КонсультантПлюс: Федеральное законодательство ежедневно Выпуск от 07.04.2014
Новое! «Документы на контроле» - новые возможности в КонсультантПлюс
В КонсультантПлюс теперь можно поставить на контроль как весь документ, так и его фрагмент – статью или главу. При изменениях в документе система сразу сообщит об этом. Возможность распространяется на федеральные правовые акты.
Участники программы по добровольному переселению соотечественников в Россию и члены их семей имеют право на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения расходов по оформлению визы
Определено также, что статус участника программы утрачивается в случае, если соотечественник находится за пределами РФ более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе ФМС России, в котором реализуется региональная программа переселения.
Также установлено, что отсрочка разработки субъектом РФ проекта региональной программы переселения соотечественников, предусмотренная законодательством, предоставляется на срок до 2 лет. Срок может быть продлен по решению Правительства РФ на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.
Регламентирован порядок согласования региональными властями проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия народов РФ (памятника истории и культуры) федерального значения
Определены состав, сроки и последовательность административных действий региональных властей при выполнении данной функции.
Утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для такого согласования. Срок согласования не должен превышать 30 рабочих дней.
В приложении к документу приведены контактная информация региональных органов культуры по субъектам РФ, а также формы документов, используемых в данном процессе.
Пленум ВАС РФ представил разъяснения о свободе договора и ее пределах
В Постановлении Пленума ВАС РФ говорится, в частности, следующее:
законодательная норма может содержать явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, указано, что такое соглашение ничтожно, запрещено, не допускается и т.п.). Вместе с тем из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме явно выраженный запрет на соглашение сторон может толковаться ограничительно. Суд может признать, что данный запрет не допускает установления таких
условий, которые будут ущемлять охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена;
при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), нарушения грубого баланса интересов сторон;
если норма содержит прямое указание на возможность предусмотреть иное соглашением сторон, суд может истолковать такое указание ограничительно, т.е. сделать вывод о том, что диспозитивность нормы ограничена определенными пределами;
если сторонами заключен договор, не предусмотренный законом (непоименованный), судам следует иметь в виду, что нормы об отдельных видах договоров могут быть применимы к такому договору по аналогии закона в случае сходства отношений и отсутствия их прямого урегулирования соглашением сторон. При этом применение императивных норм возможно в исключительных случаях, для защиты интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов или недопущения грубого нарушения баланса интересов;
в случаях, когда договор содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для одного из контрагентов или существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), суд вправе применить к такому договору положения ст. 428 ГК РФ, изменив или расторгнув договор по требованию контрагента. Слабая сторона также вправе заявить о недопустимости применения несправедливых условий договора на основании ст. 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по ст. 169 ГК РФ.
При разрешении споров, возникающих из неясности условий договоров (когда невозможно установить действительную общую волю сторон), толкование должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила его проект или формулировку соответствующего условия.
С 1 марта 2014 года действуют поправки в ГОСТ о безопасности труда и системе управления охраной труда
Уточнено, что результат применения практических рекомендаций, содержащихся в данном стандарте, не обязательно должен подвергаться сертификации. Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований стандарта.
Изменения касаются, в частности, области применения стандарта, применяемых в нем терминов, положений стандарта о национальных основах систем управления охраной труда, о целях по охране труда, о предупреждении аварийных ситуаций, готовности к ним и реагированию, а также о мониторинге исполнения и оценки результативности.
Прожиточный минимум на душу населения в целом по России за четвертый квартал 2013-го года уменьшен до 7326 рублей (в третьем квартале составлял 7429 рублей)
Для трудоспособного населения он составляет 7896 рублей (в третьем квартале - 8014 рублей), для пенсионеров - 6023 рубля (в третьем квартале - 6097 рублей), для детей - 7021 рубль (в третьем квартале - 7105 рублей).
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Прожиточный минимум используется для:
- оценки уровня жизни населения России при разработке и реализации социальной политики и социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального и региональных бюджетов;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам и иных целей.
Уточнен перечень учреждений Банка России, уполномоченных на осуществление операций, связанных с предоставлением кредитов, обеспеченных активами или поручительствами
ГУ Банка России по Центральному федеральному округу и территориальные учреждения, поименованные в данном перечне, назначены уполномоченными на заключение генеральных кредитных договоров на предоставление указанных выше кредитов.
Из числа территориальных учреждений, уполномоченных включать активы в состав активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, исключен НБ Республики Дагестан Банка России.
Кроме того, расширен перечень оснований для отказа в заключении генеральных кредитных договоров.
Банки Крыма, имеющие лицензию Национального банка Украины, должны представить в Банк России реестр обязательств перед кредиторами и вкладчиками
Требования о представлении реестра будут направлены Главным управлением ЦБ РФ по Краснодарскому краю не позднее 11 апреля 2014 года в электронном виде.
Реестр обязательств перед кредиторами и вкладчиками по состоянию на конец операционного дня 1 апреля 2014 года (в соответствии с утвержденной формой) представляется:
банками, зарегистрированными на территории Крыма и Севастополя;
филиалами, отделениями, иными структурными подразделениями, обособленными структурными подразделениями, расположенными на территории Крыма и (или) Севастополя, через которые свою деятельность на указанных территориях осуществляют банки, имеющие лицензию Национального банка Украины.
Отделения Банка России вправе направить указанное требование в случаях выявления факторов, свидетельствующих о наличии в деятельности банка, обособленного структурного подразделения угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.
На 1,5 процентных пункта повышаются процентные ставки по операциям Банка России, проведение которых приостановлено
Соответствующее решение принято для обеспечения соответствия процентных ставок по приостановленным операциям текущему уровню ключевой ставки (перечень операций и соответствующих ставок приведен в приложении к информации).
С 25 июля 2014 года Банк России прекратит устанавливать процентные ставки по таким операциям, за исключением операций РЕПО постоянного действия на срок 12 месяцев.
Банком России сообщены требования и перечень документов, необходимые для открытия счетов в банках на присоединенных территориях
Для открытия текущего счета физлицу достаточно предъявить документ, удостоверяющий личность, выданный официальным органом Украины, и (при наличии) документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе.
Для открытия банковских счетов организации необходимо представить документ о госрегистрации, учредительные документы, лицензию на право осуществления соответствующей деятельности, карточку с образцами подписей, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа юрлица, документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе.
В информации содержатся также разъяснения, касающиеся открытия счета по вкладам, банковского счета физическому лицу, расчетного счета ИП, нотариусу, адвокату, а также расчетного счета юридическому лицу для совершения операций его обособленным подразделением.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Глава Правительства РФ отменил нулевую вывозную таможенную пошлину на газ для Украины
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие со 2 апреля 2014 года.
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Крымские и севастопольские работники прокуратуры смогут поступить на службу в российскую прокуратуру без прохождения испытательного срока при условии соответствия требованиям законодательства РФ
При этом признаются действительными их срок службы, образование и квалификация, классные чины и сроки выслуги.
Определен порядок получения разрешения на право плавания судов под флагами прикаспийских государств по внутренним водным путям РФ в целях осуществления ремонта в судоремонтных организациях Астраханской области
Решение о выдаче такого разрешения принимается Правительством РФ в форме распоряжения на основании обращения компетентного органа иностранного государства или судоремонтной организации в Минтранс России.
Обращение судоремонтной организации направляется в Минтранс России ежегодно, не менее чем за 60 календарных дней до начала навигации, и содержит информацию о наименовании и географических координатах судоремонтной организации, в которой планируется осуществление ремонта судов под флагами прикаспийских государств.