Виртуальная среда, подобная описанной в первой заметке серии, в общем случае не является эффективной. Здесь правы те, кто говорил о проблемах удаленного общения: никакая виртуальность, даже квазиреальная, не заменяет естественных коммуникаций, визуальных и физических контактов, ощущения присутствия. Но у нее есть другие, более интересные плюсы.
В первую очередь - это влияние. Незаметное, но значимое.
Дело вот в чем: “реальные” компании ограничены в пространстве. Даже компании масштаба Яндекса, имеющие возможность “выписывать” специалистов из других городов, ограничены затратами на их переселение. Большие, гордые, мощные, они постепенно “выедают” всех менее крупных животных из своего ареала обитания.
Неспроста аутсорсинговая модель работы и специалисты-телеворкеры привлекают все больший интерес бизнес-сообщества: в этом случае проблемы с “внедрением” специалистов - минимальны. Эффективность же их работы падает незначительно; все-таки, выбор больше, и вероятность найти ответственного и самоорганизованного работника не так уж мала.
Да, часто подобные поиски требуют более серьезного отношения (простым поручением кадровым агентствам или хантингом в конкурирующем “прайде” уже не отделаешься), но результат стоит того. Особенно если учесть, что хорошего специалиста запросто можно найти и на периферии крупных городов, где его средний оклад намного ниже.
Периферийный телеворкер - это, по сути, “ягненок”, который не понимает, что его скупают за сумму, процентов на 10-50 меньшую рыночной цены. Но это тот ягненок, который в итоге займет основную долю внимания “львов”.
Да и вообще, какая разница, сколько получает каждый из участников Virtual Coworking, если все вместе они работают достаточно эффективно, довольны своей работой и понимают важность своего существования для бизнеса?
Во вторую очередь - это инициатива. Вторая ступень в пирамиде делового мира: поиск смыслов, генерация и трансляция идей.
Эту ступень Костя Бочарский назвал “инспиралогия”: создание информации, способной инициировать процесс рождения другой информации, новой идеи и в итоге - стартапа. История показывает, что в подавляющем большинстве случаев подобная информация производится в неформально-виртуальной атмосфере: тренды типа “превед медвед!”, “web 2.0”, “коллаборативной фильтрации” или “коворкинга” начинаются с игры слов и создания нового интересного термина, который вирусным путем самостоятельно раскручивается либо в культурный сдвиг, либо в новый социальный тренд.
Так что, в итоге, мы еще не знаем, кто кем управляет. Крупные “львы” - еще не пастухи, а значит, вынуждены подчиняться взбрыкам коворкеров-”ягнят”. Куда пойдет наше овечье стадо, туда и потянутся эти хищники.