[aspirant] Re: Интересная статья " Средства массовой диссертации" - еженедельник
Аспирант и Соискатель N 7186 от 2007-01-19
участников 2451 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Здравствуйте, Дмитрий.
Вы писали:
DVS> Рекомендую к прочтению весьма интересную, ИМХО, статью.
DVS> АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "Коммерсантъ ВЛАСТЬ" No48 [702] от
DVS> 04.12.2006 г.
DVS> http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?show=print&DocID=726822
DVS> _СРЕДСТВА МАССОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ_
DVS> ПРИ СОДЕЙСТВИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ВАГРИУС
DVS> "ВЛАСТЬ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
DVS> 70 лет назад, в конце 1936 года, окончательно оформилась советская
DVS> система оплаты труда ученых -- были установлены особые надбавки для
DVS> членов АН СССР. С тех пор ученым платили не столько за научные
DVS> результаты, сколько за умение получить то или иное звание и степень.
DVS> Историю стимулирования советской науки изучал обозреватель "Власти"
DVS> Евгений Жирнов.
Типичная антисоветская пропаганда, которой обрабатывают народ
последние 20 лет. Человек снаучным складом ума, при суждении о чём
либо, должен использовать научный подход. Один из методов - сравнение
исследуемого объекта с другим. В данном случае представляется
целесообразным сравнить советскую науку с сегодняшней российской.
Высокий уровень зарплат в советской
науке был оправдан. Интеллектуальные лидеры нации должны видеть что
народ (государство) ценит их труд. Сегодня же мелкий спекулянт имеет
доход на порядок больший, чем квалифицированный ученый. "За последние
10 лет ассигнования на науку снизились в 15-18 раз. В результате за
это время страну покинули 2,2 млн человек научно-технического
персонала. Из Российской Федерации выехало за рубеж 80% математиков,
50% физиков, около 60% биологов, большое число программистов и
представителей других технических профессий. За счет утечки мозгов
страна потеряла 500 млрд долларов... За прошедшие 15 лет динамика
исчезновения наших лучших отраслевых институтов такова: из 6 тыс.
отраслевых НИИ в 1990 году осталось полторы тысячи в 2005".
http://www.sovross.ru/2006/107/107_3_2.htm
"Известно, что при Сталине
интеллигенция пользовалась высочайшим престижем, уважением и обладала
значительно более высоким уровнем жизни, чем большинство населения.
Именно из этого слоя могла появиться новая опора Советскому
государству. Поэтому антисоветская элита в спешном порядке применяет к
интеллигенции принципы уравниловки, насильно гонит интеллигенцию на
"картошку и овощебазу", плодит огромное количество псевдо
интеллигентов, открывает для них множество рабочих мест, на которых
интеллектуальная деятельность лишь имитируется".
http://contr-tv.ru/common/216/
Проходимцы в науке были всегда, но
стало ли их меньше сегодня? "В своем выступлении на годичном общем
собрании Российской академии наук академик В.Н.Страхов указал на
следующие итоги российской "перестройки": 1) произошла
капиталистическая контрреволюция; 2) идет глубочайшее социальное
расслоение, когда 1% населения имеет около 80% всего национального
дохода, а остальная масса народа (99% населения) - примерно 10-15%; 3)
ускоренными темпами идет разрушение науки. Мы бы добавили, что в
результате перестроечных реформ разрушено народное (всеобщее и
бесплатное) образование и здравоохранение, уничтожены почти все
социальные завоевания трудящихся, резко сузились социальные и
нравственные горизонты, началось вымирание русской нации. Только
теперь мы стали осознавать, что мы потеряли. Многолетними усилиями в
России за советское время был создан мощный научно-технический
потенциал, были достигнуты выдающиеся результаты во многих областях
науки и техники, сформировались научные школы по целому ряду
направлений. Треть всех научных открытий в XX веке сделана российскими
учеными!... У нас сейчас достигли совершеннолетия 10 млн совершенно
неграмотных и 2 млн ребят школьного возраста по разным причинам не
учатся. По данным Минобороны, до 25% призывников из сельской местности
оказываются фактически неграмотными, а в 1997 году в Сибири каждый
десятый призывник был полностью неграмотным. По данным МВД РФ, каждый
третий правонарушитель школьного возраста в 1999 году не имел даже
начального образования! Образование в РФ перестало быть всеобщим и
обязательным. И это предвидели и планировали! Фундамент формирования
науки - советское обязательное 10-летнее образование - был уничтожен.
