КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 19.10.2018
Новое в корпоративном праве и корпоративном управлении
На конференции "Корпоративное право: время новых идей" обсудят такие темы: ключевая роль совета директоров в корпоративном управлении, внесений изменений в закон об АО, система управления рисками, изменения законодательства и права акционеров и др.
Организатор - журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" при участии Ernst&Young.
Уточнены правила предоставления федеральных субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по льготным кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Установлено, что субсидии предоставляются также на возмещение недополученных кредитными организациями доходов по льготным кредитам с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг).
Определено, что заемщик должен в том числе удовлетворять следующему требованию: являться сельскохозяйственным товаропроизводителем или организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, или относиться к малым формам хозяйствования. Установлены сроки подачи документов, подтверждающие долю дохода от реализации продукции в доходе от реализации товаров (работ, услуг),
составляющую не менее 70 процентов за календарный год.
Допускается включение в кредитные договоры (соглашения) условия о конвертации средств льготных краткосрочных кредитов и (или) льготных инвестиционных кредитов в иностранную валюту для расчетов с поставщиками по внешнеторговым контрактам по безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг).
Установлено, что субсидии предоставляются уполномоченным банкам по кредитным договорам, заключенным в 2019 году и последующих годах, - в размере 90 процентов ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения, связанного с изменением размера платы за пользование кредитом, - на дату заключения дополнительного соглашения.
Актуализирован Перечень областей аттестации экспертов по аккредитации
В перечень внесены, в частности, следующие поправки:
включена область аттестации экспертов по аккредитации органов по сертификации продукции в сферах пожарной безопасности, информационных технологий, колесных транспортных средств;
скорректирована позиция перечня "Аккредитация органов по сертификации систем менеджмента";
включены следующие сферы аккредитации испытательных лабораторий (центров) - пожарная безопасность, информационные технологии, карантин растений, лекарственные средства, медицинские изделия, колесные транспортные средства.
К третьему чтению подготовлен депутатский законопроект об использовании систем видео-конференц-связи при рассмотрении судьями дел об административных правонарушениях
Законопроектом устанавливается, в частности, что:
в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности;
судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе;
об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых признано обязательным в судебном заседании, путем использования систем видео-конференц-связи судья выносит определение;
судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, устанавливает связь с судом или учреждением, в которых используются системы видео-конференц-связи, для обеспечения участия в судебном заседании лица, присутствие которого признано обязательным в судебном заседании;
объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи, допускаются в качестве доказательств;
при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья также разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи;
использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.
По мнению авторов законопроекта, введение в производство по делам об административных правонарушениях процедуры использования видео-конференц-связи позволит участникам производства избежать финансовых и временных затрат, связанных с проездом от места их жительства или нахождения до места расположения суда, будет способствовать решению вопроса участия в рассмотрении дела лиц с ограниченными физическими возможностями, нетрудоспособных, а также лиц, находящихся в местах содержания под стражей и в местах
отбывания наказания в виде лишения свободы, позволит сократить сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Минтрудом России утверждена методика определения потребности субъектов РФ, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу
Согласно методике потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием ОКВЭД 2 и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ). Показатели потребности в профессиональных кадрах рассчитываются в среднегодовом исчислении. При этом среднесрочным является период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно; а долгосрочным - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет.
Методикой определены состав данных, используемых для определения такой потребности, а также демографические ориентиры и ориентиры рынка труда.
Потребность крупнейших работодателей в профессиональных кадрах определяется по каждому субъекту РФ (по регионам присутствия) как численность работников, необходимая для выполнения планируемых производственных показателей по видам экономической деятельности (разделам ОКВЭД 2) и занятиям (малым группам ОКЗ).
В приложении к методике приведен перечень укрупненных групп специальностей среднего профессионального образования и укрупненных групп направлений подготовки и специальностей высшего образования для определения потребности в инженерно-технических кадрах.
Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по научно-техническим разработкам и испытаниям в области производства труб из наномодифицированной стали
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение научно-технических исследований и разработки, контроля и испытаний в области производства бесшовных труб из наномодифицированной стали.
