Проект "Эффективный человек": Алгоритм инновационного бизнеса
“Рынки, которые пока еще не существуют, нельзя анализировать. Их должны вместе открыть производители и клиенты. Возможные способы использования на рынке радикально новых “взрывных” технологий, когда эти технологии еще только разрабатываются, не просто неизвестны - они в это время еще непознаваемы”.
Clayton Christensen "The Innovator's Dilemma"
Дилемма инноватора у Кристенсена - это ситуация, в которой оказывается бизнесмен, когда видит возможность воплощения новой, еще никем не понятой идеи. С одной стороны, он должен положить все силы на ее реализацию, чтобы как можно быстрее развить ее до работоспособного состояния; с другой стороны, продвигая идею своими силами, он экономит ресурсы конкурентам. В такой ситуации стратегическое и финансовое планирование часто вообще не имеют никакого значения: все решает скорость, гибкость и энтузиазм. И огромная
фора перед последователями.
Суть точки зрения Кристенсена, конечно, не в том, что для успешного развития бизнесмены должны отвергнуть все планы. Она скорее сродни советам, которые дают людям, решающим головоломки: вам нужно понять, что способ мышления, хорошо работающий в большинстве ситуаций, может в некоторых ситуациях не работать. В таких особых ситуациях логика может вести вас в неверном направлении. Вам нужно остановиться, обдумать все возможности и затем методично искать решение, сочетая последовательность с креативностью
и интеллектуальной гибкостью.
Ловец снов
Там, где не помогает логика, помогает пробивная мощь веры и неограниченное упорство. В условиях “неизвестности”, на грани момента смены парадигмы, выигрывает не тот, кто тщательно планирует, экономя средства, а тот, кто “захватывает” множество самых разных наравлений и упорно развивает их в расчете на то, что какое-то из них “выстрелит”, окупив потери.
Какие именно направления выбирать, если нельзя планировать, а рынок не дает подсказок? Самый верный способ здесь - выбирать те, которые хочется. Если вы всю жизнь грезили во сне, как вы создаете антигравитационные пилюли, и технологии наконец подкатились к моменту локального перелома, за которым сон может стать явью - действуйте! После смены парадигмы какое-то время не будет существовать проторенных дорог и предпочтительных направлений, так что вы вполне сможете вкусить все радости и неудобства от ярлыков “первопроходца”
и “непонятого гения”.
Через несколько лет после того, как был изобретен транзистор, в Bell Labs обратился неизвестный японский бизнесмен, остановившийся в одном из дешевых отелей Нью-Йорка. Он хотел получить лицензию на производство транзисторов. Корпорация AT&T затягивала принятие решения, но он был настойчив и, наконец, сделка была заключена. После подписания лицензионного соглашения один из сотрудников AT&T спросил японского бизнесмена, что его компания собирается делать с этой
технологией. Тот ответил, что собирается выпускать маленькие радиоприемники.
Имя бизнесмена было Акио Морита, а его компания называлась Sony.
Рынок на заказ
Я могу без натяжки назвать Ройбер инновационной компанией. Но инновационный бизнес - это трудная последовательность компромиссов. С одной стороны, очень приятно оказаться первым и практически гарантировать себе лидерство; а знание того, что вы увидели нечто, не замеченное другими, повышает вероятность повторить то же и в следующий раз. С другой стороны, есть описанная выше дилемма, которая отрезвляет пониманием, что на самом деле все ваши действия работают и на конкурентов тоже; а также есть и интересы общества,
которому часто совсем не по нутру, что силами эгоистичного бизнеса в нем создается еще одна искусственная потребность.
Инновации - это хорошо, но только в случаях, когда обычные методы “не работают”. Нужна ли креативность хлебному заводу? Если этот завод пытается повысить доходы путем эксплуатации повседневных человеческих потребностей - наверное, да. Но если на прилавках магазинов нет хлеба - общество вряд ли оценит превалирование стремления “подзаработать” над возможностью “накормить”.
Инновации на самом деле редко удовлетворяют текущие и даже будущие нужды. Чаще бывает, что они сами по себе являются катализатором развития очередной квазипотребности. Обтекаемая форма кузова, повышенная комфортность кресел, мощный движок - это то, чем привлекает покупателей новый Мазерати; в то же время, реальные нужды города - снижение уровня загазованности воздуха в черте города, оптимизация транспортных развязок, уменьшение числа аварий - остаются без внимания.
Инновации - это серьезно
Между тем, инновации - это действительно серьезный инструмент. В том, что касается развития интернет-стартапов, их мощь раскрывается в полной мере: победителя от проигравшего отличает не качество сервиса и объем вбуханных средств, а новизна концепции и умение возбуждать любопытство.
Но я все равно против создания надуманных решений надуманных проблем: именно потому, что инновации - это серьезно, их применение должно быть оправданно. Уважение нужно заслужить. Полезность нужно доказать. Людям нужна суть; им нужен процесс. Они хотят решать глубокие хронические проблемы и концентрироваться на методах, дающих долгосрочные результаты. Поверхностный и однобокий подход не может быть принят ими, а значит, использование такого подхода автоматически отдаляет искателей счастья, денег, успеха, свободы
или почестей от своих целей.
А в чем тогда заключается глубокий подход?
Очевидно, в некотором пренебрежении опасностью и долгосрочном мышлении. Чтобы успешно развить никем не изученный рынок, нужно использовать метод “мозгового штурма”, чтобы составить обширный список возможных применений новых технологий, затем все их проверить (но не тратя на эту проверку слишком много ресурсов, поскольку большинство вариантов окажутся неудачными), и затем, остановившись на особенно удачных направлениях, составить на основе того, что вы узнаете, план дальнейшего развития.
Это - алгоритм инновационного бизнеса.