В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, направленные на разрешение спорных и конфликтных ситуаций в отношениях с иностранными государствами, суда которых доставляются в морские порты РФ и подвергаются аресту за нарушения российского законодательства
Внесенными изменениями установлено, в частности, следующее:
задержание судна осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа, по истечении которых судно подлежит освобождению либо аресту;
о задержании иностранного судна МИД РФ должен незамедлительно уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в РФ;
залог за арестованное судно применяется в обязательном порядке в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20 КоАП РФ, в случае ходатайства судовладельца, страховщика или компетентного органа государства флага судна;
решение о применении залога за арестованное судно и размере указанного залога принимаются судом в срок не более десяти дней со дня получения ходатайства;
размер залога за арестованное судно не может быть менее размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, и максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ;
деньги, являющиеся предметом залога за арестованное судно, вносятся на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
Глава 5 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" дополнена статьей 5.59, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Определено, что положения указанной статьи не распространяются на случаи, предусмотренные статьей 5.39 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за отказ в предоставлении информации.
На основании международных договоров РФ, а также на основании решений Правительства РФ разрешается плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям
Изменениями, внесенными в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, также установлено, что плавание спортивных судов, прогулочных судов и осуществляющих плавание в целях туризма судов, общее количество людей на которых не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, под флагами иностранных государств по внутренним водным путям осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.
При плавании по внутренним водным путям на указанных судах должны находиться документы, подтверждающие тип и назначение соответствующего судна, право его плавания под флагом государства, в котором зарегистрировано судно.
Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и внутренних водных путей, по которым разрешено плавание таких судов, устанавливаются Правительством РФ.
Внесены уточнения в порядок присвоения классных чинов гражданским служащим
В частности, установлено, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом
РФ, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящихся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.
С 1 января 2012 года должностные лица военной автомобильной инспекции наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению некоторых дел об административных правонарушениях
Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей 23.77, устанавливающей, что должностные лица военной автомобильной инспекции, в том числе начальник Военной автомобильной инспекции Минобороны РФ, начальник территориальной военной автомобильной инспекции, рассматривают дела в отношении должностных лиц воинских частей, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и водителей транспортных средств ВС РФ, по следующим административным правонарушениям, в частности:
выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра;
передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им;
проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (за исключением отдельных случаев);
допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством.
Установлен еще один способ приватизации государственных и муниципальных предприятий - преобразование в общества с ограниченной ответственностью
Преобразование государственного или муниципального предприятия в общество с ограниченной ответственностью возможно в том случае, если средняя численность его работников, выручка от реализации товаров или услуг, стоимость основных средств и нематериальных активов не превышают предельных значений этих показателей, установленных для субъектов малого предпринимательства.
В Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" внесены и некоторые другие изменения.
Более подробно регламентированы процедуры представления покупателями государственного и муниципального имущества необходимых документов; при этом исключена обязанность продавца государственного или муниципального имущества запрашивать в соответствующих органах дополнительные документы.
Органы управления ОАО или ООО, созданного в процессе приватизации государственного или муниципального предприятия, могут предложить заключить новый коллективный договор или продлить на срок до трех лет действие прежнего договора. Ранее, кроме возможности предложить заключение нового коллективного договора, органы управления созданного ОАО могли предложить пересмотр положений действующего коллективного договора.
Кроме этого, в частности, уточнены процедуры перечисления денежных средств покупателями государственного или муниципального имущества и возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи такого имущества.
Конечный срок обязательного оснащения жилых домов, квартир, дачных и садовых домов собственниками этих объектов приборами учета используемого природного газа перенесен на 1 января 2015 года
Ранее было установлено, что приборами учета используемого газа указанные объекты должны быть оснащены до 1 января 2012 года. Крайний срок оснащения этих же объектов приборами учета воды, электрической и тепловой энергии перенесен с 1 января 2012 года на 1 июля 2012 года.
