Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 25 декабря 2009 г.


25 декабря 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Евгений Примаков: С начала кризиса резко вверх пошел и размер "откатов". По отдельным контрактам "откат" достиг 40%

Из выступления Президента ТПП РФ Е.М.Примакова на заседании Правления ТПП РФ с повесткой дня О практике размещения и реализации государственного заказа и роли системы торгово-промышленных палат в ее совершенствовании
24 декабря 2009 г.

Уважаемые коллеги!
Когда в нашей стране решаются жизненно важные взаимосвязанные задачи выхода из кризиса и модернизации экономики, особого внимания требуют к себе рычаги, способные продвинуть нас в обеспечении этих целей. Среди них, безусловно, государственный заказ.
Перечисляя антикризисные меры, которые следует решить непосредственно в реальном секторе экономики, В.В.Путин назвал госзаказ. Госзаказ является серьезным средством поддержки системообразующих предприятий и социально значимых видов предпринимательской деятельности. Вместе с тем, госзаказ приобретает особую роль и в деле модернизации экономики, в решении задачи, поставленной президентом Д.А.Медведевым. Государство может не только вкладывать значительные ресурсы в развитие отечественного бизнеса, но и задавать ему ориентиры инвестиционной и инновационной политики.
Сначала несколько цифр, сопоставление которых показывает нынешнее состояние дела с государственным заказом в России. За 5 последних лет общий объем госзаказа вырос почти в 5 раз и превысил в 2009 году 4 триллиона рублей. Вместе с тем постепенно сокращается число участников торгов и одновременно растет количество контрактов с единственным исполнителем. Это приводит к колоссальным потерям бюджетов всех уровней. С начала кризиса резко вверх пошел и размер откатов. По отдельным контрактам откат достиг 40%.
Такова общая, в целом неприглядная картина. В чем, главным образом, видятся причины негативной стороны ситуации с госзаказом? Это . отбор предложений лишь по цене без должного учета качества поставок. Это . коррупционная практика, которая приводит к вытеснению участников процесса госзакупок в зону неформальных отношений. Это . необоснованный отказ (тоже, как правило, коррупционного происхождения) в допуске к участию в торгах добросовестных предпринимателей, обладающих реальной возможностью выполнения госзаказа.
Какие меры необходимы для исправления положения? Не претендуя на полный список таких мер . такова задача нашего обсуждения . назову лишь некоторые из них.
Первое. Для того, чтобы победителями тендеров и аукционов не становились недобросовестные фирмы-исполнители, необходимо внести незамедлительно поправки в нормативные акты, в том числе и в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие санкции не только к махинаторам, но также к госслужащим, уличенным в лоббировании финансовых интересов прикормленных компаний.
Однако одни административные меры не приведут к желаемому результату. Нужно внедрять практику привлечения независимых экспертных структур с целью обеспечения качества товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Причем, речь идет о независимой экспертизе на всех этапах осуществления госзаказа: размещение, выполнение и приемка. С помощью независимых экспертов должны, прежде всего, отсекаться те участники тендеров и аукционов, которые не в состоянии обеспечить работу и рассчитывают на перепродажу своего выигрыша.
Важной частью таких экспертных структур должна стать система торгово-промышленных палат. Эффективность такого участия показала практика 2006-2008 годов, когда наша система в лице Союзэкспертизы и территориальных ТПП проводила контроль качества продовольствия и вещевого имущества для нужд российской армии. В результате экспертной работы, проведенной во всех военных округах и на флотах Минобороны, поставляемое по госзаказу, некачественное продовольствие сократилось с 48,2% от общего проверенного объема в 2006 году до 7,9% в 2008. За этот же период в 3 раза сократились некачественные поставки по вещевому имуществу. Однако в 2009 году Минобороны, ранее признававшее эффективность независимой экспертизы, прекратило ее осуществление.
Во время встречи Президиума ТПП России с президентом Медведевым нами был поднят вопрос о необходимости осуществления независимой экспертизы на различных стадиях госзакупок, если сумма контракта превышает 50 млн.рублей. Президент согласился, что это нужно внедрить, но пока такого движения не осуществляется.
Между тем, ряд территориальных торгово-промышленных палат подписали соглашения с региональными или муниципальными властями об участии в экспертизе качества товаров, оборудования, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд. Продвинулись в этом плане Алтайская ТПП, Южно-Уральская ТПП, ТПП Краснодарского края, Московская ТПП, ТПП Самарской области, ТПП Республики Татарстан, Волгоградская ТПП, Вятская ТПП, Кузбасская, Новороссийская палаты, Дмитровская межрайонная торгово-промышленная палата, другие.
Хотел бы обратить ваше внимание в этом плане на следующее. Во-первых, нужно отработать механизм участия наших палат в предварительном квалификационном отборе. Знаю, что есть возражения против предконкурсного отбора. Но практика показывает, что он необходим. И, во-вторых, нужны обязательные объективные критерии, которым должны отвечать участники конкурса.
Второе. Принципиально важно, чтобы госзаказ выступал в качестве мощного стимула для диверсификации российской экономики и перевода ее на инновационные рельсы.
Обнадеживающие начинания имеются в ряде регионов. Так, Санкт-Петербургская палата участвует в формировании реестра городских предприятий, предлагающих инновационную продукцию. Следующим этапом будет состыковка этих предложений с перечнем продукции, которую намеревается закупать городская администрация.
Однако на практике состыковка устремлений инноваторов с интересами государственных заказчиков очень часто пробуксовывает. Для успешного продвижения инновационной продукции необходимо разработать новые технические регламенты для различных отраслей экономики с обязательным включением в них новых требований к энергоэффективности выпускаемых изделий.
Вообще, разработке и внедрению энергосберегающих технологий торгово-промышленным палатам нужно оказывать повышенное внимание. Нам необходимо сформулировать предложения, как в целом прекратить производство товаров, не вписывающихся в современные стандарты энергоэффективности.
Третье. Госзаказ призван способствовать повышению деловой активности национального бизнеса. К сожалению, в России госзаказ еще плохо отвечает этой задаче. Приведу пример. За последние 4 года доля отечественных лекарств в госзакупках сократилась в денежном выражении с 20 до 5 процентов при постоянном увеличении бюджетных расходов на эти цели. Как известно, премьер-министр России Владимир Владимирович Путин потребовал добиться того, чтобы половина госбюджетных средств, выделяемых на лекарственное обеспечение, тратилась на российские препараты. Торгово-промышленные палаты должны принять активное участие в достижении этой цели.
Четвертое. Торгово-промышленным палатам совместно с федеральными, региональными и муниципальными властями необходимо усовершенствовать меры по расширению участия малого и среднего предпринимательства в выполнении госзаказа. В Сургуте, Пятигорске, Старом Осколе, ряде городов Подмосковья большая часть средств, выделяемых муниципальными бюджетами на госзакупки, размещается среди малых и средних предприятий. Однако, в целом, государственные заказчики игнорируют норму закона, обязывающую их размещать от 10 до 20 процентов годового объема поставок и услуг у субъектов малого бизнеса. Во многих регионах этот показатель не превышает 2-х процентов. Кроме того, нет реального механизма учета этих процентов.
Торгово-промышленным палатам следует уделить особое внимание подключению к госзаказу малых предприятий в моногородах. Это одна из возможностей решать проблему безработицы, когда кризис выдавливает людей из предприятия, от которого зависит вся жизнь в таком городе. ТПП должны помочь и в выборе профиля создаваемых малых предприятий. Потребность в этом есть. Так, например, жители южноуральского Златоуста начинали создавать малые предприятия по кустарной выплавке чугуна для производства решеток на окна. Такое заимствование опыта Китая времен большого скачка, конечно, неприемлемо.
Территориальные и особенно муниципальные торгово-промышленные палаты, функционирующие в моногородах, должны предлагать и принимать участие в проектах, которые предполагают создание новых рабочих мест в востребованных сферах. Немаловажное значение также имеет организация переподготовки всех желающих работников. Ведь это тоже важные составляющие госзаказа.
Пятое. Сеть торгово-промышленных палат обязана посвятить свою деятельность и такой сфере как внедрение системы электронных торгов. Решение этой задачи позволит серьезно продвинуться в повышении эффективности и прозрачности закупочных процедур. Два года назад, как вы помните, мы рассматривали эту проблему на заседании Президиума Правления ТПП России. Однако кардинальных сдвигов с того времени не произошло. Между тем, электронная коммерция во всем мире стремительно набирает обороты и уже через 2 года объем онлайновых продаж превысит 500 миллиардов долларов.
Как известно, через год, к 1 января 2011 года в нашей стране планируется запустить Единый общероссийский портал для госзакупок, на котором будет размещаться информация о всех тендерах и аукционах, объявляемых на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Однако до этого времени предстоит обкатать механизм электронной торговли и снять все нерешенные вопросы на пилотных площадках. ТПП должны участвовать в этой необходимой предварительной работе. Заслуживает внимание предложение Московской фондовой биржи о создании в каждом федеральном округе не менее 2-3-х электронных площадок, на которых можно было бы проводить специализированные торги для субъектов малого и среднего бизнеса.
Шестое. Важной задачей системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации является привлечение отечественных бизнесменов к участию в международных конкурсах и тендерах, что даст возможность нашим предпринимателям расширить свое присутствие на зарубежных рынках. В этих целях территориальным палатам следует прежде всего интенсифицировать усилия по сертификации российских предприятий на соответствие международно-признанным стандартам менеджмента качества. К сожалению, приходится констатировать, что в последнее время внимание к данной проблеме ослабло, а между тем даже среди организаций оборонно-промышленного комплекса такую сертификацию успешно прошло лишь каждое десятое предприятие. Значимость этой работы совершенно не зависит от того, когда и каким образом Россия будет вступать во Всемирную торговую организацию.
Завершая свое выступление, хотел бы поздравить всех присутствующих с наступающим Новым 2010 годом и пожелать крепкого здоровья, успехов в труде, личного и семейного благополучия.


Выскажите свое мнение


В избранное