможностями влиять на управление подконтрольной организацией. Этот термин применяется только в целях раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг.
Указанные нормы вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования закона, за исключением нормы, устанавливающей порядок освобождения от обязанности раскрытия и предоставления информации о ценных бумагах, которая вступает в силу с 1 января 2011 года.
Вводится государственная регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду
Изменениями, внесенными в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" от 05.07.1996 N 86-ФЗ, предусмотрено, что государственная регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, будет осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ.
Уточнено понятие генно-инженерной деятельности - это деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии в целях создания генно-инженерно-модифицированных организмов.
Установлено, что генно-инженерная деятельность III и IV уровней риска, осуществляемая в замкнутых системах, подлежит лицензированию.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2009 год
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозировался в сумме 3 282 951 083,1 тыс. рублей. В результате исполнения бюджета доходы Фонда составили 3 222 648 830,8 тыс. рублей (т.е. 98,2 процента от запланированного объема). Общий объем расходов Фонда был определен в сумме 3 041 483 420,5 тыс. рублей. По итогам года расходы Фонда были осуществлены на 98,9 процента от запланированного объема, в сумме 3 008 659 868,2 тыс. рублей. В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части
трудовых пенсий доходы Фонда составили 2 939 754 697,3 тыс. рублей, расходы - 2 998 653 912,2 тыс. рублей. Профицит бюджета за 2009 год составил 213 988 962,6 тыс. рублей. В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, бюджет исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 36 785 200,9 тыс. рублей. В 2009 году были увеличены размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери к!
ормильца; осуществлена индексация страховой части указанных пенсий на 7,5%; проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 17,5 процента. В результате проведенных мероприятий, в частности, средний размер трудовой пенсии по старости за 2009 год повысился на 1720 рублей, средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и составил 4245 рублей.
Утвержден отчет об исполнении бюджета ФСС РФ за 2009 год
В 2009 году бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 440 045 731,7 тыс. рублей (97,4 процента от прогнозируемого объема) и расходам в сумме 448 500 817,1 тыс. рублей (99 процентов). Таким образом, в целом превышение расходов бюджета Фонда над доходами составило 8 455 085,4 тыс. рублей. Недовыполнение доходов к утвержденным показателям сложилось в основном за счет снижения поступлений по обязательному социальному страхованию в части ЕСН. В 2009 году Фонд осуществлял расходы на финансовое обеспечение 16 публичных
нормативных обязательств в сумме 360 239,7 млн. рублей, около половины которых составили расходы на реализацию мер государственной демографической политики. В 2009 году значительно возросли расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию. Пособия по временной нетрудоспособности выплачены в 2009 году в сумме 149 058,3 млн. рублей. Расходы по материнству и детству, осуществляемые за счет средств Фонда, по сравнению с 2008 годом выросли !
на 30,7 процента и составили 137 084,9 млн. рублей. По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 52 905,7 млн. рублей.
Утвержден отчет об исполнении бюджета ФФОМС за 2009 год
Доходы бюджета составили 126 562 369,8 тыс. рублей, против прогнозируемых 119 070 242,0 тыс. рублей. Основными источниками доходов Фонда были налоговые поступления и трансферты из федерального бюджета. Расходы фонда были запланированы в сумме 114 070 242,0 тыс. рублей. По результатам 2009 года расходы бюджета (с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 года) составили 130 037 389,3 тыс. рублей. Таким образом, бюджет Фонда исполнен с объемом дефицита в сумме 3 475
019,9 тыс. рублей, вместо запланированного профицита бюджета, определенного в сумме 5 000 000,0 тыс. рублей.
Средства Фонда направлялись, в том числе: на осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС в сумме 91 643 420,8 тыс. рублей; на ОМС неработающего населения (детей) в сумме 3 822 570,0 тыс. рублей, на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в размере 17 000 000,0 тыс. рублей. Помимо этого, в 2009 году Фондом осуществлялось
финансирование мероприятий в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" (проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарах детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д.).
Во II квартале 2010 года величина прожиточного минимума выше, чем в I квартале
В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения во II квартале составит 5625 рублей (в I квартале 2009 года - 5518 рубля), для трудоспособного населения - 6070 рублей (ранее - 5956 рубля), пенсионеров - 4475 рублей (ранее - 4395 рубль), детей - 5423 рублей (ранее - 5312 рубля).