Конечный срок оснащения указанных объектов приборами учета воды, электрической и тепловой энергии, водоснабжающими и энергоснабжающими организациями (в случае неисполнения этой обязанности собственниками объектов, с последующей оплатой собственниками расходов на установку приборов учета) перенесен с 1 января 2013 года на 1 июля 2013 года, а приборами учета газа газоснабжающими организациями - на 1 января 2016 года.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации предоставлено безработным гражданам, воспитывающим детей-инвалидов
Соответствующее изменение внесено в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Внесение поправок обосновано тем, что основным фактором, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест.
Размер пособия на погребение граждан, умерших вследствие заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, увеличен с 2 до 8 тысяч рублей
Установление размера социального пособия на погребение этой категории граждан в размере 8000 рублей (т.е. в два раза выше установленного Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" размера пособия для всех граждан) связано с особым статусом этих граждан.
В случае самоубийства военнослужащего страховая выплата по обязательному государственному страхованию должна выплачиваться независимо от срока нахождения на военной службе
До внесения изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава..." страховщик обязан был выплатить страховую сумму в случае, если к моменту самоубийства застрахованное лицо находилось на военной службе (службе) не менее шести месяцев. Теперь это условие исключено. Кроме того, для выплаты страховой суммы больше не требуется наличие судебного решения, доказывающего, что лицо
было доведено до самоубийства.
Однако, если причинение вреда своему здоровью было умышленным и это будет доказано судом, то в этом случае страховщик освобождается от выплаты страховой суммы.
Низкая доходность банка не является препятствием для его включения в систему страхования вкладов
Из перечня критериев недостаточной финансовой устойчивости банков исключены показатели оценки доходности, включающие показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом. До внесения изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" неудовлетворительная оценка этих показателей на две отчетные квартальные даты подряд являлась одним из оснований признания Банком России финансовой устойчивости
банка недостаточной, что могло повлечь запрет банку на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.
Принят Закон, направленный на регулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке и захоронению радиоактивных отходов
Закон, в частности, предусматривает:
создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами (РАО), основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО (Госкорпорация "Росатом") и национальный оператор по обращению с РАО;
обязанность производителей РАО приводить их в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору;
ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО;
полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с РАО;
содержание федеральных норм и правил, регулирующих обращение с РАО;
требования к организациям, в результате деятельности которых образуются РАО.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог должны осуществляться по договорам, заключаемым владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог
Существенные условия таких договоров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Предусматривается снос владельцами инженерных сооружений или за их счет владельцами автомобильных дорог возведенных сооружений, в случае если прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных коммуникаций осуществлялись без согласия владельца автомобильной дороги, разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.
В Законе регламентирован порядок установления и прекращения в границах полос отвода автомобильных дорог публичных сервитутов в целях прокладки, переустройства, переноса и эксплуатации инженерных коммуникаций, а также частных сервитутов для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. До 1 января 2013 года установлен переходный период, в течение которого должны быть заключены предусмотренные данным Законом договоры и сервитуты.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Ввоз на территорию РФ животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции может осуществляться в определенных пунктах пропуска через государственную границу РФ
Утвержденный перечень включает в себя автомобильные и железнодорожные пункты пропуска на различных участках государственной границы, а также воздушные, морские и смешанные пункты пропуска, всего 77 позиций.
Службой судебных приставов будет создана база данных о должниках
Банк данных, созданный в том числе в электроном виде, будет содержать сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Некоторые из содержащихся в нем сведений будут являться общедоступными, в частности: информация о должнике и размере долга, данные об объявлении розыска должника или его имущества. Доступ к этим сведениям будет открыт до дня окончания или прекращения исполнительного производства либо до дня обнаружения должника (его имущества) соответственно.
Порядок формирования и ведения банка данных будет определяться главным судебным приставом РФ.
Положения Закона, регулирующие создание банка данных в исполнительном производстве, вступят в силу с 1 января 2012 года.
