КонсультантПлюс: Федеральное законодательство ежедневно Выпуск от 01.07.2014
Новшество! Информационный банк "Решения госорганов по спорным ситуациям"
В КонсультантПлюс включен новый банк "Решения госорганов по спорным ситуациям". Он содержит документы госорганов по патентным, антимонопольным и прочим вопросам. В частности, это решения Роспатента по спорам о товарных знаках, изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах и др., а также решения ФАС и УФАС по нарушениям законодательства в сфере размещения заказов в различных отраслях.
Политические партии будут отчитываться о своих финансах каждый год
Закон обязал политические партии ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в ЦИК России сводный финансовый отчет. Ранее указанный отчет представлялся политическими партиями один раз в три года.
Установлено, что до 1 апреля 2015 года политические партии должны представить в ЦИК России сводные финансовые отчеты за период 2013 - 2014 годов. При этом политические партии, созданные после 4 апреля 2012 года, в указанный срок должны представить сводные финансовые отчеты за период с года их создания до 1 января 2015 года.
Согласно закону политические партии обязаны раскрывать в финансовых отчетах сведения о членах партии, внесших в течение календарного года пожертвование или членский взнос в размере больше 4,33 миллиона рублей. В финансовых отчетах должны указываться фамилия, имя и отчество таких членов партии, наименование субъектов РФ, в которых они проживают, и размер их взносов.
Поправками ограничен максимальный размер займов и кредитов, которые политическая партия может получить в течение календарного года. Сумма договоров займа или кредита с одним и тем же лицом не может превышать пятикратный размер максимального пожертвования, установленного для физического лица (4,33 миллиона рублей).
Закон предусматривает обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политических партий. Обязательный аудит будет проводиться в случаях, если в отчетный период:
партия получала государственное финансирование;
общая сумма пожертвований партии, указанная в сводном финансовом отчете, составила 60 и более миллионов рублей;
общая сумма расходов партии, указанная в сводном финансовом отчете, составила 60 и более миллионов рублей.
Нормы об обязательном аудите отчетности политических партий вступают в силу с отчетности за 2016 год.
Установлены правовые основы стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Федеральным законом предусмотрены:
полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования;
принципы стратегического планирования (в том числе единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности);
задачи стратегического планирования (в частности, координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики, определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ);
виды документов стратегического планирования (в том числе ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, стратегия социально-экономического развития РФ, стратегии социально-экономического развития макрорегионов, стратегический прогноз РФ, государственная программа вооружения и др.);
порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования;
порядок государственной регистрации документов стратегического планирования;
порядок реализации документов стратегического планирования;
цель и задачи мониторинга реализации документов стратегического планирования.
Признан утратившим силу Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Установлены правовые основы для осуществления общественного жилищного контроля в Российской Федерации
Федеральным законом, в частности:
предусмотрено, что в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством;
к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений отнесено установление порядка осуществления общественного жилищного контроля.
Кроме того, в Федеральном законе "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в частности:
уточнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, и порядок распределения средств Фонда между субъектами РФ;
предусмотрены особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, и на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
установлено, что до 1 сентября 2014 года Фонд утверждает лимиты средств на капитальный ремонт для Республики Крым в сумме пятьдесят шесть миллионов девятьсот тысяч рублей и города федерального значения Севастополя в сумме сорок три миллиона триста тридцать тысяч рублей (на цели формирования указанных лимитов направляются доходы, полученные от инвестирования временно свободных средств Фонда).
Определены гарантии эффективной защиты от увольнения работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзов, не освобожденных от основной работы
В частности, установлена процедура:
получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ (сокращение численности или штата, несоответствие занимаемой должности или работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций
(не ниже цеховых и приравненных к ним);
представления работодателю мотивированного мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении указанной категории работников в соответствии с пунктом 5 статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Федеральный закон учитывает нормы Конвенции МОТ N 135 1971 года, а также позицию Конституционного Суда, выраженную в Определении от 04.12.2003 N 421-О и в Определении от 03.11.2009 N 1369-О-П.
Принят закон, направленный на совершенствование правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов, а также на устранение недостатков порядка их администрирования
Вносятся изменения в пять федеральных законов: "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования:", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете:", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев:", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В числе нововведений следует отметить, в частности, следующее:
страхователи, которые подают сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у них застрахованных лиц (в том числе по договорам гражданско-правового характера), обязаны представлять их в электронной форме (ранее на 50 лиц и более);
уточнен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (из данного перечня, в частности, исключены суммы выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства, сверх установленного размера);
к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, дополнительно отнесены арбитражные управляющие, а также иные лица, занимающиеся частной практикой, и установлен порядок их регистрации в территориальных органах страховщика;
установлены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
банкам вменили обязанность выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям;
определены прядок и основания продления (до четырех или шести месяцев) срока проведения выездной проверки.
