Мы с вами уже познакомились с именительным и винительным падежами (см. урок 2, занятие 4). Запомните артикль существительных в дательном падеже:
Единственное число
Множественное число
Муж. род
Жен. род
Ср. род
для всех родов
N D
der dem
die der
das dem
die den
Такие же окончания в дательном падеже имеют и притяжательные местоимения.
Дательный падеж отвечает на вопрос wem? "кому?", "чему?" и выражает обычно косвенное дополнение (лицо, связанное с действием):
Wem schreiben Sie?—Ich schreibe dem Bruder usw.
Существительные der Name, der Kollege, der Student, der Herr имеют в дательном падеже ед. и мн. числа окончание -(е)n; остальные существительные окончаний не принимают. Во множественном числе все существительные в дательном падеже получают окончание -(еn):
Wie geht es den Eltern (den Brüdern, den Lehrern usw.)?
Вы уже знаете, что у глаголов с отделяемой приставкой последняя отделяется и ставится в конце предложения как в настоящем времени (см. урок 2, занятие4), так и в повелительном наклонении, выражающем приказ, просьбу, приглашение и т. п.:
ablegen: Legen Sie (bitte) ab! Раздевайтесь (пожалуйста)!
Вы знакомы с дательным падежом личных местоимений (см. урок 3, занятие 1). Запомните форму винительного падежа:
N A
ich mich
er ihn
sie sie
es es
wir uns
sie sie
Sie Sie
Как вы видите, особую форму имеет лишь местоимение 1-го и 3-го лица мужского рода в ед. числе и 1-е лицо множественного числа; остальные совпадают.
Дательный падеж существительных и местоимений
Единственное число
Множественное число
Муж. род
Ср. род
Жен. род
для всех родов
N
der ein mein
das ein mein
die eine meine
die — meine
D
dem
einem
meinem
dem
einem
meinem
der einer meiner
den — meinen
1. Вас спрашивают, как поживает ваш отец (друг и т. д.). Ответьте на вопрос. Спросите собеседника о том же.
Продолжайте:
A. Wie geht es dem Vater? B. Danke, es geht ihm gut.
die Schwester, der Freund, die Eltern, die Tochter, der Bruder, die Kollegen, Herr Wagner.
2. Вас спрашивают, для кого что-либо предназначается. Ответьте на вопрос. Задайте такой же вопрос.
Продолжайте:
A. Für wen ist das? B.Das ist für den Vater.
der Arzt, die Krankenschwester, der Student, der Journalist (склоняется как Student), der Lehrer, die Eltern.
3. Вас спрашивают о чем-либо. Ответьте на вопрос. Какой вопрос вы бы задали, если бы вам нужно было спросить собеседника о том же?
Продолжайте:
А.Stellen Sie den Kollegen vor? B.Ja, ich stelle ihn vor.
das Formular ausfüllen, den Kollegen verstehen, den Freund vorstellen, den Saft wünschen, die Zigarette rauchen.
4. Ответьте отрицательно на вопрос собеседника. Задайте собеседнику такой же вопрос.
Продолжайте:
A.Studieren Sie etwas? B.Nein, ich studiere nichts.
5. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.
1. Kommen Sie bitte _______ ! 2. Eine Zigarette? — Danke, ich _______ nicht. 3. Wie geht es Ihrem Freund? — _______. 4. Was darf ich Ihnen _______? 5. Für mich bitte _______ oder _______. 6. Bitte _______ Sie ab!
6. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.
N.
Guten Abend, Herr Smirnow!
N.
_______!
S.
_______!
S.
Guten Abend, Frau Neumann!
_______!
S.
Guten Abend, Herr Neumann!
N.
Kommen Sie bitte herein! Bitte legen Sie ab! Was darf ich Ihnen anbieten? Kognak, Wein...
N.
_______! _______! _______?
S.
_______.
S.
Für mich bitte nichts Alkoholisches: Saft oder Mineralwasser.