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Субъекты естественных монополий обязаны соблюдать стандарты раскрытия информации, подлежащей свободному доступу
Установлено, что контроль со стороны ФСТ РФ, ФАС РФ, Минкомсвязи РФ, Минэнерго РФ, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий осуществляется в отношении факта раскрытия информации, источника опубликования, избранного субъектом регулирования, сроков и периодичности раскрытия, полноты раскрытия, порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации, форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм, порядка раскрытия информации
по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования. Контроль осуществляется в форме: систематического наблюдения, проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрения ходатайств субъекта регулирования и (или) третьего лица об изменении применения субъектом регулирования утвержденных форм и периодичности предоставления информации, рассмотрения заявлений об отмене решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственног!
о регулирования тарифов, принятых в рамках осуществления контроля.
Положение о лицензировании букмекерских контор и тотализаторов приведено в соответствие с федеральным
законом
В перечень требований, предъявляемых к соискателям лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, включены требования о минимальном размере уставного капитала организатора азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, наличии у него банковской гарантии, проведении ежегодной аудиторской проверки его деятельности, представлении отчетности об определенных размерах долей в уставном капитале. Права быть организаторами азартных игр
в букмекерских конторах и тотализаторах лишены лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Нарушение перечисленных требований отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований (влекущим, в частности, административную ответственность).
Ранее указанные требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах были установлены Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 22.04.2010).
Включение
торговых объектов в схему их размещения должно быть согласовано
Размещение нестационарных торговых объектов (расположенных на земельных участках в зданиях, строениях и сооружениях государственной собственности) осуществляется с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации"). Согласно утвержденным Правилам включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества. Основанием для отказа включения объектов в схему является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, а также установленные закон!
одательством РФ ограничения в их обороте.
Определен новый порядок согласования Федеральной службой по тарифам предложений уполномоченных органов субъектов РФ о переходе к регулированию тарифов на электроэнергию с применением метода доходности инвестированного капитала
Установлен новый срок подачи уполномоченными органами субъектов РФ в ФСТ РФ заявлений о переходе на метод доходности инвестированного капитала, связанный с новым определением периодов регулирования, - не позднее 15 октября текущего года (ранее заявления должны были подаваться до 1 сентября года, предшествующего началу первого долгосрочного периода регулирования).
Изменен перечень прилагаемых к заявлению документов, подтверждающих экономическую возможность перехода соответствующей организации электроэнергетики на указанный метод регулирования, и сформулированы критерии (в т.ч. определены математические формулы расчета экономических параметров), в соответствии с которыми ФСТ РФ принимает решение о согласовании предложений о переходе к указанному методу регулирования. Установлено также, что пропуск срока подачи заявления о переходе на новый метод регулирования является
основанием для отказа в согласовании предложений о переходе регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
Заявления о продлении срока действия первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования должны представляться не позднее 15 октября текущего года первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования (но не ранее второго года первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования), и пропуск этого срока также является основанием для отказа в принятии решения о продлении срока. К заявлению о продлении срока должны прилагаться документы по перечню, в большей части соответствующие ранее действовавшему
перечню документов, прилагаемых к заявлению о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
Порядок согласования Федеральной службой по тарифам предложений органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, установленный Приказом ФСТ РФ от 23.09.2008 N 192-э/4, признан утратившим силу.
Определен порядок определения величины спроса на мощность, учитываемой системным оператором для определения объема мощности, отбираемого на год поставки
Утвержденным "Положением о порядке определения величины спроса на мощность..." установлен порядок определения прогнозируемого объема потребления электроэнергии (в т.ч. повышающие температурные коэффициенты для конкретных субъектов РФ), порядок учета объемов производства электроэнергии, порядок определения величины объема пикового потребления для определения объема покупки мощности в целях компенсации потерь организацией, управляющей общероссийской электрической сетью, и порядок определения планового
коэффициента резервирования мощности (включающего в себя постоянное значение, коэффициент прогнозного недоиспользования мощности и коэффициент, учитывающий экспорт электроэнергии).
По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.