Страховщиков, занимающихся социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязали оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения
Установлено, что страховщик обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о такой необходимости и дает согласие на получение и обработку его персональных данных.
Порядок оказания такой помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Установлен порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае причинения сотруднику учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов госнаркоконтроля и таможенных органов в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения
здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Федеральным законом установлено, что порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника будет определяться Правительством РФ.
Банкам запрещено раскрывать информацию о российских гражданах и юридических лицах иностранным государствам
Закон запретил организациям финансового рынка (кредитным организациям, брокерам, депозитариям, управляющим компаниям инвестиционных фондов и др.) собирать и передавать иностранным государствам информацию о следующих клиентах:
о гражданах России, за исключением граждан, имеющих одновременно иностранное гражданство (кроме гражданства государства - члена Таможенного союза) или вид на жительство в иностранном государстве;
об организациях, созданных в соответствии с законодательством России, в которых более 90 процентов акций уставного капитала прямо или косвенно контролируют указанные граждане России и (или) Российская Федерация.
Одновременно на иностранные организации финансового рынка возложена обязанность сообщать в ФНС России реквизиты открытых у них счетов (вкладов) российских граждан и организаций, которые прямо или косвенно контролируются российскими гражданами. Указанная информация должна сообщаться ими ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в течение которого указанные счета (вклады) были открыты.
В свою очередь, российские организации финансового рынка должны будут выявлять среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков для последующей передачи информации о них в иностранные налоговые органы.
Если у кредитной организации возникнет обоснованное и документально подтвержденное предположение, что ее клиент является иностранным налогоплательщиком, но такой клиент не представит информации, необходимой для его идентификации в качестве иностранного налогоплательщика, организация вправе отказаться от заключения с ним договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
Закон дополнил КоАП РФ статьей 15.27.2, которая вводит ответственность за неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов. Согласно данной статье в случае, если, например, банк раскроет иностранному налоговому органу информацию о своем клиенте - российском гражданине, на банк может быть наложен штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
В бюджетном законодательстве закреплены полномочия представительных органов госвласти субъектов РФ и муниципальных образований по рассмотрению проектов государственных и муниципальных программ
Соответствующие дополнения внесены в Бюджетный кодекс РФ. Поправки призваны реализовать единый подход при распределении прав и обязанностей различных ветвей государственной власти на всех уровнях бюджетной системы РФ при реализации программно-целевого принципа формирования бюджетов.
Вводятся дополнительные меры налогового стимулирования инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья
Принятым законом, в частности, уточняются условия применения налоговой ставки НДПИ ноль процентов при добыче нефти и газа горючего природного на некоторых участках недр (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, на территории Ненецкого автономного округа, полуостровах Ямал и Гыданский).
Корректируются сроки и условия применения коэффициента (Кд), характеризующего степень сложности добычи нефти, с учетом степени выработанности запасов, а также порядок применения показателей проницаемости и (или) эффективной ненасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья для целей определения значений коэффициента Кд.
Установлены особенности уплаты государственных пошлин при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды
Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ связано с объединением Верховного Суда РФ и ВАС РФ и перераспределением вопросов осуществления правосудия.
Установлены размеры госпошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в порядке гражданского процессуального законодательства, а также в порядке арбитражного процессуального законодательства (внесенные поправки не повлияли на ранее установленные размеры госпошлин).
В новой редакции изложены также положения НК РФ, касающиеся освобождения от уплаты госпошлин при обращении в судебную систему РФ.
За счет увеличения нефтегазовых доходов поступления в доходную часть бюджета 2014 года составят 14 238,8 млрд рублей против ранее прогнозируемых 13 570,5 млрд рублей
Уточнены параметры федерального бюджета на 2014 год.
Планируется объем дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 1 567,7 млрд рублей (ранее - 615,6 млрд рублей).
Нормативная величина Резервного фонда снижена с 5 132, 1 млрд рублей до 5 004,5 млрд рублей.
С учетом приведенных показателей вместо дефицита федерального бюджета в сумме 389,6 млрд рублей, планируется исполнение бюджета с профицитом в сумме 278,6 млрд рублей.
При этом ассигнования на исполнение публичных обязательств сокращены с 627,7 до 621,2 млрд рублей.
На 2014 год увеличены объемы бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ для частичного покрытия дефицитов (временных кассовых разрывов, осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС) в сумме до 180,0 млрд рублей (ранее - до 80,0 млрд рублей).