В отдельных законодательных актах уточнена (унифицирована) терминология, применяемая в отношении современных информационных технологий
В тексты ряда законодательных актов, регулирующих самые различные сферы, в частности банковскую деятельность, налоги, обращение валюты, оценочную деятельность, юридические лица, судебный процесс, деятельность СМИ, некоммерческих объединений, пенсионное обеспечение, введены единые термины "информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", "официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности",
"информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц" и т.п.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности наступления бесплодия
Соответствующее изменение внесено в Федеральный закон "О рекламе". При этом установлено, что такое предупреждение должно занимать не менее 10 процентов рекламной площади.
Органам федеральной службы безопасности предоставлено право осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ведению
В настоящее время органы федеральной службы безопасности в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" участвуют в обязательной геномной регистрации и получении биологического материала для такой регистрации, а также осуществляют использование геномной информации. Однако правом получать геномную информацию из данного материала указанные органы наделены не были. При этом одним из эффективных методов, применяемых при
расследовании террористических актов, является проведение криминалистической экспертизы изъятых с места преступления предметов, включающей, в том числе использование геномной информации.
В связи с этим в часть первую статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" внесено дополнение, в соответствии с которым органы федеральной службы безопасности наряду с правом на получение биологического материала имеют право на осуществление обработки геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению федеральной службы безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения
Принят Закон, направленный на разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, в том числе:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах;
осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.
Ранее субъекты РФ вне пределов ведения РФ самостоятельно решали вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а органы местного самоуправления самостоятельно решали эти вопросы в пределах своей компетенции.
Изменения, предусматривающие отнесение вопросов безопасности дорожного движения к основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и к полномочиям органов местного самоуправления, внесены также в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При решении вопроса о выделении уголовного дела в отдельное производство в случае отказа одного или нескольких подсудимых от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения соответствующих дел
Федеральным законом внесены изменения в статьи 236 и 325 УПК РФ.
Так, часть первая статьи 236 УПК РФ дополняется пунктом 7, предусматривающим полномочия судьи принять по итогам предварительного слушания решение о выделении или о невозможности выделения в отдельное производство уголовного дела, если по уголовному делу, в котором участвуют несколько обвиняемых, один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
Часть вторая статьи 325 УПК РФ излагается в новой редакции, предусматривающей, в частности, что при решении вопроса о выделении уголовного дела в отдельное производство в случае отказа одного или нескольких подсудимых от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения соответствующих дел. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное
дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
Принят Закон, предоставляющий следственным органам возможность уничтожения наркотических средств, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам, до вынесения приговора судом
Установлено, что изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в порядке, установленном Правительством РФ, о чем составляется протокол.
К материалам уголовного дела приобщается достаточный для сравнительного исследования образец изъятого наркотического средства, психотропного вещества, растения, содержащего наркотические средства или психотропные вещества, либо его части, содержащей наркотические средства или психотропные вещества.
При рассмотрении ходатайства о производстве следственных действий, касающихся реализации или уничтожения данных вещественных доказательств, в судебном заседании вправе также участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники или законные представители.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Ратифицировано Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение подготовлено в соответствии с Планом действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
В соответствии с Соглашением Стороны обеспечивают доступ хозяйствующих субъектов других государств-сторон к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-сторон, для транспортировки газа, предназначенного для удовлетворения внутренних потребностей государств-сторон, после выполнения всеми сторонами комплекса предусмотренных Соглашением мероприятий.
Предоставление такого доступа осуществляется в пределах имеющихся технических возможностей, свободных мощностей газотранспортных систем, с учетом согласованного индикативного прогнозного баланса газа стран Единого экономического пространства и на основании гражданско-правовых договоров хозяйствующих субъектов.
Доступ к газотранспортной системе государства другой Стороны таким субъектам предоставляется на равных условиях, включая тарифы, с производителями газа, не являющимися собственниками газотранспортной системы Стороны, по территории которой осуществляется транспортировка.
Объемы, цены и тарифы на транспортировку газа, а также коммерческие и иные условия транспортировки газа по газотранспортным системам регулируются гражданско-правовыми договорами между хозяйствующими субъектами государств сторон.
Соглашение предполагает достижение рыночных цен на газ на территориях всех государств - участников Единого экономического пространства не позднее 1 января 2015 года.
Ратифицировано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение направлено на определение условий работы железнодорожного транспорта в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) с учетом отраслевой специфики и положений соглашений ЕЭП, касающихся общеэкономических вопросов. Целью Соглашения является обеспечение баланса интересов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта и пользователей услугами железнодорожного транспорта в ЕЭП.
В Соглашении определено, что с 1 января 2013 г. при перевозках грузов внутри ЕЭП, а также при перевозках грузов на территорию ЕЭП или с территории ЕЭП применяются внутренние тарифы каждого государства - участника ЕЭП. В целях обеспечения равных тарифных условий для всех товаропроизводителей на территории ЕЭП в Соглашении закреплена обязанность Сторон по проведению до этой же даты унификации тарифов по видам сообщения (кроме транзита).
В Соглашении также фиксируются общие принципы формирования тарифов. Предусмотрено, в частности, что в качестве основного метода тарифообразования на железнодорожном транспорте будет применяться метод экономически обоснованных затрат. При этом начиная с 2013 года предусматривается возможность установления уполномоченными органами государств Сторон предельно минимальных и предельно максимальных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Кроме того, с 1 января 2013 г. прекращает свое существование ныне действующая система установления исключительных тарифов. Вместе с тем Стороны могут по согласованию с Комиссией Таможенного союза устанавливать исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок определенных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме.
Ратифицировано Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики, подписанное 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге
Соглашение определяет принципы взаимодействия между государствами - участниками Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия) при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии.
В соответствии с Соглашением Стороны в пределах технической возможности обеспечивают беспрепятственный доступ к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств Сторон. Стороны обеспечивают транзит электрической энергии на условиях заключенных договоров при условии приоритетного обеспечения внутренних балансов электрической энергии (мощности) национальной энергосистемы в пределах имеющейся
технической возможности без различия в том, что касается происхождения, места назначения или ее владельца.
Стороны стремятся к обеспечению равных условий предоставления услуг субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, если это не противоречит национальному законодательству государств Сторон.
Соглашением также предполагается применение единой Методологии осуществления межгосударственной передачи электрической энергии между государствами - участниками Единого экономического пространства, включающей порядок определения технических условий и объемов межгосударственной передачи электрической энергии, а также согласованные подходы к ценообразованию на услуги, связанные с такой передачей электрической энергии.
Ратифицировано Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение направлено на обеспечение свободного движения капитала, развитие взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе и гармонизацию законодательства Белоруссии, Казахстана и России в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. Соглашением предусматривается поэтапное проведение гармонизации законодательства Сторон до 31 декабря 2013 года.
Ратифицировано Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение направлено на углубление и ускорение интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Единого экономического пространства в части создания правовых основ, единых и прозрачных правил осуществления государственных (муниципальных) закупок, удовлетворение потребностей заказчиков и поставщиков, обеспечение добросовестной конкуренции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Соглашением определены основные требования, предъявляемые к законодательству сторон, закупкам товаров, работ, услуг, а также к самим товарам, работам и услугам. В частности, предусмотрены необходимость публикации информации о закупках на единых национальных веб-порталах сторон, беспрепятственное предоставление электронной цифровой подписи потенциальным поставщикам любой из сторон, обязательное установление объективных критериев допуска на торги и определения победителей торгов.
Ратифицировано Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение направлено на создание правовых основ и единых правил осуществления государственной поддержки сельского хозяйства для поддержания конкуренции на соответствующих рынках, обеспечения функционирования единого рынка, удовлетворения потребностей производителей товаров, их потребителей и общества в целом.
Целями Соглашения являются формирование условий для добросовестной конкуренции на сельскохозяйственных рынках Сторон и в условиях международной торговли, расширение взаимной торговли, устойчивое развитие отрасли сельского хозяйства посредством создания прозрачных и предсказуемых правил оказания государственной поддержки.
В частности, определено понятие государственной поддержки сельского хозяйства, классифицированы меры государственной поддержки по степени их влияния на взаимную торговлю и закреплен порядок их оказания.
