Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 1 декабря 2009 г.


1 декабря 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Получение налоговых преференций Shtokman Development AG добьет российское машиностроение

 

1 декабря состоялось совместное заседание рабочих групп по совершенствованию правового регулирования освоения шельфа арктических и дальневосточных морей и по развитию законодательства в сфере недропользования Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В заседании рабочей группы приняли участие представители компании Shtokman Development AG, которые добиваются получения налоговых преференций. Ситуацию с налогообложением проектов на континентальном шельфе прокомментировал президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.

- Первый раз о попытке компании Shtokman Development AG получить налоговые преференции общественность узнала ровно год назад, когда 9 декабря 2009 года исполнительный директор компании Shtokman Development AG Юрий Комаров, выступая в Госдуме на парламентских слушаниях по проблемам правового обеспечения освоения континентального шельфа предложил освободить от НДС импортное оборудование, используемое для разработки Штокмана и производства сжиженного природного газа (СПГ). Кроме того, Юрий Комаров предложил обнулить ставку НДПИ для континентального шельфа, освободить имущество на шельфе от налога на имущество, и включить СПГ в перечень видов топлива, не облагаемых таможенными пошлинами.
Для того, чтобы понять последствия этого шага, необходимо вспомнить Приразломное месторождение, где оператор добился обнуления ввозных таможенных пошлин и снятия НДС на импортное оборудование, чем поставил в неравные условия отечественного товаропроизводителя.
Освоение российского континентального шельфа предоставляет серьезные возможности для развития промышленности. Строительство масштабных объектов требует значительного количества грузовых автомобилей, дорожно-строительной техники, различного оборудования для береговых и морских сооружений.
Согласно Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции" операторы проектов по освоению российского континентального шельфа должны использовать не менее 70% российского оборудования и услуг. Режим СРП активно критиковался, поэтому Приразломный и Штокмановский проекты реализуются без СРП. К сожалению, под аккомпанемент критики режима СРП, "вместе с водой выплеснули и ребенка", забыв о 70% норме для отечественной промышленности. Ни в Приразломном, ни в Штокмановском проектах нет никаких нормативов участия российской промышленности.
Отсутствие нормативов для национальной промышленности противоречит мировой практике. Так, меджлис Ирана принял закон, обязывающий при разработке нефтегазовых месторождений использовать не менее 50% иранской продукции и услуг. Именно жесткая норма закона заставляет иностранных операторов создавать в Иране совместные производства и вкладывать средства в развитие иранской промышленности. Норвегия и Китай смогли увязать доступ к природным ресурсам условиями, вынуждающими недропользователей развивать промышленность в этих странах. Шельфовые проекты позволили Норвегии "с нуля" создать и развивать машиностроительный комплекс.
Российская Федерация имела развитое машиностроение задолго до того, как в упомянутых странах создавались первые образцы оборудования для нефтегазового комплекса. Несмотря на это, оператор проекта ООО "Севморнефтегаз" получило право ввоза импортного оборудования без таможенных пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта. Сейчас аналогичные преференции для импортных поставщиков планирует получить оператор Штокмановского проекта - Shtokman Development AG.
Ситуация с российским наполнением проектов на континентальном шельфе не может не вызывать опасений. Для Приразломного проекта в Россию ввезли устаревшую и списанную платформу Hutton TLP. Для Штокмановского проекта в 2007 году "Газпром" заказал Выборгскому заводу две платформы на сумму более двух миллиардов долларов США. Сумма контракта и название российского завода широко анонсировались Газпромом, но умалчивалось, что более половины (по оценкам экспертов более 70%) этой суммы уйдет за рубеж. В связи с изменением курса доллара Газпром еще вынужден будет проводить доплату для иностранцев.
Поэтому представители исполнительной и законодательной власти должны понимать, что в условиях снятия обязательных норм участия российской промышленности в Штокмановском проекте, предоставление налоговых преференций Shtokman Development AG добьет российское машиностроение.

Справка
3 декабря в Москве состоится четвертая ежегодная конференция "Оборудование для работы на шельфе", информационным партнером которой выступает Агентство нефтегазовой информации. В работе конференции примет участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, организовавший в АНГИ он-лайн конференцию по проблеме обеспечения ТЭК оборудованием российского производства. На конференцию приедет и директор департамента Минпромторга Виктор Семенов, который также сотрудничал с нашим агентством.
Кроме того, на конференции выступит депутат Государственной Думы, президент Союза производителей строительно-дорожной
техники Георгий Лазарев, руководители ОАО "КамАЗ", концерна "Тракторные заводы", "Российские вертолеты", Волгоградский завод буровой техники и других потенциальных поставщиков Штокмановского проекта.

 

Источник: Агентство нефтегазовой информации

 



Выскажите свое мнение


В избранное