В 1998 году ассигнования на науку снизились у нас по отношению к 1991
году в пять раз и составили всего 0,28% ВВП (в развитых странах они
колеблются от 1,5 до 4% ВВП). Это привело к сокращению численности
ученых вдвое, а объема обновляемого научного оборудования - в 20-25
раз. Соответственно число заявок на изобретения сократилось в 6,6
раза, а число патентов - в 13 раз. В итоге наши научные инновации
опустились до 0,84% мировых, а наше наукоемкое производство составляет
сейчас только 5% ВВП по сравнению с его ростом в развитых странах до
90% ВВП". http://www.sovross.ru/2006/107/107_3_2.htm
"Особенно резко
сократилось в ходе реформы производство наукоемких изделий и приборов.
Поскольку состояние этих производств во многом предопределяет
безопасность страны, ссылки на то, что отечественные изделия не
выдерживают конкуренции импортных образцов, несостоятельны -
поддерживать производственный потенциал таких отраслей приходится
независимо от рентабельности. Доктрина реформы, исходящая из идеи
"разгосударствления" и передачи главных сфер деятельности под
стихийный контроль рынка, в отношении науки и техники оказалась
несостоятельной. Ни отечественный, ни иностранный капитал в России не
смогли заменить государство как главный источник средств и главного
"заказчика" НИОКР. Огромная по масштабам и сложнейшая по структуре
научно-техническая система России, созданная за 300 лет державным
государством, была оставлена почти без средств и без социальной
поддержки. К 1999 г. по сравнению с 1991 г. численность работников в
этой сфере уменьшилась более чем вдвое. Ассигнования на гражданскую
науку из средств федерального бюджета за это же время снизились в 4,6
раза. С учетом того, что безотлагательно требуется финансировать
поддержание научной инфраструктуры (здания, энергия, коммунальные
услуги), затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу
сократились примерно в 10 раз. Еще больше снизились расходы на
обновление наиболее динамичной части основных средств - приборов и
оборудования. Если в середине 80-х годов на покупку оборудования
расходовалось 11-12 % ассигнований на науку, то в 1996 г. - 2,7%.
Коэффициент обновления основных фондов в отрасли "Наука и научное
обслуживание" в 1998 г. составил лишь 1.7% по сравнению с 10.5% в 1991
г. План государственных инвестиций на строительство объектов науки не
был выполнен ни разу. В проекте бюджета 2000 г. на эти цели выделено в
2 раза меньше средств, чем в 1999 г., и в 4 раза меньше, чем в 1997 г.
СССР был второй научной державой мира, а сейчас в РФ расходы на НИОКР
не только в 26 раз меньше, чем в США, но уступают расходам таких
стран, как Италия (в 1,6 раза) и Канада (в 1,35 раза). Ни разу не была
выполнена 4%-ная "норма" выделения средств из государственного
бюджета, заданная Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической политике". В 2000 г., согласно оценкам, объем
бюджетных расходов на науку составил 0,28 % валового внутреннего
продукта и 1,8 % расходной части бюджета. В 2001 г. доля затрат на
исследования и разработки составила 1,16 % валового внутреннего
продукта, а бюджетные ассигнования на гражданскую науку - 1,67 %
расходной части федерального бюджета. В начале 1999 г. в РФ
насчитывалось 4019 научных организаций. Их средние размеры уменьшились
вдвое - вследствие разукрупнения организаций. При этом число
научно-исследовательских организаций выросло, но зато резко (в 2.4
раза) сократилось количество конструкторских бюро. Число проектных и
проектно-изыскательских организаций, выполняющих исследования и
разработки, уменьшилось за годы реформы в 5.5 раза. В ходе
приватизации отраслевых НИИ, КБ и НПО многие из них утратили свою
опытную базу. Таким образом, в ходе реформы ликвидировались те звенья
научно-технической системы, которые ответственны за процесс инноваций
на стыке исследования - производство. С исчезновением организаций,
занятых внедрением результата разработок в производство, завершился
демонтаж существовавшей ранее инновационной системы страны (и в
прошлом недостаточно сильной). Реформа подорвала силу российской науки
как одного из важнейших факторов развития страны. Это стало одной из
причин нарастающего спада технологического уровня промышленности и
снижения доли наукоемкой и технологически прогрессивной продукции.
Конкурентоспособность и экономические показатели промышленного
производства в этих условиях неминуемо снижаются, и перспективы
неблагоприятны, так как быстро восстановить уровень научной
деятельности в стране трудно даже при очень щедром финансировании".
Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001
http://www.situation.ru/app/rs/books/whitebook/whitebook_content.htm
Итак, первый этап исследования - сравнение советской науки с
сегодняшней российской наукой, выполнен. Факты, как мне
представляется, не нуждаются в комментариях. Второй этап - сравнение
советской науки с ведущей зарубежной наукой - отдельная большая тема.
Если будет интерес, можем продолжить обсуждение.
-- С наилучшими
пожеланиями, Олег mailto:t10t***@m*****.ru
-*Это 1 письмо от данного участника.
архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/631046
Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru