Согласно запросу Государственной Думы Томской области пункт 100 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, на основании которого законопроект, поступивший на заключение в Правительство без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается Аппаратом Правительства РФ субъекту права законодательной инициативы
с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение, нарушает право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, и тем самым не соответствует статье 104 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что предметом рассмотрения по указанному делу является пункт 100 Регламента Правительства РФ, оцениваемый с учетом его места в общей системе правового регулирования законодательного процесса, поскольку данная норма входит в состав единого
регулятивного комплекса, образуемого положениями Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других нормативных правовых актов, призванными определять порядок и условия реализации права законодательной инициативы.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в предусмотренных Конституцией РФ пределах участвуют в федеральном законодательном процессе в силу
своего конституционно-правового статуса, а предоставленное им право законодательной инициативы не может ограничиваться. Проекты федеральных законов (законопроекты) вносятся только в Государственную Думу (часть вторая статьи 104 Конституции РФ) - единственный орган государственной власти, уполномоченный на принятие федеральных законов, причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие
законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (часть третья статьи 104 Конституции РФ). Содержание понятия "внесение законопроекта" - не может сводиться к представлению в Государственную Думу только текста законопроекта: реализуя право законодательной инициативы, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вступает в процесс принятия федерального закона, в котором
также участвуют другие субъекты этого процесса, права и обязанности которых взаимосвязаны, а их осуществление влечет определенные последствия. Из этого следует допустимость предъявления к инициатору законопроекта требования о должном обосновании предлагаемого к принятию проекта федерального закона, необходимом для его адекватного восприятия и оценки в процессе формирования воли федерального законодателя.
Конституцией РФ непосредственно не установлены ни условия и порядок реализации управомоченными
субъектами принадлежащего им права законодательной инициативы, ни какие-либо требования к законопроекту или его инициатору. Исключение составляют законопроекты, указанные в части третьей статьи 104 Конституции РФ, которые могут быть внесены в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ, являющегося в таких случаях участником процесса реализации права законодательной инициативы. Поэтому при отсутствии заключения Правительства РФ данная инициатива, по буквальному смыслу Конституции РФ, еще не
может квалифицироваться как законодательная, а сами законопроекты в системе действующего правового регулирования не являются законопроектами, внесенными в Госдуму. В целях реализации управомоченными субъектами своего права законодательной инициативы по законопроектам, указанным в части третьей статьи 104 Конституции РФ, Правительство РФ не вправе отказаться от обязанности давать заключения на соответствующие законопроекты. При этом пределы и нормативное содержание данной обязанности не могут
устанавливаться ее носителем, то есть Правительством РФ. Такие заключения являются формой официального информирования Правительством РФ Государственной Думы уже на начальной стадии законодательного процесса о возможных последствиях принятия соответствующих законопроектов, что призвано способствовать адекватному формированию воли законодателя, выражаемой в федеральном законе. Из этого следует, что адресатами этой обязанности Правительства РФ являются как субъект права законодательной инициативы, так и
Государственная Дума.
Конституция РФ не связывает реализацию законодательной инициативы с характером даваемого Правительством РФ заключения, то есть с тем, что поддерживает оно предложенный законопроект или нет, - отрицательная оценка законопроекта не может блокировать осуществление права законодательной инициативы. Таким образом, у субъекта права законодательной инициативы сохраняется возможность внести законопроект, подпадающий под установленные частью третьей статьи 104 Конституции РФ признаки, с
отрицательным заключением Правительства РФ и собственными поясняющими материалами непосредственно в Государственную Думу. Принятие или отклонение законопроекта - прерогатива Государственной Думы. Поэтому из смысла Конституции РФ вытекает существенное требование к законопроектам, указанным в части третьей ее статьи 104, - они должны быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. Указанные требования не могут вводиться нормативным правовым актом, устанавливающим правила
внутренней деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий (каким является Регламент Правительства РФ), а следовательно, не способным выступать соответствующей Конституции РФ юридической формой выражения конституционного права законодательной инициативы, а также условий и порядка его осуществления. Конкретизация указанного права, включая определение условий и порядка его реализации как стадии законодательного процесса, не может осуществляться нормативным правовым актом, уровень которого ниже
федерального закона.
Таким образом, находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации по форме, содержанию, а также с точки зрения установленного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует Конституции РФ, ее статьям 10 и 104.
Изменен порядок принятия Комиссией решений. Как и ранее, решения принимаются простым большинством голосов. Теперь, при необходимости решения Комиссии могут приниматься путем
проведения письменного опроса ее членов с оформлением соответствующего протокола. Кроме того, решения Комиссии считаются действительными, если в их принятии участвовало более половины членов Комиссии (ранее - не менее половины членов Комиссии).