Уточнения коснулись также финансового обеспечения судов в 2014 году, погашения государственного внутреннего и внешнего долга, предоставления субсидий юридическим лицам, предоставления бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих, по поддержке экономики Крыма и Севастополя.
При передаче доли в уставном капитале в закрытый ПИФ у общества не возникает учитываемых для целей налогообложения доходов (расходов)
Данный вывод ФНС России основан на положениях статьи 277 НК РФ и пункта 1 статьи 10 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".
Доля в праве собственности на имущество ПИФа удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
При реализации (погашении) или ином выбытии ценных бумаг доходы будут формироваться исходя из цены реализации, а расходы - исходя из цены их приобретения, которая в этом случае будет равна стоимости переданной в ПИФ доли в уставном капитале общества.
Размер налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций уменьшается на сумму возвращенного в бюджет неиспользованного остатка субсидий
Согласно разъяснениям ФНС России указанную операцию следует рассматривать в качестве нового обстоятельства, влияющего на размер действительных налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций. В этом случае сумма перечисленного в доход бюджета остатка субсидий должна быть учтена в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произведено указанное перечисление.
Расширена сфера применения Федерального закона "О кредитных историях"
К субъектам кредитной истории помимо заемщиков по договору отнесены лица, являющиеся поручителями, а также принципалами, в отношении которых была выдана банковская гарантия или имеется вступившее в силу и неисполненное решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с задолженностью по внесению платы за жилье, коммунальные услуги, услуги связи, либо в связи с неисполнением алиментных обязательств.
С учетом этого уточнены положения, касающиеся источников и порядка представления сведений для формирования кредитных историй.
Так, например, установлено, что источники кредитных историй - организации, в пользу которых вынесены вступившие в силу и не исполненные в течение 10 дней решения суда о взыскании задолженности по коммунальным платежам и платежам за услуги связи, а также уполномоченные органы исполнительной власти (в том числе в отношении задолженности по алиментным обязательствам) вправе представлять о должниках информацию без получения их согласия. В обязательном порядке в бюро кредитных историй должна
представляться информация об исполнении должником соответствующих обязательств.
Законом закрепляется порядок отражения в кредитной истории факта уступки права требования по договору кредита (займа), а также порядок передачи информации в бюро кредитных историй при смене источника формирования кредитной истории.
Вводится административная ответственность источников формирования кредитных историй за неисполнение обязанности по подтверждению и представлению в бюро исправленных сведений, а также за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязанности по представлению информации об исполнении должником решения суда.
Продлен срок приема электронных документов, подготовленных при помощи программы-анкеты, размещаемой на официальном сайте Банка России версии 2.16.2, для профессиональных участников рынка ценных бумаг
Сообщается, что с 1 июля 2014 года для профессиональных участников рынка ценных бумаг актуальной версией программы-анкеты будет являться версия 2.16.2 и 2.16.3.
О дате окончания приема электронных документов, подготовленных при помощи программы-анкеты версии 2.16.2, будет сообщено дополнительно. До указанной даты Банк России принимает от профессиональных участников рынка ценных бумаг электронные документы, подготовленные при помощи программ-анкет версий 2.16.2 либо 2.16.3.
С 30 июня 2014 года максимальные сроки предоставления обеспеченных кредитов Банка России увеличиваются с 365 до 549 дней
Данное решение принято в отношении следующих операций постоянного действия:
кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами;
кредиты, обеспеченные золотом.
Сообщается, что Банк России сохранил процентные ставки по указанным инструментам на уровне 9,25% и 9,00% годовых соответственно. При этом по кредитам, предоставляемым на срок от 2 до 90 дней, сохраняется фиксированная процентная ставка, а кредиты на срок от 91 до 549 дней с 30 июня 2014 года предоставляются по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России.
Из отдельных законодательных актов исключено понятие "специализированный порт"
В Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и Лесной кодекс РФ внесены изменения, направленные на единообразное применение понятий "морской порт" и "речной порт", исключающие указание на их специализацию ("торговый", "рыбный", "специализированный", "озерный").
Изменениями устраняется терминологическое несоответствие указанных законодательных актов Федеральному закону "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" и Кодексу внутреннего водного транспорта РФ.
В отношении лица, ответственного за создание и проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, должен быть издан распорядительный акт
В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, является руководитель юридического лица. В случае возложения федеральным законом полномочий
по исполнению государственных функций на конкретное должностное лицо ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при исполнении государственных функций является это должностное лицо.
Указанное положение вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Другие положения данного Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2015 года.
