Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Компания, которая работает правильно


Не хочу никого разочаровать, но имхо, то, что делают большинство - это не работа. Это рабство чистой воды. Или даже если и не рабство, то бесцельный труд, что ненамного лучше.

Между яппи, фрилансерами и дауншифтерами постоянно возникают споры: как надо работать, чтобы всем было хорошо. Дело вкуса, на самом деле, тут не о чем спорить. Что на самом деле имеет смысл обдумать - так это то, какие цели преследует процесс “работы” и насколько эффективно эти цели должны выполняться.

Основные цели - это:

  • производство ценности,
  • адекватное возмещение,
  • профессиональное развитие,
  • получение удовольствия...

...и ничего больше. Правильная компания преследует эти цели и игнорирует остальные.

Типичный пример неправильной компании - любая “пирамида”.

Типичная правильная компания - Ройбер.

Почему? Объясняю.

Под “производством ценности” я имею в виду действие, которое приводит к преумножению полезного в обществе. Важно понимать, что это понятие комплексное, то есть учитывающее ВСЕ вовлеченные ресурсы, даже такие эфемерные, как удовлетворенность работников и лояльность потребителей.

Правильная компания жонглирует своими ценностями, ловя момент и конвертируя их друг в друга с повышением количества и качества. Это напоминает биржевые торги: когда выше всего курс деньги/внимание - покупаем внимание, потом, например, конвертируем его в лояльность, ждем ее роста и снова переводим в деньги, получив прирост 200-300%, который можно направить на производство более качественного продукта.

Пожалуй, Максим понимает это как никто другой. Достаточно почитать его блог.

Неправильная компания всегда следует одной схеме, неважно какой (деньги - продукт, например). У нее отсутствует та самая “гибкость”, о которой говорят в бизнесе: создавая ценность, нужно учитывать, что в процессе задействовано гораздо больше ресурсов, чем кажется, и использовать их рационально.

Под “адекватным возмещением” я имею в виду удовлетворение внутренних ожиданий работника. Сегодня много говорят о “потребительских ожиданиях”: мол, бизнес должен удовлетворять требования рынка, и тогда он будет успешен. Это верно, но есть и вторая сторона медали. Производители - тоже своего рода потребители; со своей стороны, их тоже можно обобщить в рынок.

Правильная компания понимает эту двустороннюю связь и свою задачу: связать рынок тех, кто хочет потреблять, с рынком тех, кто хочет производить, наладив эффективную схему общения между ними. Такова структура правильной компании: она налаживает и развивает канал обмена важными ресурсами между 2 (3? 4?) рынками-источниками. Работники довольны тем, что делают, покупатели довольны тем, что получают, а организатор сего канала отделяет себе небольшую часть ресурсов за его подержку, регулирование и расширение. Тот же бартер, только в большем масштабе.

Неправильная компания эту связь не понимает: чаще всего один из источников не воспринимается как рынок и затрачивает свои ресурсы быстрее, чем прочие; либо в канале слишком много потерь. Баланс нарушается, источник иссякает, канал перестает существовать. Пример тому - завышенные цены и халтурная работа (эксплуатация рынка потребителей, который в итоге иссякнет: люди просто перестанут покупать), экономия на зарплате, комфорте и желаниях работников (эксплуатация рынка производителей, которые в итоге просто все уволятся), слишком жадный управленческий состав (эксплуатация всех рынков: постоянное “вынимание” денег из бизнеса за счет источников).

Под “профессиональным развитием” я имею в виду возможность “научиться новому в потоке рутины”. Время течет быстро, и постоянное освоение новых умений является едва ли не единственным конкурентным преимуществом. Конечно, есть профессии, которые не требуют роста квалификации; есть очень узкие ниши, специалисты в которых практически не опасаются конкуренции; и есть талантливые люди, которые просто делают свое дело. Но если вы не принадлежите к их числу, нужно постоянно расти.

Хорошая компания понимает и поощряет рост своих работников. При этом обычно хочется, чтобы люди чувствовали себя одним целым с компанией, чтобы не уходили, вырастая. Но дерево ведь не ограничивает рост своих ветвей и не боится сбрасывать семена? Так же должна вести себя и компания: гибкая, живая, органическая система.

Плохая компания строится как большой механизм. Каждый человек в ней - функция, ограниченная в возможностях и правах. Все заменяемо. Рост невозможен, на работу принимаются не семена, которые нужно тщательно выращивать, а готовые детали.

Под “получением удовольствия” я понимаю собственно получение удовольствия :) “Фан”. Энтузиазм. Если от работы не “прет”, это не работа. Часто в рекламе показывают обычных людей, которые на выходных превращаются во что-то фантастическое: в экстремалов, любителей чего угодно, спортсменов. Показывают, как они дышат полной грудью, как счастье распирает их изнутри. Но эта реклама, на самом деле, говорит совсем о другом: о том, что эти люди не дышат полной грудью и не счастливы на работе.

Правильная компания понимает, что работа для некоторых людей — высшее счастье. Она обеспечивает все возможности для того, чтобы человек занимался работой как можно больше и как можно продуктивнее: не потому, что это ей “выгодно”, а потому, что “фан” - это тоже один из продуктов компании. Часто ли вы встречаете (кроме Гугла, конечно) компанию, работа в которой считается удовольствием?

Мне, считаю, жутко повезло. Я нашел Ройбер. А сейчас еще и начал развивать наш коворкинг-офис.

Неправильнаякомпания, как можно понять из вышеописанного, никакого кайфа не предоставляет. Иногда она может позволить себе компенсировать работникам недостаток душевного удовлетворения материальными благами: деньгами, скидками, корпоративками и прочим. Но не всем. Иногда в такой компании считается престижно работать. Но не в каждой. В общем, не угадаешь. Да и удовольствия так и так не будет.

Вот такая идеология. Судя по ней, процентов этак 90% (на глаз) всех компаний - полная ерунда. Но если вы НЕ считаете свою компанию плохой - что, давайте поспорим? :)

С уважением, Алексей Глазков.


В избранное