Проект "Эффективный человек": Коворкинг - не место для того, чтобы наживаться на фриланс
Бурное развитие событий, да еще и в позитивном направлении - это всегда хорошо. Вот только времени это отнимает совершенно дохрена :) Так что не исключено, что закончив серии про семью и "7 причин" и опубликовав еще пару постов о развитии Ройбера и коворкинга, я плотно возьмусь за анализ эффективности тайм-менеджмента. GTD уже читано, так что старт есть.
Но сейчас хочу написать о другом. Дима Баканев, очень неплохой копирайтер, недавно задал нам несколько вопросов о коворкинге и нашей “Башне”. Вопросы и ответы (правда, от моего лица) оформлены в виде интервью; вот его я и хочу тут выложить. Кое-что уже было выложено на Хабре, но все равно прочитайте, это интересно.
Киев и Москва, Ростов и Екатеринбург — эти города объединяет то, что в них уже открылись или скоро откроются коворкинг-офисы. Теперь фрилансеры и молодые бизнесмены могут выбирать: работать дома или в офисе, трудиться в одиночку или в компании. Особенно отрадно то, что один из первых офисов для фрилансеров открылся в моем городе. О главном минусе коворкинга, проблемах телефонных разговорах и о поиске помещения под офис рассказывает основатель коворкинг-офиса в Екатеринбурге, автор ресурса
effman.ru и блога fotonstep.blogspot.com Алексей Глазков. Встречайте!
— Алексей, привет!
— Привет, Дима.
— Есть несколько вопросов по вашему коворкинг-офису. Как проходит первый месяц работы? Какие есть сложности?
— Пока еще не месяц:) Но уже заметны многие проблемы, которые при теоретизировании никак не проявляются. Самые сложные пока для нас вещи - это идеология: осмысление нашего места в городе, правила “вклеивания” в бизнес-среду. Атмосфера, слава Богу, складывается без каких-либо проблем: как я и предполагал, человек либо “коворкер” по духу и он остается, либо немного другой и ему это неинтересно. С оформлением тоже вопросов не возникает: поскольку почти все места — закрепленные,
ребята моментально обустраиваются так, как им удобно. Но вот вопросы типа “чем мы должны заниматься, а чем нет” или “как нам себя подать, чтобы всем было понятно, что такое коворкинг” — то есть, выбор ниши и поведение на внешнем рынке — пока открыты.
— Как решается вопрос с телефонными разговорами? Не мешают ли участники друг другу?
— Да кто их знает:) Вроде не мешают. Пьер, выбравший самый верхний этаж, разговаривает много, но другим его не слышно. Остальные делают всего несколько звонков в день, и никаких тайн не скрывают. А если уж очень нужно поговорить - есть балкончик, или в крайнем случае коридор. Хотя, если честно, неудобство есть.
Впрочем, у нас стратегия такая: раздельная функциональность помещений. Башня - это “штаб-квартира”, приспособленная для углубленной личной работы. Следующее помещение будет приспособлено для живой работы с клиентами, следующее — для командной работы, следующее — для проведения семинаров, и так далее. Вместо того, чтобы собирать “все в одном”, думаю, правильнее раскидать: с клиентами встречаться в центре, штаб сделать на высоте, конференц — возле какой-нибудь гостиницы.
Я сторонник раздельного питания :)
— Идеологи коворкинга все как один говорят не просто о рабочих местах, а о создании сообщества фрилансеров со всеми вытекающими преимуществами: общие обсуждения, обрастание связями, выполнение заказов друг для друга. В вашей башне наблюдается такая практика?
— Конечно. Уже вовсю наблюдается. Уж что-то, а обмен опытом и совместные проекты - это то, что реализовалось на 200% из обещанного. Думаю, это основная перспектива коворкинга. Общее портфолио, общие связи, обмен заказами.
Есть такой микротренд: коллаборация, про который я не перестаю упоминать к месту и не к месту. Так вот, коллаборация, в противовес конкуренции — чрезвычайно производительная вещь, а коворкинг - это своего рода “пилотное” движение, которое ее обкатывает.
— В своем блоге ты писал что на “Башне” никто зарабатывать не планирует (в отличие от киевского проекта “Вулык”, например). Не возникает соблазна превратить это в будущем в работающий, прибыльный бизнес?
— Нет, не возникает. Что сделал молодой Ньюман в своем первом “The Hat Factory”? Разве он создал доходный бизнес? Разве Гугл купил его за то, что он собрал 20 ИТ-шников на пыльном чердаке? Нет. Ньюман увидел зарождающийся тренд и вскочил в него первым, этим его голова и ценна. А что сделали Хант и Мессина в “Citizen Agency”? “Нам было приятно создать место, где люди могут прийти и работать, создавать вещи, которые служат обществу”, — говорит Мессина. А Тор Мюллер
в “Get Satisfaction”? “Я открыл несколько таких офисов для друзей, готовых приехать и работать вместе”, — говорит он.
Коворкинг — не место для того, чтобы наживаться на фрилансерах. Это нарушает основные его принципы — такие, как сотрудничество, открытость, социальность, устойчивость и доступность. Коворкинг — это скорее open-source работа и open-source идеи, творческая и продуктивная атмосфера, сообщество профессионалов определенного склада мышления. Но ни в коем случае не бизнес.
Кому-то может показаться, что я говорю пустые и пафосные слова. Если так — попробуйте пройти наш путь, и, думаю, вы все поймете.
— Какой социальный срез жителей башни? Мужчины, женщины, молодые, не очень?
— Молодые ребята, от 20 до 30, с активной жизненной позицией. ЦА коворкинга состоит из трех категорий: это студенты, которым “интересно попробовать”, это выпускники, которым нужно найти свой образ жизни, и это молодые бизнесмены, которым нужен старт.
В основном у нас парни. Большинство, кстати — уже с планами на семью:) Девушек приводят, знакомых, показывают. А кто-то так и работает, семьей. Думаю, это своего рода показатель: когда человек понимает, чего он хочет, у него уже есть и опора в личной жизни, и планы на достижение финансового благополучия, и хорошее понимание себя, он ищет подходящие варианты. Коворкинг - вариант не хуже многих.
Как тут про нас шутят, “Гугл своими руками”, “Собираем компанию мечты на коленке”. Ну, собственно, почему нет. Главное- не переборщить.
— Есть ли те, кто приходят несколько дней в месяц, или все обитатели “Башни” — постоянные члены, выкупающие места на месяц?
— Все постоянщики. Чтобы кто-то приходил, нужна широкая известность и отлаженный порядок работы. Пока нет ни того, ни другого, мы только в самом начала процесса развития.
— Не могу удержаться, как удалось найти такое авангардное место?
— Да это не мы нашли, это ребята нашли, те, кто с самого начала нас поддерживал, интересовался.
Мы обошли кучу мест, штук 20, или около того, и под конец глаз уже так замылился, что я просто галочки в уме ставил: “1200 за метр”, “нужен ремонт”, “третий этаж” и все такое. Так что башенка ничем особенным нам как-то и не показалась. Но вот когда выкинули фото и описания на Хабр, и все однозначно проголосовали за башенку, стало ясно: это лучший вариант. И мы заехали.
— Назови, пожалуйста, минусы коворкинга, возможно неочевидные, которые проявляются уже сейчас (если они есть, конечно).
— Есть, конечно. Пожалуй, основной минус — разделение обязанностей: уборка помещения, мелкий ремонт, закупка воды и еды, расходников и канцелярии, украшение помещения. Хорошо бы тупо нанимать людей, которые все это будут делать, но это порождает шквал вопросов: кто им будет платить? кто будет следить за сохранностью вещей? кто будет контролировать качество уборки и прочего? Пока что, для нас проще все делать самим, но это, чувствую, не совсем правильно.
Конечно, вопрос легко решается нанятием офис-менеджера. Возможно, мы так и сделаем.
Другой минус — деление оплаты мест и доступности услуг. У меня до сих пор такое ощущение, что цены, например, в “Вулыке” — совершенно абстрактные, высосанные из пальца цифры. Чем стол за $250 отличается от стола за $200, кроме местоположения? И что это за безысходность такая: если не хочешь платить лишние $50, придется делить стол с соседями? Ребята как будто идут по пути не предоставления возможностей, а устранения неудобств: типа, чем ты больше платишь, тем меньше неудобств испытываешь
:) Как-то это не совсем верно.
Нужно, чтобы человек точно понимал, за что он платит дополнительные деньги. И это стоит тщательно обдумывать. Очень тщательно.