Установлено, что квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, созданные и выданные в соответствии с требованиями, действовавшими до дня вступления в силу пункта 3 части 2 статьи 17 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции настоящего Федерального закона), признаются квалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи.
Электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с требованиями, действовавшими до дня вступления в силу пункта 3 части 2 статьи 17 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции настоящего Федерального закона), признается документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью.
Олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, могут быть обменены на имущество, находящееся в федеральной собственности
Решение о заключении договора мены принимается Правительством РФ по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, согласованному с собственником соответствующего олимпийского объекта федерального значения и предусматривающему перечень имущества, находящегося в федеральной собственности и предлагаемого для обмена, обоснование целесообразности предлагаемой сделки, в том числе в части эффективности распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, и равноценности
имущества, являющегося предметом сделки.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Внесены уточнения в технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011)"
В частности:
в новой редакции изложено понятие "мазут";
скорректированы сроки начала действия запретов на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 и дизельного топлива экологического класса К2 на территории Республики Казахстан;
в новой редакции изложены приложение 4 "Требования к характеристикам мазута" и приложение 5 "Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей".
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
В центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается размещение отходов производства и потребления I - III класса опасности
В границах прилегающей к озеру Байкал водоохранной зоны запрещается также захоронение отходов производства и потребления.
В центральной экологической зоне также разрешен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли особо охраняемых территорий и объектов при организации особо охраняемых природных территорий.
Границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал утверждаются Правительством РФ.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Уточнен порядок предоставления студентам помещений в общежитии
Наниматели жилых помещений в таких общежитиях, входящих в жилищный фонд образовательных организаций, по договорам найма жилого помещения должны вносить плату за наем и плату за коммунальные услуги.
Размер платы за наем в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии и определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).
Размер определенной в таком акте платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер, установленный учредителями этих организаций.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливается Правительством РФ.
ФСБ России предоставлено право установления порядка прохождения медицинских осмотров в органах федеральной службы безопасности
Порядок прохождения предварительных медицинских осмотров и вынесения заключений, а также перечень исследований, которые проводятся при прохождении диспансеризации, медицинских осмотров, в том числе предварительных медицинских осмотров, устанавливается ФСБ России по согласованию с Минздравом России.
Граждане, пребывающие в запасе, будут призываться на военные сборы сроком до двух месяцев
Объявлен призыв в 2014 году граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в органах государственной охраны, органах ФСБ России.
Военные сборы будут проводиться в сроки по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, за исключением проверочных сборов, сроки проведения которых определяются Минобороны России.
Расширен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне
Указанный перечень дополнен новой позицией - сведения о методах и способах защиты паспортов, иных изделий или полиграфической продукции, изготавливаемых по заказу ФМС России, от подделок, методах проверки их подлинности, предназначенных только для представителей ФМС России, МВД России, ФСБ России.
Кроме того, ФМС России включена в перечень государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, в отношении сведений:
о степени обеспечения безопасности населения;
по вопросам внешней политики, внешней торговли, научно-технических связей, раскрывающих стратегию, тактику внешней политики РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
о переговорах между представителями РФ и представителями других государств о выработке единой принципиальной позиции в международных отношениях, если, по мнению участников переговоров, разглашение этих сведений может нанести ущерб безопасности РФ и других государств;
о подготовке, заключении, ратификации, подготовке денонсации, содержании или выполнении договоров, конвенций, соглашений с иностранными государствами, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
За финансирование экстремистской деятельности установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет
Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей - "Финансирование экстремистской деятельности", устанавливающей ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, и за совершение тех же деяний лицом с использованием своего служебного
положения.
Кроме того, соответствующие поправки внесены в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "О противодействии терроризму", в частности, уточнены организационные основы противодействия экстремистской деятельности и положения об ответственности за распространение экстремистских материалов.
Подозреваемые и обвиняемые получили возможность свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую поддержку в связи с намерением обратиться в эту судебную инстанцию
Свидания предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.
Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников.
Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском Суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.
В АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением ВАС РФ
В частности, согласно поправкам арбитражные суды смогут ссылаться в своих решениях на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.
В связи с тем, что из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов (Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ), главой 23 АПК РФ будет регулироваться рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Законом определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в Верховном Суде РФ.
Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам будут рассматриваться Судебной коллегией ВС РФ. Срок для подачи жалобы составит, по общему правилу, 2 месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого решения.
Поступившие кассационные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет решать, требуется ли передать жалобу для рассмотрения в Судебную коллегию. Если судья откажет в передаче жалобы, Председатель ВС РФ, а также его заместитель смогут отменить его решение и передать жалобу для рассмотрения.
