II Петербургский Международный Юридический Форум, 16 - 19 мая 2012 г.
Главное юридическое событие года в России, Восточной Европе и СНГ. Более 40 дискуссионных площадок по самым актуальным вопросам юридической практики. Форум проходит при поддержке Президента, Министерства юстиции и Высшего Арбитражного Суда РФ. Место проведения: Восточное крыло Главного штаба петербургского "Эрмитажа", Дворцовая площадь. Подробная информация и регистрация на www.spblegalforum.com
Определены долгосрочные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития будет обеспечиваться, в частности, решением следующих задач:
формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
Государственная политика в области экологического развития будет реализовываться путём осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:
при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;
при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;
при планировании и принятии решений об осуществлении на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.
Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.
Расширен перечень функций, осуществляемых Минздравсоцразвития России и ФСФР России
В рамках государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзора и контроля за указанной деятельностью Минздравсоцразвития России, в частности, утверждает:
форму направляемой застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
форму заявления застрахованного лица о назначении накопительной части трудовой пенсии по старости, инструкции по ее заполнению;
форму заявления застрахованного лица о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, инструкцию по ее заполнению;
перечень предоставляемой Пенсионным фондом РФ негосударственному пенсионному фонду информации, необходимой для назначения накопительной части трудовой пенсии, иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
ФСФР России, в числе прочего, устанавливает требования, которые управляющая компания должна соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами выплатного резерва и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.
Роскосмос уполномочен осуществлять выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, находящихся в его ведении
Указанное дополнение внесено в Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 N 314, которым утверждено Положение о Федеральном космическом агентстве.
Полномочие будет осуществляться Роскосмосом в соответствии с градостроительным законодательством РФ.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности будет проводить плановые и внеплановые проверки государственных заказчиков и исполнителей финансируемых из бюджета НИОКР военного, специального и двойного назначения
Предметом проверок, осуществляемых в целях контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов указанных НИОКР, будет соблюдение требований, касающихся, в частности:
включения в контракты и договоры условий распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;
выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения их правовой охраны;
проведения патентных исследований;
осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности в едином реестре результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации;
обеспечения защиты прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат РФ;
предоставления иностранным заказчикам права использования результатов интеллектуальной деятельности при производстве продукции военного, специального и двойного назначения, содержащей такие результаты;
соблюдения условий лицензионных договоров.
Установлен перечень правовых, бухгалтерских, статистических документов и материалов, которые Федеральная служба по интеллектуальной собственности вправе запрашивать в ходе проверок у заказчиков и исполнителей НИОКР.
Лица, желающие взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны представить документ о прохождении соответствующей подготовки
С 1 сентября 2012 года согласно изменениям, внесенным в Семейный кодекс РФ, установлена обязанность прохождения специальной подготовки в целях обеспечения психолого-педагогической и правовой готовности лиц к приему в свою семью ребенка. Исключение составляют близкие родственники ребенка, а также лица, которые являются или были усыновителями и в отношении которых усыновление не отменялось.
С учетом данного требования акты Правительства РФ по вопросам передачи детей на воспитание дополнены положениями, предусматривающими обязанность потенциальных усыновителей (опекунов, попечителей) представить документ (свидетельство) о прохождении в установленном порядке специальной подготовки.
ФФОМС составлен список подлежащих применению писем, носящих информационный характер и содержащих разъяснения норм и положений законодательства
Список подготовлен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и ряда иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования, и включает в себя 326 документов.
В перспективе 2013 - 2015 годов содержание налоговой политики будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, ее повышение на потребление, а также в переходе на новые системы налогообложения
В рамках мероприятий налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
- совершенствование механизмов налогообложения финансовых операций;
- совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
- развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
В частности, предлагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат физическим лицам (некоторых грантов, выплат безработным гражданам, сумм оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Планируется скорректировать порядок представления имущественного налогового вычета по расходам на новое строительство и приобретение жилья.
Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (в том числе предлагается отказаться от установления особых правил определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличных от правил бухгалтерского учета).
