КонсультантПлюс: Федеральное законодательство ежедневно Выпуск от 17.06.2013
В КонсультантПлюс - новый
"Путеводитель по спорам в сфере госзаказа"
Новый Путеводитель КонсультантПлюс для юристов содержит информацию о
подходах госорганов и судов к решению спорных вопросов в сфере госзаказа. В
нем проанализированы акты Федеральной антимонопольной службы,
Минэкономразвития, арбитражных судов. Рассмотрены спорные вопросы по
различным процедурам госзаказа.
Уточнены объемы финансирования и перечень мероприятий,
касающихся создания сухогрузного района морского порта Тамань в рамках
государственной программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020
годы)"
Определено, что строительство порта будет проходить в две стадии. На
первой стадии, с объемом финансирования в 115500 млн. рублей, осуществляется
строительство объектов федеральной собственности с использованием механизма
государоственно-частного партнерства:
- гидротехнических сооружений (включая подходной канал, операционные
акватории порта и рейды для стоянок судов, оградительные сооружения, причалы
для судов обслуживающего флота);
- припортовой железнодорожной станции и железнодорожных подъездных
путей пропускной способностью не менее 79 млн. тонн в год;
- автомобильной подъездной дороги и развязок суммарной пропускной
способностью не менее 8 млн. тонн в год, соединяющих порт с федеральной
автомобильной дорогой М-25;
- производственного здания морских служб, системы управления
движением судов, объектов навигации и связи, пожарной части;
- береговых зданий и сооружений базы обслуживающего флота;
- объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих потребности
порта в электрической энергии, природном газе, воде и связи;
- оборудование объектов комплексом инженерно-технических средств
охраны.
На второй стадии, с объемом финансирования в 112540,2 млн. рублей,
строятся объекты частной собственности: новые портовые
перегрузочно-технологические комплексы (терминалы) специализированного
назначения для перегрузки угля, железорудного концентрата, зерна,
минеральных удобрений, серы, стали, контейнеров и других грузов.
Установлен порядок лицензирования эксплуатации
взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов
чрезвычайно высокой, высокой и средней степеней опасности
Утвержденным положением устанавливаются лицензионные требования к
соискателям лицензии и лицензиатам, а именно требования к наличию
необходимых земельных участков, зданий, строений и сооружений, а также
оборудования, соответствующего требованиям технических регламентов,
комплекса необходимых документов, в т.ч. ряда локальных нормативных актов,
резервов финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации
последствий аварий, требования к штату и квалификации работников и т.д.
Положением определяется также перечень документов, подтверждающих
соответствие соискателя лицензии или лицензиата (при его намерении выполнять
работы, не указанные в лицензии) упомянутым требованиям. К положению
прилагается перечень работ, выполняемых на взрывопожароопасных и химически
опасных производственных объектах I, II и III классов опасности.
Признаны утратившими силу постановления Правительства РФ, которыми в
2012 году были утверждены положения о лицензировании эксплуатации
взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных
производственных объектов, изданные до введения в Федеральный закон "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" понятия и
признаков класса опасности производственных объектов.
Регламентирован порядок лицензирования Рособоронзаказом
деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и
утилизации боеприпасов
Определены состав, сроки и последовательность административных
действий должностных лиц Рособоронзаказа при выполнении данной функции.
Срок предоставления услуги составляет не более 45 рабочих дней со дня
предоставления в Рособоронзаказ соответствующего заявления с приложением
необходимых документов, перечень которых устанавливается данным
регламентом.
В приложении к документу приведены формы документов, используемых в
процессе лицензирования.
Регламентирован порядок организации Роснедрами экспертизы
проектов геологического изучения недр
Экспертиза проводится в отношении пользователей недр и исполнителей
работ по государственному контракту на выполнение работ по геологическому
изучению недр.
Определены состав, сроки и последовательность административных
действий должностных лиц Роснедр при выполнении данной функции.
В приложении к документу приведена контактная информация
территориальных органов Роснедр по субъектам РФ.
Регламентирован порядок лицензирования Ространснадзором
деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом опасных
грузов
Определены состав, сроки и последовательность административных
действий должностных лиц Ространснадзора при выполнении данной функции.
Срок предоставления лицензии составляет 45 рабочих дней с даты
принятия Ространснадзором соответствующего заявления с приложением
необходимых документов.
В приложении к документу приведена контактная информация
Ространснадзора, а также формы документов, используемых в процессе
лицензирования.
Регламентирован порядок лицензирования Ространснадзором
погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на
внутреннем водном транспорте, в морских портах
Определены состав, сроки и последовательность административных
действий должностных лиц Ространснадзора при выполнении данной функции.
Срок предоставления лицензии составляет 45 рабочих дней с даты
принятия Ространснадзором соответствующего заявления с приложением
необходимых документов.
В приложении к документу приведена контактная информация
Ространснадзора, а также формы документов, используемых в процессе
лицензирования.
Регламентирован порядок регистрации Росавиацией прав на
воздушные суда и сделок с ними
Заявителями на государственную регистрацию выступают собственники
воздушных судов и обладателей иных подлежащих регистрации прав на такие
суда.
Государственная регистрация в общем случае осуществляется не позднее
чем в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и необходимых
документов.
Определены состав, сроки и последовательность административных
действий должностных лиц Росавиации при выполнении данной функции.
В приложении к документу приведены формы документов, используемых в
процессе такой регистрации.
Внесены уточнения в номенклатуру товаров, работ, услуг
для нужд заказчиков
В частности, в новой редакции изложены позиции 38, 39, 63, 108, 114,
121, 128, 132, 133, 155, 200, 220.
Кроме того, номенклатура дополнена новыми позициями:
222 - моторизованные боевые машины и их детали;
223 - приборы оптические, фото- и киноаппаратура;
224 - административные правительственные услуги, административные
услуги, связанные с иностранными делами, услуги по сбору и анализу
статистических данных, услуги, предоставляемые членскими организациями,
услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами.
Регламентирован порядок ведения ФСФР России реестра
аттестованных специалистов финансового рынка
Реестр аттестованных лиц включает в себя специалистов финансового
рынка, лиц в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний
инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, специализированных
депозитариев, лиц в сфере клиринговой деятельности, в сфере проведения
организованных торгов и пр.
Определены состав, сроки и последовательность административных
действий должностных лиц ФСФР России при выполнении данной функции.
В приложении к документу приведены контактная информация
территориальных органов ФСФР России, а также формы документов, используемых
в процессе ведения реестра.
Кроме того, Положение о специалистах финансового рынка (утв. Приказом
ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н) дополнено нормой, согласно которой в
случае получения аттестованным лицом первого высшего образования, изменения
ФИО, гражданства, места жительства или почтового адреса, изменения должности
или места работы такое лицо должно в течение 30 рабочих дней направить в
территориальный орган ФСФР России заявление о внесении соответствующих
изменений в реестр.
Определен порядок отбора проектов жилищного
строительства, участвующих в реализации приоритетного проекта по повышению
доступности жилья для экономически активного населения
В числе задач проекта:
- вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья
эконом-класса;
- создание условий для активного участия в жилищном строительстве
жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;
- содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и
ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство
строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;
- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и
строительства коммунальной инфраструктуры.
Для участия в отборе заинтересованное юридическое лицо по
согласованию с соответствующим региональным и местным высшим органом
исполнительной власти направляет в Госстрой соответствующую заявку.
Среди мер государственной поддержки в рамках программы -
предоставление застройщикам гарантии выкупа нереализованного жилья
эконом-класса (при наличии ресурсного обеспечения со стороны Внешэкономбанка
или другого банка - участника проекта).
С 11 июня по 11 сентября 2013 года будет проходить отбор
проектов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного проекта
по повышению доступности жилья для экономически активного населения
Утверждены форма заявки на участие в таком отборе, порядок ее подачи
и перечень документов, прилагаемых к ней. Заявки рассматриваются в течение
120 календарных дней. Информация о результатах отбора размещается на сайте
Госстроя.
Приоритетным направлением бюджетной политики в 2014 -
2016 годах станет решение задач, направленных на повышение эффективности
расходов, проведение социально-экономических преобразований, а также
достижение наиболее значимых результатов, обозначенных "майскими"
указами Президента РФ
В Бюджетном Послании Президента РФ дана оценка проводимой в 2012 году и
начале 2013 года бюджетной политики, а также сформулированы основные цели и
задачи на период 2014 - 2016 годов.