В функции данных специалистов входит:
- проведение лабораторных испытаний опытных образцов бесшовных труб из наномодифицированной стали;
- консультационно-методическое сопровождение и контроль проведения испытаний опытных образцов бесшовных труб из наномодифицированной стали;
- проведение проектных и научно-исследовательских работ по разработке новых бесшовных труб из наномодифицированной стали;
- разработка новых бесшовных труб из наномодифицированной стали и технологии их производства;
- организационное управление испытаниями опытных образцов бесшовных труб из наномодифицированной стали;
- организация разработки и внедрения новых бесшовных труб из наномодифицированной стали.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Утвержден профессиональный стандарт для мастеров производственного обучения вождению транспортных средств
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий.
В функции данных специалистов входит:
- проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий;
- педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий;
- планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Уточнен перечень документов и материалов для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства проекта бюджета субъекта РФ
Согласно поправкам, внесенным в Перечень документов и материалов, необходимых для подготовки указанного заключения:
исключен Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации (действующих и принимаемых);
включены Основные направления долговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, в новой редакции изложен пункт 21 перечня, в соответствии с которой представляется информация по прогнозу выполнения обязательств по соглашениям, заключенным с Минфина РФ, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, с учетом параметров внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и
плановый период.
Установлено также, что действие приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
В приложениях приводятся формы необходимых документов.
Если в кассовом чеке не помещается название услуги, его можно сократить и добавить код номенклатуры
Законом о ККТ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности. Это в том числе наименования товаров, работ, услуг.
Поскольку требования к данному реквизиту не конкретизированы, сообщается, что в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
Разработан протокол обмена информацией о финансовых счетах между ФНС России и организациями финансового рынка, описывающий технические аспекты информационного взаимодействия
Протокол определяет порядок, форматы, способ и регламенты электронного обмена данными между компонентами автоматизированных систем ФНС России и ОФР, а также другие необходимые сведения, на основе использования которых возможна реализация информационного взаимодействия.
Информационное взаимодействие осуществляется путем передачи и получения транспортных контейнеров и архивных файлов через сервис, размещенный на сайте ФНС России: https://service.nalog.ru/ofr/fs/index.do. Инициатором передачи и получения данных является ОФР.
ФНС России даны рекомендации по заполнению электронных форматов отчетов в отношении иностранных клиентов
В соответствии с НК РФ организации финансового рынка обязаны представлять в ФНС России информацию в соответствии с пунктом 1 статьи 142.2, пунктом 1 статьи 142.4 НК РФ.
Организации финансового рынка должны собирать информацию и направлять ее в налоговые органы в отношении клиентов (выгодоприобретателей и (или) прямо или косвенно их контролирующих лиц), которые не являются российскими налоговыми резидентами.
Настоящие рекомендации содержат описание типовых действий организаций финансового рынка, связанных с подготовкой и представлением отчетности в ФНС России.
Разработан формат передачи организацией финансового рынка уведомления об использовании права не представлять информацию по ранее заключенным договорам с клиентами - юридическими лицами с остатком средств менее или равным 250 тысяч долларов США
Формат описывает требования к структуре и содержанию электронного документа обмена. Номер версии настоящего формата RU:5.01.
Согласно Протоколу обмена информацией о финансовых счетах между федеральной налоговой службой и организациями финансового рынка (утвержден ФНС России) (версия от 31.08.2018) уведомления за 2017 г. заявитель направляет до 31.07.2018 г., за 2018 г. до 31.05.2019 года.
Организациям финансового рынка даны разъяснения по вопросам представления информации в налоговые органы об иностранных клиентах
Налоговый кодекс РФ дополнен положениями об автоматическом обмене финансовой информацией с иностранными государствами, в том числе предусмотрены права и обязанности организаций финансового рынка (ОФР) по представлению в налоговые органы: информации о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (территорий); иной информации, относящейся к договору на оказание финансовых услуг, заключенному между клиентом и
организацией финансового рынка.
