Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 12 апреля 2008 г.


12 апреля 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Комитет Вагита Алекперова подготовил предложения к Концепции долгосрочного социально-экономического развития России

В соответствии с решением Бюро Правления РСПП от 19 марта 2008 года в рабочих и консультативных органах Российского союза промышленников и предпринимателей проходит обсуждение проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. Представляем читателям предложения Комитета РСПП по энергетической политике к ряду разделов этого документа.
 
Комитет РСПП по энергетической политике
 
Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах
 
Проект концепции определяет стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития страны без конкретизации предполагаемых законодательных и (или) административных мер, направленных на достижение заявленных результатов, в том числе по отраслям экономики.
В этой связи представляется важным вопрос о безусловной выполнимости закладываемых в концепцию ориентиров с учетом проводимой государством политики, основанной на соблюдении декларируемых принципов взаимоотношений с субъектами предприниматель! ской деятельности (свобода конкуренции, прекращение избыточного государственного регулирования экономики, расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке экономических решений и др.), по развитию (созданию) как общих рыночных механизмов, так и нормативно-правовому регулированию и формированию стимулов в отдельных секторах (отраслях) экономики.
Анализ концепции свидетельствует о наличии определенных противоречий между содержанием документа и решениями органов государственной власти, принятыми или подготавливаемыми к принятию в настоящее время, последствия которых по временному горизонту будут распространяться на все этапы, предусмотренные концепцией.
В частности, достижение стратегической цели концепции (определенного уровня экономического и социального развития) основывается на обеспечении лидерства России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков (раздел 1.3 концепции). Данное конкурентное преимущество достигается, в том числе, за счет высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса.
Одним из направлений перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, по замыслу авторов документа, является создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (раздел 1.4 концепции).
При этом одними из ключевых принципов, на которых будут строиться отношения государства и субъектов предпринимательской инициативы, являются формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики и безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании.
Достижение целевых ориентиров по развитию минерально-сырьевой базы - фундамента, гарантирующего стабильность доходов и обеспечивающего России конкурентные преимущества в традиционных сферах, - требует значительного усиления мотиваций недропользователей к долгосрочному освоению и разведке месторождений, стимулирования формирования слоя пионерных компаний по разведке и подготовке месторождений.
В данном случае имеется явное противоречие между декларируемыми в концепции принципами и содержанием законодательных инициатив, рассмотренных в апреле с.г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ. В частности, речь идет о законопроектах 455348-4 О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, 455354-4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.
Позиция Российского союза промышленников и предпринимателей, изложенная в обращении к Председателю Государственной Думы Грызлову Б.В. от 02.04.2008, заключается в следующем.
Вмешательство государства в хозяйственную деятельность, в том числе путем регулирования доступа иностранных лиц и групп лиц к рынкам товаров и услуг, должно ограничиваться сферами, критически важными для национальной безопасности, и теми секторами, где горизонт стратегических решений и сроки окупаемости инвестиций превышают текущие возможности частного бизнеса. Однако, по сути, перечень видов деятельности, на которые распространяются существенные ограничения, необоснованно расширен. Данное обстоятельство прямым образом отразится на инвестиционном климате России и затронет сложившиеся механизмы торговли активами, акциями предприятий. Можно с уверенностью предположить, что ограничения на покупку акций и долей публичных стратегических предприятий в условиях неопределенности норм рассматриваемых законопроектов и отсутствия ряда решений Правительства Российской Федерации, необходимость принятия которых установлена этими законопроектами, будут иметь негативное влияние на рыночную стоимость акций таких предприятий, обращающихся на рынке, приведет к общему снижению капитализации российской экономики.
Таким образом, одновременно с декларациями о создании условий для развития сырьевой базы и производственных фондов ТЭК, функционирования энергетических компаний разных форм собственности нивелируется мотивация негосударственных предприятий к проведению геолого-разведочных работ, создаются предпосылки для монополизации несколькими компаниями разработки крупных месторождений нефти, газа и ряда других полезных ископаемых. Например, к шельфовым месторождениям углеводородного сырья допускаются только три существующие в настоящее время государственные нефтегазовые компании. Можно предположить, что монополизация деятельности, связанной с освоением недр континентального шельфа России, не будет способствовать повышению эффективности использования природных ресурсов, внедрению перспективных технологий добычи, транспортировки и переработки нефти и газа на принципах открытой конкурентной борьбы. Не декларируемое, а реальное применение таких принципов на внутреннем рынке будет содействовать работе отечественных компаний в условиях жесткой конкуренции и на глобальных рынках, поскольку, как правильно отмечено в концепции, именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.
Кроме того, по нашему мнению, установление в концепции целевых значений показателей (объемы производства и потребления электроэнергии, добычи и переработки нефти, газа, экспорта сырья и готовой продукции, уровень энергоемкости ВВП и т.д.) нуждается в согласовании со специальными документами, в частности, с Энергетической стратегией России на период до 2020 года (проектом ЭС-2030), Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года и др. Синхронизация сценарных условий и ряда ключевых параметров (прирост геологических запасов углеводородов, объемы инвестиций, структура топливно-энергетического баланса и др.) позволит снизить риск невыполнения фактических показателей и избежать необходимости существенной корректировки концепции в период после ее утверждения.
 
Развитие конкурентных преимуществ в транспортной и энергетической инфраструктуре (раздел 5.3)
 
1.     Развитие железнодорожного и трубопроводного транспорта, транспортной инфраструктуры не должно приводить к постоянному и значительному росту транспортной составляющей, что в большой мере влияет на экономическую эффективность поставок продукции на экспорт и внутренний рынок и приводит, в том числе, к росту розничных цен на горюче-смазочные материалы.
2.     Целесообразно выделение вопросов развития транспортной инфраструктуры в районе Северного Каспия, Астраханской области и Калмыкии в связи с планируемым началом и дальнейшим резким ростом добычи нефти и газа в этих районах, строительством новых и расширением действующих предприятий нефтехимии.
3.     Предлагаем дополнить Приоритетные направления развития в нефтегазовом комплексе абзацами следующего содержания:
- стимулирование разработки малых месторождений нефти и газа, а также добычи нефти на истощенных месторождениях и на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами;
- стимулирование инвестиций в разработку отечественных инновационных технологий, позволяющих осуществлять разработку морских месторождений нефти и газа на континентальном шельфе и в условиях Арктики.
 
! Экология, охрана окружающей среды
 
1) Несмотря на то, что законодательными и исполнительными органами государственной власти активизирована деятельность по разработке конкретных правовых регуляторных механизмов по снижению негативной нагрузки на окружающую среду в период 2008-2012 гг., в разделе 2 концепции Этапы инновационного развития отсутствуют целевые ориентиры в области снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Отсутствие таких ориентиров в основополагающем документе социально-экономического развития страны позволит и далее ключевым показателем эффективности работы органов исполнительной власти, координирующих и контролирующих деятельность в области охраны окружающей среды, считать объем собираемых платежей. Практика последних лет демонстрирует, что увеличение собираемости природоохранных платежей автоматически не приводит к снижению негативной нагрузки на окружающую среду. Такое положение не стимулирует органы государственной власти к выработке действенных и прозрачных механизмов, ориентирующих природопользователей к внедрению лучших мировых и российских природоохранных практик, экологически чистых технологий.
Представленные в концепции этапы инновационного развития не содержат индикаторов улучшения качества окружающей среды. В частности, последние три года Мировым банком реконструкции и развития (МБРР) для стран со значительной сырьевой составляющей в качестве ключевого применяется не только показатель ВВП, но и показатель Истинных внутренних сбережений, который соответствует разнице между ВВП и показателями истощения природных ресурсов и ущерба окружающей среде. Так, в 2005 году в России данный показатель составлял -4,4 (к примеру, в США - 4,2, Украине . 12).
2) Представляется оправданным, по аналогии с другими направлениями социально-экономического развития России, изложенными в концепции, синхронизировать раздел 3.9 Экологизация и экология человека с тремя основными этапами инновационного развития, установив по ним ключевые показатели снижения негативного воздействия на окружающую среду:
- уровень утилизации попутного нефтяного газа;
- объем утилизации накопленных отходов;
- объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные источники, в том числе питьевого водоснабжения;
- уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3) Дополнить раздел 3.9 абзацем следующего содержания: Введение экономических механизмов, стимулирующих природопользователей к сокращению негативного воз! действия на окружающую среду и способствующих модернизации производств на основе наилучших существующих технологий:
- введение принципа зачета природоохранных платежей при выполнении мероприятий по достижению технологических нормативов на уровне наилучших существующих технологий;
- предоставление налоговых льгот, в частности, по налогу на имущество по фондам природоохранного назначения;
- применение эколого-экономических механизмов Киотского протокола.
 Приведенные положения также целесообразно включить в соответствующие разделы по совершенствованию налоговой, страховой деятельности и другим направлениям, изложенным в концепции.
 
Альтернативная и возобновляемая энергетика (раздел 5.3)
 
Одной из задач, о! пределяемых концепцией, является увеличение объемов производства элект роэнергии за счет внедрения (использования) альтернативных возобновляемых источников энергии. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью сокращения негативного воздействия на окружающую среду в связи с ужесточением норм выбросов и стремлением заместить истощаемые источники энергии (преимущественно углеводородные) возобновляемыми экологически чистыми источниками в энергобалансе.
         В развитие данной задачи предлагается следующее:
1) Принятие законов и подзаконных актов для создания благоприятных условий строительства электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии.
В последнее время наблюдается значительный прогресс в использовании альтернативных возобновляемых источников энергии в мире, который был достигнут как в развитых, так и в развивающихся странах, что явилось следствием активной законодательной поддержки и экономического стимулирования со стороны правительств этих стран.
Ряд шагов был предпринят и в Р! оссийской Федерации. Так, 4 ноября 2007 г. принят Федеральный закон 250-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России, вносящий существенные изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 35-ФЗ Об электроэнергетике. В частности, в новом законе предусмотрен механизм поддержки производителей электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии. В тоже время все конкретные нормативные акты должны быть разработаны Правительством. Приходится констатировать, что до настоящего времени не осуществляется реальной поддержки и стимулирования развития нового сектора экономики, что ведет к существенной задержке в реализации проектов в области возобновляемой энергетики, а иногда и полному прекращению работ.
Поэтому для начала реального развития этого направления в стране и достижения целевых показателей необходимо определить основные направления государственной политики в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, а также варианты и методы административной и экономической поддержки со стороны государства.
2) Целевые показатели использования альтернативных возобновляемых источников энергии.
В концепции указано, что для достижения целевых параметров развития необходимо добиться расширения производства электроэнергии на основе альтернативных возобновляемых источников (с 0,5 млрд. кВт ч в 2007 году до 10-20 млрд. кВт ч в 2020 году и 50-70 млрд. кВт ч в 2030 году (2-3% всего производства электроэнергии)).
Данные показатели достаточно скромные по сравнению с мировыми достижениями на сегодняшний день, не говоря уже о грандиозных планах в этой области. В соответствии с RENEWABLES 2007 Global Status Report на электростанциях, использующих ВИЭ (без учета ГЭС), в 2006 году было произведено 3,4 процента от общего объема электроэнергии в мире. На одних только ветроэлектростанциях (ВЭС) в мире в настоящий момент производится более 1 процента электроэнергии.
Поэтому для динамичного развития этого направления следует определить реальные целевые показатели, которые способствовали бы последовательному приближению к общемировым показателям в обозримой перспективе. Более того, целевые показатели должны быть дифференцированы по различным видам источников энергии и по регионам.
3) Остальные замечания, приведенные ниже, носят более специальный характер:
- в концепции должны быть установлены целевые показатели по использованию альтернативных возобновляемых источников энергии для горячего водоснабжения и обогрева, что может дать значительный эффект при меньших затратах;
- само понятие альтернативных возобновляемых источников должно быть более детально определено. В настоящей редакции имеется упоминание о солнечной и приливной энергетике, а также о биотопливе. Хотя, по мнению экспертов, в России более перспективны с коммерческой точки зрения в настоящее время малая гидроэнергетика и ветроэнергетика;
- необходимо заложить возможности использования механизмов Киотского Протокола для реализации проектов в области альтернативной возобновляемой энергетики.
 


Выскажите свое мнение


В избранное