В Послании отмечено, в частности, что основанная на высоких темпах
экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста
бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
Снизились темпы роста мировой экономики, остановился рост цен на нефть и
другие ресурсы. Данные обстоятельства снижают возможности для роста доходной
базы федерального бюджета за счет внешних источников. В этой связи проект
федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
будет формироваться в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов.
В этих условиях бюджетная политика государства будет направлена, в
частности, на решение следующих основных задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной
системы при безусловном исполнении всех обязательств государства и
выполнении задач, поставленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.;
- оптимизация структуры расходов федерального бюджета (выявление резервов
и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов);
- развитие программно-целевых методов управления (основой бюджетного
планирования должны стать государственные программы);
- обеспечение сбалансированности и прозрачности пенсионной системы;
- развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности.
Перед Правительством РФ поставлена задача в 3-месячный срок завершить
разработку бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года,
которая должна содержать четкие ориентиры по ресурсному обеспечению
государственных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности в
различных прогнозных сценариях.
Начиная с 2014 года во всех регионах станет обязательным принятие
бюджетов на три года.
С 1 января 2014 г. с местного на региональный уровень будут переданы
вопросы, связанные с финансированием дошкольного образования.
В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетного процесса будет
продолжено формирование интегрированной информационной системы
"Электронный бюджет", в том числе планируется введение в
эксплуатацию единого портала бюджетной системы.
Разработаны форматы некоторых форм документов,
применяемых в рамках электронного документооборота между налоговыми органами
и налогоплательщиками
Среди таких документов, в частности, запрос на предоставление
информационной услуги, обращение в целях получения информации, а также формы
представления сведений на запросы "Акт сверки расчетов по налогам, сборам,
пеням и штрафам", "Перечень бухгалтерской и налоговой отчетности,
представленной в отчетном году" и "Выписка операций по расчету с бюджетом".
Утверждены также Методические рекомендации по организации
электронного документооборота, предусматривающие, в частности, перечень
обязательных функций, периодичность их выполнения для каждого участника
взаимодействия, а также требования к применяемым программным продуктам.
ФНС России разъяснен порядок уточнения налоговых
обязательств налогоплательщиком, применяющим ПСН, в связи с увеличением
количества наемных работников (количества транспортных средств, объектов
торговли)
В патенте на право применения патентной системы налогообложения
указываются показатели, характеризующие вид предпринимательской
деятельности, в отношении которого выдан патент (в том числе средняя
численность наемных работников, количество транспортных средств или объектов
торговли), а также рассчитанная с учетом таких показателей сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет.
Если у индивидуального предпринимателя в течение срока действия
патента увеличивается, например, количество наемных работников, то
полученный патент будет действовать в отношении числа работников, указанных
в патенте. В отношении доходов от деятельности, связанной с использованием
работников, не указанных в патенте, налогоплательщик вправе применять либо
ПСН (получив патент), либо иной режим налогообложения.
ФНС России подготовлен обзор арбитражной практики по
вопросам привлечения к административной ответственности за нарушения,
связанные с несоблюдением порядка работы с наличностью и проведения кассовых
операций, неприменением ККТ
В обзоре приведена правовая позиция арбитражных судов, в частности,
по вопросам:
- правомерности проведения проверок налоговыми органами соблюдения
организациями установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами
между юридическими лицами;
- привлечения к ответственности в связи с установлением факта
некорректности значения криптографического проверочного кода кассового чека
и отсутствия информации о чеке на контрольной ленте ККТ;
- привлечения к административной ответственности за применение
кассовых чеков, содержащих номер ККТ, не зарегистрированной в налоговом
органе;
- установления факта неприменения ККТ при осуществлении наличных
денежных расчетов с покупателем, не участвующим в проведении проверки;
- учета наличных денежных средств и ведения кассовой книги
обособленными подразделениями организации.
ФНС России доведена позиция Минфина России по вопросам,
касающимся выдачи патента на право применения ПСН, а также совмещения ПСН и
иных налоговых режимов в рамках одного вида предпринимательской
деятельности
Заявление о выдаче патента на право применения патентной системы
налогообложения (ПСН) подается в налоговый орган не позднее чем за 10 дней
до начала применения данной системы налогообложения (т.е. даты, указанной в
заявлении налогоплательщика).