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, подписанное 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге
Целями Соглашения являются создание правовой основы для противодействия нелегальной трудовой миграции граждан третьих государств на территориях России, Беларуси и Казахстана, обеспечение прав и законных интересов граждан государств Сторон, а также регулирование взаимоотношений Сторон при осуществлении согласованных мер в отношении нелегальных трудящихся-мигрантов, физических и юридических лиц, оказывающих содействие или занимающихся организацией нелегальной трудовой миграции.
В Соглашении, в частности, определены основные направления сотрудничества Сторон, к которым относятся обмен статистической, научно-методической и иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции, обмен опытом в указанной сфере, организация и проведение стажировок, семинаров и учебных курсов.
Ратифицировано Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
В Соглашении определены базовые принципы унификации основных положений законодательства стран Единого экономического пространства (Беларуси, Казахстана, России) в области авторского права, смежных прав, товарных знаков, наименования мест происхождения товара, патентных прав. Также установлены минимальные сроки охраны объектов интеллектуальной собственности.
Для обеспечения беспрепятственного оборота между странами Единого экономического пространства товаров, охраняемых товарным знаком, а также для эффективного контроля импорта в части нарушения прав на интеллектуальную собственность национальных правообладателей установлен региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак на территории ЕЭП.
Предусмотрено также создание постоянно действующего институционального механизма - Координационного совета ЕЭП по интеллектуальной собственности для осуществления на регулярной основе координации информационно-технического сотрудничества в области охраны и защиты интеллектуальной собственности между ведомствами государств - участников Соглашения.
Ратифицирован Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, подписанный 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге
Протокол определяет порядок предоставления органу, проводящему специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования, сведений, используемых для целей проведения таких расследований в соответствии с положениями Соглашения между Беларусью, Казахстаном и Россией о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года, а также сведений, необходимых для целей рассмотрения заявлений о проведении соответствующих расследований.
Ратифицировано Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства (ЕЭП), подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Целью Соглашения является формирование благоприятных и предсказуемых условий деятельности хозяйствующих субъектов в государствах - участниках ЕЭП для расширения взаимной торговли услугами и осуществления инвестиционной деятельности, в том числе посредством устранения ограничений, существующих в данной сфере в государствах - участниках ЕЭП.
Ратифицировано Соглашение между Беларусью, Казахстаном и Россией о согласованной макроэкономической политике, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашением предусматриваются:
обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономики Сторон для углубления интеграции в рамках Единого экономического пространства,
эффективное взаимодействие Сторон в рамках единой экономической политики,
согласование параметров основных макроэкономических показателей Сторон для повышения устойчивости экономического развития и создания условий перехода на более высокие ступени экономической интеграции,
разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон,
а также конкретизируется терминология, используемая в правовой базе Единого экономического пространства.
Ратифицировано Соглашение между Беларусью, Казахстаном и Россией о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение направлено на создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств-сторон, для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, и гармонизации национального законодательства сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Соглашением предусмотрены единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе виды и методы государственного регулирования, правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Ратифицировано Соглашение между Беларусью, Казахстаном и Россией о согласованных принципах валютной политики, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение предусматривает реализацию Сторонами валютной политики на основе поэтапной гармонизации и сближения подходов к ее формированию и проведению, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне для развития интеграционных процессов в валютной сфере.
Соглашением предусмотрено также осуществление Сторонами экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам Сторон как на внутреннем валютном рынке каждого государства - участника Соглашения, так и на международных валютных рынках.
Регулирование взаимоотношений государств - участников Соглашения в валютно-финансовой сфере предполагается осуществлять путем координации политики в целях расширения использования национальных валют государств - участников Соглашения во взаимных расчетах резидентов указанных государств.
Кроме того, предполагается осуществить сближение подходов государств - участников Соглашения по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Для реализации указанных целей предполагается заключение соответствующих международных договоров.
Ратифицировано Соглашение между Беларусью, Казахстаном и Россией о единых принципах и правилах конкуренции, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение направлено на формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, гармонизации национального законодательства Сторон в области конкуренции и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю Сторон, обеспечения свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза.
