КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 23.01.2020
Директор проектов по LegalTech-инновациям и новым технологиям цифровой экономики
Программа повышения квалификации сфокусирована на изучении законодательства по новым технологиям: блокчейн, смарт-контракты, искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети, кибербезопасность.
Обучение состоится 30 января - 19 марта в Москве. Организатор - школа права "СТАТУТ", школа LegalTech-юристов и др.
Обновлена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации
Доктрина отражает официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности РФ, учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства.
В Доктрине в числе прочего приведены показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки, отмечены существующие риски и угрозы, обозначены основные задачи реализации продовольственной безопасности, механизмы и организационные основы ее обеспечения.
Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120, которым был утвержден аналогичный документ стратегического планирования в указанной сфере.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Устанавливается, что Председатель Правительства РФ имеет 9 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Упраздняется Минкавказ России с передачей его функций Минэкономразвития России.
Также устанавливается, что руководство деятельностью Росреестра, Росздравнадзора и ФМБА России осуществляется Правительством РФ, а руководство деятельностью Росимущества осуществляет Минфин России.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
До 1 декабря 2020 года продлен срок, в течение которого сотрудники МВД России будут осуществлять оформление и выдачу биометрических загранпаспортов на территории МФЦ
Установлено, что организация предоставления указанной государственной услуги, оказываемой МВД России и определенной пунктом 4(6) Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", будет
осуществляться в многофункциональных центрах сотрудниками МВД России до 1 декабря 2020 г. Согласно действующей редакции данная деятельность осуществляется сотрудниками МВД России до 1 февраля 2020 г.
Определены основные направления государственной политики в сфере развития российской электронной промышленности на период до 2030 года
Утвержденная Стратегия призвана обеспечить создание конкурентоспособной отрасли на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации и технического перевооружения производственных мощностей, освоения новых промышленных технологий.
Развитие будет осуществляться по следующим ключевым направлениям развития отрасли: "Научно-техническое развитие", "Средства производства", "Отраслевые стандарты", "Кадры", "Управление", "Кооперация", "Отраслевая информационная среда", "Рынки и продукция", "Экономическая эффективность".
Реализация Стратегии будет осуществляться в 3 этапа:
первый этап (2020 - 2021 годы) - увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке, подготовка активного продвижения на международные рынки;
второй этап (2022 - 2025 годы) - продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и партнерства с иностранными партнерами;
третий этап (2026 - 2030 годы) - устойчивый рост отрасли и обеспечение ее лидирующих позиций на перспективных рынках, обеспечение глобального технологического лидерства.
Установлены целевые показатели развития отрасли к 2030 году.
Утвержден перечень поручений по итогам встречи Президента РФ с представителями добровольческих (волонтерских) организаций
В частности, Правительству РФ необходимо, в числе прочего:
принять меры по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел, медицинских организаций и добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей, а также по созданию единой федеральной базы данных таких лиц;
рассмотреть вопрос о создании необходимых условий для участия лиц предпенсионного и пенсионного возраста в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
рассмотреть вопрос о проведении ежегодно в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях краткосрочных занятий, направленных на информирование детей о правилах пожарной безопасности во время нахождения на природе.
Банк России планирует снизить страховые тарифы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов
Указанием в числе прочего предлагается:
снизить минимальную базовую ставку страхового тарифа для опасных производственных объектов (далее - ОПО), зарегистрированных в период с 1 января по 8 мая 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" или в отношении которых в указанный период были внесены изменения в государственный реестр ОПО в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 "Об утверждении Административного регламента по
предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов";
установить "тарифный коридор" базовых ставок для ОПО, не упомянутых в приложении к Указанию.
Согласно проекту, для определения базовой ставки страхового тарифа исходя из предлагаемых предельных (максимальных и минимальных) значений базовых ставок страховщик осуществляет анализ технических и конструктивных характеристик ОПО, по результатам анализа самостоятельно определяет базовую ставку страхового тарифа и направляет владельцу ОПО на бумажном носителе документ, содержащий обоснование результата определения базовой ставки страхового тарифа.
Скорректирован порядок расчета единовременной социальной выплаты сотрудникам некоторых правоохранительных органов для приобретения (строительства) жилого помещения
Согласно пункту 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой по установленному нормативу с учетом права на дополнительную площадь, вычитается общая площадь жилых помещений, имеющихся в наличии у сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи, за исключением отдельных случаев (в частности, не подлежит исключению площадь помещений, не отвечающих
установленным требованиям).
Теперь к таким случаям отнесено проживание (независимо от размеров занимаемого жилого помещения) в коммунальной квартире, а также проживание в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более.