Основанием для отмены или изменения обжалуемых решений в кассационном производстве будут существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Надзорные жалобы будут рассматриваться Президиумом ВС РФ. В порядке надзора будут обжаловаться, в частности:
вступившие в законную силу решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции (если они не были предметом апелляционного рассмотрения);
определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.
Срок подачи надзорных жалоб составит 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Надзорные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ.
Закон предоставил право Председателю ВС РФ и его заместителю вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по жалобе заинтересованных лиц.
Такое представление может быть внесено в целях устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществить права, гарантированные АПК РФ либо существенно их ограничили.
В качестве оснований для отмены или изменения решений в порядке надзора предусмотрены:
нарушение прав и свободы человека и гражданина, гарантированных Конституцией , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Постановления Президиума ВС РФ будут вступать в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.
Закон определяет переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел после упразднения ВАС РФ.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Верховный Суд решил, что участники открытых торгов по продаже имущества должников в ходе процедур банкротства не обязаны предоставлять сведения о себе
Суд признал недействующим подпункт "д" пункта 4.3 Порядка проведения открытых торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54, в части слов "сведения о заявителе". Суд решил, что указанная норма противоречит пункту 11 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который не требует от заявителя указывать в заявке на участие в торгах сведения о себе.
Как указал Суд, ранее пунктом 11 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) предусматривалось, что заявка на участие в таких торгах должна содержать ряд сведений, в том числе сведения о заявителе. Аналогичная норма была воспроизведена и в подпункте "д" пункта 4.3 Порядка.
Однако Федеральным законом от 28.12.2010 N 429-ФЗ пункт 11 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" был изложен в новой редакции, в которой слова "сведения о заявителе" были исключены.
Россией ратифицирован договор с Арменией о развитии военно-технического сотрудничества, подписанный 25 июня 2013 года в Ереване
Предметом договора является порядок осуществления сторонами поставок продукции военного назначения в целях оснащения национальных вооруженных сил, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб сторон.
Согласно договору поставки продукции военного назначения будут осуществляться по контрактам, заключаемым уполномоченными организациями сторон, без выдачи лицензий на ввоз (вывоз) указанной продукции. При этом предусмотрено, что заключение этих контрактов будет осуществляться уполномоченными организациями сторон по перечням продукции военного назначения, поставляемой одной стороной другой стороне, утвержденным уполномоченным органом стороны, поставляющей продукцию военного назначения.
Продукция военного назначения в соответствии с таможенным законодательством каждой из сторон перемещается с территории одной стороны на территорию другой стороны по выпискам из утвержденных перечней поставляемой продукции военного назначения, выдаваемым уполномоченным организациям сторон уполномоченными органами сторон.
Россией ратифицировано соглашение с Арменией о сотрудничестве в сфере поставок в Армению природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов, подписанное 2 декабря 2013 года в Ереване
Целью Соглашения является организация беспошлинных поставок нефтепродуктов, природного газа и алмазов до присоединения Армении к евразийскому интеграционному пространству.
В соответствии с Соглашением, компетентные органы сторон согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Армении нефтепродуктов и природного газа на следующий календарный год, а также утверждают индикативные балансы на следующий календарный год для определения их поставок в Армению.
Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины с нефтепродуктов и природного газа в объемах внутреннего потребления, утвержденных в составе индикативных балансов, а также в отношении алмазов, поставляемых в Армению.
Соглашением также предусматривается заключение договоров между хозяйствующими субъектами России и Армении в целях определения порядка и объемов поставок алмазов алмазодобывающими предприятиями России гранильным предприятиям Армении.
Соглашением запрещается реэкспорт в третьи страны товаров, поставляемых из России в Армению.
Россией ратифицирован договор о добрососедстве и союзничестве с Казахстаном в XXI веке, подписанный 11 ноября 2013 года в Екатеринбурге
Договором устанавливается взаимовыгодное интеграционное сотрудничество между Россией и Казахстаном в оборонной, военно-технической, социальной, торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической областях, а также предусматривается проведение Россией и Казахстаном согласованной внешней политики, тесное взаимодействие в деле укрепления мира, повышения стабильности, безопасности на евразийском пространстве и во всем мире, а также содействие развитию и укреплению контактов и связей между
парламентами, политическими партиями, общественными организациями России и Казахстана.
Кроме того, договором обеспечивается осуществление Россией и Казахстаном согласованного комплекса мер по управлению миграционными процессами, включая взаимное обеспечение свободного перемещения граждан обоих государств. Россия и Казахстан обязуются поддерживать деятельность информационно-культурных центров, осуществляющих культурно-просветительскую работу среди диаспор двух государств.