Соглашением, в частности, предусматривается:
- установление единых принципов конкуренции, в соответствие с которыми Стороны обязаны привести свое национальное законодательство;
- закрепление норм прямого действия, устанавливающих правила конкуренции (запреты на злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений, недобросовестную конкуренцию на территории Таможенного союза);
- установление штрафов за нарушение правил конкуренции, которые подлежат перечислению в бюджет той Стороны, где зарегистрирован хозяйствующий субъект-нарушитель;
- установление некоторых особенностей введения ценового регулирования на товары;
- передача на наднациональный уровень (Комиссия Таможенного союза) полномочий по контролю за соблюдением правил конкуренции в части, касающейся нарушений, имеющих трансграничный характер, а также закрепление механизма обжалования решений Комиссии Таможенного союза.
Ратифицировано Соглашение между Беларусью, Казахстаном и Россией о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге
Положениями Соглашения предусмотрены значительные упрощения порядка пребывания и осуществления трудовой деятельности на территориях государств-сторон для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами государства одной из Сторон, законно находящихся и на законном основании осуществляющих трудовую деятельность на территории государства другой Стороны.
Соглашение предусматривает, в частности, предоставление следующих преференций:
- работодателю государства трудоустройства предоставляется право привлекать трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения;
- осуществление трудящимися-мигрантами трудовой деятельности в государствах Сторон без учета установленных квот и без получения разрешения на работу;
- освобождение трудящегося-мигранта и членов его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;
- определение срока временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи равным сроку действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;
- предоставление трудящемуся-мигранту права в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства, в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.
Ратифицировано Соглашение между Беларусью, Казахстаном и Россией о единых правилах предоставления промышленных субсидий, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение создает нормативно-правовую базу, способную устранить ограничения экономического характера во взаимной торговле, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций и взаимных претензий, перспективы урегулирования которых при отсутствии Соглашения будут затруднены.
Соглашение предусматривает деление всех промышленных субсидий на три группы:
- запрещенные субсидии, наиболее сильно искажающие торговлю;
- специфические субсидии, которые потенциально могут искажать условия торговли;
- допустимые субсидии, которые либо не искажают торговлю, либо искажают в ничтожном объеме.
Соглашением также конкретизируется терминология, употребляемая в нормативной правовой базе Единого экономического пространства.
Ратифицировано Соглашение между Россией и Казахстаном о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
В соответствии с Соглашением Стороны во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами не применяют вывозные таможенные пошлины и иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие.
Соглашение также предполагает согласование компетентными органами Сторон баланса добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов на территориях государств Сторон, включая объемы поставок нефти из России и из Казахстана в Беларусь, а также объемы взаимных поставок нефти и нефтепродуктов между государствами Сторон (индикативный баланс).
Стороны, начиная с 1 января 2014 года, создают условия для осуществления взаимных поставок нефти между хозяйствующими субъектами государств Сторон в эквивалентном объеме, которые осуществляются на основе договоров (контрактов) о поставках нефти между хозяйствующими субъектами государств Сторон.
Объемы, направления, а также иные условия поставок нефти между Россией и Казахстаном ежегодно формируются и утверждаются компетентными органами Сторон протоколом к Соглашению и отражаются в индикативных балансах.
Ратифицировано Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подписанное 9 декабря 2010 года в Москве
Соглашение определяет принципы взаимодействия Сторон при формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов государств - участников Единого экономического пространства (ЕЭП).
В соответствии с Соглашением Стороны, в пределах технической возможности, обеспечивают:
- гарантированную возможность осуществления долгосрочной транспортировки добытой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов по действующей системе транспорта на территории государств - участников ЕЭП, в том числе по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
- доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств - участников ЕЭП, который предоставляется для хозяйствующих субъектов государств-Сторон на тех же условиях, что и для хозяйствующих субъектов Стороны, по территории которой осуществляется транспортировка нефти и/или нефтепродуктов.
Соглашение также предполагает согласование компетентными органами Сторон до 1 октября каждого текущего года на следующий календарный год индикативных балансов добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов государств - участников ЕЭП.