В сведениях о бюджетном обязательстве в графе "Номер документа-основания" можно указать номер закупки
В случае заключения договора с использованием единого агрегатора торговли получатели средств федерального бюджета представляют в ТОФК одновременно со сведениями о бюджетном обязательстве копию заключенного договора, созданную в указанной информационной системе.
Поскольку в печатной форме копии договора отсутствует реквизит "номер договора", а в заголовке копии договора отражается номер соответствующей закупки, присваиваемый в едином агрегаторе торговли, по мнению Минфина России, при постановке на учет бюджетного обязательства, возникшего на основании договора, заключенного с использованием единого агрегатора торговли, получатель средств федерального бюджета может указывать в графе "Номер документа-основания" Сведений о бюджетном обязательстве (код формы
0506101) номер закупки, указанный в копии договора, в качестве номера документа, на основании которого возникает бюджетное обязательство.
Неправомерно не удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ доначисляются (взыскиваются) налоговым органом за счет собственных средств налогового агента
По мнению ФНС России (с учетом внесения изменений Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в пункт 5 статьи 208 и пункт 9 статьи 226 НК РФ), суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки:
не признаются доходами физического лица;
не подлежат отражению в сведениях по форме N 2-НДФЛ, а также в расчете по форме N 6-НДФЛ;
отсутствуют основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены.
Подготовлено типовое письмо ФНС России, направляемое организации для проведения сверки сведений о ТС и земельных участках, в целях перехода на новый порядок уплаты данных налогов
С 2021 года вступают в силу изменения в НК РФ, отменяющие представление в налоговые органы налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.
Одновременно вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщений налоговых органов об исчисленной сумме указанных налогов.
В связи с изложенным налоговые органы с применением разработанной типовой формы письма будут информировать о возможности проведения по обращению налогоплательщика сверки сведений, содержащихся в ЕГРН, о постановке на учет организации в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и (или) недвижимого имущества (земельных участков).
ФНС России напоминает, что выписка из ЕГРН предоставляется без взимания платы, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе.
После проверки (сверки) представленной информации налоговым органом будут приняты меры по актуализации содержащихся в ЕГРН сведений.
Последний раз представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо за 2019 год в срок не позднее 3 февраля 2020 года
Обязанность представления деклараций по данным налогам отменена с 2021 года, т.е. с отчетности за налоговый период 2020 года.
ФНС России также напоминает о том, что изменилось в порядке налогообложения и формирования отчетности по этим налогам (в частности, актуализированы коды видов транспортных средств, а также учтены изменения, касающиеся определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода).
Минфином России предложены поправки, направленные на совершенствование контроля за трансфертным ценообразованием
Подготовлен проект закона, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающие, в частности:
возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами ценообразования, предусмотренными НК РФ, применения методов, используемых в соответствующем иностранном государстве;
уточнение условий признания сделок контролируемыми (это коснулось, в частности, сделок в области внешней торговли, а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента);
совершенствование процедуры заключения соглашения о ценообразовании (в том числе увеличиваются сроки рассмотрения заявления и документов налогоплательщика при заключении соглашения по внешнеторговым сделкам, предусматриваются особенности заключения такого соглашения в случае подачи контрагентом налогоплательщика аналогичного заявления в компетентный орган иностранного государства, дополняются основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании).
Установлен порядок указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств физлицу, на которые не может быть обращено взыскание
С 01.06.2020 часть 5 статьи 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" дополняется положением, согласно которому лица, выплачивающие заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых настоящим законом установлены ограничения (на которые не может быть обращено взыскание), обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.
Код указывается в реквизите 20 "Наз. пл." платежного поручения.
Банком России предусмотрены следующие коды для различных видов доходов:
"1" - при переводе заработной платы и иных доходов, в отношении которых установлены ограничения размеров удержания;
"2" - при переводе денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;
"3" - при переводе денежных средств, к которым ограничения не применяются.
Код вида дохода не указывается при переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых установлены ограничения и (или) на которые не может быть обращено взыскание.
Актуализирован порядок присвоения выпускам эмиссионных ценных бумаг и программам облигаций регистрационных номеров и их аннулирования
Порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ, которым была упрощена процедура эмиссии ценных бумаг.
Присвоение регистрационного номера выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг должно осуществляться Банком России, а также регистратором, биржей или центральным депозитарием в зависимости от того, кто из указанных лиц осуществляет регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Присвоение регистрационного номера программе облигаций должно осуществляться Банком России, биржей или центральным депозитарием в зависимости от того, кто из указанных лиц осуществляет
регистрацию программы облигаций.
Установлены форма (формат) заявления эмитента о сохранении индивидуального кода дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг и требования к его содержанию.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу Указания признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 13.10.2014 N 3417-У.
С отчета за январь 2020 года действуют обновленные указания по заполнению статистической формы N С-1, по которой подаются сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений
Форму предоставляют в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения юридические лица (организации-застройщики), которым выдано разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также юридические лица, имеющие на балансе предприятий объекты, не завершенные строительством.
Указывается, в частности, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, должно предоставлять отчет по форме в срок, указанный на бланке формы, с начала отчетного месяца, в котором произошла реорганизация юридического лица.
Для годового отчета - при реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 18.01.2019 N 9, которым были утверждены ранее действовавшие указания.
Обновлены оптовые цены на газ для потребителей Республики Крым и города Севастополя
Приказом определяются оптовые цены на газ, добываемый ГУП "Черноморнефтегаз":
реализуемый для производства электрической и тепловой энергии, для Международного центра "Артек", религиозных организаций, потребителей, обеспечивающих горение Вечного огня;
реализуемый населению Республики Крым в пределах квоты в размере 3500 куб. м в год;
реализуемый потребителям в иных случаях.
Оптовые цены установлены отдельно на период до 1 июля 2020 года и после 1 июля 2020 года.
Утратившим силу признается Приказ ФАС России от 20.11.2018 N 1609/18, которым утверждены ранее действовавшие аналогичные оптовые цены.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Минфином России определены таможенные органы, компетентные совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА
Карнет АТА представляет собой международный таможенный документ о временном ввозе товаров, приравниваемый к таможенной декларации для целей таможенного декларирования при применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска), позволяющий идентифицировать товары и используемый в качестве международно-действующей гарантии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минфина России от 31.01.2017 N 16н с внесенными в него изменениями.
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Отсутствие в декларации на товары сведений о средствах идентификации в отношении лекарственных средств не является основанием для отказа в регистрации и в выпуске товаров
Эксперимент по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения проводится на добровольной основе на основании заявок субъектов обращения лекарственных средств в период с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года.
В Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, отсутствуют требования об указании в графе 31 декларации на товары сведений о средствах идентификации в отношении лекарственных препаратов, помещаемых под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления. Указанное требование установлено только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными)
знаками, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 г. N 70.
Отсутствие в декларации на товары сведений о средствах идентификации в отношении лекарственных средств не является в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ основанием для отказа в регистрации и в выпуске товаров в соответствии со статьями 111 и 125 ТК ЕАЭС.
Отсутствие в декларации на товары сведений о средствах идентификации в отношении маркируемых товаров не является основанием для отказа в регистрации и в выпуске товаров
Согласно информации, предоставленной Минпромторгом России, в настоящее время разработаны и внесены в Правительство РФ проекты постановлений Правительства РФ, направленные на установление особенностей маркировки средствами идентификации товаров легкой промышленности, шин и покрышек, духов и туалетной воды, фототоваров.
Согласно проектам, с 1 декабря 2019 года начинается обязательная регистрация участников оборота указанных товаров в информационной системе мониторинга, а также с указанной даты участники оборота товаров получают возможность заказа кодов маркировки у оператора информационной системы мониторинга. В отличие от указанного срока, являющегося общим для товаров легкой промышленности, шин и покрышек, духов и туалетной воды, фототоваров, в отношении запрета на оборот не маркированных средствами идентификации
товаров в проектах постановлений предусмотрены различные сроки, а именно: для товаров легкой промышленности - с 1 января 2021 года, для шин и покрышек - с 1 декабря 2020 года, для духов и туалетной воды, фототоваров - с 1 октября 2020 года.
Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 (далее - Инструкция), предусмотрено указание в графе 31 декларации на товары сведений о средствах идентификации маркируемых товаров, помещаемых под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления, только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержденный Решением Совета
Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 г. N 70 (изделия из меха).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 г. N 204 в Инструкцию внесены изменения, предусматривающие для Российской Федерации указание в графе 31 декларации на товары сведений о средствах идентификации маркируемых товаров. Данное решение вступает в силу 2 февраля 2020 года.
До момента вступления в силу изменений в Инструкцию отсутствие в декларации на товары сведений о средствах идентификации в отношении маркируемых товаров не является в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством РФ основанием для отказа в регистрации и в выпуске товаров в соответствии со статьями 111 и 125 ТК ЕАЭС.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Розничный продавец, не имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения", не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по госконтракту
Фармацевтическая деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, является лицензируемым видом деятельности.
Розничный продавец, не имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения", не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по госконтракту.
Если участником вышеуказанной закупки является производитель лекарственных средств, то он в составе своей заявки предоставляет лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств".