Завершаю рассказ про историю нижегородского иняза.
Вот
третья часть.
Третий этап
- это была самая настоящая научная борьба за повышение качества обучения
иностранным языкам в нижегородском инязе. Борьба шла между сторонниками нового
комплексного метода обучения с применяемым до этого так называемым аспектным
методом (сторонниками этого"устаревшего" метода), где иностранный язык
изучался в разных аспектах (фонетика, перевод, разговорный язык). Победили
сторонники нового метода и через короткий срок нижегородский иняз стал давать
одну из лучших подготовок в иностранных языках в то время еще в СССР.
Я специально
не называю фамилий победителей этой научной лингвистической и дидактической
борьбы. Хотя не сомневаюсь, что именно победители сыграли важнейшую роль в
улучшении качества подготовки учителей иностранного языка (в то время в
горьковском педагогической институте).
Причина
этого следующая. Полагаю, что сторонники комплексного метода в большей мере
хотели повышения качества обучения иностранным языкам и они этого добились, но
не за счет самого продвигаемого ими метода, а в большей мере личной мотивацией в
повышения качества преподавания. Уверен, что жизнь показала, что чисто
комплексный метод - много слабее аспектного метода. В чистом виде комплексный
метод встречается сегодня только в интенсиве, но мой личный опыт обучения
в группе интенсива лично для меня доказал - комплексный метод в чистом виде -
это блеф, ничего не дающий толком. Кстати, "традиционные преподаватели"
придерживаются точно такого же мнения (методика интенсива, если не ошибаюсь,
идет от болгарского психолога Лозанова).
Для нас с вами это урок такой - мы
будем продолжать применять аспектный метод обучения (грамматика, разговорный
язык, фонетика и т.д.), применяя на практике все изученное (элементы
комплексного метода).
А более серьезное доказательства
эффективности аспектного метода я смогу сделать постепенно, сравнивания
изучение английскому с ... обучением вождению на автомобиле :)
Кстати, не знаю как вы провели наши
зимние каникулы, а я иногда книжечки по английскому читал. Вот мое последнее
приобретение - учебники английского за 6, 8 и 11 классы. В учебнике для 11
класса я обнаружил термин "нулевой артикль" - то есть
точно такое же название ситуации, когда артикль отсутствует, что мы придумали с
вами сами. Это уже второй случай, когда собственная методическая выдумка
подкрепляется ее применением (и соответственно независимым "придумыванием") -
спецами - пишущими книги для преподавателей английского языка.
Ну что же, делаем гордый вид - мы
теперь уже не простые ученики, которые вместе осваивают английский, но и в
некотором смысле -разработчики ряда полезных методик преподавания :))
С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,