Так, в частности, разъяснено, что:
к числу договоров, в отношении которых не требуется предоставление финансовой информации, относятся кредитные договоры, договоры аренды банковской ячейки или сейфа, договоры банковской гарантии;
если по договору страхования жизни выгодоприобретатель дает распоряжение на фактическое перечисление денежных средств третьему лицу, обладающему признаками иностранного налогоплательщика, то ОФР принять меры по установлению налогового резидентства этого третьего лица как реального выгодоприобретателя и, если такое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, представить в налоговый орган необходимую информацию;
понятие "лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента (выгодоприобретателя)" должно использоваться в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Так, например, при отсутствии физлица, осуществляющего управление юридическим лицом посредством доли участия в капитале, следует выявить лиц (при их наличии), осуществляющих управление каким-либо иным образом (это в том числе личные контакты с ответственными людьми либо с теми, кто участвует в капитале; управление без права собственности за счет участия в
финансировании предприятия; наличие тесных семейных отношений и пр.).
Разработан формат представления организацией финансового рынка информации о финансовых счетах клиентов - резидентов иностранных государств в уполномоченный орган в электронной форме
Формат описывает требования к структуре и содержанию электронного документа передачи в электронной форме сведений о финансовых счетах клиентов организаций финансового рынка, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (территорий).
Обновлены формы сообщений банком (иной кредитной организацией) об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета
В сообщении об открытии (о закрытии) счета, помимо прочего, указывается:
- наименование и адрес территориального органа ФСС РФ, в который предоставляется уведомление;
- наименование и адрес банка (иной кредитной организации), представляющего уведомление;
- сведения об открытом (закрытом) счете организации.
В сообщении об изменении реквизитов счета подлежат указанию, в частности, следующие сведения:
- наименование и адрес территориального органа ФСС РФ, в которое предоставляется уведомление;
- наименование и адрес организации, представляющей уведомление;
- сведения о ранее действовавшем счете;
- сведения о новом счете организации.
Уведомления подписываются уполномоченным лицом банка (иной кредитной организации) с указанием контактного номера телефона и проставлением оттиска печати (при наличии).
Утратившим силу признается Приказ ФСС РФ от 12.04.2011 N 67 "Об утверждении форм сообщений банком об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета", которым были утверждены ранее действовавшие аналогичные формы сообщений.
Утверждены новые образцы федеральных специальных марок и акцизных марок
Приказ издан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2017 N 433-ФЗ.
Утверждены образцы федеральных специальных марок в соответствии с требованиями к ним, установленными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 704, а также образцы акцизных марок в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 и Правилами маркировки алкогольной продукции акцизными марками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 866.
Также утвержден перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных и акцизных марок для маркировки алкогольной продукции. При печати марок на них наносится неповторяющееся сочетание трехзначного разряда и восьмизначного номера в виде арабских цифр и двухмерного штрихового кода (графическая информация в кодированном виде), содержащего идентификатор ЕГАИС. Марки должны быть защищены от подделки не ниже уровня "Б" согласно техническим требованиям и условиям изготовления защищенной
полиграфической продукции, утвержденным Приказом Минфина России от 07.02.2003 N 14н.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 сентября 2018 года по 14 октября 2018 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 592,1 доллара США за тонну.
Правительство РФ предлагает скорректировать порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Законопроектом предусматривается возможность для лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, исполнить право внесения авансового платежа, рассчитав его размер одним из трех способов:
в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате (с учетом корректировки ее размера) за предыдущий год;
в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
в размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объеме или массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода.
Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, а квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем
соответствующего квартала текущего отчетного периода (пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
С учетом изложенного вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2019 года.
Утверждена форма договора о предоставлении гранта в целях финансового обеспечения реализации программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы
В соответствующем договоре, заключаемом между организацией, наделенной функциями оператора в части финансового обеспечения реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы и некоммерческой организацией, выполняющей функции инфраструктурного центра, должны содержаться, в частности, следующие разделы:
- размер гранта, условия и порядок его предоставления и использования;
- отчетность;
- контроль за использованием средств гранта и ответственность сторон.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
С 1 ноября 2018 года по 30 апреля 2019 года будет применяться временный порядок ввоза в РФ биомедицинских клеточных продуктов "Ауденцел", "Элтрапулденцел", "Спанлекортемлоцел"
Установлен круг юридических лиц, которые осуществляют ввоз в РФ указанных биомедицинских клеточных продуктов (далее - БКП), в том числе конкретной партии незарегистрированного БКП.