Направлено письмо Росаэронавигации от 10.11.2006 N АН1/10-1088, которым разъяснено, что деятельность по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, не входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Кроме того, сообщено, что Росаэронавигация не осуществляет лицензирование указанной деятельности.
∙ ЖИЛИЩЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26.10.2006 N КАС06-298
<ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.06.2006 N ГКПИ06-642 И ПРИЗНАНИИ ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МИНРЕГИОНА РФ ОТ 12.09.2005 N 92 "О СРЕДНЕЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ 1 КВ. МЕТРА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ НА IV КВАРТАЛ 2005 Г." ЧАСТИЧНО НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.10.2002 N 125-ФЗ "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ">
Отменено решение Верховного Суда РФ от 20.06.2006 N ГКПИ06-642,
которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минрегиона РФ от 12.09.2005 N 92 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2005 г.".
Приложение к Приказу Минрегиона РФ от 12.09.2005 N 92 в части утверждения размера средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) на IV квартал 2005 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым
указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, по г. Москве в размере 17500 рублей признано не соответствующим части первой статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ указала, что Министерство регионального развития РФ установило норматив, который не соответствует действительной стоимости 1 кв. метра общей
площади жилого помещения, сложившегося в г. Москве. Жилищные субсидии, рассчитанные с использованием данного норматива, не позволяют указанной в Федеральном законе "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" категории граждан приобрести жилое помещение соответствующего размера, отвечающее требованиям пригодности для постоянного проживания, по ценам, существовавшим на рынке жилья в г. Москве в IV квартале 2005 года.
∙ ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ПИСЬМО ФНС РФ от 23.11.2006 N ММ-6-21/1136@
<О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ>
Направлено письмо Минфина от 06.09.2006 N 03-06-01-02/37 о порядке применения льготы по налогу на имущество организаций по предприятиям учреждений, исполняющих наказания.
Разъяснено, что указанные предприятия входят в состав уголовно-исполнительной системы и, следовательно, имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
∙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Росстата от 27.10.2006 N 61 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОТРАЖЕНИЯ В ФОРМАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ" Вводится в действие с 01.01.2007.
Утвержден Порядок отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению, который будет применяться при заполнении юридическими лицами и их обособленными подразделениями (филиалами и
представительствами) в формах статистической отчетности сведений об объеме платных услуг населению, а также при статистических обследованиях индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, занимающихся оказанием платных услуг населению.
С введением настоящего Порядка утрачивает силу Постановление Госкомстата РФ от 03.12.2001 N 92, которым утверждена Временная инструкция по отражению в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об оказании платных услуг населению.
∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИКАЗ ФСТ РФ от 28.11.2006 N 319-э/17
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНДИКАТИВНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ И МОЩНОСТЬ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)"
Утверждены индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности).
Также утверждены тарифы на электрическую энергию (мощность) в целях экспорта в зарубежные энергосистемы и тарифы на электрическую энергию (мощность) в целях импорта из зарубежных
энергосистем.
Утвержденные индикативные цены и тарифы вводятся в действие с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 685 "О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра" дано указание с 21 декабря 2006 года по 20 декабря 2009 года включительно применять установленную названным Постановлением специальную пошлину на трубы большого диаметра (наружным диаметром более 508 мм), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для
внутреннего потребления.
ПРИКАЗ ФТС РФ от 01.12.2006 N 1259
"О СТАВКАХ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА НЕФТЬ СЫРУЮ И НА ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫЕ ИЗ НЕФТИ, ВЫВОЗИМЫЕ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЙ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ"
С 1 декабря 2006 года применяются утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 N 695 ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств
- участников соглашений о Таможенном союзе.
Внесены соответствующие изменения в перечень ставок вывозных таможенных пошлин, приведенный в приложении к Приказу ГТК РФ от 06.08.2003 N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин".
ФТС РФ сообщает, что Приказ ФТС РФ от 15.11.2006 N 1162, которым внесены изменения в Приказ ФТС РФ от 24.08.2006 N 800, устанавливающий места декларирования нефти и нефтепродуктов, классифицируемых кодами 2709 и 2710 ТН ВЭД РФ, вступает в силу с 16 февраля 2007 года.
До сведения таможенных органов доведена информация об официальном опубликовании и вступлении в силу с 10 декабря 2006 года Приказа ФТС РФ от 18.10.2006 N 1016 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России".
В связи с образованием нового субъекта Российской Федерации - Пермского края (в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа) установлено, что в Пермском крае число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков равняется 135.
Финансирование расходов на обеспечение заработной
платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, в Пермском крае в 2006 году осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание мировых судей.