Особое внимание в документе уделено специальным налоговым режимам для малого предпринимательства.
Так, например, предлагается с 1 января 2013 года ввести патентную систему налогообложения для ИП, путем ее выделения из УСН в самостоятельный налоговый режим. Также с 2013 года предусматривается установить добровольный переход на систему налогообложения в виде ЕНВД. По мере расширения сферы применения патентной системы предполагается отменить ЕНВД к 2018 году.
В качестве развития взаимосогласительных процедур предусматривается, в частности, введение обязательных досудебных процедур для всех актов налоговых органов, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности.
Среди мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых, внести изменения в размеры ставок акциза в 2015 году, ввести налог на недвижимость, а также в рамках данного налога рассмотреть вопросы, касающиеся налогообложения престижного потребления (налогообложение объектов роскоши).
В плановом периоде предусматривается также принятие ряда мер, касающихся оптимизации налоговых льгот (в том числе предлагается рассмотреть вопрос о постепенной отмене льгот по налогу на имущество организаций путем повышения налоговых ставок в период с 2013 по 2019 годы). В рамках проведения работ по повышению эффективности налогового администрирования предлагается также ввести дополнительные меры по противодействию уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (рассматривается
возможность введения в российское законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях).
Государственные корпорации и государственные компании обязаны ежемесячно формировать отчеты об инвестировании временно свободных средств, а также об объеме и структуре доходов и расходов по утвержденным формам
Временно свободные средства государственной корпорации, государственной компании могут инвестироваться в активы, перечень которых установлен "Правилами инвестирования...", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1080.
Теперь Постановлением Правительства РФ утверждены формы и порядок представления отчетности об осуществлении указанной деятельности. Так, в частности, установлено, что отчеты по утвержденным формам формируются по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного месяца и представляются в Минфин России не позднее 11 числа месяца, следующего за отчетным.
Отчеты за период с 1 января 2012 года до дня вступления данного Постановления должны быть представлены единовременно в течение 30 дней.
Регламентирована процедура предоставления сведений из ЕГРН
В настоящее время порядок представления сведений из реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110. С даты признания утратившим силу этого Постановления вступит в действие новый порядок, утвержденный ФНС России.
В частности, новым Порядком предусматривается возможность направления запроса о предоставлении сведений как на бумажном носителе, так и в электронном виде по ТКС с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, официального сайта ФНС России, при условии что такой запрос заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.
Сведения об организации или физическом лице в полном объеме рекомендовано представлять в соответствии с формами, предусмотренными в приложениях к Порядку.
Срок представления сведений должен составлять не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.
К категории крупнейших налогоплательщиков федерального уровня могут быть отнесены организации в сфере оказания транспортных услуг, если суммарный объем начислений федеральных налогов за отчетный год превысит 300 млн. рублей
До внесения изменений в "Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам..." данный показатель составлял свыше 50 миллионов рублей.
Помимо этого, скорректированы критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне.
Кроме того, согласно внесенным поправкам теперь и некоммерческие организации могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, если показатели их финансово-экономической деятельности будут соответствовать установленным критериям.
При получении товаров (работ, услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, налогооблагаемого дохода у физического лица не возникает
В обоснование данного вывода Минфин России сообщает следующее. Условиями маркетинговых программ, реализуемых банками, может быть предусмотрено получение физическим лицом поощрений в виде товаров (работ, услуг), имущественных прав в обмен на бонусные баллы или возврат физическому лицу части затраченных средств при совершении им покупок, оплата которых осуществляется с использованием банковских платежных карт.
С учетом данного условия получаемое физическим лицом вознаграждение не является безвозмездно полученным. По мнению Минфина России, указанные поощрения следует рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, не приводящую к возникновению дохода, подлежащего налогообложению. При этом начисляемые бонусы за пользование услугами банка можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом будущих покупок.
Также обращено внимание на то, условия начисления и списания бонусов, возврата части израсходованных средств должны иметь характер публичной оферты.
Работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, должны осуществляться по всем типам контрольных устройств, допущенных к применению на территории РФ
Установлены требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.
Предусмотрено, в частности, что сервисный центр (мастерская):
имеет в своем штате не менее одного работника, прошедшего специальную подготовку по программам, соответствующим требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 17 января 2012 года N 7;
ведет документальный учет выполняемых работ, используемого при выполнении работ оборудования, запасных частей и материалов, влияющих на качество и безопасность работ;
располагает на праве собственности или на ином законном основании помещением, прилегающей территорией, а также необходимым оборудованием, инструментами и средствами измерения;
располагает на законном основании линейным участком дороги длиной не менее 20 м с ровным твердым покрытием с подъездами к данному участку, обеспечивающими маневрирование крупногабаритного автотранспортного средства, и специальным устройством для измерения окружности колеса или роликовым стендом для выполнения установки (проверки) параметров автотранспортного средства на контрольном устройстве.
Требования к сервисным центрам (мастерским) учитывают положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 года.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
С 1 июля по 31 декабря 2012 года установлено количественное ограничение на ввоз на территорию РФ отдельных озоноразрушающих веществ
Ограничение касается веществ, указанных в группе I списка С раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положений о применении ограничений, утвержденных решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 19.
Распределение объемов озоноразрушающих веществ осуществляется между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими в установленном порядке до 1 июня 2012 года в Росприроднадзор заявления о ввозе озоноразрушающих веществ, пропорционально объемам озоноразрушающих веществ, ввезенных этими заявителями в 2008 - 2011 годах.
В приложении приведен перечень озоноразрушающих веществ, в отношении которых устанавливается количественное ограничение, с указанием кодов ТН ВЭД ТС и объемов веществ в метрических тоннах.
Внесены изменения в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза.
Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
Изменения внесены, в частности, в разделы, устанавливающие требования безопасности:
к пищевым продуктам;
к товарам детского ассортимента;
к товарам бытовой химии и лакокрасочным материалам;
к печатным книгам и другим изделиям полиграфической промышленности, предназначенным для детей и подростков;
к материалам для изделий, контактирующим с кожей человека, одежде, обуви;
На территории Таможенного союза будут применяться единые методы (методики) для целей оценки соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
Положение устанавливает принципы, основные этапы формирования, утверждения и актуализации Единого перечня методов (методик), применяемых для оценки соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), критерии выбора и порядок унификации методов (методик) для включения их в Единый перечень методов (методик), порядок решения спорных вопросов, касающихся применения методов для целей оценки соответствия
Единым санитарным требованиям.
Заявка на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства может быть подана заявителем в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме
Изменения, касающиеся требований к заявителям, правил подачи и рассмотрения заявок, их оценки и сопоставления, внесены в порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для любительского и спортивного рыболовства,
товарного рыбоводства.
Определены критерии, которым должны соответствовать иностранные образовательные и научные организации, чтобы выдаваемые ими документы об уровне образования (об ученых степенях и званиях) признавались на территории РФ
В перечень таких иностранных организаций могут быть включены организации, соответствующие следующим критериям:
- организация входила или входит одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира, всемирного рейтинга университетов и рейтинга университетов мира Таймс;
- организация не располагается на территориях государств, с которыми заключены международные договоры РФ по вопросам признания (установления эквивалентности) документов об образовании (ученых степенях и званиях).
Ратифицирована Конвенция о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенция N 173), которая была принята в г. Женеве 23 июня 1992 года
Согласно Конвенции каждое ратифицирующее государство принимает на себя либо обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, предусматривающие защиту требований трудящихся посредством привилегии, либо обязательства, вытекающие из раздела III, предусматривающие защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений, либо обязательства, вытекающие из обоих разделов.
Принятым Федеральным законом установлено, что Российская Федерация принимает на себя обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, поскольку процедура защиты требований трудящихся посредством привилегии (привилегия при удовлетворении требований кредиторов) реализована Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которым требования по оплате труда и выплате выходных пособий подлежат удовлетворению во вторую очередь после завершения расчетов с гражданами,
перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Защита требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений действующим законодательством РФ не предусмотрена.