Ввоз зарегистрированных БКП осуществляется при наличии сведений о включении их в госреестр БКП. Ввоз конкретной партии незарегистрированных БКП, предназначенной для его государственной регистрации (в том числе для проведения биомедицинской экспертизы, доклинических исследований и клинических исследований) или для оказания медицинской помощи конкретному пациенту по жизненным показаниям, осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного Минздравом России. Плата за выдачу разрешения не взимается.
Регламентирована процедура получения указанного разрешения, предусмотрены основания для отказа в его выдаче. Сведения о выданных разрешениях размещаются на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет.
Помещение зарегистрированных БКП под таможенные процедуры осуществляется при представлении в таможенные органы РФ сведений о включении таких БКП в реестр. Помещение конкретной партии незарегистрированного БКП под таможенные процедуры осуществляется при представлении в таможенные органы РФ разрешения на ввоз.
Помещение БКП под таможенную процедуру беспошлинной торговли не допускается.
Скорректированы некоторые требования безопасности при добыче угля подземным способом
Изменениями, в частности:
- уточняются требования к составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах;
- устанавливаются обязанности технического руководителя (главного инженера) шахты при проведении огневых работ;
- конкретизируются обязанности руководителя огневых работ и специалистов участка аэрологической безопасности во время проведения огневых работ;
- уточняется круг субъектов, обязанных выполнять требования безопасности, предусмотренные Правилами безопасности в угольных шахтах, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 N 550;
- уточняются полномочия технического руководителя (главного инженера) шахты;
- обновляются требования к системам поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией в шахтах;
- устанавливаются требования к системам дистанционного мониторинга (контроля) параметров безопасности шахты;
- устанавливаются специальные требования безопасности для подготовительных забоев шахт.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
МЧС России разъяснены условия, при наличии которых ответственность за управление судном, имеющим неисправность, с которой запрещена его эксплуатация, не наступает
Отмечается, что маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, проходят классификацию и освидетельствование, а также комплектуются спасательными и сигнальными средствами в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) (далее - Технический регламент). За невыполнение требований Технического регламента КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В связи с тем, что суда, построенные до вступления в силу Технического регламента, не могли быть спроектированы и построены с учетом требований указанного регламента, выполнение требований Технического регламента не всегда возможно в связи с конструктивными особенностями. В таких условиях, в случаях, когда в силу конструктивных особенностей невозможно в полной мере выполнить требования Технического регламента, могут быть применены ранее установленные нормы.
Также сообщается, что Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденные Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (далее - Правила), действуют в части, не противоречащей актам большей юридической силы, а также актам МЧС России, изданным позднее.
В соответствии с Правилами несоответствие нормам комплектации и оборудования маломерного судна, указанным в судовом билете, является неисправностью, с которой запрещена его эксплуатация.
Вместе с тем действующими Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденными Приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340 (далее - Правила регистрации), нормы комплектации и оборудования маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, в судовом билете, утвержденном Правилами регистрации, не указываются, поскольку такое указание с вступлением в силу Технического регламента является избыточным.
Таким образом, подтверждение установленных для маломерного судна норм комплектации и оборудования для выявления неисправностей маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация, является необходимым условием такого подтверждения только при наличии соответствующей графы и записей в ней в судовом билете, выданном до вступления в силу Правил регистрации.
В отношении судов, зарегистрированных в соответствии с Правилами регистрации, определение норм комплектации и оборудования для выявления неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация маломерного судна, осуществляется на основе категории сложности района плавания, установленной в судовом билете.
Поскольку положения Правил, в части установления норм комплектации и оборудования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в отношении которых такие нормы установлены, являются обязательными для соблюдения всеми судоводителями маломерных судов, вне зависимости от наличия соответствующей графы и записи в судовом билете, отсутствие такой записи в судовом билете после вступления в силу Правил регистрации не может служить основанием для освобождения судоводителя от административной
ответственности за управление судном, имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация.