КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 16.01.2020
Data Lawyers. Правовой режим оборота и обработки данных
На курсе повышения квалификации разберемся: как организовать сбор и хранение данных клиентов, контрагентов, сотрудников, как оформить права на информационные ресурсы, как работать с персональными данными и подготовиться к проверкам контролирующих органов.
10 февраля откроется курс 2 потока круглым столом в Минкомсвязи.
Величие России неотделимо от благополучия ее граждан - Президент РФ обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию
В этом году особое внимание было уделено вопросам повышения уровня доходов граждан страны и поддержки семей с детьми.
Президент РФ, в частности, предлагает:
с 1 января 2020 г. предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно;
продлить программу материнского капитала минимум до 31 декабря 2026 года, причем уже при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объеме;
увеличить материнский капитал на 150 тыс. руб. Право на эти выплаты семья получит при рождении уже второго ребенка. Общий размер материнского капитала для семей с двумя детьми составит 616 617 руб. Ежегодного материнский капитал будет индексироваться. Если в семье сейчас уже есть ребенок, то после рождения второго материнский капитал должен предоставляться в указанном увеличенном размере;
не позднее 1 сентября 2023 года обеспечить младших школьников во всех субъектах РФ бесплатным качественным горячим питанием.
Президент не обошел вниманием проблемы образования и здравоохранения.
В числе прочего предложено:
ввести с 1 сентября специальную доплату классным руководителям в размере не менее пяти тысяч рублей за счет средств федерального бюджета, при этом все действующие региональные выплаты за классное руководство должны быть сохранены;
ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, в приоритетном порядке отдавать эти места в региональные вузы;
изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям, при этом места должны стать целевыми, формируемыми по заявкам регионов РФ.
В сфере экономики необходимо:
ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Налоговые условия для крупных, значимых проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, а требования и нормативы при строительстве производственных объектов должны быть зафиксированы на три года. Эти гарантии инвесторам должны стать нормой закона;
завершить реформу контрольно-надзорной деятельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще;
обеспечить переход на экономику замкнутого цикла и уже с 2021 года начать применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей, когда производители и импортеры товаров и упаковок несут расходы по их утилизации.
Президент РФ отдельно акцентировал внимание на необходимости принятия поправок в Конституцию РФ.
В частности:
определить, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции РФ;
закрепить, что главы субъектов РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства;
в отношении лиц, претендующих на должность Президента РФ, закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее;
закрепить в Конституции РФ нормы о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, а также о регулярной индексации пенсий;
доверить Государственной Думе утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ, а затем по его представлению - всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом Президент РФ будет не вправе отклонить утвержденные кандидатуры.
Окончательное решение по всему пакету предложенных поправок в Конституции РФ будет приниматься по итогам голосования граждан.
С 1 июля 2020 года станет обязательным заполнение всеми госслужащими и лицами, претендующими на замещение должностей госслужбы, сведений о доходах и расходах с использованием СПО "Справка БК"
Соответствующие поправки внесены в порядок представления сведений о доходах гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими госдолжности РФ, а также гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными госслужащими, в Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". Кроме того, скорректирована форма справки о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденная Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460.
Предусмотрено, что сведения о доходах, информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений также могут храниться в электронном виде.
С 1 февраля 2020 года утратят силу акты РСФСР и РФ, содержащие устаревшее регулирование
Признаны утратившими силу 1259 актов (их отдельных положений), принятых с 1917 по 2002 год, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус "действующие", но не применяющихся на практике, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения, образования, экологии, хозяйственных, земельных правоотношений, здравоохранения и др.
Правительству РФ необходимо осуществить ряд мероприятий в сфере воздушных перевозок
В частности:
внести предложения по созданию авиационной компании, эксплуатирующей воздушные суда российского производства, основной деятельностью которой будет осуществление перевозок пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и в труднодоступных районах;
определить сроки начала, объемы серийного производства, а также стоимость поставки, владения и эксплуатации воздушных судов (в том числе с российскими силовыми установками), необходимых для осуществления указанных региональных и местных воздушных пассажирских перевозок, а также для нужд создаваемой авиационной компании;
подготовить предложения по реализации комплекса мер, направленных на снижение конечной стоимости авиационного керосина на территории Дальневосточного федерального округа и в труднодоступных районах.
Регламентирован порядок назначения и выплаты ПФ РФ дополнительного обеспечения летным экипажам и доплат к пенсиям работников угольной промышленности
Административный регламент определяет порядок предоставления госуслуги по установлению и выплате дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности.
Заявителями являются граждане, получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности".
Рассмотрение заявления о назначении ежемесячной доплаты и принятие решения о ее назначении или об отказе в назначении осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.
Предоставление госуслуги осуществляется бесплатно.
Утвержден регламент предоставления Роспотребнадзором государственной услуги по оценке соответствия качества оказания социально ориентированной НКО общественно полезных услуг в виде питания беженцев и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции
Регламентом определяются, в числе прочего, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме, приводится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Предусматривается, что основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги,
законодательством РФ не предусмотрены.
Срок предоставления госуслуги (принятие решения о выдаче заключения о соответствии качества оказания общественно полезных услуг либо направлении мотивированного решения об отказе в его выдаче) составляет 30 дней.
Госпошлина или иная плата за предоставление госуслуги не взимается.
Минтрудом России рекомендованы мероприятия по организации переобучения и повышения квалификации неработающих женщин, осуществляющих уход за малолетними детьми
Методические рекомендации устанавливают:
единые подходы к разработке мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет), не состоящих в трудовых отношениях;
механизмы организации переобучения и повышения квалификации женщин.
Оптимизирован порядок расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций
В частности:
уточнен порядок расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в части указания наименования структурного подразделения, осуществляющего расчет, сроков расчета и актуализации форм отчетности, на основе которых осуществляется расчет;
обновлен порядок представления документов, в том числе для получения разрешения на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов или на отчуждение в пользу иностранного инвестора акций (долей в уставном капитале) страховой организации.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
В рамках казначейского сопровождения средств гособоронзаказа платежный документ проверяется на наличие в нем детализированного кода направления расходования целевых средств
Порядком осуществления санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства (утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2019 г. N 220н), определен перечень направлений расходования целевых средств, содержащий наименование направления, укрупненные и детализированные коды направления расходования целевых средств и наименование выплат, указываемых в платежных документах.
Учитывая изложенное, территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку представленного головным исполнителем (исполнителем) платежного документа на наличие в нем текстового назначения платежа и детализированного кода направления расходования целевых средств, соответствующих укрупненному коду направления расходования целевых средств.
Положения нормативных правовых актов по вопросам казначейского сопровождения в 2020 году применимы в отношении целевых средств, предоставленных на основании контрактов (договоров), заключенных до 1 января 2020 года
Данный вывод Минфина России и Федерального казначейства основан на том, что нормативные правовые акты (НПА), регулирующие вопросы казначейского сопровождения в 2020 году, содержат положения, аналогичные положениям НПА, регулировавших вопросы казначейского сопровождения до 1 января 2020 года.
Указанными НПА, в частности, предусмотрено включение в условия соглашений, государственных (муниципальных) контрактов, договоров, а также договоров (контрактов, соглашений), заключаемых в рамках их исполнения, положений о применении казначейского сопровождения целевых средств.
Положения Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения применяются с 1 января 2020 года
Дата начала применения положений Протокола определена статьей XVI.
Протокол, в частности, уточняет положения, касающиеся вопросов определения резидентства, проведения компетентными органами государств взаимосогласительных процедур, исключения возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов, в том числе через использование резидентами третьих государств преимуществ, предоставляемых конвенцией.
Установлен порядок принятия решения о продолжении включения инвестиций в российские банки, полученных от иностранных инвесторов, в число иностранных
Настоящим Указанием определяются условия, при которых Банком России может быть принято решение о продолжении включения в расчет иностранных инвестиций в уставные капиталы банков, иностранных инвестиций, составляющих 51 и более процентов акций (долей) банка, осуществленных после 1 января 2007 года, при условии нахождения указанных акций (долей) в собственности инвестора в течение 12 и более лет (далее - решение), а именно:
фактическое значение участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале банков по состоянию на 1 октября года, в котором внесено предложение о принятии решения, составляет 30% и более, при этом прогнозное значение данного показателя по состоянию на 1 января следующего года составляет не менее 30%;
фактическое значение размера долгосрочных иностранных инвестиций в уставные капиталы банков по состоянию на 1 октября года, в котором внесено предложение о принятии решения, составляет 10% и более, при этом прогнозное значение данного показателя по состоянию на 1 января следующего года составляет не менее 10%.
Решение принимается Председателем Банка России и подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России", а также на официальном сайте Банка России в сети "Интернет".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Банк России обращает внимание участников рынка ценных бумаг на возможность использования практики дистанционного расторжения договоров
Сообщается, что в настоящее время в связи с возможностью проведения профессиональными участниками рынка ценных бумаг удаленной идентификации клиентов на финансовом рынке существует практика дистанционного заключения договоров. Вместе с тем, возможность дистанционного расторжения договоров, в частности договоров о брокерском обслуживании, используется брокерами реже. Так, для расторжения договора о брокерском обслуживании необходимо личное присутствие клиента в офисе брокера либо направление брокеру
нотариально удостоверенных документов.
Использование профессиональными участниками рынка ценных бумаг данной практики при расторжении соответствующих договоров влечет ущемление прав клиентов, в том числе порождает дополнительные временные и материальные затраты для клиента, и в целом негативно влияет на привлекательность финансового рынка.
Срок проведения экспертизы ККТ на соответствие требованиям законодательства не должен превышать двух месяцев
Утверждена методика проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств оператора фискальных данных, определяющая порядок и программу проведения экспертиз.
Для экспертизы изготовитель обязан предоставить экспертной организации помимо образца модели также установленный пакет документов (в том числе комплекты эксплуатационной и технической документации).
Экспертиза начинается не ранее даты подписания экспертной организацией акта приема-передачи образца модели. С этой даты исчисляется установленный срок проведения экспертизы.
По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое вручается заявителю или его представителю не позднее 7 рабочих дней со дня оформления.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 декабря 2019 года по 14 января 2020 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 477,6 доллара США за тонну.
Владельцы средств связи должны обеспечить устойчивое функционирование средств связи в рамках взаимодействия со средствами связи других операторов, в том числе находящихся за пределами территории РФ
К требованиям, с соблюдением которых владельцы средств связи обязаны использовать в своей сети связи средства связи, обеспечивающие взаимодействие со средствами связи других операторов, относятся, в том числе:
осуществление гарантийной и технической поддержки средств связи российскими юрлицами, не находящимися под контролем иностранных юридических и физических лиц;
отсутствие управления используемыми средствами связи с территории иностранного государства.
Установлены требования к системам управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования в России Интернета и сети связи общего пользования
Определены состав системы управления сетью связи и перечень функций, выполнение которых она обеспечивает.
В случае если система управления сетью связи является значимым объектом критической информационной инфраструктуры, защита от несанкционированного доступа к информации, содержащейся в автоматизированных системах управления сетью связи, осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом ФСТЭК России от 27.12.2017 N 239, в зависимости от присвоенной категории значимости.
В случае если система управления сетью связи является компонентом средства связи и осуществляет управление этим средством связи, защита от несанкционированного доступа к информации, содержащейся в ней, обеспечивается с соблюдением, в том числе, следующих требований:
предоставление гарантийной и технической поддержки средств связи российскими юридическими лицами, не находящимися под контролем иностранных юридических или физических лиц;
исключение возможности нарушения работоспособности средств связи посредством несанкционированного и совершаемого без контроля владельца системы управления удаленного обновления средств связи с территории иностранного государства;
исключение возможности управления средствами связи с территории иностранного государства.
Перерыв между государственными аттестационными испытаниями должен составлять не менее 7 календарных дней
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636, государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
Государственный экзамен проводится по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности. При формировании расписания между государственными аттестационными испытаниями устанавливается перерыв продолжительностью не менее 7 календарных дней.
Государственный экзамен, в том числе междисциплинарный, является государственным аттестационным испытанием, соответственно срок перерыва между государственными аттестационными испытаниями должен соответствовать вышеуказанным требованиям.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Разъяснен порядок аннулирования результатов государственного аттестационного испытания в случае удовлетворения апелляции
Сообщается, что в случае удовлетворения апелляции результат проведения государственного аттестационного испытания подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения апелляционной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность пройти государственное аттестационное испытание в сроки, установленные образовательной организацией.
Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Данное решение является основанием для аннулирования ранее выставленного результата экзамена и выставления нового.
Новый экзамен проводится не позднее даты завершения обучения в организации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.