Сообщается, что налоговый орган вправе рассмотреть заявление,
поданное позднее этого срока. Если после рассмотрения заявления дата выдачи
патента наступает позже даты начала применения ПСН, указанной в заявлении
налогоплательщика, налоговый орган вправе предложить ИП уточнить эту дату
или представить новое заявление.
Кроме того, указано, что налогоплательщики, применяющие ПСН, не
вправе применять иной режим налогообложения в отношении вида
предпринимательской деятельности, который указан в патенте, за исключением
отдельных видов деятельности, поименованных в подпунктах 10, 11, 19, 32, 33,
45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (розничная торговля, услуги
общественного питания, услуги по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом и пр.).
Так, например, если получен патент на розничную торговлю через объект
стационарной торговой сети (магазин) с площадью торгового зала не более 50
кв. метров, то в случае наличия у налогоплательщика иного магазина, площадь
которого превышает 50 кв. метров, он вправе применять ЕНВД (если площадь
этого магазина не превышает 150 кв. метров), а также УСН или общий режим
налогообложения.
Налоговым органам рекомендовано при проведении
предпроверочного анализа налогоплательщика для включения в план выездных
налоговых проверок использовать сведения информационного ресурса
"Контрольно-кассовая техника"
Информационный ресурс содержит сведения о зарегистрированной
контрольно-кассовой технике, проверках ее применения, а также сведения о
замене ЭКЛЗ и показаниях фискальной памяти.
Сообщается также, что в целях проведения анализа и выявления рисков
занижения налоговой базы помимо фискальных данных и выручки от реализации
товаров (работ, услуг) необходимо запрашивать у банков выписки по операциям
на счетах налогоплательщиков.
Указано при этом, что все полученные данные необходимо сверять с
данными, отраженными в налоговой отчетности (сообщены конкретные строки и
разделы отчетности физических и юридических лиц для проведения указанной
сверки).
Так, в частности, отмечено, что в случае если на протяжении двух и
более анализируемых периодов (для НДФЛ - одного и более периодов) разница
между суммами является значительной, а в случае применения ПСН и УСН
составляет более 60 млн. рублей, то налогоплательщику необходимо направить
требование о представлении пояснений или внесений необходимых
исправлений.
Федеральное казначейство напоминает об особенностях
заполнения с 1 июля 2013 года реквизита "Вид платежа" в платежных и
расчетных документах, поступающих от клиентов Банка России в электронном
виде
С указанной даты вступают в силу отдельные требования Положения о
платежной системе Банка России, утвержденного Банком России 29.06.2012 N
384-П, касающиеся, в том числе, порядка заполнения реквизита "Вид платежа".
В связи с этим сообщается:
- при переводе денежных средств через систему БЭСП в реквизите "Вид
платежа" должно быть указано "срочно";
- в иных случаях перевода денежных средств данный реквизит не
заполняется.
Неправильное заполнение данного реквизита будет являться основанием
для возврата органами Федерального казначейства платежных и расчетных
документов клиентов без исполнения.
С 11 июня размер процентной ставки по кредитам,
обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемыми на срок от 181
до 365 календарных дней, составляет 7,5 процента годовых
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит
официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
С 11 июня 2013 года процентная ставка по кредитам,
обеспеченным золотом, снижена на 0,25-процентного пункта
В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 11 июня 2013
года процентная ставка по кредитам, обеспеченным золотом, предоставляемым в
соответствии с Положением Банка России от 30 ноября 2010 года N 362-П
"О порядке предоставления Банком России кредитным организациям
кредитов, обеспеченных золотом", на срок от 181 до 365 календарных дней
устанавливается в размере 7,25 процента годовых.
Банк России усиливает контроль за порядком направления
кредитными организациями информации об уплате административных штрафов в
Государственную информационную систему о государственных и муниципальных
платежах
Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется направить в
кредитные организации запросы о предоставлении информации о реализации
кредитными организациями положений Федерального закон от 27 июля 2010 года N
210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
либо об отсутствии готовности к реализации с указанием развернутого
обоснования причин.
При получении от кредитной организации информации об отсутствии
готовности к реализации территориальное учреждение Банка России проводит в
отношении указанной кредитной организации следующую работу:
рекомендует разработать план мероприятий, направленных на устранение
причин отсутствия готовности к реализации;
осуществляет сбор информации о ходе выполнения Плана кредитной
организацией;
в срок не позднее пятого рабочего дня каждого месяца с августа по
ноябрь 2013 года направляет в Департамент регулирования, управления и
мониторинга платежной системы Банка России сведения о кредитных
организациях, в отношении которых выявлены факты невыполнения Плана, с
указанием полного фирменного наименования и банковского идентификационного
кода кредитной организации, выявленных причин невыполнения Плана и мер,
предпринятых кредитной организацией для выполнения Плана.
ОПЕРУ-1 и НКО ЗАО "Национальный расчетный депозитарий"
назначены уполномоченными при осуществлении расчетов по депозитным операциям
Банка России, проводимым с кредитными организациями с использованием системы
торгов ОАО "Московская Биржа ММВБ-РТС"
Банк России сообщает:
- о заключении с НКО ЗАО НРД договора о выполнении функций
уполномоченной расчетной небанковской кредитной организации при
осуществлении расчетов по кредитным, а также по депозитным операциям Банка
России;
- о назначении ОПЕРУ-1 уполномоченным учреждением Банка России на
открытие депозитных счетов и осуществление расчетов по депозитным операциям,
проводимым Банком России с кредитными организациями.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Внесены уточнения в перечни продукции, в отношении
которых подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением
документа о соответствии либо об оценке (подтверждении) соответствия
требованиям некоторых технических регламентов Таможенного союза
В позициях "Очки защитные" и "Щитки защитные лицевые" Перечня
продукции, в отношении которой подача таможенной декларации должна
сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о
соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента
Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС
019/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 13 июня 2012 года N 79 слова "из 9004 90 900" заменены словами
"из 9004 90 900 0".
В позиции 6 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной
декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об
оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента
Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС
004/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 24 апреля 2013 года N 91 код "8544 49 950 0" ТН ВЭД ТС заменен
кодами "8544 49 950 1" и "8544 49 950 9" ТН ВЭД ТС.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его
официального опубликования.
Внесены уточнения в некоторые классификаторы,
используемые для заполнения таможенных деклараций
В новой редакции изложен ряд позиций утвержденных Решением Комиссии
таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378 классификатора особенностей
перемещения товаров, классификатора льгот по уплате таможенных платежей,
классификатора видов документов и сведений, используемых при таможенном
декларировании.
Кроме того, отдельные изменения внесены также в Инструкцию о порядке
формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики
взаимной торговли государств - членов Таможенного союза. Утвержденную
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 837.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его
официального опубликования.
В постановление Правительства РФ, регулирующее отбор
вузов, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные
испытания профильной направленности, внесены редакционные изменения
Содержащаяся в тексте утвержденных этим постановлением "Правил
отбора образовательных организаций..." ссылка на Закон РФ "Об
образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" заменена ссылкой на вступающий в силу с 1
сентября 2013 года Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации". Упоминаемое по тексту правил понятие "направление
подготовки (специальность)" заменено аналогичным понятием в
формулировке нового закона - "специальность и (или) направление
подготовки". Кроме этого, содержащееся в первом пункте правил уточнение
о том, что правилами регулируется отбор для указанной цели вузов,
осуществляющих обучение по программам бакалавриата и программам специалиста,
включено в название правил и самого постановления.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И
СПОРТ. ТУРИЗМ
С 24 мая 2013 года для граждан Российской Федерации
введен безвизовый режим въезда на территорию государства Сент-Китс и Невис
Безвизовый режим распространяется на владельцев дипломатических,
служебных и обычных заграничных паспортов, направляющихся с деловыми или
туристическими целями.
При въезде требуется предъявление документов, подтверждающих наличие
достаточных финансовых средств, обратного билета, а также туристического
ваучера, после проверки которых местная миграционная служба выдает
разрешение на пребывание в стране.
(Федерация Сент-Китс и Невис представляет собой самое маленькое
государство в восточной части Карибского моря, состоящее из двух островов -
Сент-Китса и Невиса. Является членом Британского
Содружества.)